- Словарь-Энциклопедия по Буддизму и Тибету
- Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
- Предложения со словом «дацан»
- Что это такое
- Иволгинский дацан
- Интересные факты
- Особенности храмов тибетской линии буддизма
- Особенности архитектуры
- Как доехать к дацану из Улан-Удэ
- Расписание хуралов в Иволгинском дацане
- Нетленный хамбо лама Этигэлов
- Что посмотреть в монастыре
- Необычайная история дацана длиной в 70 лет
- История дацанов в России
- Обитатели монастырей и их образ жизни
- «Обнуление» российского буддизма и пробуждение к новой жизни
- От Белого царя к красному вождю народов
- «Никакой посетитель не войдёт в юрту, не поклонившись бурханам»
Словарь-Энциклопедия по Буддизму и Тибету
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Дацен— монастырь бурят-буддистов в Восточной Сибири, служащий местопребыванием ламайского духовенства и являющийся как бы центром прихода. Официально возникновение Д. относится к 1773 г., когда бурятам разрешено было в каждом роде иметь свой Д. и узаконенное число духовенства. В 1773 г. был построен Ходонский Д., в 1783 г. Тугнуйский. В 1795 г. был основан Анинский Д., в 1811 г. Агойский, в 1821 г. Цугельский. В 1822 г. у бурят, по официальным сведениям, считалось 19 Д. с 2532 ламами. По сведениям, доставленным самим ламайским духовенством в 1846 г., у бурят насчитывалось тогда 34 Д., 144 отдельных храма и 4509 лам. Высочайше утвержденное 15 мая 1853 г. Положение о ламайском духовенстве Вост. Сибири установило штат из 34 Д., одного бандидо-хамбы, или первенствующего ламы, 34 шуретуев, или настоятелей Д., 216 лам и 34 бандий и ховараков. Сооружение новых Д. строго воспрещено. Из этих 34 Д. два (Тункинский и Аларский) находятся в Иркутской губернии, остальные — в Забайкальской области. Резиденцией бандидо-хамбы служит Гусиноозерский дацан (см.); при этом Д. различные мастерские и буддийская школа с 10-летним курсом, в которой изучаются языки монгольский и тибетский, тибетская медицина, астрономия с астрологией, буддийское богословие и философия.
Предложения со словом «дацан»
- Джиды, остался бурятский дацан – буддийский монастырь.
Владимир Обручев, От Кяхты до Кульджи: путешествие в Центральную Азию и китай. Мои путешествия по Сибири
- Раньше ламы, – продолжал дарга, – положительные аномалии найденные с помощью таких вот рамок, считали святыми, на таких местах строили дацаны.
Юрий Липовский, Найди свой камень, 2017
- В этом дацане побывали наши главные российские правители.
Что это такое
В обиходе так часто называют храмы тибетской линии буддизма.
Однако в традиции гелуг в Тибете дацаном называется какой-либо университетский факультет при буддийском монастыре. Обычно это философский и медицинский факультеты, а в некоторых бывает и тантрический. Его особенностью является то, что поступить на него можно только пройдя обучение на философском.
Так как учёба занимала длительный период, обычно родители отдавали ребёнка в монастырь в раннем детстве.
Некоторые тибетские дацаны по размеру занимаемой территории и количеству членов монашеской сангхи в десятки тысяч послушников были сравнимы с небольшим городом. Таковы, например:
- Гаман,
- Гумбум,
- Сэра.
Российские буддисты тоже в большинстве своём придерживаются тибетской ветви буддизма, но исторически сложилось так, что дацаны были только в Бурятии. Свою историю они ведут с 1773 года, когда каждому бурятскому роду было разрешено иметь свой храм.
Раньше культ отправляли в юртах из войлока, где располагались разрозненные молельни и сумэ – так у монголоязычных народов называется малый храм, обычно посвящённый какому-то одному божеству.
