- Что могут означать детские эмоции?
- Зачем развивать эмоциональный интеллект
- Как проходить занятия?
- Открытость новому
- Узнаем, что такое EI
- Самосознание
- Саморегуляция
- Мотивация
- Социальные навыки
- Эмпатия
- Признаки низкого эмоционального интеллекта
- Побуждайте ребёнка анализировать своё состояние
- Как развить EQ за три шага
- Коробочка эмоций
- Дать оценку эмоциям
- Язык эмоций
- Как измерить свой EQ
- Калибровка
- Откуда взялась концепция эмоционального интеллекта?
- Компоненты эмоционального интеллекта
- Как быть счастливым и не перегореть?
- Два случайных слова
- Осознанность
- Что я чувствую сегодня
- Из чего он состоит?
- Упражнение для повышения адаптивности
- Книги и учебники
- Эмоциональный фотоальбом-путешествие
- Используем EI в работе
- Что запомнить
- Связываем EI с карьерой и доходом
- Техники развития эмоционального интеллекта
- Почему ЭИ так важен в бизнесе?
- Послесловие
Что могут означать детские эмоции?
При взаимодействии взрослых и детей первым следует стараться держать себя в руках. Если взрослый обеспокоен чем-то или расстроен, малышу необязательно сообщать об этом всем своим видом. Если претензия касается ребенка, лучше спокойно поговорить и обсудить ситуацию.
Многие родители в подобных случаях начинают вести себя неоднозначно. Мама рассержена, но не говорит, по какой причине. И вот она молчит, игнорирует малыша, делает обиженное лицо и показывает всем видом, что ребенок сам должен догадаться, почему она так себя ведет с ним.
Это крайне неправильная позиция. Дети имеют ранимую и неустойчивую психику. Они не всегда понимают, что сделали что-то «противозаконное» и начинают усиленно анализировать все свои действия: куда ходил, что делал, что не сделал, что сказал.
Ребенок начинает чувствовать вину за то, что сделал что-то или за то, что не понимает, что сделал. Ситуация может зайти глубоко, и в итоге малыш испытывает вину за то, что вообще существует, потому что этим огорчил маму.
Эмоциональный интеллект в таком случае работает против него, малыш утрачивает собственное «я», уничтожает свое мнение и следует модели поведения, которой от него ждут. Все действия затачивает под нее. Все, что происходит в жизни, имеет подтекст «а что обо мне подумают».
Если ребенок чувствует, что к нему есть интерес, внимание со стороны близких, он растет более открытым и уверенным. Имеет свое мнение на многие позиции и не стесняется высказывать, умеет распознавать эмоции и определять их влияние на события.
Взрослым необходимо научиться распознавать детские эмоции: иногда это умение помогает вовремя определить опасность и предотвратить вероятные психические травмы или нервные срывы. Подавленность ребенка всегда должна насторожить взрослого.
Ведь эмоции играют огромную роль в жизни детей. Маленькая неудача для чувствительного малыша может казаться трагедией всей жизни. Что-то не получилось, не вышло, и стресс на лицо. Что-то получилось хорошо – и счастью нет предела!
Как правильно наладить процесс формирования эмоционального интеллекта и вырастить гармонично развитую личность?
Зачем развивать эмоциональный интеллект
Управление эмоциями автоматически предполагает управление разумом. Нельзя быть продуктивным в ситуации эмоциональной «зашлакованности» или принимать серьезные решения в моменты тревоги, гнева, раздражения. Зачем развивать эмоциональный интеллект? Чтобы мыслить ясно и в верном направлении, чем ускорять течение дел в своей жизни и обеспечивать легкость общения и взаимоотношений.
Человек, способный управлять эмоциями, весел и активен. Его жизнь – мир возможностей и радости, за что ее невозможно не любить. Его противоположность – заложник негативных и хаотичных мыслей, угрюмый и недовольный собой тип. За неуместные эмоции ему приходится расплачиваться здоровьем, деньгами, репутацией, иногда жизнью.
Эмоциональный интеллект (EQ) – основа харизмы, обаяния, стрессоустойчивости, умения оставаться уравновешенным в любой ситуации. Кроме того, это залог продуктивных и крепких отношений в семье и на производстве. Понимание эмоций других людей – обязательный компонент для умения общаться. А общаться нам приходится каждый день.
Эмоциональный интеллект позволяет:
- выражать и понимать эмоции (свои и чужие);
- включать эмоции в рассуждения;
- оценивать эмоции и определять их причины;
- контролировать эмоции и управлять ими.
Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта:
- отличаются большей работоспособностью и продуктивностью;
- больше остальных довольны своей внешностью (особенно девушки) и весом;
- точнее других определяют эмоции по мимике;
- ответственнее относятся к учебе, работе (меньше пропусков по неуважительным причинам).
Как проходить занятия?
Ориентировочный срок прохождения нашего курса — две недели. Вы можете пробежаться по нему и за несколько дней, однако помните, что курс предлагает изучить несколько навыков, а они в свою очередь требуют продолжительной работы над собой. Мы постарались максимально упростить подачу материала и не перегружать вас научными терминами и понятиями, поэтому вам не нужно особенно настраивать себя и изучать дополнительные материалы перед прохождением курса. Одно небольшое условие — держите возле себя блокнот и ручку. Вам наверняка будут приходить на ум интересные мысли, поэтому записывайте их сразу. К тому же некоторые наши упражнения требуют записывания.
Первый и второй уроки имеют отношение к теории, однако не спешите сразу переходить к третьему. Вы должны прояснить для себя важность повышения уровня эмоционального интеллекта, а также изучить его модели для того, чтобы двигаться не на ощупь, а четко понимать, куда вы идете. Выделите один-два дня на каждый из теоретических уроков.
Третий, четвертый и пятый уроки — это практика. В связи с этим, выделите себе максимально возможное количество времени и проходите их не спеша. Выполняйте все упражнения и прислушивайтесь ко всем рекомендациям и советам. Помните, что любое знание должно моментально преобразовываться в действие, иначе оно будет бессмысленным.
Открытость новому
Чтобы развить в себе это ценное качество, можно воспользоваться простым, но очень эффективным упражнением, которое заключается в том, чтобы найти как можно больше вариантов применения самым обычным вещам. Пусть это будет обычное полотенце, старое ведро или просто кусок картона. Придумайте наибольшее количество вариантов, как можно использовать эти вещи. Это не только интересно, но и весело. Поэтому практикуйте это упражнение вместе с семьёй и детьми. Они отлично проведут время и поработают над своими воображением и смекалкой.
Узнаем, что такое EI
Эмоциональный интеллект — система характеристик, оценивающих вашу способность взаимодействовать с миром вокруг. Недостаточно быть гениальным и умным и иметь высокий IQ. Важно также уметь осознавать свои и чужие эмоции и чувства, выстраивать отношения с другими людьми, доносить свою точку зрения, внушать коллегам уверенность в своей экспертизе и уметь подстраиваться под других.
Ученые изучают эту тему с 1960-х годов. Наибольшую популярность получила концепция Даниэля Гоулмана, а среди систем оценки распространена TEIQ профессора К.В. Петридиса, тестирование по которой прошли более 6 миллионов людей в мире. Технически это опросник на 20 минут, по результатам которого вы получаете часовую обратную связь. 100% эмоционального интеллекта — это не абсолютная цифра, а сравнительная со всеми другими протестированными участниками.
В рамках нее выделяется 15 характеристик из пяти блоков:
- Счастье, оптимизм, самооценка
- Управление эмоциями, импульсами и стрессоустойчивость
- Восприятие эмоций, сопереживание, выражение эмоций и межличностные отношения
- Управление эмоциями, ассертивность, социальные отношения
- Адаптивность и самомотивация
Для успешного выполнения работы необязательно иметь 100% по каждому параметру. Все зависит от специфики деятельности. Например, в рамках работы, связанной с продажами, критично производить впечатление эксперта, уметь убеждать и работать с аргументами, и поэтому на первый план выходят такие характеристики, как управление эмоциями и самооценка.
Для вакансий, связанных с трансформацией бизнеса, критичным будет наличие высокой адаптивности — способности как менять окружающую реальность, так и подстраиваться под изменения. Также для выполнения таких проектов лучше подойдут люди со средним контролем импульса, способные принимать решения на основе ограниченной информации и фактов, так как предсказать заранее и проанализировать всю информацию невозможно, и приходится начинать изменения методом проб.
Самосознание
Индивид осознает свои сильные и слабые стороны, знает себе цену. Такие люди имеют реальную самооценку, не склонны к самовосхвалению или самобичеванию. Критика воспринимается адекватно: необоснованная – отметается, конструктивная – служит сигналом для внутренних изменений.
Саморегуляция
Гоулмэн доказывает, что эмоции – это часть физиологии человека, прожить без них не представляется возможным. В тоже время, собственные переживания нужно уметь подчинять разуму. Любая эмоция должна соответствовать обстоятельствам и ситуации, в которой она возникла. Как нельзя подавлять эмоции, так нельзя и выказывать их во всей красе в неподобающем месте и с неподобающими людьми.
Мотивация
Особое эмоциональное состояние, которое помогает целеполаганию и достижению цели. Грамотная самомотивация обуславливает адекватное отношение к трудностям на пути к успеху, позволяет относится к проблемам с оптимизмом.
Социальные навыки
Способность выстраивать эффективные коммуникации с другими людьми, умение общаться, вызывать нужные реакции. Человек с развитыми социальными навыками приветлив, желанен в любом обществе, может найти общий язык с людьми различных профессий и социальных слоев.
Эмпатия
Умение распознавать чувства других людей и сопереживать. Это врожденное чувство, многие люди не способны на то, чтобы понять другого человека. Они ограничиваются формальными фразами: «Не переживай», «Не обращай внимания». Эмпатичная личность пропускает чужие неприятности и радости через себя.

Если все перечисленные составляющие развиты в личности, то она обладает высоким эмоциональным интеллектом.
Признаки низкого эмоционального интеллекта
Определить наверняка уровень EQ и необходимость его развития можно с помощью специальных тестов. Однако есть несколько признаков, позволяющих заподозрить низкий уровень эмоционального интеллекта:
- неуверенность в себе, сомнение в правильности действий;
- излишняя самокритика;
- проблемы и трудности в общении, неспособность найти общий язык с людьми;
- скромное и непредвзятое отношение к окружающим людям.
Побуждайте ребёнка анализировать своё состояние
Когда у ребёнка развивается речь и появляется возможность вести диалог, можно начинать проговаривать эмоции через альтернативные вопросы: «Тебе весело или грустно?», «Интересно или скучно?»
ВАЖНО
Ради, казалось бы, простого ответа «Да» или «Нет», малыш проделывает большую работу, прислушиваясь к себе, распознавая эмоции и анализируя способ их выражения. Именно этот процесс и отвечает за развитие эмоционального интеллекта ребёнка.
Разобравшись с противоположными эмоциями, можно будет переходить к близким вариантам, уточняя у малыша, обижается ли он или злится, испытывает ли радость или восторг, грусть или разочарование.
Как развить EQ за три шага
Психологи считают, что эмоциональный интеллект, как и IQ, заложен генетически. Но в отличие от уровня интеллекта EQ гораздо проще развить. Можно заплатить деньги и пойти на курсы, а можно бесплатно следовать этим трем шагам:
- Записывайте эмоции. Заведите рукописный дневник или заметку в телефоне, куда вы будете записывать свое состояние в течение дня. Фокусируйтесь на каких-то конкретных событиях: анализируйте свое состояние после важных встреч, новых знакомств и значимых событий. Найдите триггеры, которые заставляют вас испытывать разные эмоции, и запишите их. Так вы поймете, как и на что реагируете, но пока не задавайтесь вопросом, почему так происходит.
- Найдите источник. Когда вы поняли, что и когда чувствуете, разберитесь, почему так происходит. Что именно заставляет вас злиться? А радоваться? Надо понять настоящую причину ваших эмоций. Не осуждайте себя, просто разберитесь в источниках.
- Управляйте своими эмоциями. Когда вы поняли, что вы чувствуете и почему, переходите к контролю над эмоциями. Подумайте, как вы можете вернуть себе состояние спокойствия, когда начинаете злиться. Найдите то, что будет радовать вас в моменты грусти. Подберите механизм, который будет приводить вас в нужное состояние, и постоянно используйте его.
Коробочка эмоций
Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:
- Зрение: счастливая улыбка ребенка.
- Слух: шум морской волны.
- Вкус: сладкая клубника.
- Обоняние: ароматы леса после дождя.
- Осязание: объятия любимого человека.
Дать оценку эмоциям
Человек оценивает каждый параметр и получает картину своего эмоционального состояния, что позволяет ему обратить внимание на личностные недостатки, о которых он раньше и не задумывался.
Недавно к нам обратились из подразделения Лондонской полиции. Один из сотрудников, талантливый служащий, который при этом совершенно не умел ладить с коллегами, отличался прямолинейностью и авторитарным характером.
На работе не знали, что с этим делать.
Полицейский прошел тест, фокусируясь на мотивации, умении принимать решения и взаимоотношениях. Это помогло ему осознать собственное поведение и улучшить отношения с коллегами по работе.
Эмоциональный интеллект может измерить не только тестируемый, но и близкие ему люди. К примеру, мужчина считает себя оптимистом и вполне счастливым. Но, если попросить пройти тест его супругу, может оказаться, что она видит его пессимистом, неспособным контролировать эмоции.
Язык эмоций
Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую…, потому что…, и я хотела бы…».
Как измерить свой EQ
Чтобы определить свой уровень эмоционального интеллекта, нужно проанализировать поведение. Стоит задуматься о низком EQ, если вы:
- постоянно обижаетесь и не умеете прощать других;
- часто думаете, что вас не так поняли;
- не можете справиться со стрессом;
- не понимаете, что чувствуете и почему;
- критикуете других и безрезультатно спорите;
- боитесь перемен и долго адаптируетесь к новому.
Это общие признаки, и узнать в них себя может практически любой человек, поэтому психологи пытаются придумать, как оцифровать эмоции человека и создать максимально объективный тест, как это сделали с IQ. На данный момент самый популярный способ изменить EQ ― это методика MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence). Она помогает измерить эмоциональные навыки и состоит из 141 вопроса. Испытуемому показывают картинки с эмоциями, которые нужно не только идентифицировать, но и объяснить. Если у вас нет времени на серьезные исследования, пройдите наш пятиминутный тест. Объективный результат не обещаем, зато будет смешно.
Калибровка
В психологии есть понятие калибровки, когда люди считывают внешние сигналы и определяют, в каком состоянии находится человек. По звуку хлопнувшей двери и звяканью ключей дети слышат, в каком расположении духа отец вернулся с работы. Рассерженный учитель особым образом листает журнал и с усиленным нажимом скребёт мелом по доске — всё это замечают внимательные школьники.
Обычно калибровка окружения происходит неосознанно, но она помогает принимать решения: когда стоит обратиться с просьбой к человеку, а когда отказ очевиден.
Чтобы натренировать способность считывать чужие эмоции, достаточно начать с 1-2 человек и регулярно наблюдать за их эмоциональными проявлениями. Например, в начале урока учитель шутит и приветливо разговаривает с классом — можно предположить, что она или он в хорошем настроении, чувствует удовлетворение или радость. Как это проявляется? Нужно записать или даже зарисовать: какую позу преподаватель занимает за столом и у доски, как расположены брови, где именно заметны морщинки на лице, как звучит голос.
Постепенно наблюдательность школьника будет возрастать и он заметит, что малейшие движения тела и микровыражения лица схожи у разных людей, испытывающих одинаковые эмоции. За несколько недель тренировки удастся наметать глаз и расшифровывать сигналы даже незнакомых людей.
Откуда взялась концепция эмоционального интеллекта?
Понятие эмоционального интеллекта относительно новое, раньше такое словосочетание воспринималось как оксюморон.Они определили его как способность узнавать свои и чужие эмоции и чувства, различать их между собой и использовать эту информацию для дальнейших рефлексий и действий. Саловей и Майер отметили, что считают эмоциональный интеллект подсистемой уже известного социального интеллекта, который позволяет «понимать людей и управлять ими».
Дальше дров в костер подбросил — и продолжает подбрасывать — писатель, психолог и родной дядя автора «Мифа о красоте» Наоми Вульф Дэниел Гоулман: именно после его книги-бестселлера об эмоциональном интеллекте узнал широкий круг читателей. Гоулман сумел найти правильную интонацию для разговора с огромной аудиторией и увлечь ее не самой простой темой. Правда, писатель не только разжевал труды предшественников, но и предложил собственную трактовку: по его мнению, эмоциональный интеллект состоит не из четырех сфер, как предлагали Саловей и Майер, а из пяти.
Компоненты эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект включает в себя два аспекта: возможность управления собой (внутриличностный аспект) и возможность контролировать отношения с другими людьми (межличностный аспект).
Внутриличностный эмоциональный интеллект заключается в таких свойствах личности, как самоконтроль, понимание истоков возникновения своих чувств, уверенность в своих силах, активность, гибкость мышления, пытливость, оптимизм.
Межличностный эмоциональный интеллект позволяет человеку быть открытым, уважительным, коммуникабельным, эффективно работать в команде, строить и регулировать отношения с другими людьми.
Как быть счастливым и не перегореть?
У меня часто спрашивают: как достичь успеха на работе и наладить отношения в семье? Задать такой вопрос, все равно что прийти к доктору за рецептом, не интересуясь причиной болезни.
Прежде всего необходимо задать вопрос «Кто я есть?», и только затем «Что я чувствую?» Человек должен научиться понимать себя, распознавать свои эмоции и только после этого — анализировать чувства окружающих.
Сделать это непросто. Всю жизнь люди пытаются найти счастье извне. Так заложено системой, в которой внешние достижения — визитная карточка успеха.
Человек заканчивает школу, поступает в престижный университет, ищет высокооплачиваемую работу.
Выбирает лучшего спутника жизни, лучший дом, машину. Он постоянно пытается взобраться на стену, которую сам строит. Но это невозможно, потому что достигнув верхушки, кладет сверху еще пару кирпичей.
В определенный момент человек «перегорает», понимает, что несчастен. Бывает, это случается слишком поздно. В Лондоне много таких людей — внешне успешных и позитивных, которые на самом деле годами сидят на антидепрессантах.
Задача программы «черты эмоционального интеллекта» — дать человеку возможность перестать искать смысл извне, а вместо этого попытаться заглянуть внутрь себя и понять свою сущность. Захотеть измениться. Главное — искренне.
Два случайных слова
Откройте любую книгу или журнал, наугад выберите из текста два любых слова и попробуйте найти между ними нечто общее. Сравнивайте их, анализируйте, размышляйте и составляйте взаимосвязи. Это эффективная и весёлая тренировка для мозга.
Осознанность
Заткните уши и максимально напрягите зрительный анализатор. Внимательно рассмотрите все, что вас окружает. Постепенно картина должна стать ярче, а вы заметите новые детали в привычной для вас обстановке.
Затем закройте глаза и напрягите слух. В обычных условиях мы воспринимает звуки на расстоянии максимум 1,5 метра от нас. Сконцентрируйтесь, вы должны услышать большее.
Третьим этапом закройте глаза и уши, чувствуйте. Вы должны осознать свое тело и его взаимодействие с внешним миром. Возможно, вы ощутите ветерок или покачивание.
Достаточно проводить методику раз в неделю, чтобы научиться лучше распознавать интонации и кратковременную мимику. Вы сможете точнее определять истинные и скрытые мотивы собеседника, посылы в вашу сторону, а также свои реакции на это. Кроме того, станете лучше понимать, как тело реагирует на те или иные эмоции.
Что я чувствую сегодня
Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда…». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.

Из чего он состоит?
В классической модели у эмоционального интеллекта четыре составляющих. Самосознание — способность распознавать свои эмоции и чувства; самоконтроль — возможность управлять ими; общественное осознание позволяет понимать эмоциональные процессы, происходящие в обществе; менеджмент отношений, затрагивающий и межличностные, и групповые. Гоулман соглашается с первыми двумя позициями, но по-своему комбинирует и разбивает остальные: помимо самосознания и самоконтроля, в его модели присутствуют внутренняя мотивация, эмпатия и социальные навыки. В целом классификация Гоулмана выглядит упрощенной, зато она крайне практична и не вызывает отторжения даже у тех, кто впервые сталкивается с темой.
Упражнение для повышения адаптивности
Напоследок — известный метод Elevator Pitch — презентация своего бизнес-проекта за 30–60 секунд. Представьте, что вы — это ваш собственный бизнес-проект. Начните себя презентовать как можно ярче, оставаясь при этом честным с самим собой.
Для начала воспользуйтесь этим шаблоном:
- Имя.
- Профессия.
- Хобби.
- Как я меняю мир к лучшему?
Каждое из этих упражнений поможет вам стать лучше в эмоциональном и психологическом смысле. Однако не стоит воспринимать эмоциональный интеллект как универсальный ключ к успеху. Жизнь достаточно многогранна.
Книги и учебники
Стоит ли продолжать свое обучение по окончании курса? Безусловно, ведь психология эмоций — достаточно сложная и непостоянная материя, поэтому вы должны приучить себя к длительному обучению. Впрочем, это достаточно интересно и не должно нести элемент вынужденности. Читайте рекомендованную нами литературу, периодически повторяйте упражнения из курса, ведите дневник и оставайтесь осознанным, что бы ни случилось.
Мы рекомендуем вам следующие книги для повышения своего эмоционального интеллекта:
- Эмоциональный интеллект. Дэниел Гоулман.
- Эмоциональный интеллект в бизнесе. Дэниел Гоулман.
- Азбука эмоционального интеллекта. Ирина Андреева.
- Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. Мартин Селигман.
- Медитация и осознанность. Энди Паддикомб.
- Сила позитивного мышления. Норман Винсент Пил.
- Преимущества EQ: эмоциональная культура и ваш успех. Стивен Стайн, Говард Бук.
Эмоциональный фотоальбом-путешествие
Интересно фотографировать не только в стиле «я и достопримечательности». Попробуйте делать эмоциональные фотографии: «А! Эта пальма как огромный кактус – надо его попробовать», «Башня не падает?!», «Жуууук!».
Поверьте, такие фотографии очень приятно рассматривать всей семьей. А еще по ним можно делать рассказ о путешествии. Распечатываете несколько фотографий, перемешиваете и создаете новую историю вашей поездки.
Используем EI в работе
Одна крупная финансовая компания повысила успешного сотрудника до начальника отдела, и в течение месяца на стол легло пять заявлений об увольнении людей из его команды.
Почему это произошло? Причин может быть несколько:
- Сотруднику присущ микроменеджмент в работе с подчиненными, а они привыкли к автономной работе
- Он не умеет делегировать и берет все на себя, а команда ощущает себя лишней
- Людям не хватает обратной связи и более человеческого отношения, к которому они привыкли ранее
- Руководитель ждет быстрых изменений и решений от команды с высокой степенью аналитичности и низкой адаптивностью к изменениям
Ситуации индивидуальны, но в каждой из них есть решение. В большинстве случаев можно наладить работу без увольнений — нужно разобраться в причинах конфликта и осознать, что именно в поведении и взаимодействии с подчиненными важно изменить.
В этом случае ключевым негативным фактором оказался стиль управления нового руководителя. Из-за высокого контроля и низкого выражения эмоций начальник никаким образом не давал свою оценку происходящему, но при этом несколько раз в день просил делать отчеты о проделанной работе.
Сотрудникам казалось, что им не доверяют и их постоянно контролируют. При этом они не получали никакой обратной связи ни через мимику/невербальные эмоции, ни словесно и ощущали себя недооцененными и недостаточно эффективными.
После конфликта было принято решение изменить следующие моменты: в команде обсудили сложившуюся ситуацию, согласовали еженедельную обратную связь (совещания) и отсутствие проверок в течение дня. Климат и эффективность команды были налажены.
Что запомнить
- Для успеха в жизни эмоциональный интеллект важнее, чем логика и умение взять интеграл.
- Определить свой уровень EQ можно с помощью тестов.
- Эмоциональный интеллект можно развивать, если школьник хочет лучше понимать себя и других, более успешно достигать своих целей в общении с людьми.
- Для начала лучше по таймеру в течение дня прислушиваться к своим эмоциям и замечать, когда они возникают.
- Калибровка знакомых людей в понятных ситуациях помогает научиться замечать проявления эмоций любого человека.
- Чтобы лучше понять себя, полезно вести дневник и словарь эмоций.
- Описания героев в произведениях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского помогут научиться анализировать ситуации и поступки людей.
Связываем EI с карьерой и доходом
Международная статистика говорит о том, что у сотрудников с более высоким эмоциональным интеллектом (от 70% из 100%) на 20% выше зарплата, шансы получить предложение о работе и повышение на следующий грейд. $29 тысяч в год разделяют людей с высоким и низким эмоциональным интеллектом, согласно исследованию международной компании Talent Smart. Такие же результаты дало 10-летнее исследование журнала Journal of Vocational Behavior (Volume 101, August 2017, Pages 77-89 A time-lagged study of emotional intelligence and salary).
Недостаточно знать правильное решение и быть гениальным инженером, программистом, продавцом, маркетологом. Повысят до директора того, кто при этом сможет убедить других в правильности своего подхода, выстроить отношения в команде, вдохновить других людей, взаимодействовать с большим количеством сотрудников и быть готовым инициировать и подстраиваться под изменения и ситуации неопределенности.
Те же результаты дает и мой опыт. Например, генеральный директор розничной сети: всю карьеру он быстро получал повышения, менял сферы деятельности и функционал, однако на каждом месте получал наивысшие оценки руководства. 13 из 15 параметров в его тесте EI составляли около 90%.
Его ассертивность, то есть ориентация на результат, высокая адаптивность, оптимизм, способность выстраивать близкие отношения с клиентами и сотрудниками, управление эмоциями коллег и умение быстро принимать решения, конечно, сильно помогали ему.
Корреляция между высоким эмоциональным интеллектом и зарплатой, должностью и уровнем позиции крайне заметна, если судить по моей практике.
Но бывают исключения. Например, сотрудник, занимавший первую позицию в крупной региональной компании, обладал всего 13% эмоционального интеллекта, то есть почти все характеристики были на слабом уровне. Как случилось, что он смог построить карьеру?
В каждом случае ситуация индивидуальна, однако здесь свою роль сыграло то, что основной его опыт сложился в государственных структурах. Там не требовалась высокая ориентация на результат или ассертивность, а наличие лидерских качеств, управление эмоциями других людей и работа с подчиненными не были критичными для роста.
Техники развития эмоционального интеллекта
Существуют ли определенные техники развития эмоционального интеллекта? Определенной признанной техники, конечно, не выработано. Но есть некоторые приемы воспитания, которые помогут развить эмоциональный интеллект как у детей, так и у взрослых.
Как понять, что ребенок нуждается в содействии развитию эмоционального интеллекта? Необходимо просто начать наблюдать за ним. Если малыш имеет проблемы со сном, аппетитом, не умеет занимать себя играми или общением в свободное время, постоянно скучает, а у вас нет взаимопонимания – следует задуматься.
Возможно, что вследствие каких-то событий, травм, перегрузки малыш утратил эмоциональную составляющую. В этом случае дайте понять ребенку, что вам не безразлично его состояние, что готовы помочь, и проявите максимальную заботу.
Дети обычно быстро отходят в тепле и ласке, им главное чувствовать, что их любят и понимают.
Сконцентрируйтесь на том, чтобы улавливать эмоции ребенка. Чем больше увидите в этих посылах, тем легче будет определить психологическое состояние. Не стесняйтесь сами проявлять какие-то эмоции, особенно положительные. Они благотворно повлияют на настроение ребенка и придадут уверенности, душевных сил.
Учитесь озвучивать эмоции. Введите в речевой оборот такие фразы: «Я чувствую, что сегодня…», «Я так понимаю, что ты…», «У меня ощущения, что в ближайшее время… А у тебя?». Подобные выражения материализуют эмоции, акцентируют на них внимание.
В отношениях с ребенком эта практика позволит наглядно показать то, что вы испытываете. Например: «Я испытала гордость и радость, когда узнала, что ты прекрасно выступил с докладом». В этом случае показывается положительная эмоция как следствие проделанного действия.
Или: «Я очень расстроилась, когда увидела такой беспорядок в твоей комнате. Нам придется потратить выходной, чтобы все исправить». Эта ситуация определяет другую эмоцию, показывает последствия действий.
Используя речевые формы выражения эмоций, продумывайте слова и фразы так, чтобы не обидеть малыша, не унизить его и не вызвать чувство вины. Если есть возможность, предлагайте варианты решения возникшей проблемы или спрашивайте об этом у ребенка.
«Как ты считаешь, сколько понадобится времени, чтобы прибраться в комнате, а потом сесть смотреть мультфильм?» — такая постановка вопроса не унижает ребенка.
Фраза содержит факт обнаружения беспорядка и необходимость его устранения с одной стороны, а с другой стороны обещает положительный исход дела – просмотр мультфильма. Выражение определяет и порядок действий: сначала уборка, потом – развлечение. Иного не предлагается.
Почему ЭИ так важен в бизнесе?
Согласно результатам исследования психолога Елены Хлевной, ЭИ руководителя напрямую связано с успехом его компании. Что, безусловно, проявляется в финансовых показателях. В среднем уровень развития ЭИ у руководителей выше примерно на 20%, чем у подчиненных. Но ключевым отличием успешных топ-менеджеров от менеджеров среднего звена является именно способность использовать эмоции в работе и управлять ими.
Область применения в бизнесе эмоционального интеллекта практически безгранична! Воодушевить команду; понять истинные эмоции ценного сотрудника и выбрать правильный стиль общения с ним; предотвращение и минимизация последствий конфликтов; проведение переговоров и совещаний и др.
Ярким примером повышения производительности после развития эмоционального интеллекта является эксперимент, проведенный МЦ «КТК». В рамках исследования российским бизнесменам было предложено пройти курс обучения для себя и сотрудников. Первым этапом было тестирование на текущий уровень развития ЭИ. Далее шли курсы обучения для руководителя и персонала и фиксировались результаты.
По словам Сергея, результаты после обучения были видны не вооруженным взглядом и повлияли как на него самого, так и на бизнес в целом. Стало легче понимать сотрудников и выстраивать с ними отношения, вести переговоры, контролировать свои реакции и избегать манипуляций. В итоге у него появились новые возможности, а процесс ведения дел стал протекать легче и эффективнее.
Кроме того, достоверный факт, что развитие эмоционального интеллекта влечет за собой повышение креативности. Ваше мышление меняется, вы начинаете видеть ситуацию с разных сторон и находить новые не стандартные решения.
Еще одним моментом, говорящим в пользу развития своего (и корпоративного) эмоционального интеллекта является факт лучшего усвоения информации и упрощения процессов обучения. Наверняка вы замечали, что в хорошем настроении процесс понимания и запоминания новой информации происходит быстрее и качественнее. Повышение собственного ЭИ и практическое использование техник саморегуляции, а также «правильное» взаимодействие тренера с обучаемыми позволяют качественно изменить результативность любого обучения. Неважно – идет ли речь о вашем MBA или об обучении во внутрикорпоративных институтах для сотрудников.
В настоящее время бизнес вынужден пересмотреть свои подходы. Самым ценным ресурсом становятся кадры. Умение руководителя «завлечь» нужного специалиста, замотивировать и поддерживать его в эффективном рабочем состоянии напрямую зависит от его уровня развития ЭИ.
Если пообщаться с «гуру» продаж, то выяснится, что их успех также основан на использовании эмоционального интеллекта. Эти люди создают настоящую команду. Знают все детали жизни своих сотрудников – как зовут жену и детей, когда у них дни рождения, у кого какие проблемы, характер и увлечения… Видят по мельчайшим деталям, кто в каком настроении пришел и как это использовать для работы. Выполнение отделом продаж заданного плана напрямую зависит от того, насколько хорошо руководитель «считывает» и управляет эмоциональным фоном команды.
Идеальная компания – это второй дом для сотрудников. И не в смысле того, что они там ночуют из-за количества работы А в том смысле, что это место, где они чувствуют эмоциональную близость и отдачу, а руководитель занимает позицию близкую к «отцу семейства».
Послесловие
Существует интересное мнение, что эмоциональный интеллект – это мудрость. В данном контексте под мудростью понимается способность объединить ум, логику и эмоции. Также можно сказать, что эмоциональный интеллект – это комплекс социальных навыков, эмпатии, мотивации (адекватное преодоление неудач и трудностей, восприятие нового, выстраивание планов и целей, стремление к самоактуализации), саморегуляции и осознанности (осознание своих мыслей и эмоций, тела и поведения). Эмоциональный интеллект – баланс разума и сердца, та золотая середина, о которой мечтают многие. Развивать EQ и повышать его уровень можно и нужно на протяжении всей жизни
- https://kidspsychology.ru/razvitie/kak-razvit-emocionalnyj-intellekt-rebenka/
- https://psychologist.tips/3049-kak-razvit-emotsionalnyj-intellekt-zachem-ego-razvivat.html
- https://4brain.ru/emotion/
- https://Lifehacker.ru/emotional-intelligence-monsiki/
- https://rb.ru/opinion/emocionalnyj-intellekt/
- https://PsyLogik.ru/71-jemocionalnyj-intellekt.html
- https://zen.yandex.ru/media/cognifit/kak-razvit-emocionalnyi-intellekt-u-rebenka-5d1a0d2460d75900ad9546bd
- https://changellenge.com/article/eq-vs-iq-chto-takoe-emotsionalnyy-intellekt-i-kak-ego-razvivat/
- https://www.psychologies.ru/self-knowledge/6-uprajneniy-dlya-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-u-detey/
- https://www.bbc.com/russian/features-40716336
- https://media.foxford.ru/emotional-intelligence/
- https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/214785-emotional-intelligence
- https://rb.ru/opinion/ei/