Что такое поляризационный фильтр и с чем его едят

Что такое поляризационный фильтр?

Суть действия фильтра состоит в поляризации света. Не буду в подробностях расписывать, что это такое, о физическом смысле этого являения можно прочесть, например, в Википедии или каком-то другом специализированном сайте, посвященному физическим явлениям. Если честно, я пытался разобраться в том, что там написано, но не смог – все, чему меня учили в Политехе на высшей математике и физике 15 лет было назад, было безнадежно забыто. Уверен, то же самое произошло и у 99% читателей, поэтому я расскажу простыми словами – что дает поляризационный фильтр? Поляризационный фильтр убирает на фотографиях отраженный свет – солнечные блики, отражения от поверхностей, свечение неба из-за отражения солнечного света от кристалликов льда в атмосфере. В результате этого блестящие предметы выглядят как матовые, а небо в ясную погоду получается не голубым, а темно-синим. Поляризационный фильтр можно поворачивать вокруг своей оси, при этом будет меняться характер эффекта поляризации. Посмотрите пример ниже и сравните, как выглядит небо, а как выглядит вода на этих снимках. Отражение неба есть Отражения неба нет, видно дно. Голубизна неба стала чуть потусклее. Еще один пример необработанной в Photoshop фотографии с вечерним небом (по умолчанию у камеры была выставлена повышенная насыщенность цвета для пейзажа). Немного неестественно, но красиво! Если у вас еще нет поляризационного фильтра, возможно сейчас у вас начинает рождаться мысль – надо брать! Не спорю, что поляризационный фильтр – нужная вещь для съемки пейзажа. Но у него есть ряд особенностей, о которых нужно знать, чтобы не разочароваться в покупке.

Покупайте круговой поляризатор

Поляризация бывает линейной и круговой, соответственно, поляризационные фильтры тоже делятся на две группы – линейные и круговые. По внешнему виду их отличить невозможно – и тот и другой имеет вращающуюся часть, внешнее различие лишь в маркировке. У круговых поляризаторов в маркировке имеются слова CIRCULAR, CIR или просто группа C (например, CIR-PL или C-PL). Если такого обозначения нет, то поляризатор линейный. Он будет точно так же затенять небо и убирать блики с воды, но с ним у зеркалки будет некорректно работать автофокус – фазовые датчики фокусировки будут давать сбой. С круговым поляризатором таких проблем не будет.

Покупайте поляризатор с просветляющим покрытием

Просветляющее покрытие устраняет эффект переотражения света от линз в оптической системе. Если просветляющего слоя нет, то возможно заметное помутнение картинки, если солнце будет попадать на объектив. Также у непросветленной оптики плохая бликоустойчивость. Если вы разжились объективом с красным или золотым колечком (“топовая” оптика Canon и Nikon, соотвественно), не стоит навешивать на него китайский поляризатор за 600 рублей. Нижняя ценовая планка, с которой начинаются более-менее годные поляризационные фильтры сейчас лежит в районе 3000 рублей.

Какой производитель поляризаторов лучше?

У каждого производителя оптики есть свое деление на классы, поэтому данный вопрос некорректен. В принципе, можно брать фильтр любого производителя, если средняя цена на него выше обозначенной планки. Еще многое зависит от диаметра фильтра. Чем больше диаметр, тем дороже фильтр. У меня нет исчерпывающей информации по тому, какой фильтр выбрать за N рублей, а рекомендации “с потолка” давать не хочется. Я пользуюсь поляризатором HOYA CIR-PL HD 77mm, он меня полностью устраивает. Хотите проверенное лично мной решение, берите HOYA CIR-PL HD.

Для широкоугольного объектива покупайте фильтр с тонкой рамкой

Еще такие фильтры называются “slim”. Они стоят чуть дороже, но их рамка не будет попадать в кадр при широкоугольном положении объектива. Если снимать с широкоугольником и навернутым на него фильтром со стандартной “широкой” рамкой, получится примерно так: На “полнокадровых” 24 мм фильтр с широкой рамкой дает заметное виньетирование (затемнение углов) Если у вас аппарат с матрицей APS-C (кроп 1.5 или 1.6), и объектив с широким углом на 15-16 мм, то у вас будет то же самое. На 18 миллиметрах заметного виньетирования от широкой рамки нет. В принципе, это все основные рекомендации, касающиеся выбора и покупки поляризационного фильтра. Еще дам некоторые рекомендации по его использованию.

Когда применять поляризационный фильтр

Использовать поляризатор для объектива не так просто для первого раза. Нюансов, когда лучше отказаться от его использования, тоже достаточно. Первое использования, без предварительного ознакомления с особенностями, может привести к печальному результату. Первая проблема – это отсутствие эффекта при съемке по направлению света солнца или против него. Наибольшую пользу поляризатор приносит, когда съемка происходит под углом 90 градусов по отношению к солнцу.

Вторая практическая проблема – неполное заполнение кадра при использовании широкоугольной оптики для фотокамер. Так использование 18-миллиметрового объектива приведет к неравномерности покрытия применения поляризатора. Если одна сторона кадра, условно, приходится на желательные 90 градусов к солнцу, то другая сторона будет приходиться на невыгодные углы, где работа любого поляризатора сведется к нулю. На практике – объемное эффектное небо одного цвета в одной части изображения и менее выразительное небо в другой части, при этом имеющее иной оттенок.

Использование широкого угла нежелательно еще и по другой причине. Любой светофильтр вносит конструктивные изменения за счет своей толщины. Поляризатор удлиняет конец объектива, отодвигая его на добрые 3-4 миллиметра. Широкоугольная оптика мгновенного реагирует на подобные изменения виньетированием. Часто в таких случаях без редактирования виньетки при постобработке не обойтись, либо стоит отказаться от широкого угла в пользу более стандартных.

Использование поляризатора для объектива в условиях плохого освещения усугубит ситуацию. При надетом поляризационном фильтре общая пропускная способность объектива заметно уменьшается, примерно в два раза. Это стоит учитывать, так как повышение выдержки не всегда представляется возможным. Кроме того ухудшается фокусировка, делая периодические промахи. Вариант повышения светочувствительности не очень привлекателен из-за ухудшения качества изображения.

В перечисленных случаях лучше отказаться от использования поляризатора для объектива во избежание получения некачественного результата. В подобных ситуациях лучше потратить время на постобработку фотографий в редакторе в попытках повторить эффекты светофильтра без его применения, благо это более, чем возможно.

Все же некоторые особенности использования светофильтров повторить в фоторедакторах не удастся никогда. И если достижение определенного результата необходимо, то поляризационный фильтр для объектива рекомендуется использовать вопреки возможным ухудшениям качества. Такой целью может стать необходимость удаления бликов и отражений на фотографии. Съемка объекта за витриной, которого не видно в обычных условиях станет более доступной при надетом поляризаторе. Вид флоры и фауны подводного мира часто скрыт от взора как раз отблесками света на поверхности. Поляризатор выручит и в этой ситуации, сделав блики воды менее заметными. И подобного результата невозможно добиться с помощью фотошопа.

Соотношение цена-качество

Поляризационный фильтр при использовании становится составной частью оптики. Если фотограф использует комплектный китовый объектив, или другой простой объектив иной марки, то в качестве пробы покупка поляризационного фильтра за 300-500 рублей может быть целесообразна. В других случаях стоит более внимательно относиться к выбору. Обилие фирм-производителей и ценового диапазона на рынке мешает новичку быстро сделать правильный выбор.

Стоит присмотреться к продукции следующих марок:

  • Rodenstock
  • B&W
  • HOYA
  • Kenko
  • Marumi

Данные производители хорошо зарекомендовали себя с точки зрения качества. Глупо, имея топовые объективы, портить качество конечного изображения надеванием еще одного стекла низкого качества. А так как топовые объективы, как правило, имеют большую диафрагму и большой радиус, то и светофильтры для них дешево стоить не могут. Так, хорошие поляризаторы для объектива будут стоить от 3000 рублей.

Если фотографии делаются для частного использования или выкладывания в социальные сети, то использование хорошей оптики и качественного поляризационного фильтра не так уж и необходимо. Но продвинутые любители и профессионалы, фотографирующие с целью продажи работ, понимают, что при 100% увеличении разница будет заметна невооруженным глазом.

Поляризационный фильтр для объектива является вспомогательным элементом большинства фотографов, которые хоть иногда фотографируют природу. Им известны все достоинства его использования. Узнать насколько полезен данный аксессуар можно только при его практическом использовании. Поэтому в той или иной ценовой категории он рекомендован к покупке каждому любителю. Даже самый простой поляризационный фильтр вызовет у фотографа положительные чувства от полученного результата. Далее каждый сам для себя решит, нужен ли он будет в повседневном использовании или же станет очередной покупкой, которая будет лежать в рюкзаке без дела так ни разу не надетая на объектив.

Свет

Световые волны – это видимый спектр электромагнитного излучения где-то между 400 и 700 нм. Он состоит из электрических и магнитных волн. Они довольно громоздко выглядят вместе (плюс магнитные волны никак не относятся к вопросу о поляризации), поэтому давайте ограничимся электрической составляющей. Волна колеблется перпендикулярно направлению своего движения.

Что же такое поляризация? Представьте себе световую волну, направленную прямо в ваш глаз. Если развернуть предыдущий рисунок на 90 градусов, то всё, что нам будет видно, это колебание волны вверх-вниз. Такой световой луч называется поляризованным. Так что поляризованным называется тот свет, электрическое поле которого колеблется только в одном направлении. Вертикально в данном случае. Это может быть и горизонтальная, и любая, в принципе, ориентация.

Ладно, но как тогда получить неполяризованный свет? Без проблем. Большая часть света, что мы видим, не поляризована. Свет, исходящий напрямую от солнца, не поляризован. То же касается лампочки накаливания, любого горячего светящегося объекта. В один момент времени поле может быть направлено в одну сторону, а в другой – совсем в другую. Это происходит в случайном порядке.

Линейная поляризация

Допустим, вам по каким-то причинам нужно получить поляризованный свет. Как это сделать? Просто используйте поляризатор. Это материал, пропускающий свет. Но пропускает он только свет, ориентированный в одном направлении.

Представим поляризатор, пропускающий только вертикально ориентированный свет. Если поставить его в одну линию с лампой и глазом, он отсечет любой свет, кроме поляризованного вертикально. Естественно, за счет потери части излучения, мы получим несколько более темную картинку.

Взяв поляризатор с горизонтальной ориентацией, мы получим горизонтально поляризованный свет.

И как все это использовать?

Здорово, но зачем вся эта поляризация нужна в обычной жизни, ведь мало кто собирается проводить ежедневные эксперименты? Вспомните солнцезащитные очки с поляризацией (нет, они так называются не только потому, что маркетологи зацепились за модное словечко и нашли повод поднять цену на них в несколько раз) и то, как они борются с бликами и отражениями.

Как это работает? Представьте себя стоящим в солнечную погоду на берегу озера. Свет попадает к вам в глаза со всех направлений, отражаясь от облаков, любой поверхности по соседству. Спокойный отражённый солнечный свет. Но если вы посмотрите прямо на воду, то увидите яркий блик прямиком от солнца. В нем нет ничего хорошего: он ослепляет, причиняет боль. «Пора положить конец этим надоевшим бликам!» – скажут в отделе маркетинга какой-нибудь фирмы по производству солнцезащитных очков. К счастью, хоть прямой солнечный свет не имеет поляризации, но, отражаясь от поверхности, он, как минимум, частично поляризуется (при некоторых углах падения – полностью). Причем направление поляризации параллельно плоскости, от которой отразился свет.

Получается, что большая часть (если не вся) отраженного от поверхности света имеет четко выраженную поляризацию. Всё, что нам остаётся сделать, это надеть солнцезащитные очки с вертикальным поляризационным фильтром и тем самым отсечь блики.

Эти же очки позволят заглянуть под поверхность воды.

Всё это справедливо и для поляризационного фотофильтра. Основная разница состоит в том, что за счёт изменяемой плоскости вращения вы сами можете задавать направление поляризации.

Применение фильтров: самые простые советы

Полезным замечанием здесь будет такой факт: поляризационный фильтр используется только в тех случаях, если недостатки кадра не получится исправить во время пост-обработки кадра.

Осознание таких моментов, как правило, приходит с опытом. Поэтому можно, хотя, даже нужно начинать использовать фильтр как можно раньше. Так вы быстрее научитесь понимать, когда он нужен, а когда и без него получится шедевральный снимок. Но я вам скажу сразу, как только начнете пользоваться поляризатором, не захотите его снимать.

Одно из важнейших правил правильного использования – выбор правильного угла. Как говорилось в статье про широкоугольные объективы, эффективность поляризатора зависит от угла падения на него солнечных лучей. Для этого и нужно его крутить, чтобы поймать правильный угол.

Максимально продуктивным в таких случаях будет перпендикулярное к лучам направление «взгляда» камеры.

Для лучшего представления этого следует применить близкое к физике правило левой или правой руки. Большим пальцем здесь стоит указывать на солнце, а указательный выставить перпендикулярно к нему. Если вращать кисть руки, то указательный палец покажет нужное направление для поиска кадра.

Цветонасыщенность

Да, иногда именно поляризаторы позволяют добиться лучшей цветонасыщенности. Как это работает? Очень просто: прямые солнечные лучи приглушаются аксессуаром, позволяя рассеянному свету от предметов попадать на светочувствительный элемент. Часто это применяется для придания «сочности» кадрам.

Для примера показано изображение, где поляризатор, сделал фотографию более насыщенной. Не всегда, кстати, насыщенность будет так сильно варьироваться. Здесь всё зависит от угла падения солнечных лучей, как говорилось ранее. Если угол будет маленьким, то и эффект станет соответствующим.

Защитные светофильтры

Линза будет давать качественное изображение при условии отсутствия на ней царапин и других повреждений. Защитный фильтр на фотоаппарат позволит продлить срок эксплуатации детали.

Для изготовления аксессуара используется прозрачный материал. Он выполняет следующие функции:

  • Защита от повреждений любого рода.
  • Сведение к минимуму негативного воздействия ультрафиолетовых лучей.
  • Увеличение контрастности.
  • Уменьшение эффекта задымления.
  • Оптимизация изображения.
  • Удобнее настраивать резкость и соотношение отдельных цветов.
  • Антибликовый эффект.
  • Поглощение голубого спектра, который чаще всего негативно влияет на качество изображения.
  • Углубление цвета и создание эффекта «мазков».

Рекомендуется выбрать светофильтр для портретной съемки. Он также пригодится в пасмурный день, ведь заметно увеличит резкость полученного изображения.

Ультрафиолетовые светофильтры

Ультрафиолетовый фильтр – универсальный аппарат, который размещается на внешней линзе. Его чаще всего используют в комплекте с дорогими объективами. Устройство не дает внутрь попасть пыли и грязи. Заметно снижается риск царапин и других механических повреждений. Ультрафиолетовый фильтр стоит недорого. Однако с его помощью удается защитить дорогую линзы от повреждения при падении фотоаппарата.

К сожалению, УФ фильтр уменьшает детализацию и придает изображению размытость. Именно поэтому далеко не всегда оправдано его использования. Модель идеально подходят для суровых условий съемки.

Инфракрасные светофильтры

Светофильтры для объективов могут также иметь узкую спецификацию. Благодаря им удается создавать софт эффект. Они имеют смягчающее и туманное действие. Основной объект остается достаточно четким. Такие фильтры для фотоаппарата помогают сгладить недостатки во время портерных съемок. Изображению придается теплый или холодный оттенок. В качестве художественного варианта используется метод сферической аберрации.

ИК фильтр может пропустить световую волну от 700 нм. Функция позволяет, к примеру, изменить цвет неба с синего на черный. При этом зеленый цвет становится белым. В таком изображении облака будут иметь привычный цвет. Однако заметно повышается контрастность фотографии. Светофильтры для объективов — аксессуар фотографа, которым надо уметь пользоваться. Это позволит получить качественные и красивые снимки, которые будут поражать своей индивидуальной особенностью.

Градиентные светофильтры

Градиентные же фильтры для фотоаппарата используются для нейтрализации или выделения конкретного эффекта. С их помощью удается сделать ровным освещение в кадре. Эффект чаще всего используется при съемке пейзажей. Существует также отличие используемых образцов по коэффициенту плотности и заполнения.

Градиентный серый фильтр пример фото

Данные светофильтры для объективов делятся на следующие группы:

  • Синий — заметно усиливает окрас неба и воды.
  • Градиент используется для создания шторма или неба в пасмурный день.
  • Фиолетовый оттенок делает снимки рассвета непередаваемыми. Вокруг исходит мягкий свет.
  • Кокин — одна из разновидностей градиента. В ней существует возможность регулировать линию перехода посредством осуществления простых манипуляций с держателем.

Нейтральные светофильтры

Многие спрашивают, для чего нужен данный аксессуар фотоаппарату. Он позволяет слегка размыть границы объекта или добавить немного туманной дымки. Большой популярностью пользуется ND фильтр с переменной плотностью. С его помощью удается уменьшить количество световых волн в несколько раз. Благодаря этому можно акцентировать внимание на отдельных участках цветопередачи. Однако положительного эффекта можно добиться только при правильном использовании.

Аксессуары нужны для работы в горах, у воды или со снежной гладью. Они сглаживают текущий поток и добавляют глубину, резкость. Они также используются для размытия движущихся объектов. Только в резких случаях за счет фильтра можно существенно изменить баланс цветов. Производители оставили возможность за фотографом самостоятельно выбирать гибкость диафрагмы.

Источники

  • http://www.Artem-Kashkanov.ru/article115.html
  • https://my-photocamera.ru/uroki/chto-takoe-polyarizacionnyj-filtr-dlya-obektiva.html
  • https://www.fotosklad.ru/expert/photo/lesson/polyarizatsionnye-filtry-kak-oni-rabotayut-i-dlya-chego-nuzhny.html
  • http://fotorika.ru/fotooborudovanie/polyarizacionntiy_filtr_chto_eto_takoe.html
  • https://tehnofaq.ru/svetofiltry-dlya-fotoapparata/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лайфхаки на каждый день, полезные советы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: