Что такое дацан – особенности буддийских храмов тибетской школы

Словарь-Энциклопедия по Буддизму и Тибету

  • Даца́н (тиб. གྲྭ་ཚང་, монг. дацан, бур. дасан, хийд, тув. дассың) — буддийский монастырь-университет у российских бурят. В тибетской традиции дацанами называют отдельные «факультеты» буддийских монастырей.
  • Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Дацен— монастырь бурят-буддистов в Восточной Сибири, служащий местопребыванием ламайского духовенства и являющийся как бы центром прихода. Официально возникновение Д. относится к 1773 г., когда бурятам разрешено было в каждом роде иметь свой Д. и узаконенное число духовенства. В 1773 г. был построен Ходонский Д., в 1783 г. Тугнуйский. В 1795 г. был основан Анинский Д., в 1811 г. Агойский, в 1821 г. Цугельский. В 1822 г. у бурят, по официальным сведениям, считалось 19 Д. с 2532 ламами. По сведениям, доставленным самим ламайским духовенством в 1846 г., у бурят насчитывалось тогда 34 Д., 144 отдельных храма и 4509 лам. Высочайше утвержденное 15 мая 1853 г. Положение о ламайском духовенстве Вост. Сибири установило штат из 34 Д., одного бандидо-хамбы, или первенствующего ламы, 34 шуретуев, или настоятелей Д., 216 лам и 34 бандий и ховараков. Сооружение новых Д. строго воспрещено. Из этих 34 Д. два (Тункинский и Аларский) находятся в Иркутской губернии, остальные — в Забайкальской области. Резиденцией бандидо-хамбы служит Гусиноозерский дацан (см.); при этом Д. различные мастерские и буддийская школа с 10-летним курсом, в которой изучаются языки монгольский и тибетский, тибетская медицина, астрономия с астрологией, буддийское богословие и философия.

     

    Предложения со словом «дацан&raquo

    • Джиды, остался бурятский дацан – буддийский монастырь.
      Владимир Обручев, От Кяхты до Кульджи: путешествие в Центральную Азию и китай. Мои путешествия по Сибири
    • Раньше ламы, – продолжал дарга, – положительные аномалии найденные с помощью таких вот рамок, считали святыми, на таких местах строили дацаны.
      Юрий Липовский, Найди свой камень, 2017
    • В этом дацане побывали наши главные российские правители.

    Что это такое

    В обиходе так часто называют храмы тибетской линии буддизма.

    Однако в традиции гелуг в Тибете дацаном называется какой-либо университетский факультет при буддийском монастыре. Обычно это философский и медицинский факультеты, а в некоторых бывает и тантрический. Его особенностью является то, что поступить на него можно только пройдя обучение на философском.

    Так как учёба занимала длительный период, обычно родители отдавали ребёнка в монастырь в раннем детстве.

    Некоторые тибетские дацаны по размеру занимаемой территории и количеству членов монашеской сангхи в десятки тысяч послушников были сравнимы с небольшим городом. Таковы, например:

    • Гаман,
    • Гумбум,
    • Сэра.

    Российские буддисты тоже в большинстве своём придерживаются тибетской ветви буддизма, но исторически сложилось так, что дацаны были только в Бурятии. Свою историю они ведут с 1773 года, когда каждому бурятскому роду было разрешено иметь свой храм.

    Раньше культ отправляли в юртах из войлока, где располагались разрозненные молельни и сумэ – так у монголоязычных народов называется малый храм, обычно посвящённый какому-то одному божеству.

     

    Иволгинский дацан

    Храмы, соборы, мечети 10 апреля
    Иволгинск: полезная информация
    • Информация о городе
    • Карта Иволгинска
    • Куда сходить
    • Забронировать отель в Иволгинске
    • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
    • Отзывы туристов
    • Фотографии Иволгинска
    Сергей Кузнецов” data-onlyopen=”1″>

    Центр духовной и культурной жизни Бурятии, архитектурный памятник, ключевая достопримечательность республики — все это об Иволгинском дацане. Дацан — буддистский храмовый комплекс, включающий в себя монастырь, университет, а также другие религиозные объекты.

    Иволгинский дацан занимает почетное первое место среди буддистских храмов в России. Его полное название на тибетском языке звучит так: «Риво Гандан Геже Даши Чойнхорлин», что переводится как «Обитель Совершенного Колеса Учения, Горы, Приумножающей Добродетели Тушиты». Все гости дацана отмечают, что на территории храма чувствуется успокоение, радость и положительные эмоции. Кроме того, стоит побывать в Иволгинском дацане хотя бы потому, что его архитектура уникальна, она имеет большое значение для культуры России.

    История дацана
    Неожиданно для многих после окончания Великой Отечественной войны власти пошли на небольшие уступки. И хотя в восстановлении старинных дацанов XVIII века буддистской общине было отказано, власти выделили ей землю в болотистой местности, неподалеку от поселка Верхняя Иволга, в 30 километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ. Одна из зажиточных бурятских семей пожертвовала под храм собственный небольшой дом. Он обустраивался силами добровольцев и лам, также неожиданно амнистированных после войны. Именно из этой постройки впоследствии вырос Иволгинский дацан.
    «…Он был построен, когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать ее…» — писал о дацане Далай-лама XIV.
    «Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хиид» — так полностью звучит название дацана на бурятском и переводится как «монастырь, где вращается колесо учения, полное радости и приносящее счастье». В тибетской традиции дацанами принято называть «факультеты» буддистских университетов, где изучают философию и медицину при монастырях. Однако в России — вероятно, из-за долгих периодов изолированности буддизма от внешних влияний — за дацаном закрепилось значение не только университета, но и монастыря.
    На сегодняшний день в России около 3 миллионов буддистов — это третья по численности конфессия в нашей стране.
    Сегодня, много десятилетий спустя, Иволгинский дацан — это монастырский комплекс из восьми сооружений, включающих храмы, библиотеку, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину. Слава о нем распространилась далеко за пределами России. И связано это не только с современным духовным образованием, но и с именем Даши-Доржо Итигэлова, лидера буддистов России начала XX века, сподвижника далай-ламы XIV.
    Итигэлов перед смертью в 1927 году обратил к монахам две просьбы: читать о нем особую заупокойную молитву и «навестить его тело через 30 лет». Монахи не решились читать подобную молитву при еще живом учителе. Тогда Итигэлов, заняв позу лотоса, сам начал ее читать и так ушел в лучший мир. Не меняя положения тела, его похоронили в кедровом саркофаге в Хухэ-Зурхэн, неподалеку от Улан-Удэ. В 1957 году, к тому моменту, когда покойного осмотрели в первый раз, на территории нынешнего Иволгинского дацана уже стоял небольшой храм-сумэ и несколько домов для лам. На теле Итигэлова не было следов тления. После проведения обрядов и смены одеяния тело снова захоронили. В следующий раз нетленное тело Итигэлова подняли в 1973 году и погребли вновь.
    Дацан рос. Возникали новые храмы, росло количество монахов и лам. Буддизм в России стал возрождаться. В сентябре 2002 года саркофаг выкопали. Ученые, которые всегда скептически относятся к подобным историям, предложили сделать экспертизу тела. Она показала, что суставы Итигэлова остались подвижными, а кожа мягкой. Эксперты не смогли объяснить этот феномен. А монахи ответ знали и так. Они перенесли тело Итигэлова в дацан и вместе с добровольцами воздвигли для него специальную постройку, самую красивую во всем комплексе дацана.
    Сегодня паломники из близлежащих регионов и из других стран приезжают специально, чтобы увидеть нетленное тело двенадцатого Пандито Хамбо-ламы. Считается, что Итигэлов помогает тем, кто его просит. А дацан продолжает развиваться, превратившись за несколько десятилетий из небольшого синего домика в монастырский комплекс — со своей рощей бодхи и живыми косулями, которые ежедневно слушают молитвы монахов, повторяющих слова Будды, сказанные 2500 лет назад.

    Интересные факты

    1. Перед революцией 1917 года в нашей стране действовало 35 дацанов.
    2. Сейчас их насчитывается 30.
    3. Первый бурятский храм в России – это Цонгольский дацан.
    4. Советская власть в 30-х годах закрыла большинство дацанов для посещения, многие храмы были разрушены или использовались не по назначению.
    5. С 1946 по 1989 год в Советской стране действовало только два буддийских монастыря, один из них – это Иволгинский, где расположен центр Буддийской традиционной сангхи России.
    6. Художественный фильм «Потомок Чингисхана» содержит сцены из мистерии Цам, которая проходила в Тамчинском дацане.
    7. Место для его постройки было указано 1-м Пандито Хамбо – ламой российских буддистов. Это Дамба-Даржа Зяев.
    8. В честь него назван Буддийский университет в Иволгинском дацане.

