Дэвид Линч (David Keith Lynch) – режиссёр, сценарист, продюсер, композитор – фильмография – голливудские режиссёры – Кино-Театр

Биография

Дэвид Линч – знаменитый американский режиссер, яркий представитель независимого кино, офицер ордена Почетного легиона и обладатель премий «Золотая пальмовая ветвь» и «Золотой лев» за вклад в мировой кинематограф, а также приза за режиссуру Каннского кинофестиваля.

Режиссерский стиль Линча – это сюрреализм и мистика, но без киношных штампов. В его фильмах чувствуется мощная энергетика, которая захватывает зрителей с первого кадра и не отпускает до титров.

                           
Актер Дэвид Линч

Дэвид Линч появился на свет 20 января 1946 года. Его детство прошло в небольшом городке штата Монтана. Отец Дэвида – ученый, работал в Министерстве сельского хозяйства. Сын не пошел по его стопам. С детства Линча влекло все неизведанное и мистическое, особенно тушки мертвых животных, которые он аккуратно паковал в коробки и подолгу рассматривал. Одним из его увлечений было составление композиций из дохлых мух. В остальном Дэвид Линч был нормальным ребенком – послушным, тихим, он хорошо учился в школе.

Семья часто переезжала из одного города в другой, следуя за отцом. Дэвиду приходилось часто менять школы – с одноклассниками он не особенно дружил и не сильно переживал из-за частых переездов.

                               
Дэвид Линч в молодости

Повзрослев, Линч не избавился от своего хобби. Наоборот, зачастил в местный морг, где с интересом наблюдал, как патологоанатомы расчленяют трупы. Он даже фотографировал разлагающиеся органы. Второй его страстью были рассказы о загробном мире. Кстати, в его существование он верит и сейчас.

Дэвид Линч мечтал стать художником, поэтому в 1963 году поступил в школу искусств в Вашингтоне, а через 3 года он перешел в академию изящных искусств в Пенсильвании.

Фильмы

Первый кинематографический опыт Дэвид приобрел в академии. В 1967 году он снял мультфильм «6 блюющих фигур» – он длился всего 1 минуту. В том же году был еще один эксперимент – авангардный фильм «Алфавит».

Работать над первой полнометражной картиной Линч начал в 1972 году. Это был проект «Голова-Ластик». Съемки продолжались 5 лет, но после премьеры Дэвид Линч стал культовым режиссером. Его заметил и предложил сотрудничество Мел Брукс. В 1980 году на студии Брукса вышел фильм «Человек-Слон», который был номинирован на «Оскар», получил Гран-при на фестивале фантастических фильмов.

В 1984 году на экраны вышел фильм «Дюна», экранизация одноименного романа Фрэнка Герберта. Несмотря на знаменитый источник и обилие звезд в актерском составе, картина провалилась в прокате. Сам Линч объяснил провал тем, что финальная версия картины была подготовлена без его участия.

В 1986 году вышло новое творение режиссера – детективный триллер «Синий бархат». Фильм о таинственном расследовании в маленьком городке собрал ряд престижных премий, но следующая картина Линча затмила успех этого фильма.

Режиссерским триумфом для Дэвида Линча стал детективно-мистический сериал «Твин Пикс», который вышел в 1990 году. Сериал рассказывает о расследовании шокирующего убийства старшеклассницы, которое постепенно обрастает подробностями, указывающими на вмешательство в дело потусторонних сил. После двух сезонов незавершенный серил был оставлен более чем на 25 лет. Этот факт придал «Твин Пиксу» еще большую популярность, а незавершенный сюжет оброс невероятным количеством теорий, объясняющих происходящее в картине.

В том же году его драма «Дикие сердцем» получила главный приз Каннского кинофестиваля. В 1994 году зрители увидели самый таинственный фильм Линча – «Шоссе в никуда». Сложный сюжет, идеальный монтаж, мистическая музыка – все элементы действовали на зрителей магически.

После проекта «Шоссе в никуда» Линч снял «Простую историю», в которой нет мистики, сюжет прост и в чем-то наивен. Это история о пожилом человеке, который отправляется за тысячи километров к своему брату на маленькой газонокосилке. Этой работой режиссер доказал, что ему по силам не только сюрреалистические проекты. Увы, общество прохладно восприняло его эксперимент – от мастера ожидали другого.

Вскоре Дэвид Линч вернулся к любимому стилю. В 2000 году вышел «Малхолланд-драйв». Этот фильм получил два приза за режиссуру – в Торонто и Каннах. Первоначально фильм был снят как пилотная серия нового сериала, но материал оказался забракован. Линч доснял недостающие части и выпустил «Малхолланд-драйв» как полноценный полнометражный фильм, который с теплотой приняли поклонники.

Фильм рассказывает о молодой актрисе, которая стала подругой случайно встреченной девушке, потерявшей память. Главные роли в картине исполнили Наоми Уоттс, Лаура Хэрринг и Джастин Теру.

                                           
Дэвид Линч

Осенью 2006 года на Венецианском фестивале прошла премьера картины «Внутренняя империя» – это последний полнометражный проект Линча. Фильм рассказывает о попавшей в беду девушке, при этом картина наполнена перемещениями во времени, запутанными хронологическими переходами, альтернативными версиями событий и знаменитым сюрреализмом Линча. Режиссер получил за этот проект «Золотого льва».

Режиссёр

Duran Duran: Вне сцены мюзикл 2014, США
Внутренняя империя драма, мистика 2006, США / Польша / Франция
Кролики драма, комедия, ужасы, мистика, фантастика 2002, США
Малхолланд Драйв драма, триллер, мистика 2001, Франция / США
Простая история драма, биография 1999, Франция / Великобритания / США
Шоссе в никуда мистика, ужасы, триллер, драма 1997, США / Франция
Твин Пикс: сквозь огонь детектив, триллер, ужасы 1992, США
Индустриальная симфония №1: Сон девушки с разбитым сердцем мюзикл, драма 1990, США
Дикие сердцем триллер, мелодрама, драма 1990, США
Синий бархат триллер, криминал, драма, мистика 1986, США
Дюна приключения, боевик, фантастика 1984, США
Номер в отеле комедия 1982,
Человек-Слон драма 1980, США / Великобритания
Голова-ластик драма, ужасы, фантастика 1977, США

Актёр

Почему мы креативны? документальный 2018, Германия
Счастливчик драма 2017, США
Призраки Рая документальный 2017,
Дэвид Линч: Жизнь в искусстве документальный, биография 2016, США / Дания
Duran Duran: Вне сцены мюзикл 2014, США
Линч документальный 2007, США

Симфонии

Линч неоднократно говорил о том, что его кино нередко вдохновлено музыкой. Часто он пишет ее сам, выступая композитором и звукорежиссером.

У Джойса была идея миметического письма: форма текста должна подражать его содержанию. Линч же любит миметически снимать. В частности, он использует прием взаимного соответствия содержания кадра музыкальной линии в своих короткометражных аудиовизуальных произведениях (чаще всего в стиле индастриал). В недавнем фильме «Муравьиная голова» муравьи ползают по головке сыра в форме искаженного человеческого лица на фоне урбанистического пейзажа под нойзовый джаз. Новая короткометражка работает с электронной музыкой, под которую монотонно двигаются монохромные человечки, уже в названии постулирует взаимопроникновение звукового и визуального, а короткометражки , , «Голова с молотом» и «Поросенок гуляет» рождают столь ирреальные и безосновные образы, что их истоки можно обнаружить разве что в музыке как в самом чистом из искусств (такого мнения насчет музыки придерживался Артур Шопенгауэр), без примеси конкретики и реальности.

 

Во сне и наяву

Переход Линча от живописи к кино связан с его любопытством по поводу того, какими вообще могут быть двигающиеся под звук картины. Первый свой фильм режиссер создал полностью вручную. В нем отсутствовал нарратив, но зато были красочно блюющие под звуки сирены персонажи, что не хуже удерживает внимание зрителя, чем насыщенный экшн и сюжетные кульминации. В целом, картина Линча и есть одна большая сюжетная кульминация.

Следующий короткометражный фильм был основан на сне племянницы жены Дэвида. Отныне многие его картины прямо или косвенно будут отсылать к снам (, , и другие), из-за чего его часто будут сближать с сюрреалистическим направлением в кино и искусстве.

Следующая ранняя короткометражка вписывается в эту парадигму из-за психоаналитических мотивов, но и отличается от предыдущих работ, так как обладает полноценным нарративным сценарием. Главным героем здесь выступает мальчик, который произрастает независимо от родителей из земли, из-за чего терпит постоянные унижения и насилие со стороны отца. Мальчику приходит в голову создать бабушку, чтобы она защитила его от этой жестокости. По сюжету, та рождается из ореха (этот образ еще всплывет у Линча в «Голове-ластике» в виде орехообразной планеты). Однако, в конце концов оказывается, что бабушка — лишь плод воображения ребенка, который в какой-то момент выходит из-под контроля. Мальчик решается рассказать обо всем родителями, но в ответ слышит лишь насмешки. В конечном итоге, он просто не выдерживает и умирает.

В впервые появляется шумовое звуковое сопровождение, характерное для многих последующих работ Линча, а мертвенно-бледные лица и странные зооморфные образы заключают в себе действительно нечто сюрреалистическое или даже некро-эстетическое.

 
Короткометражный фильм «Бабушка»

Но и этот фильм не исчерпывает сюрреалистические элементы его короткометражных работ. Во многих появляются насекомые (, , , ) — символ крови, гниения, разложения, декаданса, эфемерности жизни. Яйца, — еще один общий элемент для работ Линча и сюрреалистов — напротив, являют собой утверждение жизни, христианский символ воскресения Христа, а также эмблема чистоты и совершенства. Также Линч любит снимать в своих фильмах птиц — символ свободы — от сов до кур и цыплят, которые фигурируют как минимум в трех короткометражных проектах режиссера: в сериале с примитивной рисовкой , в комедии («Вне Йондера — Курица») с участием Линча и его сына Остина, а также в недавней псевдонуарной короткометражке «Что сделал Джек?».

Читайте также:

  • «Что сделал Джек?» — псевдонуар Дэвида Линча

Хотя это внешнее сходство с эстетикой сюрреалистов все же обманчиво — вопреки всей иррациональности работ режиссера, его творчество — торжество сознания, а не бессознательного. Пусть действие в большинстве из них происходит ночью, везде все равно просачивается свет разума и «золотое сияние солнца». Последнее иногда даже играет роль центрального концептуального персонажа — как в .

С этим согласуется то, что Линч, по его собственному признанию в видеоинтервью «Есть ли у вас вопрос к Дэвиду?», не ведет дневник снов. Более того, он почти не помнит своих снов, и они практически не влияют на его работу. В отличие от осознанных, дневных грез (daydreaming — мечтаний) и медитаций. Обращение ко сну, если и присутствует, то в преодоленной, освобожденной от иллюзии форме.

Активно используемый Линчем метод трансцендентальной медитации завязан не на подчинении себя бессознательному, но на расширении собственного сознания — это процесс некой редукции к единому для всех живых существ трансцендентальному полю с целью поиска новых идей. Во вселенной режиссера все одушевлены и осмыслены: от жучка в короткометражке , подобно Сизифу взбирающегося на гору с огромным трудом, до койота, крадущегося по полуночной комнате ().

Трансцендентность и триггеры Линча

Чтобы по-настоящему проникнуться атмосферой линчевских фильмов, нужно понять, в чем его главная сила, и где ее источник. Это трансцендентность, редкое свойство, умение выходить за рамки и сталкиваться с тем, что в принципе недоступно познанию с помощью опыта. Звучит туманно и где-то банально, но у Линча есть довольно стройная система и полувековой опыт в этих погружениях. Он практикует трансцендентную медитацию, хотя дело не совсем в ней: она просто позволила ему обуздать довольно болезненную врожденную особенность — талант-проклятие мгновенно оказываться по ту сторону. Любая деталь внешнего мира может сработать как триггер: муравьи, ползущие по коре дерева, сгнивший фрукт, отцовство или нагая избитая женщина, идущая мимо лужайки семейства Линчей.

Травматический опыт и медитации

Во время жизни в Филадельфии Дэвид Линч в очередной раз в жизни столкнулся со странной ситуацией. Неподалеку от него жила сумасшедшая, и однажды он стал свидетелем того, как она выбежала во двор на четвереньках, кудахча и крича «Я — цыпленок, я — цыпленок!». В другой раз она же подошла к Линчу, в исступлении щипая свою грудь со словами: «Мои соски горят!». Она явно хотела, чтобы Дэвид помог ей справиться с этим, но после такого опыта помощь потребовалась уже ему.

Другой травматический опыт непосредственно привел к созданию «Твин Пикс». Дэвид, по обыкновению, пил невероятно сладкий кофе в небольшом кафе. В тот момент, когда Линч наблюдал за улицей из окна, автомобиль насмерть сбил мотоциклиста. Приехавшие на место полицейские упаковали труп в полиэтиленовый мешок, совсем как Лору Палмер. Зрелище смерти стало мощным толчком для его фантазии и запустило череду фантастических образов, которые сложились в то, что мы теперь знаем как «Твин Пикс».

Точно так же опыт отцовства, ставший для Дэвида болезненным, породил «Голову-ластик». Линч, со свойственным ему взглядом на жизнь, испытал серьезное потрясение от осознания того, что некая часть него стала отдельным, чужеродным, но при этом вызывающим тревожную нежность объектом, который требует ответственности и способен умереть в любой момент.

Но главное достоинство режиссера в том, что он способен чрезвычайно убедительно передавать этот травматический опыт на экране, будь то рождение уродца, как в «Голове-ластике», или появление обнаженной и безумной женщины с окровавленным лицом, как в «Синем бархате». На первом показе «Ластика» потенциальный инвестор настолько проникся атмосферой фильма, что в первобытном ужасе, хватаясь за голову, сбежал с сеанса на середине фильма, оставив производство без финансирования.

Но травматического опыта даже вместе с безусловным талантом не хватило бы для того, чтобы Линч стал тем самым совершенно уникальным и ни на кого не похожим режиссером. Кроме этого в его работе есть еще два элемента: невероятная и даже болезненная чувствительность и медитации, которые одновременно и подстегивают, и позволяют контролировать ее.

Среди фанатов Линча принято говорить о том, что тот никогда не употреблял наркотики и даже не пьет и не курит с 1978 года. На самом деле, это не так. К 70 годам он снова взялся за никотин и теперь смолит сигареты одну за другой, а в молодости он активно употреблял марихуану. Однако вскоре ему пришлось завязать с ней, поскольку он оказался слишком чувствительным для стороннего психоактивного влияния. Его и трезвым слишком легко уносило во тьму подсознания или мрачный мир восхитительно жутких фантазий. С каннабисом эта особенность лишь чрезмерно усугублялась.

Поэтому для Линча открытие трансцендентной медитации стало крайне важным моментом биографии. Сейчас он пропагандирует ее с помощью своего фонда и даже сумел ввести курсы медитации во многих школах Америки. Тем, кто знает Линча только по фильмам, всегда кажется крайне удивительным, что сам он работает только в состоянии полнейшего умиротворения и даже эйфории. Дэвид, какими бы мрачными, болезненными и жуткими ни казались его миры, творит только будучи счастливым и считает, что это — ключ к его успеху.

Изабелла Росселини — дочь Ингрид Бергман и режиссера Роберто Росселини, с которой у Линча был роман.

В своей книге «Поймать большую рыбу» Линч пишет о своей концепции творчества. Идеи, по его мнению, — это своеобразные существа, живущие в глубинах нашего сознания, и выловить их не так-то просто. Причем, чем ценнее и крупнее идея, тем глубже придется за ней нырнуть и дольше повозиться, чтобы вытащить ее наружу. Расстроенный и безрадостный человек, сконцентрированный на своих несчастьях, не сможет сделать такое по определению — «рыба» будет срываться с крючка и уходить все глубже. В этом смысле сам Линч — азартный игрок, и это еще один ключ к понимаю его работы.

Идиллия и травматический опыт

Дэвид Линч родился в эталонной семье среднего класса в штате Монтана. Его отец был из фермерского рода, но сумел стать научным работником, а мать преподавала английский. Оба были религиозными, но без фанатизма, пресвитерианами и на памяти Дэвида ни разу за всю свою жизнь не поссорились. Детство обещало быть безоблачным и счастливым — родители делали все, чтобы трое их детей жили в маленьком раю их семейного уюта. Но идиллия, за которой кроется мир непознаваемого потустороннего ужаса, — не зря одна из главных тем его творчества.

Однажды, когда маленький Линч гулял с друзьями и младшим братом около дома, они увидели странное зрелище, кошмар, как-то сумевший пробиться в реальность благополучного городка. Абсолютно нагая женщина с белоснежной кожей шла по лужайке прямо навстречу детям. Она явно была невменяема, весь рот ее был в крови, и эта картина оказалась для Дэвида невероятно травмирующей.

Такой эта картина осталась в подсознании Линча

Семья постоянно переезжала — отец часто получал направление на новое место работы, и Линчи кочевали по крохотным американским городкам. Так что он с детства проникся атмосферой того, что потом пробудит в его воображении мир «Твин Пикс». Чем идилличнее и живописнее городишко, в котором все знают друг друга с детства, тем ближе к этому месту будут обитать лавкрафтовские «Глубоководные» или твари похуже — вроде Боба, за которым охотился агент Купер.

Словно случая с обнаженной женщиной было недостаточно, маленькому Дэвиду было уготовано еще одно потрясение, еще один травматический опыт, который был связан именно с переездом. За день до того как отправиться из одного провинциального городка в другой, Линчи в последний раз собрались с соседями и друзьями, пришло много гостей. Семейство Смитов, живших в ближайшем доме, тоже пришло попрощаться. Мистер Смит сделал это слишком своеобразным образом: он вышел во двор, где столпилась половина района, и прострелил себе голову.

Самоубийство Смита на картине «Дерево и Дом»

Как и в случае с обнаженной окровавленной дамой, Линч написал об этом картину. Взглянув на нее, можно заглянуть в мир мальчугана, до безумия напуганного этими событиями.

Источники

  • https://24smi.org/celebrity/3120-devid-linch.html
  • https://www.kinoafisha.info/person/7989458/movies/
  • https://kinoart.ru/texts/nasekomye-orehi-i-ptitsy-po-tu-storonu-uzhasa-zachem-devid-linch-zavel-kanal-na-youtube
  • https://disgustingmen.com/kino/david-lynch-story

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лайфхаки на каждый день, полезные советы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: