- Это настоящий спорт: описание дисциплины
- Что такое киберспорт
- Кто такой киберспортсмен
- Сообщество женщин в киберспорте
- История и развитие
- Как развивается киберспорт?
- Разновидности
- Dota 2, Counter-Strike: Global Offensive и League of Legends – самые популярные киберспортивные игры сегодня
- Dota 2
- CS: GO
- LoL
- Крупнейшие призовые фонды
- Самый большой призовой фонд в киберспорте
- Как попасть в киберспорт?
- Факультет киберспорта
- Работа в киберспорте
- Фильмы про киберспорт
- Аудитория киберспорта
Это настоящий спорт: описание дисциплины
Начнем разбираться, что это – киберспорт. Далеко не все люди понимают, что это не глупые игры, а настоящая командная или одиночная профессиональная работа. Действительно, это совершенно официальный вид спорта, признанный соответствующим Министерством РФ в 2016 году! Большая часть мировых развитых стран также признала киберспортивные дисциплины наравне с традиционными – это Италия, США, Франция, Финляндия, Южная Корея и другие
Вам будет интересно узнать, что в 2001 году киберспорт уже был официально признан – тогда Россия стала первой страной, принявшей подобное решение. В 2006 году его исключили из реестра, и вернули обратно уже в 2016 – остальное вы знаете.
Попробуем подробнее разобраться, что это за вид спорта – киберспорт. Он был признан официальной дисциплиной согласно приказу Минспорту РФ № 702 и соответствует заявленным в нем требованиям:
- Способствует интеллектуальному развитию способностей человека;
- Имеет отличительные признаки, в числе которых основные принципы, используемое оборудование и регулярное проведение соревнований;
- Наименование соответствует содержанию дисциплины.
При этом существуют требования о непризнании спортивной дисциплины, если:
- Отсутствует состязательность;
- Правилами не создаются равные условия для всех участников;
- Допускается жестокость, неуважительное отношение или насилие, унижение достоинства личности и прочие проявления неприязни и нарушения закона.
Отличный ответ на вопрос, как объяснить родителям, что такое киберспорт. Настоящее спортивное состязание, проводимое в онлайн-формате – не просто прохождение шутера или файтера, не бессистемное просиживание за компьютером. Пользуйтесь приведенной терминологией, чтобы убедить и донести свою точку зрения!
Киберспорт – это профессия, это командное или одиночное соревнование за победу в определенной игре. Мы познакомили вас с определением и убедились, что это настоящий и признанный вид спорта. Как он таковым стал, когда появился? Немного углубимся в прошлое!
Что такое киберспорт
Что такое киберспорт? Это вид виртуального состязания по какой-либо компьютерной игре. В зависимости от геймплея соревнование может быть:
- командным. В игре принимают участие две команды по 4-5-6 геймеров. Есть капитан, есть тренер, менеджер в команде;
- индивидуальным. Каждый геймер отвечает только за себя и свои действия и состязается с таким же геймером из команды соперника.
Существуют киберспортивные команды, в которых есть отдельные составы геймеров, специализирующиеся на определенных играх. Часто киберспортсмен сосредоточен на одной конкретной киберспортивной дисциплине. Но случается, что он занят в нескольких видах виртуального спорта.
Что такое киберспорт, чем он полезен? Это не просто хобби. Благодаря Эйнджелу Муньезу, который создал в 1997 году профессиональную киберспортивную лигу (Cyberathlete Professional League – CPL), киберспорт перерос из развлечения в признанный, в том числе и Россией, официальный вид спорта. Позже появились другие лиги: Electronic Sports World Cup, World Cyber Games и пр.
Рекламодатели, инвесторы, спонсируя турниры и чемпионаты, способствуют развитию игровой и компьютерной индустрии. На деньги, оставшиеся после выплаты призовых, создаются, прокачиваются, обновляются старые и новые компьютерные игры. Часто часть суммы жертвуется в различные благотворительные фонды, идут на поддержку больных, престарелых, животных, экологии.
Кто такой киберспортсмен
Кто такие киберспортсмены? Это игроки, которые участвуют в соревнованиях по киберспорту. С одной стороны, геймеры много времени проводят за компьютерами. С другой стороны, это их работа. В эпоху кибернетики, нано-технологий, компьютеров и интернета такой вид заработка, если речь идет о профессиональных командах, имеет право на существование.
Киберспортсмены постоянно тренируются, то есть работают над повышением собственной квалификации. В день они проводят за ПК от 6 до 12 часов, изучая игру, постоянно следя за гайдами, новостями, участвуя в тренировочных встречах, квалификационных турнирах. С тем, чтобы позже выехать на турнир, который часто проводится в другом городе или даже стране.
Сообщество женщин в киберспорте
Одно время считалось, что киберспортивные игры являются мужским развлечением. Не было женских команд или игроков-женщин в мужских командах. Сегодня состязания проводят между женскими командами, как и между мужскими. В Америке, например, около 40-43% всех команд – женские.
Правда, в одной паре не встретишь противостояние женской и мужской команд. И это не шовинизм, организаторы объясняют закономерность различным подходом женщин и мужчин к решению задач, разную степень эмоциональности, стрессоустойчивости, сосредоточенностью, скоростью реакции.
История и развитие
«Киберспорт – это профессия или развлечение?» – вот вопрос, которым задаются тысячи людей. Многим сложно понять, как щелкание клавиатурой и мышкой смогло стать прибыльным занятием и получило статус спортивной дисциплины.
Взглянем на историю развития киберспорта – это поможет понять путь его становления.
- Первый киберспортивный турнир – его прародитель – состоялся аж в 1972 году. 24 студента Стэнфордского университета соревновались в игре Spacewar. Одновременно играют два человека – выигрывает тот, кто собьет космический корабль противника. Победитель получил подписку на журнал Rolling Stone!
- Рост и расширение индустрии компьютерных игр пришелся на 1990-е годы – тогда постоянно проводились небольшие локальные турниры и соревнования, подобные самому первому событию в мире киберспорта;
- Восемь лет спустя (в 1998 году) разработчик Atari провел следующее крупное киберсобытие – соревнование по Space Invaders, участие в котором приняли несколько тысяч человек;
- Первый массовый турнир «Red Annihilation» был проведен в 1997 году – его организовал Эйнджел Муньен, игроки сражались в Quake. Он проходил в несколько этапов – сначала 2000 американских игроков соревновались в формате онлайн, а уже потом 16 финалистов прибыли в Антланту, на выставку Electronic Entertainment Expo. Впервые трансляция активно велась в интернете, победитель получил Ferrari 328 GTS – им стал Деннис Фонг;
- Именно после первого турнира Муньезом была создана первая профессиональная лига киберспорта Cyberathlete Professional League (CPL).
В двухтысячных началось становление интернета – тогда свет увидели такие известные продукты, как Старкрафт или Контрстрайк. Открылась следующая страница:
- В 2000 году стартовал турнир World Cyber Games – первый призовой фонд составил 600 тысяч долларов, а спонсором выступил Самсунг;
- В 2002 году была создана Major League Gaming (MLG), одна из самых успешных киберлиг;
- В 2003 году в Южной Корее возникли две профессиональные лиги, OnGameNet StarLeague и MBC Game StarLeague, состязания в которых транслировались по двум исключительно игровым телевизионным каналам;
- Тогда же во Франции был запущен конкурент WCG, Electronic Sport World Cup — международный чемпионат, имеющий в спонсорах Intel и NVIDIA.
Постепенно количество лиг росло, появлялись новые турниры – расширялся и призовой фонд. Все это неотрывно связано с улучшением качества компьютеров и появлением новых популярных игр.