                                             
    Иволгинский дацан, Бурятия

    Особенности храмов тибетской линии буддизма

    Если вы давно интересуетесь буддизмом, то наверняка заметили, что буддийские храмы разных направлений внешне различаются между собой. В Японии они выглядят иначе, нежели, например, в Тибете. И называются они тоже по-разному.

    Сегодня мы расскажем вам о том, что такое дацан, какие у него архитектурные отличия от других буддийских храмов, какой образ жизни ведут их священнослужители – ламы. А также вы узнаете некоторые любопытные факты об этих монастырских комплексах.

    Особенности архитектуры

    На архитектурный стиль этих культовых заведений влияло то, что возводили их русские зодчие мастера, учитывавшие суровый климат и географические особенности местности. Первые постройки имели план в виде креста, где в северной глухой части без окон был алтарь. Здание было пятиглавым.

    С южной стороны располагался вестибюль, который не давал холодному воздуху проникнуть в главный зал, в то время как в монгольские и тибетские храмы верующие заходили прямо с улицы.

    Если в Тибете храмы были каменными, и их стены возводились без использования раствора, за счёт чего имели наклон вовнутрь, то в Бурятии большинство храмов были деревянными. Первым каменным дацаном стал Агинский.

    Позже строители привнесли больше восточных элементов в здания храмов. Они стали ближе к квадрату по форме, многоярусными, с галереями и колоннами, с загнутой вверх крышей, как в китайских пагодах.

    Южный фасад насыщенно декорировался с использованием множества красок, подобно китайским храмам, что отличало бурятские монастыри от более лаконичных дзен монастырей, для которых характерны простота и аскетизм во внешнем виде.

    Кстати сказать, японские храмы тоже в большинстве своём деревянные, но строятся для вентиляции на сваях из-за сырости и угрозы наводнений.

    Богатое внутреннее убранство бурятских храмов соответствовало тибетскому стилю.

    Как доехать к дацану из Улан-Удэ

    Добраться до Иволгинского дацана можно на общественном транспорте, такси или на личном автомобиле. На какой транспорт сесть: сначала необходимо попасть на остановку «площадь Банзарова», от которой ходит два автобуса в Иволгинск: № 104 и № 130. Они же, кстати, проходят через остановки «ТК Народный», «Площадь Советов» и «Виадук», так что можно сесть на этот транспорт на любой из остановок. Автобус № 130 едет до остановки под названием «Конечная» в Иволгинске, автобус № 104 останавливается там же, но продолжает движение дальше, так что будьте внимательны и не пропустите ее.

     
     Иволгинске прямо на остановке «Конечная» стоят маршрутные такси, которые не имеют номера, но на них есть табличка «До дацана». Именно на них можно доехать до села Верхняя Иволга и остановиться прямо у ворот храмового комплекса. Со всеми пересадками и ожиданием транспорта вы потратите не больше часа.

    На такси поездка займет меньше времени — около получаса, стоимость поездки из Улан-Удэ составит около 500 рублей. На личном транспорте вы доберетесь так же — по мосту через реку Селенга выезжайте к трассе А-340, по ней следуйте до Иволгинска (около 35 километров), а затем направляйтесь севернее в сторону Верхней Иволги (около 8 км).

    Расписание хуралов в Иволгинском дацане

    Богослужения в монастыре проводятся ежедневно в четырех храмах: Сочген дугане, Маани-дугане, Жуд-дугане и Гунриг-дугане. Обычно они начинаются утром, в 9 часов (иногда — в 8 часов), а после перерыва — в 14 часов. Есть и вечерние хуралы — они проводятся 1–2 раза в неделю.

    Нетленный хамбо лама Этигэлов

    В 2002 году дацан в Иволгинске стал «домом» одного из величайших чудес всего света. Сюда было перевезено нетленное тело ламы Этигэлова (Итигэлова), которое почти сто лет не поддается разложению.

    История гласит: в 1927 году лама достиг просветления, и перед уходом в нирвану велел ученикам 30 лет хранить свое тело. Учителя в позе лотоса поместили в деревянную бочку, а по истечении 30 лет извлекли его. Оказалось, что тлен совсем не коснулся просветленного! Позже его еще несколько раз «проверяли», а перед транспортировкой в Иволгинский дацан ученые провели исследования. Выяснилось: все ткани тела ламы не поддаются омертвению, а само тело нисколько не деформировалось и даже имеет собственную температуру, которая может незначительно изменяться.