Иволгинский дацан
- Информация о городе
- Карта Иволгинска
- Куда сходить
- Забронировать отель в Иволгинске
- Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
- Отзывы туристов
- Фотографии Иволгинска

Центр духовной и культурной жизни Бурятии, архитектурный памятник, ключевая достопримечательность республики — все это об Иволгинском дацане. Дацан — буддистский храмовый комплекс, включающий в себя монастырь, университет, а также другие религиозные объекты.
Иволгинский дацан занимает почетное первое место среди буддистских храмов в России. Его полное название на тибетском языке звучит так: «Риво Гандан Геже Даши Чойнхорлин», что переводится как «Обитель Совершенного Колеса Учения, Горы, Приумножающей Добродетели Тушиты». Все гости дацана отмечают, что на территории храма чувствуется успокоение, радость и положительные эмоции. Кроме того, стоит побывать в Иволгинском дацане хотя бы потому, что его архитектура уникальна, она имеет большое значение для культуры России.
Неожиданно для многих после окончания Великой Отечественной войны власти пошли на небольшие уступки. И хотя в восстановлении старинных дацанов XVIII века буддистской общине было отказано, власти выделили ей землю в болотистой местности, неподалеку от поселка Верхняя Иволга, в 30 километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ. Одна из зажиточных бурятских семей пожертвовала под храм собственный небольшой дом. Он обустраивался силами добровольцев и лам, также неожиданно амнистированных после войны. Именно из этой постройки впоследствии вырос Иволгинский дацан.
Интересные факты
- Перед революцией 1917 года в нашей стране действовало 35 дацанов.
- Сейчас их насчитывается 30.
- Первый бурятский храм в России – это Цонгольский дацан.
- Советская власть в 30-х годах закрыла большинство дацанов для посещения, многие храмы были разрушены или использовались не по назначению.
- С 1946 по 1989 год в Советской стране действовало только два буддийских монастыря, один из них – это Иволгинский, где расположен центр Буддийской традиционной сангхи России.
- Художественный фильм «Потомок Чингисхана» содержит сцены из мистерии Цам, которая проходила в Тамчинском дацане.
- Место для его постройки было указано 1-м Пандито Хамбо – ламой российских буддистов. Это Дамба-Даржа Зяев.
- В честь него назван Буддийский университет в Иволгинском дацане.
Особенности храмов тибетской линии буддизма
Если вы давно интересуетесь буддизмом, то наверняка заметили, что буддийские храмы разных направлений внешне различаются между собой. В Японии они выглядят иначе, нежели, например, в Тибете. И называются они тоже по-разному.
Сегодня мы расскажем вам о том, что такое дацан, какие у него архитектурные отличия от других буддийских храмов, какой образ жизни ведут их священнослужители – ламы. А также вы узнаете некоторые любопытные факты об этих монастырских комплексах.
Особенности архитектуры
На архитектурный стиль этих культовых заведений влияло то, что возводили их русские зодчие мастера, учитывавшие суровый климат и географические особенности местности. Первые постройки имели план в виде креста, где в северной глухой части без окон был алтарь. Здание было пятиглавым.
С южной стороны располагался вестибюль, который не давал холодному воздуху проникнуть в главный зал, в то время как в монгольские и тибетские храмы верующие заходили прямо с улицы.
Если в Тибете храмы были каменными, и их стены возводились без использования раствора, за счёт чего имели наклон вовнутрь, то в Бурятии большинство храмов были деревянными. Первым каменным дацаном стал Агинский.
Позже строители привнесли больше восточных элементов в здания храмов. Они стали ближе к квадрату по форме, многоярусными, с галереями и колоннами, с загнутой вверх крышей, как в китайских пагодах.
Южный фасад насыщенно декорировался с использованием множества красок, подобно китайским храмам, что отличало бурятские монастыри от более лаконичных дзен монастырей, для которых характерны простота и аскетизм во внешнем виде.
Кстати сказать, японские храмы тоже в большинстве своём деревянные, но строятся для вентиляции на сваях из-за сырости и угрозы наводнений.
Богатое внутреннее убранство бурятских храмов соответствовало тибетскому стилю.
Как доехать к дацану из Улан-Удэ
Добраться до Иволгинского дацана можно на общественном транспорте, такси или на личном автомобиле. На какой транспорт сесть: сначала необходимо попасть на остановку «площадь Банзарова», от которой ходит два автобуса в Иволгинск: № 104 и № 130. Они же, кстати, проходят через остановки «ТК Народный», «Площадь Советов» и «Виадук», так что можно сесть на этот транспорт на любой из остановок. Автобус № 130 едет до остановки под названием «Конечная» в Иволгинске, автобус № 104 останавливается там же, но продолжает движение дальше, так что будьте внимательны и не пропустите ее.
На такси поездка займет меньше времени — около получаса, стоимость поездки из Улан-Удэ составит около 500 рублей. На личном транспорте вы доберетесь так же — по мосту через реку Селенга выезжайте к трассе А-340, по ней следуйте до Иволгинска (около 35 километров), а затем направляйтесь севернее в сторону Верхней Иволги (около 8 км).
Расписание хуралов в Иволгинском дацане
Богослужения в монастыре проводятся ежедневно в четырех храмах: Сочген дугане, Маани-дугане, Жуд-дугане и Гунриг-дугане. Обычно они начинаются утром, в 9 часов (иногда — в 8 часов), а после перерыва — в 14 часов. Есть и вечерние хуралы — они проводятся 1–2 раза в неделю.
Нетленный хамбо лама Этигэлов
В 2002 году дацан в Иволгинске стал «домом» одного из величайших чудес всего света. Сюда было перевезено нетленное тело ламы Этигэлова (Итигэлова), которое почти сто лет не поддается разложению.
История гласит: в 1927 году лама достиг просветления, и перед уходом в нирвану велел ученикам 30 лет хранить свое тело. Учителя в позе лотоса поместили в деревянную бочку, а по истечении 30 лет извлекли его. Оказалось, что тлен совсем не коснулся просветленного! Позже его еще несколько раз «проверяли», а перед транспортировкой в Иволгинский дацан ученые провели исследования. Выяснилось: все ткани тела ламы не поддаются омертвению, а само тело нисколько не деформировалось и даже имеет собственную температуру, которая может незначительно изменяться.
Что посмотреть в монастыре
Традиционно знакомство с Иволгинским, да и любым другим дацаном начинают с гороо — обхода территории по часовой стрелке. Совершить его нужно нечетное количество раз и не торопясь: каждый объект имеет особое значение. Посетителям необходимо соблюдать простые правила приличия: разговаривать спокойно, не ругаться, не вставать спиной к статуям Будды и не указывать на них пальцем. А вот фотографировать можно — здесь это не возбраняется.
Какие дуганы встретятся на пути экскурсанта:
- Сочген дуган — главный и самый крупный храм комплекса;
- храм-дворец хамбо ламы Этигэлова;
- Чойра дуган — философский факультет, самое старое здание дацана;
- храмы будд — Диважин дуган, Майдарин сумэ, Маниин дуган, Гунриг дуган, Сахюусан сумэ и др.;
- храм богини Зеленой Тары — Ногоон Дара Эхын Сумэ;
- и даже храм-оранжерея священного дерева Бодхи, под которым Гаутама Будда обрел просветление.
На территории монастыря есть и другие священные объекты: например, ступы-субурганы. Это архитектурные сооружения, ранее выступавшие хранилищем реликвий, а теперь являющиеся памятниками особым событиям.
Необычайная история дацана длиной в 70 лет
Удивительно слышать, что буддийский монастырь в селе Верхняя Иволга начал свое существование в советское время, а именно в 1945 году. Причем его строительство было одобрено властями и осуществлялось в открытую — поразительно, если учесть, что в СССР любые религиозные течения подвергались гонениям. Почему же для бурятских буддистов сделали исключение?
Существует версия, что верующие буддисты поддерживали советскую армию финансово, предоставляя баснословные по тем временам суммы. За эти заслуги по окончании войны строительство храма было официально разрешено. Первым был возведен Чойра дуган (храм ламы), впоследствии он преобразовался в факультет университета. Это одно из старейших зданий дацана.
История дацанов в России
Первые дацаны (буддийские храмы) появились в Российской империи в XVIII столетии, когда буддийское вероучение стало проникать из Тибета и Монголии в отдалённые провинции основанного императором Петром I государства. На холодных сибирских пространствах, бывших некогда владениями многочисленных потомков Чингисхана, они вырастали словно диковинные заморские цветы, занесённые сюда прихотливым ветром прямиком из Древней Индии.
Обитатели монастырей и их образ жизни
В середине XIX века в России был принят документ, который определял штат лам (монахов) и максимально возможное количество храмов. Это было «Положение о ламайском духовенстве Восточной Сибири».
В 34 дацанах надлежало отправлять службы 216 ламам, а их настоятели – ширээтэ, подчинялись главному Пандито Хамбо-ламе.
У священнослужителей могло быть 34 ученика – хуварака. Большинство духовников состояло в штате храма, но были и заштатные. Их называли служивые. Положение категорически запрещало возводить новые дацаны.
Кроме проведения хуралов – служб, обрядов для верующих и преподавания в университетах, ламы занимались целительством, используя знания тибетской и индийской медицины.
Священнослужителей-врачей называли эмчи. Только в Агинском дацане их было 60.
Ими изучались и переводились медицинские трактаты. Для лечения верующих собирались местные травы – аналоги тех, которые были в древних рецептах.
К концу XIX века всего лишь 5 храмов из 34 не занимались книгопечатанием. Остальные вели оживлённую издательскую деятельность, выпуская:
- литературу для ритуалов и обрядов,
- учебники,
- книги с популярным изложением вероучения.
Всего было около 600 наименований печатной продукции. Преимущественно она издавалась на монгольском и тибетском языках.
Дацаны обладали немаленьким имуществом, как движимым, так и недвижимым. Доходы лам складывались из:
- выручки от реализации предметов культа и печатной продукции;
- пожертвований паствы в денежном и натуральном выражении;
- денежных сумм, получаемых за аренду своих угодий и скота;
- высоких процентов за данные взаймы деньги, зерно.
«Обнуление» российского буддизма и пробуждение к новой жизни
Время, между тем, было не столь благоприятно к сибирской Сангхе: если в первой половине 1920-х годов большевики ещё продолжали заигрывать с буддизмом (как с религией национального меньшинства, чьи права они обязались защищать, как только взяли власть), то после смерти Ленина и постепенно перехода от НЭПа к строительству «воинствующего социализма» ситуация кардинально поменялась. Тем не менее, буддийская статистика того периода еще продолжает оставаться позитивной: в 1924−25 годах в СССР насчитывалось 7628 буддийских священников и 44 дацана. В 1928 году — уже 48 дацанов (некоторые исследователи считают, что их число даже перевалило за 50). Однако в 1929 году, как некогда в 1853-м, строительство новых буддийских храмов в Сибири приостанавливается. С этого момента уже можно начинать вести отсчёт утратам.
Репрессии 1930-х годов прошли железным катком по всему российскому буддизму, не оставив в Бурятии ни одного действующего дацана. При известных трагических обстоятельствах подвергся закрытию и
Но тут началась Великая Отечественная война, неожиданно изменившая положение религии в СССР. Летом 1944 года бывшие буддийские священнослужители, лишённые своих дацанов и самой возможности свободно исповедовать веру, собрались в
Разрешение касалось дацана, впоследствии получившего имя Иволгинского, — нынешнего центрального храма Буддийской Традиционной Сангхи России (БТСР). Перед этим Хайдап Галсанов, как говорят, лично встретился со Сталиным и напомнил ему об обещании «подумать», тем более, что времени у вождя народов с 1922 года для этого было предостаточно. Ответом ему стало выпущенное в мае 1945 года, всего за неделю до Великой Победы, постановление № 186-ж Совета народных комиссаров
В настоящее время БТСР включает в себя около 50 действующих храмов, расположенных не только в Бурятии или в
Главным соборным храмом по праву считается Иволгинский дацан в
От Белого царя к красному вождю народов
Архитектурный стиль бурятских дацанов был чрезвычайно эклектичным: специалисты прослеживают в нем влияние как Китая, Монголии и Тибета, так и черты, свойственные русским православным церквям. Связано это было с тем, что поначалу буддийские храмы возводились русскими зодчими и строителями, привыкшими более к строительству православных соборов, нежели к созданию причудливых и необычных для них «ламайских кумирен». Отсюда — характерные для восточного христианства крестообразная планировка здания, стрельчатые проёмы окон, закруглённые формы фасадов, неожиданно переходящие в коньковую китайскую крышу. Иногда дацаны могли напоминать крепкую старообрядческую избу, срубленную из крупных темных брёвен, с большим количеством лесенок и переходов. Все это формировало ни на что не похожий архитектурный и бытовой почерк сибирского буддизма, дошедший до нас преимущественно через фотографии, рассказы современников и немногочисленные сохранившиеся образцы.
Согласно официальным данным, в 1846 году в Восточной Сибири насчитывалось 34 дацана и 144 сумэ (малых храмов). Спустя девять лет, в 1853 году, это число даже попытались закрепить документально, дабы предотвратить дальнейший рост «капищ» и состоявшего при них ламского сословия. Специальным циркуляром сибирским буддистам было предписано иметь только 34 дацана и 285 штатных лам. При этом строительство новых храмов приостанавливалось и фактически попадало под запрет. Этим и можно объяснить, что на всем протяжении второй половины XIX века число «кумирен» и «капищ» почти не росло, хотя бурятское духовенство, напротив, постоянно увеличивалось. В канун революции 1917 года в Бурятии и Забайкалье числилось более 11 тысяч буддийских священников и 40 дацанов, не считая малых храмов. Совокупная цифра дацанов и сумэ могла практически достигать двух сотен, считают исследователи.
В это же время, к 1915 году, в столице империи завершается возведение
Об одной из таких аудиенций у Ленина впоследствии вспоминал
«Никакой посетитель не войдёт в юрту, не поклонившись бурханам»
Само слово «дацан» далеко не сразу прижилось в русском языке — на языке тех столетий буддийские храмы именовались, в основном, «капищами» и «кумирнями». О том, что атмосфера этих «кумирен» была близка к древнеиндийской, свидетельствовали отважные путешественники, добиравшиеся сюда из Петербурга, из самого сердца молодой империи, и застывавшие в изумлении перед этим чудом сибирской архитектуры, где осанистость купеческого дома и православная ладность нередко сочетались с воздушным очерком
Российская империя, а следом за ней Советский Союз и Российская Федерация пытались вести
В 1753−58 годы предпринимается строительство первого деревянного буддийского храма — Цонгольского (или же Хилгантуйского и Чикойского) дацана, названного «Балдан Брайбунг линг» в честь тибетского монастыря Дрепунг. Впрочем, относительно даты его появления нет единого мнения: так, некоторые источники утверждают, что этот дацан, расположенный в 60 км от Кяхты, на правом берегу реки Чикой, существовал уже в 1741 году и первоначально размещался в войлочной юрте. Первым настоятелем Цонгольского дацана стал уроженец Тибета Агван Пунцок (в другой транскрипции — Агван Пунцук), чьим заместителем являлся будущий первый Пандито
Ещё один из ранних бурятских дацанов возник приблизительно в то же время на Гусином озере и получил, соответственно, наименование Гусиноозерского (или Тамчинского) дацана. Его настоятелями стали представители известной в Бурятии династии Ешижамсуевых, четверо из которых последовательно занимали пост Пандито
- https://znachenie-slova.ru/%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B0%D0%BD
- https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B0%D0%BD
- http://o-buddizme.ru/mesta-i-svyatyni/chto-takoe-dacan
- https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/ivolginsk/temples/32227
- https://dazanspb.ru/arb/sangha-rossii/