Вы сможете однозначно ответить на вопрос: «Киберспорт – это профессия или хобби?», если узнаете, сколько тренируются участники команд. Нужно отточить реакции, изучить каждую мелочь, каждую деталь карты и суметь войти в полное взаимодействие с другими пользователями. Профессиональные игроки проводят за компьютером по 8-12 часов в день, у них есть тренеры – специалисты, вырабатывающие стратегии и тренирующие дисциплину и реакцию. Неудивительно, что спортсмены зарабатывают достойно, ведь киберспорт – это сложный процесс! О цифрах поговорим позже, пока мы обсудим, какие именно игры становятся предметом битвы.
Как развивается киберспорт?
С сегодняшними темпами развития киберспорта, возможно, что через 3–5 лет звёзды в компьютерных играх будут известными всей стране чемпионами олимпиад с большой финансовой поддержкой..
У киберспорта десятки и сотни опций для собственной модификации. Если в классических видах спорта долгое время ничего не меняется – то в киберспорте появляются новые дисциплины, полностью новые форматы (как Hearthstone), уже существующие игры постоянно преображаются благодаря патчам. А звезды киберспортивного мира – гораздо более приземленные люди, чем многие певцы, актеры и те же футболисты. Приятно, когда твой кумир – человек, с которым всегда можно выйти на общение даже через чат в стриме. Можно еще долго продолжать, но каждый любит киберспорт по своему.
Для того чтобы киберспортивная команда развивалась и показывала хорошие результаты, ей необходимо много тренироваться. Для кого-то это может показаться пустой тратой времени, но на самом деле киберспортсмены трудятся не меньше обычных спортсменов.Они не встают из-за компьютера по 8-12 часов в день, турниры проводятся в разных странах, из-за чего игрокам приходится сталкиваться с постоянными поездками.
Разновидности
В киберспорте существуют киберспортивные же дисциплины – их множество, выделить все не представляется возможным. Каждая дисциплина – это одноименная игра, в которой между собой сражаются участники соревнований.
Приведем небольшой ТОП самых популярных, высокооплачиваемых и востребованных дисциплин. Учтите – это далеко не все возможные разновидности, лишь небольшая часть их!
- Counter-Strike: Global Offensive
- Dota 2
- Hearthstone;
- Overwatch
- League of Legends;
- FIFA;
- World of Tanks
- StarCraf;
- PUBG;
- Call of Duty.
Четыре однозначно ведущие киберспортивные дисциплины, собирающие стадионы зрителей, проходящие невероятно массово и зрилищно – это командные стратегии League of Legends и Dota 2, новая модификация шутера Counter Strike под названием CS:GO и карточная игра Hearthstone.
Киберспорт – это спорт, настоящий и официально зарегистрированный. Поэтому он имеет определенные дисциплины – выделить все не удастся, но можно определить основные категории игр! Официального деления пока нет, но мы воспользуемся следующей классификацией:
- Шутеры (Counter Strike);
- Стратегии (Dota 2);
- Файтеры (Mortal Kombat);
- Симуляторы (FIFA).
Само понятие киберспорта не означает, что любая игра может стать дисциплиной – отнюдь. Вспомните любую простенькую сетевую игру из «Одноклассников» или знаменитую «Ферму» ВКонтакте – поверьте, такие игрушки никогда не попадут в турнирную таблицу. По каким же критериям отбираются игры для внесения в список киберспортивных дисциплин?
Таких параметров несколько – рекомендуем обратить внимание:
- Определенные правила и цель;
- Факт соревновательности – между командами или игроками по отдельности;
- Существование игровой механики – нужно сделать определенные действия, чтобы получить определенный результат;
- Невозможность заплатить за упрощение игрового процесса.
Насколько успешной станет дисциплина, зависит от количества зрителей, профессиональных команд и проводимых соревнований.
Очень многие задумываются о том, что такое киберспорт и как туда попасть, не в последнюю очередь из-за денежных выигрышей. Ошибочным является мнение, что киберспортсмены зарабатывают меньше обычных спортсменов – призовые ставки могут достигать нескольких сотен тысяч долларов.
Dota 2, Counter-Strike: Global Offensive и League of Legends – самые популярные киберспортивные игры сегодня
Профессиональные соревнования проводятся не по всем компьютерным играм. В основном в киберспорте задействованы те игры, для победы в которых участники должны проявлять специфические навыки – командную тактику или скорость реакции.
Лучше всего для проведения киберспортивных соревнований подходят стратегии и шутеры. Большинство таких игр поддерживают режим мультиплеера. Спортсмены могут собираться в команды и тренироваться. Успех в стратегиях и шутерах зависит от уровня подготовки киберспортсменов: навыков отдельных игроков и сыгранности команд.
Стратегии – жанр компьютерных игр. Для победы в стратегии игроки должны разрабатывать тактику и планировать дальнейшие действия.
Самые популярные киберспортивные игры – Dota 2, Counter-Strike: Global Offensive (CS: GO) и League of Legends (LoL). Соревнования по этим играм собирают самую большую зрительскую аудиторию и привлекают многих спонсоров.
Dota 2
Dota 2 – многопользовательская компьютерная игра, сочетающая в себе жанры стратегии и MOBA (многопользовательская онлайновая боевая арена). Разработка игры началась в 2009 году и продолжалась четыре года. Dota 2 вышла в 2013-м и стала одной из самых популярных онлайн-игр. В том же году журнал PC Gamer признал Dota 2 игрой года и киберспортивной дисциплиной года.
В матчах по Dota 2 участвуют две команды по пять человек. Каждый киберспортсмен управляет своим игровым персонажем. Для победы команда должна разрушить вражескую крепость.
CS: GO
CS: GO – шутер, появившийся в 2012 году. CS: GO стала продолжением серии игр Counter-Strike, которые выходили с 2000 года.
В матче по CS: GO участвуют две команды по пять человек. Поединок состоит из нескольких раундов. Одна из команд выполняет роль «террористов», другая – «спецназа». В раунде побеждает та команда, которая убила всех противников или выполнила специальное задание. Задания отличаются для «террористов» и «спецназа» и зависят от игровой локации.
LoL
LoL – компьютерная многопользовательская игра, сочетающая в себе жанры стратегии и MOBA. LoL вышла в 2009 году.
LoL похожа на Dota 2 по механике действий. В игре участвуют две команды по пять человек. Побеждает тот, кто разрушил крепость противника. LoL и Dota 2 отличаются особенностями интерфейса и персонажами.
В 2019 году чемпионат мира по LoL стал самым популярным киберспортивным турниром. Онлайн-трансляцию полуфинала соревнования смотрели 3,9 миллиона человек – лучший показатель для всех дисциплин.
Крупнейшие призовые фонды
Мы продолжаем разбираться, что такое киберспорт и чем он полезен. Кроме развития исключительной реакции, координации и поразительной внимательности (что подтверждено специалистами), можно заработать серьезные деньги. Сейчас рассмотрим в цифрах!
Чтобы убедить вас в серьезности киберспорта, расскажем о существующих призовых фондах – мы выбрали самые крупные активы за прошедший год. Сначала несколько слов о том, как формируется фонд.
- Часть денег вносит компания-разработчик игры, в которую соревнуются участники;
- Часть средств выручается с продажи внутриигровых предметов и специального мерча;
- Дополнительный взнос появляется от основных спонсоров мероприятия.
Вот что значит киберспорт! Это не только нажатие на кнопки клавиатуры и мышки – это серьезный бизнес. Готовы узнать, сколько денег на самом деле крутится в киберспорте? Вы будете шокированы.
- 10 место. Rainbow Six Siege (тактический шутер от Ubisoft) – $4.10 млн. долларов
- 9 место. Arena of Valor (мобильная игра, очень популярная в Азии) – $5.80 млн. долларов
- 8 место. Call of Duty (одновременно две игры, Call of Duty: Black Ops 4 и Call of Duty: Modern Warfare) – $6.51 млн. долларов
- 7 место. Magic: The Gathering (цифровая версия карточной игры) – $8.89 млн. долларов
- 6 место. League of Legends — $9.02 млн. долларов
- 5 место. Overwatch — $9.11 млн. долларов
- 4 место. PLAYERUNKNOWN’S BATTLEGROUNDS — $12.71 млн. долларов
- 3 место. Counter-Strike: Global Offensive — $21,1 млн. долларов;
- 2 место. Dota 2 — $46.7 млн. долларов
- 1 место. Fortnite — $64.42 млн. долларов.
Эти цифры впечатлят даже самого скептически настроенного человека – деньги действительно уходят игрокам, показавшим себя с наилучшей стороны. Не забывайте, насколько развита в настоящее время индустрия гейминга – вспомните о стриминговых сервисах, обзорах на игры… Огромная аудитория постоянно следит за игроками, множество людей сами с удовольствием проводят время за компьютером или консолью.
Кстати! Несомненный плюс просмотра кибертурниров – все доступно бесплатно в режиме онлайн, нет необходимости никуда идти или покупать билеты.
Простыми словами рассказали, что это такое – киберспорт, кто в него играет и какие дисциплины сейчас популярны. Даже максимально далекий от игрового мира человек сможет разобраться – и, возможно, найдет новое хобби! Смотреть соревнования успешных игроков очень интересно – это красивый и захватывающий процесс, оцените сами!
Самый большой призовой фонд в киберспорте
Что такое киберспорт? Это вид спорта. Логично, что за победу в турнире профессиональные геймеры получают, если не зарплату, то призовые. Чем статусней турнир и чем выше место команды в турнирной таблице, тем выше гонорар. Сумма может исчисляться сотнями и миллионами долларов США.
Ежегодно самые большие призовые фонды приходятся на важные международные турниры по киберспорту, например на The International – состязания по Дота 2, Blast Premier Spring Series – состязания по Counter Strike GO.
Самый большой призовой фонд за победу в Дота 2 был в 2019 году. Разыгрывалось 3 млн. $. В 2020 году призовой фонд по CS GO ожидается 1,375 млн. $.
Конечно, весь призовой фонд одной команде не достанется. Его распределят между чемпионами, командами, которые вошли в тройку лидеров, и теми, кто занял более низкие места. Таким образом, компьютерный спорт также может приносить дивиденты, поэтому стоит развиваться, работать, чтобы пробиться в важные чемпионаты.
Как попасть в киберспорт?
Если вы хотите стать профессиональным участником киберспортивной команды, то скажем сразу – ни в каких специальных игровых школах, курсах, секциях или кафедрах институтов этому не обучают. Попасть в команду можно только по приглашению от одного или нескольких его участников либо от менеджера. Чтобы получить такое приглашение, нужно прежде всего проявить себя на различных непрофессиональных онлайн-турнирах как способного игрока, занимать ведущие места на матчах. Кроме того, неплохо наладить связи в игровом сообществе. При этом никакого обучения киберспорту попросту не существует.
Есть и другой способ пробиться на профессиональный уровень и вступить в команду. Это участие в бесплатных соревнованиях. Некоторые турниры для начинающих киберспортсменов требуют внесения определенной платы за доступ к ним. Стоимость везде разная, но обычно она не очень высока. Записаться на подобные матчи можно на официальных сайтах их организаторов или в соответствующих группах в социальных сетях.
А вот стать одним из специалистов, организующих соревнования и сопровождающих их деятельность, гораздо проще. В числе таких специалистов:
- менеджеры;
- маркетологи;
- медиаспециалисты;
- комментаторы;
- журналисты;
- редакторы;
- программисты.
Для этого нужно поступить на соответствующий факультет высшего учебного заведения, а затем посетить в поисках вакансий компании, занимающиеся организацией турниров. Готовят подобных специалистов множество ВУЗов или колледжей в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России (МГУ, РНУ, РУДН, и другие). Там можно получить профильное образование. Необходимо учитывать, что получение каждой из перечисленных профессий требует сдачи разных предметов на ЕГЭ и разных проходных баллов. Также немаловажным фактором является цена обучения.
Отметим, что для работы на стартовых позициях достаточно степени бакалавра, а вот для карьерного продвижения потребуется магистратура. Также следует сказать, что наиболее востребованная профессия, сопровождающая киберспорт – это менеджмент.
Факультет киберспорта
Несмотря на то, что большинство учебных заведений не готовят специалистов в области киберспорта, два российских университета все-таки это делают. Это:
- Университет Синергия;
- РГУФК.
Правда, готовят не непосредственно игроков, а специалистов в сопутствующих областях, о которых мы говорили выше (менеджеров, маркетологов и других). Однако, в отличие от традиционной подготовки, здесь сделан акцент на особенности работы, связанной с подготовкой, организацией и проведением киберспортивных соревнований.
Работа в киберспорте
Как мы уже говорили, попасть на работу в киберспорт относительно просто при наличии профильного образования и соответствующих вакансий в одной из компаний, проводящих турниры.
Фильмы про киберспорт
Киберспорт стал темой нескольких фильмов и сериалов. Ниже приведен небольшой список из наиболее популярных лент, имеющих положительные отзывы критиков и посмотревших их людей.
- Волшебник. Британская кинолента про то, как зарождался киберспорт. В ней рассказано о первых в истории турнирах по играм на только что появившихся игровых приставках от Nintendo. Действие ленты разворачивается в 1989 году.
- Фильм World Cyber Games от канала National Geographic. Этот документальный фильм рассказывает о прошлом и настоящем мирового киберспорта и отвечает на много интересных для фанатов вопросов: когда зародился киберспорт? почему он стал так популярен? какие игры в него входят? что значит тот или иной термин? где состоялось первое соревнование?
- Гамер. Украинский художественный фильм о подростке, который часами напролет играл в компьютерном клубе в онлайн-шутеры и достиг в этом немалых успехов, после чего был замечен менеджером одной из киберспортивных лиг и стал членом профессиональной команды.
- Дорога на чемпионат мира. Документальный фильм, который рассказывает о подготовке команд, входящих в число лучших, к чемпионату мира по различным киберспортивным дисциплинам. Он показывает не внешнюю оболочку, которую видят зрители, решившие смотреть турниры, а трудоемкий процесс, который всему этому предшествует. Вы увидите тренировки на развитие реакции, совместные занятия, подготовку на оффлайн-тренажерах – иными словами все то, что составляет работу профессионального киберспортсмена.
- Обратная сторона экрана. Документальная лента, посвященная масштабным соревнованиям по DOTA 2, состоявшимся в 2014 году. Игроки и комментаторы, которые туда приехали, делятся своими впечатлениями, а также рассказывают о своей работе и повседневной жизни.
Аудитория киберспорта
Помимо перемен в технологиях, меняется и портрет геймера в целом.
Если раньше геймером считался только парень — подросток, то сегодня 45 процентов американских геймеров — женщины. А средний возраст игрока составляет 34 года.
К 2021 году Миллениалы (поколение людей, родившихся в 1982-2004 гг. (в России – 1985-2003 гг.)). достигнут своего пика покупательской способности и станут основной частью геймеров.
К 2021 году Newzoo прогнозирует, что ежегодные темпы роста составят примерно 14%. Они также предрекают, что число случайных зрителей вырастет до 307 миллионов, 250 миллионов энтузиастов киберспорта, что делает общую аудиторию – 557 миллионов.
- https://twitchgid.ru/kibersport-chto-eto-takoe/
- https://CQ.ru/articles/cybersport/cto-znacit-kibersport-kak-stat-professionalnym-geimerom
- https://imgame.kz/spets/chto-takoe-kibersport/
- https://go-sport.ru/article/chto-takoe-cybersport/
- https://geekplus.ru/chto-takoe-kibersport/