    Таким образом, хамбо лама Этигэлов до сих пор отчасти находится в мире живых. Посмотреть на чудо нетления может любой посетитель во время крупных буддистских праздников. Их насчитывается восемь: это Весак (конец мая — начало июня), День Дхаммы (полнолуние в июле), буддистский Новый год и другие.

    Что посмотреть в монастыре

    Традиционно знакомство с Иволгинским, да и любым другим дацаном начинают с гороо — обхода территории по часовой стрелке. Совершить его нужно нечетное количество раз и не торопясь: каждый объект имеет особое значение. Посетителям необходимо соблюдать простые правила приличия: разговаривать спокойно, не ругаться, не вставать спиной к статуям Будды и не указывать на них пальцем. А вот фотографировать можно — здесь это не возбраняется.

    Если есть интерес к истории и назначению дуганов, ступ и других объектов, можно обратиться к ламам (священникам дацана): они с радостью проведут экскурсию и расскажут о традициях буддизма всем желающим. Другой вариант — подготовиться и не спеша осмотреть достопримечательности самостоятельно. Кстати: в каждом дугане проводятся хуралы (богослужения с молитвами), на них могут присутствовать все желающие.
    ПримечаниеОбычай предполагает, что посетители после обращения к ламе или посещения хурала оставляют пожертвования, но это необязательно.

    Какие дуганы встретятся на пути экскурсанта:

    • Сочген дуган — главный и самый крупный храм комплекса;
    • храм-дворец хамбо ламы Этигэлова;
    • Чойра дуган — философский факультет, самое старое здание дацана;
    • храмы будд — Диважин дуган, Майдарин сумэ, Маниин дуган, Гунриг дуган, Сахюусан сумэ и др.;
    • храм богини Зеленой Тары — Ногоон Дара Эхын Сумэ;
    • и даже храм-оранжерея священного дерева Бодхи, под которым Гаутама Будда обрел просветление.

    На территории монастыря есть и другие священные объекты: например, ступы-субурганы. Это архитектурные сооружения, ранее выступавшие хранилищем реликвий, а теперь являющиеся памятниками особым событиям.

     По пути встретятся молитвенные барабаны хурдэ, один поворот которых заменяет чтение сотен мантр, камень богини Зеленый Тары (возле него загадывают желания), дворцы действующих лам и духовный университет.
     Тем, кто пришел познакомиться с культурой Бурятии, можно заглянуть в музей и библиотеку. Также рекомендуется побывать в кафе и на рынке, чтобы приобщиться к национальной бурятской кухне и купить что-то у местных ремесленников.

    Необычайная история дацана длиной в 70 лет

    Удивительно слышать, что буддийский монастырь в селе Верхняя Иволга начал свое существование в советское время, а именно в 1945 году. Причем его строительство было одобрено властями и осуществлялось в открытую — поразительно, если учесть, что в СССР любые религиозные течения подвергались гонениям. Почему же для бурятских буддистов сделали исключение?

    Существует версия, что верующие буддисты поддерживали советскую армию финансово, предоставляя баснословные по тем временам суммы. За эти заслуги по окончании войны строительство храма было официально разрешено. Первым был возведен Чойра дуган (храм ламы), впоследствии он преобразовался в факультет университета. Это одно из старейших зданий дацана.

    Вплоть до 2014 года храмовый комплекс разрастался: в нем постепенно появлялись новые дуганы, ступы-субурганы и даже открылась оранжерея священного дерева Бодхи. Последним был возведен Гунриг дуган, но его облик отлично вписался в архитектурный ансамбль Иволгинского дацана в Бурятии.

    История дацанов в России

    Первые дацаны (буддийские храмы) появились в Российской империи в XVIII столетии, когда буддийское вероучение стало проникать из Тибета и Монголии в отдалённые провинции основанного императором Петром I государства. На холодных сибирских пространствах, бывших некогда владениями многочисленных потомков Чингисхана, они вырастали словно диковинные заморские цветы, занесённые сюда прихотливым ветром прямиком из Древней Индии.

    Обитатели монастырей и их образ жизни

    В середине XIX века в России был принят документ, который определял штат лам (монахов) и максимально возможное количество храмов. Это было «Положение о ламайском духовенстве Восточной Сибири».

    В 34 дацанах надлежало отправлять службы 216 ламам, а их настоятели – ширээтэ, подчинялись главному Пандито Хамбо-ламе.

                                                                
    Пандито Хамба Лама Даши-Доржо Итигэлов

    У священнослужителей могло быть 34 ученика – хуварака. Большинство духовников состояло в штате храма, но были и заштатные. Их называли служивые. Положение категорически запрещало возводить новые дацаны.

    Кроме проведения хуралов – служб, обрядов для верующих и преподавания в университетах, ламы занимались целительством, используя знания тибетской и индийской медицины.

    Священнослужителей-врачей называли эмчи. Только в Агинском дацане их было 60.

    Ими изучались и переводились медицинские трактаты. Для лечения верующих собирались местные травы – аналоги тех, которые были в древних рецептах.

    К концу XIX века всего лишь 5 храмов из 34 не занимались книгопечатанием. Остальные вели оживлённую издательскую деятельность, выпуская:

    • литературу для ритуалов и обрядов,
    • учебники,
    • книги с популярным изложением вероучения.

    Всего было около 600 наименований печатной продукции. Преимущественно она издавалась на монгольском и тибетском языках.

    Дацаны обладали немаленьким имуществом, как движимым, так и недвижимым. Доходы лам складывались из:

    • выручки от реализации предметов культа и печатной продукции;
    • пожертвований паствы в денежном и натуральном выражении;
    • денежных сумм, получаемых за аренду своих угодий и скота;
    • высоких процентов за данные взаймы деньги, зерно.

    «Обнуление» российского буддизма и пробуждение к новой жизни

    Время, между тем, было не столь благоприятно к сибирской Сангхе: если в первой половине 1920-х годов большевики ещё продолжали заигрывать с буддизмом (как с религией национального меньшинства, чьи права они обязались защищать, как только взяли власть), то после смерти Ленина и постепенно перехода от НЭПа к строительству «воинствующего социализма» ситуация кардинально поменялась. Тем не менее, буддийская статистика того периода еще продолжает оставаться позитивной: в 1924−25 годах в СССР насчитывалось 7628 буддийских священников и 44 дацана. В 1928 году — уже 48 дацанов (некоторые исследователи считают, что их число даже перевалило за 50). Однако в 1929 году, как некогда в 1853-м, строительство новых буддийских храмов в Сибири приостанавливается. С этого момента уже можно начинать вести отсчёт утратам.

    Репрессии 1930-х годов прошли железным катком по всему российскому буддизму, не оставив в Бурятии ни одного действующего дацана. При известных трагических обстоятельствах подвергся закрытию и Санкт-Петербургскийбуддийский храм. Большинство петербургских и сибирских лам было арестовано, сослано в лагеря или расстреляно. Разграбленные и осквернённые дацаны лежали в руинах. История российской буддийской Сангхи вернулась к своему началу, как будто и не было двух веков, в течении которых индо-тибетскийбуддизм успешно осваивал не слишком благоволившие к нему пространства Российской империи.

    Но тут началась Великая Отечественная война, неожиданно изменившая положение религии в СССР. Летом 1944 года бывшие буддийские священнослужители, лишённые своих дацанов и самой возможности свободно исповедовать веру, собрались в Улан-Удэвместе с Хайдапом Галсановым (прошедшим к тому времени через сталинскую ссылку) и обратились к верующим-буддистамс патриотическим воззванием на бурятском языке об оказании материальной помощи Родине и её армии для скорейшей победы над фашизмом. Более 5 тысяч экземпляров этого воззвания было распространено среди бурятского населения в Бурят-Монгольскойреспублике, в Иркутской и Читинской областях, а также в Красноярском крае. Кроме этого, от бурятских буддистов и духовенства в Фонд обороны поступило около полумиллиона рублей. Некоторые ламы лично вносили пожертвования: Тосарунов Чагдур — 70 тысяч рублей, Галсанов Хайдап — 60 тысяч рублей, Дармаев Лубсан-Нима— 34 тысячи рублей плюс 10 тысяч рублей в Фонд помощи детям, Жамьянов Ринчин — 5 тысяч рублей и т. д.Эта помощь вернулась к ним в виде благодарности, выраженной лично Верховным Главнокомандующим Иосифом Сталиным, а также разрешением после долгого перерыва открыть в Бурятии буддийский дацан.

    Разрешение касалось дацана, впоследствии получившего имя Иволгинского, — нынешнего центрального храма Буддийской Традиционной Сангхи России (БТСР). Перед этим Хайдап Галсанов, как говорят, лично встретился со Сталиным и напомнил ему об обещании «подумать», тем более, что времени у вождя народов с 1922 года для этого было предостаточно. Ответом ему стало выпущенное в мае 1945 года, всего за неделю до Великой Победы, постановление № 186-ж Совета народных комиссаров Бурят-МонгольскойАССР «Об открытии буддийского храма „Хамбинское Сумэ“ в улусе Средняя Иволга». Таким образом, фундамент северного буддизма, практически уничтоженный в предшествующие десятилетия, начал отстраиваться заново.

    В настоящее время БТСР включает в себя около 50 действующих храмов, расположенных не только в Бурятии или в Санкт-Петербурге, но и на территории Иркутской и Читинской областей, в Новосибирске, на Ольхоне и пр. Часть будущих дацанов ещё находится в процессе строительства, другие возрождаются из руин.

    Главным соборным храмом по праву считается Иволгинский дацан в Улан-Удэ — резиденция действующего XXIV Пандито Хамбо-ламы — Дамбы Бадмаевича Аюшеева.

    От Белого царя к красному вождю народов

    Архитектурный стиль бурятских дацанов был чрезвычайно эклектичным: специалисты прослеживают в нем влияние как Китая, Монголии и Тибета, так и черты, свойственные русским православным церквям. Связано это было с тем, что поначалу буддийские храмы возводились русскими зодчими и строителями, привыкшими более к строительству православных соборов, нежели к созданию причудливых и необычных для них «ламайских кумирен». Отсюда — характерные для восточного христианства крестообразная планировка здания, стрельчатые проёмы окон, закруглённые формы фасадов, неожиданно переходящие в коньковую китайскую крышу. Иногда дацаны могли напоминать крепкую старообрядческую избу, срубленную из крупных темных брёвен, с большим количеством лесенок и переходов. Все это формировало ни на что не похожий архитектурный и бытовой почерк сибирского буддизма, дошедший до нас преимущественно через фотографии, рассказы современников и немногочисленные сохранившиеся образцы.

    Согласно официальным данным, в 1846 году в Восточной Сибири насчитывалось 34 дацана и 144 сумэ (малых храмов). Спустя девять лет, в 1853 году, это число даже попытались закрепить документально, дабы предотвратить дальнейший рост «капищ» и состоявшего при них ламского сословия. Специальным циркуляром сибирским буддистам было предписано иметь только 34 дацана и 285 штатных лам. При этом строительство новых храмов приостанавливалось и фактически попадало под запрет. Этим и можно объяснить, что на всем протяжении второй половины XIX века число «кумирен» и «капищ» почти не росло, хотя бурятское духовенство, напротив, постоянно увеличивалось. В канун революции 1917 года в Бурятии и Забайкалье числилось более 11 тысяч буддийских священников и 40 дацанов, не считая малых храмов. Совокупная цифра дацанов и сумэ могла практически достигать двух сотен, считают исследователи.

    В это же время, к 1915 году, в столице империи завершается возведение Санкт-Петербургского дацана, который становится форпостом влияния северного тибетского буддизма в Европе. Инициатором его создания становится легендарный Агван Доржиев, один из семи учёных лам при Далай-ЛамеXIII. Разумеется, 1917-й год значительно корректирует планы Доржиева, уже успевшего получить влияние при дворе Николая II и рассчитывавшего добиться у «белого царя» протектората Российской империи над Тибетом. После падения монархии основатель петербургского дацана пытается выстроить отношения и с новым большевистским правительством — собственно, с той же целью, а также для укрепления позиций буддизма в новой Советской России. Для этого он неоднократно встречается с видными большевиками, начиная от Владимира Ленина и заканчивая наркомом иностранных дел Георгием Чичериным, который в целом сочувственно относится к его идеям.

    Об одной из таких аудиенций у Ленина впоследствии вспоминал Дид-ХамбоЛама Хайдап Галсанов. Эта историческая встреча случилась в 1922 году в присутствии будущего вождя народов Иосифа Сталина, бывшего тогда народным комиссаром по делам национальностей. По всей видимости, Доржиев и Галсанов пытались поставить перед Владимиром Ильичом вопрос о судьбе отечественных буддистов. «Вот он решит, к нему обращайтесь», — указал Ильич на своего соратника со жгучей грузинской внешностью. Сталин флегматично кивнул бурятским ходокам. «Подумаем, — пообещал Иосиф Виссарионович. — Дайте время».

    «Никакой посетитель не войдёт в юрту, не поклонившись бурханам»

    Само слово «дацан» далеко не сразу прижилось в русском языке — на языке тех столетий буддийские храмы именовались, в основном, «капищами» и «кумирнями». О том, что атмосфера этих «кумирен» была близка к древнеиндийской, свидетельствовали отважные путешественники, добиравшиеся сюда из Петербурга, из самого сердца молодой империи, и застывавшие в изумлении перед этим чудом сибирской архитектуры, где осанистость купеческого дома и православная ладность нередко сочетались с воздушным очерком по-китайскизагнутых кверху крыш и общим буддийским колоритом. Здесь была та же наивная и в то же время огненная, сосредоточенная на глубоком духовном поиске вера, которая господствовала в Индии в начальные века после появления там Будды Шакьямуни. Те же молчаливые ламы, но с раскосыми степными глазами, хранили в своих «капищах» сокровища Дхармы и Сангхи. Судьбы российского буддизма ещё только начинали складываться, и разве что самый прозорливый и учёный лама мог предсказать, через какие испытания, взлёты, падения и нравственные подвиги предстоит пройти этой пышно расцветшей в России ветви тибетской школы Гелуг.

    Российская империя, а следом за ней Советский Союз и Российская Федерация пытались вести какой-тоучёт дацанов, действовавших в стране, но эта статистика всегда отдавала приблизительностью. Так, в 1741 году, когда имперские канцелярии породили на свет первый официальный указ о российском ламаизме (буддизме — на языке того времени), в Забайкалье насчитывалось «11 ламских капищ и 150 лам». Не исключено, что при этом учитывались только самые заметные «капища», тогда как большинство буддийских святилищ попросту размещались в юртах, были мобильными и кочевали с места на место вместе со своими хозяевами. О том, что почти в каждой бурятской юрте можно было встретить «ламайский алтарь», писал и декабрист Николай Бестужев, сосланный в Сибирь после известного восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. «Перед самым входом стоит род сундучка с уступами, на которых расположены вверху бурханы бронзовые или намалёванные, смотря по достатку, а внизу в медных чашечках жертвоприношения, состоящие в воде, молоке, хлебных зёрнах, — свидетельствовал Бестужев в своём очерке „Гусиное озеро“. — Тут же, если способы позволяют, курится свечка потоньше гусиного пера, сделанная из опилок алоевого дерева, связанных какой-токлейкой материей; эти свечки получаются из Китая через Кяхту. Никакой посетитель не войдёт в юрту, не поклонившись бурханам. Для этого он складывает ладони, подносит их так ко лбу и потом кланяется в землю».

    В 1753−58 годы предпринимается строительство первого деревянного буддийского храма — Цонгольского (или же Хилгантуйского и Чикойского) дацана, названного «Балдан Брайбунг линг» в честь тибетского монастыря Дрепунг. Впрочем, относительно даты его появления нет единого мнения: так, некоторые источники утверждают, что этот дацан, расположенный в 60 км от Кяхты, на правом берегу реки Чикой, существовал уже в 1741 году и первоначально размещался в войлочной юрте. Первым настоятелем Цонгольского дацана стал уроженец Тибета Агван Пунцок (в другой транскрипции — Агван Пунцук), чьим заместителем являлся будущий первый Пандито Хамбо-лама, глава буддистов Восточной Сибири Дамба Даржа Заяев.

    Ещё один из ранних бурятских дацанов возник приблизительно в то же время на Гусином озере и получил, соответственно, наименование Гусиноозерского (или Тамчинского) дацана. Его настоятелями стали представители известной в Бурятии династии Ешижамсуевых, четверо из которых последовательно занимали пост Пандито Хамбо-Ламыначиная с конца XVIII века и вплоть до второй половины XIX-го. Почти на два столетия Тамчинскому дацану суждено было стать главным соборным храмом буддистов Восточной Сибири.

    Источники

    • https://znachenie-slova.ru/%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B0%D0%BD
    • https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B0%D0%BD
    • http://o-buddizme.ru/mesta-i-svyatyni/chto-takoe-dacan
    • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/ivolginsk/temples/32227
    • https://dazanspb.ru/arb/sangha-rossii/

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Лайфхаки на каждый день, полезные советы
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: