Игровое кино – это

Игровое кино

Игровое кино, по сути, это истории написанные людьми разной степени вменяемости, что гордо зовутся сценаристами, и проиллюстрированы горсткой уникумов, что могут в подробностях воспроизвести историю на экране.

Вариантов, как рассказывать художественно истории, сотни, и правила на этом ринге, по большей мере, отсутствуют – сотни режиссёров отклоняются от уже проторённой классиками дороги и прокладывают свои пути на Олимп кино. Собственно, так и изобретается что-то новое и неизведанное.

Из вариаций игрового кино – разнообразие жанров (начиная от классических – комедии, трагедии и драмы, и заканчивая новомодными киберпанками и нео-нуарами), стилистики и форм (короткий метр, полный метр, музыкальный клип, что по сути тоже короткий метр).

Инструментом игрового кино является описанная в определенном порядке, с определенно расставленными акцентами, история. Эта история рассказана людьми – сценаристами, режиссерами, операторами и актерами – каждый из которых стремится преподнести под нужным (запланированным, я бы даже сказала) углом. В этом, собственно, и заключается суть приставки “игровое”.

В художественном фильме все должно быть просчитано до деталей, но в то же время, если картина не на историческую тематику, то возможны допущения – иногда, для получения более драматического эффекта, можно пожертвовать реалистичностью.

Игровое кино, несомненно, сложное и комплексное создание – для его реализации необходима тщательная подготовка и понимание того, что в результате у тебя получится. Многостраничные сценарии должны пройти огонь, воду и медные трубы для того, чтобы в результате мы получили 2 часа увлекательной фантазии на тему жизни.

И я нисколечко не приуменьшаю важность и сложность документального кино – просто, по сути, методы производства и воздействия в игровом кино и документальном разные. И, стоит отметить, что они прекрасно сосуществуют и взаимно дополняют друг друга.

Игровое кино – это сложная иерархически выстроенная структура, что работает подобно пирамиде из бокалов на роскошном балу – сначала рождается идея, за ней сценарий, поиск людей (режиссёра, продюсера, оператора), подготовительный период (предпродакшн), чётко выстроенный и в то же время абсолютно хаотичный съёмочный процесс, постпродакшн и выход на экраны.

Читайте также: Это главный тренд в кинопостерах или у дизайнеров закончились идеи?

Документальное кино

Документальное кино, как и любое другое кино, – это тоже цепочка действий, связанная между собой, но в ней присутствуют (или отсутствуют) несколько звеньев, что отличает процесс от обычного.

Например, в момент, когда в игровом кино происходит процесс написания сценария, документалисты могут просто определить тему разговора или же то, что они хотят увидеть в кадре в это время. Причем зачастую режиссер-документалист может только запланировать приблизительную тему, например, разговора – в процессе съемки вполне вероятно, что персонаж окажется достаточно разносторонним и раскроет другую тему. Или же преподнести эту тему по другим углом он сможет не хуже, чем продвигаясь по запланированному раннее графику. Сценарий же может писаться уже по отснятому материалу и корректироваться уже после всего съёмочного процесса.

Также, условия съемочного процесса отличаются обычного “постановочного” – не так важно, какие планы и кадры вы выберете, как выставите свет (и выставите ли вы его вообще), в какой одежде будут действующие лица и будет ли на них грим (тут грим и костюмы важны только в реальной реконструкции событий во время съемки научно-популярного кино). Хочу заметить, что в данном случае дело касается “истинного” документального кино (как выражаются некоторые режиссёры в адрес современных тенденций).

Тут, я так думаю, подошло время собственно прояснить суть вопроса “истины”.

Некоторые современные документалисты считают, что как только человек видит камеру, то сразу же начинает играть – и вся суть документального кино пропадает. В их понимании человека нужно застать либо в врасплох, либо же организовать все так, что человек просто не будет подозревать, что его снимают.

Докудрама

Вообще, смешивание двух типов кино достаточно распространенная практика – например существует такой жанр как “докудрама” – вроде бы документальное, а вроде бы и игровое. В Европе докудрама – это поджанр игрового кино, которое снято на основе реальных событий. По сути, это масштабная реконструкция событий с участием актеров и гораздо более глубоким погружением во внутренний конфликт персонажей, нежели просто отображение дней знаковых, но уже минувших. Для наглядности возьмем, например, фильм “Капитан Филлипс” с Томом Хэнксом в главной роли – события совершенно реальны и исторически подтверждены, однако персонажей играют профессиональные актеры.

У нас докудрама немного отличается – чаще всего это все-таки документальное кино, но с драматическими вкраплениями главный действующих лиц (интервью с реальным участником событий, его комментарии и точка зрения рассказчика).

Фильмы-портреты

Ещё из поджанров документального кино выделяют фильмы-портреты или же фильмы, что описывают какое-то событие в истории. По сути, это фильмы о знаменитых людях и событиях, но в отличие от научно-популярного кино, в них также присутствует эта “живость”, когда все, например, показывается через призму одного человека (фильм-портрет Большого театра с точки зрения постоянной посетительницы, бывшего танцора и какого нибудь ещё занимательного персонажа) с неподготовленными репликами и не отрепетированными сценами.

“Истинное” документальное кино

Существует и немного другое определение “истинного” документального кино – его придерживается Марина Разбежкина (является главным мастером своей же школы документалистики, что пропагандирует съёмки live, и среди её воспитанников, например, Валерия Гай Германика) и Роман Ширман. Для них истинная документалистика – это съёмки здесь и сейчас с минимумом комментариев и постановок. При этом действует правило – “Я вижу и сейчас показываю”, не используются закадровый текст или же музыка во избежание навязывания настроения по время просмотра.

С их точки зрения человек в документальном кино – лишь деталь. Они не используют интервью, и не рассказывают историю в последовательной хронологии – своеобразные импрессионисты кинематографа, что пытаются с помощью картинки выразить атмосферу. Ярким примером является небезызвестная картина “Барака” – фильм совершенно без текста, но это не мешает погрузиться в атмосферу и понимать увиденное на уровне подсознания.

«Смертельная битва»

Боевик Пола Андерсона (который позже снимет «Обитель зла»), основанный на серии файтингов Mortal Kombat, порадовал зрителей нескучным сюжетом (в написании сценария принимали участие авторы MK Эд Бун и Джон Тобиас), неплохой игрой актеров, хорошо поставленными боевыми сценами и качественными декорациями, благодаря которым была достигнута нужная атмосфера. Возможно, «Смертельная битва» – не самый лучший фильм, но это точно один из лучших фильмов по играм. Продолжения, увы, получились не настолько хорошими, а потому не заслуживают внимания.

«Сайлент Хилл»

Экранизация первой части серии Silent Hill однозначно удалась. Профессиональный актерский состав, цепляющая музыка (иначе и быть не могло, ведь в записи саундтрека принимал участие Акира Ямаока, бессменный композитор игровой линейки), мастерски переданная атмосфера накрытого туманом города, кошмарные монстры (причем графика использовалась по минимуму) – все это в сумме дало качественный, захватывающий фильм, которому можно простить даже некоторые расхождения с каноном (например, наличие Пирамидоголового). Сиквел же, основанный на Silent Hill 3, получился провальным, запомнившись лишь слабой компьютерной графикой и ролью будущей звезды «Игры Престолов» Кита Харингтона.

«Обитель зла»

Первые выпуски киносерии «Обитель зла», основанные на вселенной Resident Evil, получились в меру хорошими. Пол Андерсон взял от первоисточника лишь общую сюжетную канву и некоторых персонажей, и если в первых двух фильмах еще придерживался какого-то соответствия истории игровой линейки, то дальше началась полная отсебятина с глобальным апокалипсисом, клонами и бессмертными героями. Как итог, смотреть можно лишь первую, вторую и, с натяжкой, третью части, остальные же лучше пропустить.

«Варкарфт»

Пусть «Варкрафт» получился слегка сумбурным и рваным, но даже с этими недостатками этот фильм достоин находиться в списке лучших. Поклонники линейки стратегий Warcraft и онлайн игры World of Warcraft увидели знакомых героев и стали свидетелями известных событий, а те, кто не знаком с первоисточником, получили масштабное, увлекательное, зрелищное кино (пусть и не всегда понятное непосвященному зрителю). Увы, после волны критики, шансы получить продолжение пока весьма призрачны.

«Принц Персии: Пески времени»

Приключенческая сказка, в основу которой легла серия Prince of Persia, переложила историю протагониста на новый лад. Здесь принц Дастан напоминает, скорее, бродягу (всему виной происхождение – еще мальчиком его подобрал с улицы царь Шараман). Другие атрибуты, впрочем, на месте: кинжал, позволяющий отматывать время (жаль только, что используется он от силы пару раз), паркур, многочисленные боевые сцены и, конечно же, прекрасная принцесса. Может быть, в чем-то «Принц Персии» не дотянул до звания качественного кино, но в качестве развлекательного зрелища он более чем актуален.

«Need for Speed: Жажда скорости»

Занимательный боевик с красивыми машинами, легким сюжетом и именитыми актерами на главных ролях – харизматичным Аароном Полом, обаятельным Рами Малеком и оскароносным Майклом Китоном. Если проводить параллели с игровой франшизой, то «Жажда скорости» вызывает наиболее близкие ассоциации с Need for Speed: The Run – фильм демонстрирует заезд через всю Америку, чередует погони с драками, постоянно меняет автомобили и впечатляет зрителя захватывающими пейзажами.

«Лара Крофт: Расхитительница гробниц»

Экранизация серии видеоигр Tomb Raider с очаровательной Анджелиной Джоли. Оба фильма линейки могли похвастать легкомысленным настроем, хорошо поставленным экшеном и отличными для своего времени спецэффектами. Чего нельзя сказать о ребуте 2018 года с Алисией Викандер в главной роли, основанного на новой трилогии Tomb Raider и ушедшего в излишнюю серьезность. Резюме: старая дилогия – хорошо, перезапуск – не стоит внимания.

«Макс Пэйн»

«Макс Пэйн» – неплохой фильм. Но только в отрыве от игровой франшизы, ведь с ней киноленту роднит лишь название и имена некоторых персонажей. В остальном это самостоятельное произведение, интригующее интересной историей и завлекающее нуарной атмосферой. Увы, при столь небрежном отношении к первоисточнику, фильм скорее разочарует вас, чем увлечет.

Lara Croft: Tomb Raider (2001).

 

Resident Evil (2002).

 

Super Mario Bros. (1993)

Братья-водопроводчики из Бруклина попадают в параллельный мир и пытаются спасти принцессу от кровожадного монстра-диктатора. Фильм ожидаемо попал в «Книгу рекордов Гиннесса» как первая картина, снятая по игре. Впрочем, к качеству это не имеет никакого отношения.

Фильм получился ужасным настолько, что стал культурным феноменом — смотреть и ржать во весь голос можно и сегодня.

Double Dragon (1994)

Первый фильм по файтингу выявил одну проблему: отсутствие внятного сюжета в игре предоставляет поле для больной фантазии киносценаристов. Братья Ли охотятся за второй частью талисмана Двойной дракон, который способен разорвать Землю на клочки.

Картонные персонажи и глупые драки — вот и все, что можно сказать о Double Dragon.

Street Fighter (1994)

Еще один пример шаблонного сценария, «украшенного» бездарной актерской игрой бывшей «звезды большого порно» Жан-Клода Ван Дамма. Думаю, многие после этого перестали верить в фильмы по файтингам. А зря…

И да, это уже третий фильм из категории «так плохо, что даже хорошо».

Mortal Kombat (1995)

Я, наверное, покажусь фанатиком, но оригинальный Mortal Kombat я пересматривал раз тридцать. Турнир, который определит будущее Земли, стартовал. На арену выходят лучшие бойцы двух вселенных. Смертельная битва началась! Рейден, Джонни Кейдж, Китана, «братья» Саб-Зиро и Скорпион — стали символом эпохи для миллионов подростков.

А еще здесь простой сюжет, без перегибов в духе того же «Двойного дракона» и действительно неплохо поставленные драки.

Halo

Полнометражный фильм по главной игре Microsoft планировался ещё в начале 2010-х. Сама идея масштабной галактической войны людей и ковенантов так и просилась в голливудский блокбастер, но продюсеры начали жаловаться на агрессивную и безграмотную политику «Майков», требовавших невозможного. То сценарий перепишите, то постановщика смените, то увеличьте бюджет, то сократите — в конечном счёте проект просто заглох.
Годы спустя его подобрал канал Showtime и решил превратить в масштабную многосерийную космооперу. На главную роль вписался Пабло Шрайбер, известный по ролям Джорджа Мендеса из «Оранжевый — хит сезона» и Безумного Суинни из «Американских богов». Создатели обещают «свою “Игру престолов”, только без инцеста». Съёмки вот-вот начнутся, так что ждать дебюта Мастера Чифа на малом экране осталось совсем недолго.

Uncharted

Фильм по приключенческой франшизе Naughty Dog должен, в теории, занять ту нишу, что пытаются застолбить создатели киношной Tomb Raider. Но на пути двух конкурентов стоит общая проблема: картины о неунывающих охотниках за сокровищами устарели как жанр и превратились в мишень для пародий: взять хотя бы «Джуманджи: Зов джунглей» или недавнюю «Дору».
Спасти картину от провала способен разве что харизматичный главный герой, и тут у Uncharted однозначное преимущество. Эксцентричного Натана Дрейка играет талантливейший Том Холланд — не только лучший Человек-паук в истории кино, но и просто очень хороший актёр. Есть надежда, что мы получим хороший приключенческий боевик. Ну, если создатели сумеют вытащить проект из производственного ада, где он пребывает уже несколько лет…

Call of Duty

Точной даты выхода киноверсии «Зова долга» (интересно, как его обзовут в нашем прокате?) пока что нет, и вряд ли мы узнаем её в скором времени. Если продюсеры решат снимать про современность, им нужно будет подобрать актуальный сюжет, что будет весьма непросто. Впрочем, наверняка грядёт что-нибудь в духе ура-патриотических боевиков Майкла Бэя с развевающимися флагами в полэкрана, солдатами модельной внешности и сочно снятой военной техникой. Режиссёром назначили Стефано Соллиму, прославившегося картиной «Все копы — ублюдки» и продолжением «Убийцы» Дени Вильнёва.

Duke Nukem

Информации по фильму пока кот наплакал, но задел для отличного ироничного боевика уже есть: неполиткорректный сексист-грубиян Дюк попадает в современный толерантный мир, полный заботой о ближнем и категорически не готовый к накачанному блондину. Но кто ещё может спасти мир от внезапно нагрянувших пришельцев?
На роль «ядерного герцога» планируют пригласить знаменитого рестлера Джона Сину — почти идеальный кандидат, внешне так точно. Пока что у фильма нет ни сценария, ни режиссёра, но, если всё сложится удачно, мы вполне можем увидеть что-то в стиле «Дэдпула» — разудалый кровавый экшен с похабным юморком и измывательством над штампами большого кино. Надеемся, фильм не придётся ждать ещё тринадцать лет.

Minecraft

Вот уж кого подождать придётся, возможно, дольше всех! Релиз фильма (предполагаем, что анимационного) запланирован аж на 2022 год — к тому времени экранизации игр либо окончательно превратятся в посмешище, либо выйдут на какой-никакой новый уровень. Сама по себе идея запихнуть Minecraft на большой экран — просто отличная: может получиться капустник из пародий на всё и сразу в духе «Лего Фильм». Ну или же унылая побасенка для дошколят.
Надежда на лучшее всё-таки есть, ведь сценаристами выступили создатель самой игры Маркус Перссон и номинантка на «Оскар» Эллисон Шредер: именно она писала сценарий к «Кристоферу Робину», который отлично смешивал выдумку и реальность.

Gears of War

Хочется верить, что «Шестерни войны» (надеемся, это окончательное название) получатся лучше, чем культовый в определённых кругах «Варкрафт». Если с эпосом от Blizzard сложность была в том, что создатели попытались уместить события огромных масштабов в два часа, то с Gears of War всё куда проще: сюжет никогда не был сильной стороной серии. Нужно только передать атмосферу настоящей мясорубки, а по части спецэффектов Голливуд поднаторел.
Пока проект находится на стадии разработки сценария: к фильму привлечены авторы новых «Аватаров», франшизы «Пираты Карибского моря» и автор сценария к несостоявшемуся голливудскому фильму по «Метро 2033». Надеемся, продюсеры всё-таки услышат Дэйва Батисты и возьмут его на роль Маркуса Феникса. На наш взгляд, он подходит как никто другой!

Monster Hunter

А вот от этого проекта мы уже не ждём ничего хорошего. Начнём с того, что снимает его Пол Андерсон — не тот, который Томас, а который У. С., постановщик первого фильма по Mortal Kombat и большей части серии «Обитель зла». Если «Смертельная битва» и первый «резидент» были по-своему хороши и более или менее передавали атмосферу оригинальных игр, то потом Андерсона понесло. К шестой части зомби-франшиза под его руководством окончательно ушла в низкопробный трэш.
Разобравшись с одним детищем Capcom, режиссёр обратил внимание на следующее… И снова запихнул в экранизацию свою жену Милу Йовович, которая за последние лет десять не снялась ни в одном хорошем фильме. Конечно, наличие мастера боевых искусств Тони Джа даёт слабенькую надежду на приличный экшен, однако кадры со съёмочной площадки заставляют снизить все возможные ожидания.

Соник в кино (2020)

Отвязный ярко-синий ёжик Соник из параллельного мира вместе с новообретённым лучшим другом-человеком по имени Том знакомится со сложностями жизни на Земле и противостоит злодейскому доктору Роботнику, который хочет пленить Соника и использовать его безграничные суперсилы для завоевания мирового господства.

Поклонники игр о Сонике раскритиковали внешний вид синего ежа в этом фильме. И — о чудо, их замечания были учтены, Соник стал гораздо симпатичнее, и в результате кино о нём показало лучший старт.

Кредо убийцы (2016)

Благодаря революционным технологиям, позволяющим вызвать в памяти воспоминания прежних поколений, Каллум Линч проживает приключения своего предка Агилара в Испании 15-го века. Каллум узнает, что является потомком членов загадочного тайного общества ассасинов. Накопив невероятные знания и навыки, он вступает в противостояние с могущественной и жестокой организацией тамплиеров в наши дни.

Суперпопулярная серия игр о путешествиях наемных убийц во времени через прапамять сама по себе настолько кинематографична, что вряд ли нуждалась в киноверсии. Но Голливуд всё же настоял на блокбастере. Сборы у картины были скромные, но и полным провалом её выход тоже назвать нельзя.

Сайлент Хилл (2006)

Доктора не могут найти лекарство от таинственного заболевания Шэрон, но её мать Роуз отказывается отдавать ребёнка в психиатрическую лечебницу. Вместе с дочерью она отправляется в Сайлент Хилл — город, название которого Шэрон постоянно твердит во сне. Роуз убеждена, что именно здесь она найдёт ответы, в которых так нуждается.

И игра, и фильм одинаково страшны. Режиссеру удалось перенести атмосферу игры на экран, заставить зрителя бояться так же, как боялись те, кто впервые проходил эту игру в начале 2000-х.

Варкрафт (2016)

Веками магия и неприступные стены защищали людей от любых напастей. Но древнее зло, побежденное и забытое тысячелетия назад, пробудилось.

В самом сердце королевства открылся темный портал, и раса невиданных существ наводнила земли Азерота. Так начались события, призванные навсегда изменить судьбу этого мира.

Все ждали от фильма по серии игр Warcraft что-то вроде очередного «Властелина колец» — магия, суровые войны, противостояние гоблинов и рыцарей. Но вышло несколько иначе – при внушительном бюджете в США картина провалилась. И это обусловило отсутствие её продолжения.

Покемон: Детектив Пикачу (2019)

История начинается с таинственного исчезновения частного детектива Гарри Гудмана, расследовать которое предстоит его 21-летнему сыну Тиму. Помощь в расследовании ему окажет бывший партнер отца, болтливый детектив Пикачу, который является загадкой даже для себя самого. Обнаружив, что они каким-то фантастическим образом способны общаться друг с другом, Тим и Пикачу отправляются за уликами по неоновым улицам Райм Сити – современного разросшегося мегаполиса, где люди и покемоны живут бок о бок. Парочка встречают самых разнообразных покемонов и раскрывают ужасный заговор, который способен разрушить это мирное сосуществование и стать угрозой для всей вселенной покемонов.

Фильм сорвал кассу и получил высокие рейтинги. А Пикачу с голосом звезды «Дэдпула» Райана Рейнольдса всем показался очень органичным говорящим зверьком, способным к дедукции.

Doom

Действие фильма разворачивается приблизительно в 2045 году. После того, как из далёкой научной лаборатории Олдуай был получен сигнал о помощи, на место ― планету Марс ― прибывает отряд космического спецназа и обнаруживает разгромленную станцию. Вскоре выясняется, что на людей здесь охотятся полчища ужасных существ-мутантов…

Хитмэн

Хитмэн был обучен, как высоко профессиональный убийца, чье самое мощное оружие — это хладнокровие и безмерная гордость за свою работу. 47 — это две последние цифры на штрихкоде, вытатуированном на его затылке, а также его единственное имя.

Но охотник становится добычей, когда 47-й оказывается втянутым в политические интриги. Интерпол и русские военные начинают охоту на киллера по всей восточной Европе, в то время как он сам пытается понять, кто его подставил и почему они пытаются вывести его из игры. Но самую большую угрозу для 47-го представляет волнение его совести и незнакомые эмоции, пробудившиеся в нем после встречи с прекрасной девушкой…

Уличный боец

Сумасшедший диктатор — злобный и довольно настырный психопат захватывает в заложники ни в чем не повинных людей, требуя выкуп в миллионы долларов. Единственный, кому по силам справиться с ним — бесстрашный полковник Уильям Гайл, на долю которого выпадает опасная миссия — разыскать тайный штаб неудавшегося Властителя мира и победить его.

На помощь отважному бойцу приходят лишь несколько друзей — они не похожи друг на друга, но их объединяет одно — они верят в себя и готовы идти до конца.

Предтечи

Жанр интерактивных фильмов породила киноиндустрия. А точнее, желание режиссеров, продюсеров и сценаристов удивить зрителя нестандартным форматом или способом повествования.

Одним из таких авантюристов был Роберт Монтгомери — американский актер, представивший свой режиссерский дебют в 1947 году. Им стал фильм «Леди в озере» — нуар, отличительной чертой которого была съемка от первого лица (эффект «субъективной камеры»). Снятая по роману Рэймонда Чэндлера лента рассказывает историю загадочного убийства, причем все расследование мы наблюдаем глазами главного героя.

Это же стало главным слоганом фильма: YOU and Robert Montgomery — solve a murder mystery together! , мелькавшим буквально на каждом флаере и рекламном постере.

Книга Чэндлера была написана от первого лица — прием кинематографистов позволял даже в экранизации ощутить себя в шкуре частного сыщика Филипа Марлоу. Мы видели только то, что видит он, слышали только то, что слышит герой. До «Леди в озере» в кино такого субъективизма не наблюдалось никогда.

В том же году вышел фильм Дэлмера Дэйвса Dark Passage, известный у нас как «Черная полоса». Это тоже нуар, треть которого была снята от первого лица. В начале фильма герой сбегает из тюрьмы — и мы представления не имеем, как он выглядит. В какой-то момент персонаж делает пластическую операцию, мы видим отражение забинтованного лица. Герой снимает бинты и оказывается… Хэмфри Богартом! Остальной фильм снят с использованием обычных (хотя и не менее интересных) нуар-ракурсов.

Как персонаж выглядел до трансформации, большинство зрителей так никогда и не узнает — хотя самые глазастые могут разглядеть лицо преступника на крохотном фото в газете рядом со словом «РАЗЫСКИВАЕТСЯ». Весь фильм снят на высоком уровне, но именно часть от первого лица впечатляет сильнее всего и делает «Черную полосу» одним из лучших представителей жанра «нуар» наряду с «Глубоким сном» и «Мальтийским соколом».

Впечатляют не только снятые от первого лица игры в прятки с полицией. Настоящая жена Богарта, Лорен Бэколл, играющая в фильме центральную женскую роль, умудряется смотреть в камеру, прямо на зрителя, также чарующе, как глядит на любимого мужа в традиционных киноракурсах. Благодаря «субъективной камере» у нас с Бэколл налаживается связь, какой у зрителя до тех пор не было ни с одной экранной фам фаталь. В обычных фильмах актрисам запрещается смотреть прямо в камеру, чтобы зритель не вспоминал про существование этой самой камеры. Поэтому ни Ингрид Бергман, ни Ава Гарднер, ни Рита Хейворт не заглядывали в душу лично вам.

 

Dark Passage

Интерактивность просачивалась в кино не только через эксперименты с камерой. В 50-х годах прошлого века американский режиссер и продюсер Уильям Касл снимал малобюджетные хорроры, прибегая к крайне необычным маркетинговым ухищрениям. Так во время показа фильма «Дом на холме ужасов» (1959) над залом время от времени пролетал огромный пластиковый скелет, который подростки постоянно расстреливали попкорном.

На сеансе «Тинглера» (1959) у некоторых зрителей под сидениями были установлены вибрирующие устройства, случайным образом срабатывающие по ходу фильма. Чтобы их отключить, человеку нужно было закричать, на что намекал дисклеймер в начале ленты. По сюжету фильма неприятные ощущения на пятой точке при сильном испуге вызываются ужасным паразитом, похожим на сороконожку, оплетающим позвоночник каждого человека. Когда человек кричит, паразит слабеет, но если вы действительно сильно испугаетесь и не закричите, он просто сломает вам позвоночник. Одного такого монстра отделяют от спины убитой немой женщины, и в кульминации фильма этот тинглер сбегает в помещение кинотеатра, которым владеет один из героев.

В этот же момент в реальном кинозале начинают вибрировать СРАЗУ ВСЕ сиденья-ловушки!

Первый же действительно интерактивный фильм появился в 1967 году. Это был чешский артхаус/черная комедия Kinoautomat. Лента шла всего 60 минут, однако 9 раз останавливалась, предлагая зрителям путем голосования выбрать один из двух вариантов развития событий. Это был довольно странный, но в то же время интересный перфоманс — особенно учитывая тот факт, что фильм позиционировал себя как сатира на демократию. Соответственно и концовка у него была всего одна — даже несмотря на все предшествующие выборы.

Full Motion Video

Как и кинематограф, молодая (точнее даже — новорожденная) игровая индустрия все время искала новые, более мощные способы воздействия на потребителя. В середине 70-х появилось Full Motion Video (FMV) — игры, сюжет в которых подавался через заранее записанное видео (или даже кинопленку) с декорациями и живыми актерами.

Одни проекты использовали короткие клипы между традиционным геймплеем — таким подходом прославились первые серии Command & Conquer, — в то время как другие «крутили кино» от начала и до конца.

Первой FMV-игрой считается аркада Wild Gunman, выпущенная в 1974 году Nintendo. И это действительно настоящий интерактивный фильм — кино с несколькими вариантами развития ситуации. Суть игры проста: на экране против тебя выходит актер-ковбой, и, когда у него загорелись глаза, нужно поднять световой пистолет и выстрелить. Типичная аркада — однако на настоящей кинопленке и с живыми актерами вместо пиксельных уток.

Примечательно, что Wild Gunman была разработана Гумпэем Екои (будущим создателем GameBoy) ДО появления технологий LaserDisc (1978) и CD-ROM (1979). Именно лазерные диски считаются родоначальниками FMV — ведь они впервые позволили хранить большие объемы живого (хоть и сильно пожатого) видео на компактном носителе. У Nintendo же была своя технология: клипы просто крутили на паре реальных кинопроекторов.

Настоящее «рождение» FMV-игр пришлось на 1983 год — с выходом аркады Dragon’s Lair. Это грандиозный интерактивный мультфильм, созданный экс-аниматором Walt Disney Доном Блутом. Игра произвела настоящий фурор среди молодежи и стала культурным феноменом — в нее залипали и герои «Симпсонов», и сериала «Очень странные дела». Сценарий, как и в большинстве FMV-проектов, незамысловатый, геймплей — тоже.

Акцент сделан исключительно на визуальную составляющую — и качество анимации действительно изумительно.

Чтобы спасти принцессу из лап дракона, вальяжному рыцарю Дирку нужно пройти полосу препятствий в стиле Quick Time Events — да, QTE впервые появились именно в этой игре. От игрока требуется выбирать правильные двери и вовремя жать на кнопку, чтобы подрезать монстров. Все приключение занимает от силы 15 минут, но динамики и фана в игре хватает. А анимации смертей в Dragonʼs Lair так и вовсе можно считать .

По той же схеме была разработана следующая игра Блута — Space Ace (1984). По сути это тот же Dragonʼs Lair, но в космическом сеттинге. Все те же карикатурные герой и принцесса — разве что интерактива стало чуть больше. К другим знаменательным аркадам тех годов можно отнести Ninja Hayate (1984) и Super Don Quix-ote (1984) — тоже принцессы и QTE, но уже в аниме-сеттинге.

Впоследствии к FMV-играм добавились элементы квеста. Например, в Time Gal (1985) время от времени можно выбирать действия своего персонажа (ударить с левой, с правой, или вовсе сбежать), хотя верный исход все равно был лишь один. В то же время в Thayerʼs Quest (1984) не было QTE, а геймплей полностью состоял из текстовых решений, из-за чего аркаду действительно можно было пройти несколькими разными способами.

Пик популярности FMV-игр пришелся на 1990-е, когда рисованные анимации отошли на второй план, а жанром стали править полно- и короткометражки с живыми актерами. Одним из первых хитов стала экранизация одноименной настольной игры Sherlock Holmes: Consulting Detective (1991).

Здесь интерактивное кино приняло свой «классический» на тот момент вид: игровое меню поверх мини-фильма.

По сюжету вам нужно раскрыть три загадочных дела, опираясь на газетные статьи и диалоги с гражданскими. В принципе на этом геймплей заканчивается: от игрока требуется лишь читать полотна текстов и смотреть атмосферные клипы с допросами. В последующие годы вышло еще два сиквела — в которых, впрочем, нужно делать все тоже самое.

Детективы в целом стали одним из самых популярных жанров интерактивного кино. В 1994 году вышла Tex Murphy: Under A Killing Moon — третья игра из серии квестов о сыщике-неудачнике Тексе Мерфи. Это отчасти артхаусный проект, действие которого разворачивается в постапокалиптическом будущем, где игроку нужно расследовать странные дела (скажем, классический гамбит с пропавшей статуэткой) и связываться с не менее странными личностями из числа людей и мутантов. К отличительным чертам Under a Killing Moon можно отнести обилие (почти) качественного юмора, самоиронии, а также условно-открытый мир с хорошо проработанным лором.

В то же время игра Voyeur (1993), напротив, цепляла своей «закрытостью» в духе хичкоковского детектива «Окно во двор» (1954). Игрок опять примеряет на себя роль частного сыщика, однако в этот раз нужно найти компромат на кандидата в президенты. Геймплей заключается в слежке за окнами пентхауса из квартиры напротив. От вас требуется подслушивать разговоры и наблюдать за личной (а порой и интимной) жизнью семьи замешанного в чем-то подозрительном политика, которого нужно вывести на чистую воду.

 

Sherlock Holmes: Consulting Detective

Помимо детективов свою нишу заняли B-муви — трэшовые хорроры, породившие массу скандалов на игровом рынке. Один из самых ярких примеров — Night Trap 1992 года, которую запрещали и цензурировали из-за чересчур жестоких сцен. По геймплею это trapʼem-up-игра, где нужно защищать группу юных девиц от вампиров (больше похожих на The Gimp из «Криминального чтива»), которые вторгаются в дом и пытаются выкрасть всех девушек. В распоряжении игрока — пульт управления ловушками и восемь камер, установленных в каждой комнате.

В роли оператора Night Trap выступил Дон Берджесс, в 1995 получивший номинацию на «Оскаре» за съемку «Форреста Гампа».

Интерактив же игры заключается в слежке и ловле вампиров — до тех пор, пока вы не поймаете всех и не обезопасите подростков. Ну, хотя бы некоторых.

Анимационные фильмы-игры тоже не отставали — после 80-х у них открылось второе дыхание. Мультяшные рисунки заменили на 3D-моделинг, однако геймплей все также был скуден. В основном среди анимаций пользовались популярностью sci-fi с упором скорее на «интерактивное», чем на «кино». Среди самых запоминающихся можно выделить Creature Shock (1994) и Cyberia (1994) — футуристичные экшены с высокобюджетной компьютерной анимацией 3D-сцен. Геймплей же так и остался на уровне игровых автоматов, с бесчисленными QTE и рельсовой shootʼem-up-механикой.

 

Night Trap

Главными приключенческими играми тех годов считаются The 7th Guest и Myst, обе вышедшие в 1993 году. В отличие от вышеперечисленных нишевых проектов, The 7th Guest и Myst стали одними из самых известных и успешных FMV в истории — именно на них равнялись будущие хиты жанра. Первая представляет собой мистический хоррор, насыщенный квестами с криповой, но интригующей историей. Сюжет в чем-то напоминает роман Агаты Кристи «10 негритят»: тоже загадочный дом, съезд незнакомых гостей и периодические убийства. Правда, гости уже давно мертвы и представлены в виде призраков, а детективную линию заменили сверхъестественными явлениями. Впрочем, такие изменения пошли игре только на пользу.

Что же касается Myst — это студенческий проект, который в момент стал культовым и до сих пор ходит на слуху у любителей жанра.

FMV здесь не так много (а вместо профессиональных актеров роли исполнили сами разработчики), однако игра внесла большой вклад в развитие интерактивных фильмов в целом. Для своего времени Myst была отличительна во всем: и в картинке, и в геймплее. Это приключенческий квест на фантастическом острове с несколькими концовками и оригинальными пазлами. Технически игра совмещала 3D-графику с FMV вставками, и в те годы выглядела относительно фотореалистично, чем сразу зацепила внимание игроков.

Да и в целом Myst стала одной из самых значимых игр в истории квестов и интерактивных фильмов.

 

Myst

Жанр продолжал развиваться, и уже к 1995 году в интерактивное кино стали вкладывать крупные деньги. Первым серьезным проектом стала Phantasmagoria (1995) — одна из самых дорогих игр в истории. В процессе разработки было задействовано 25 профессиональных актеров, нарисовано более 1000 бэкграундов (у среднестатистических FMV их порядка 100) с использованием голливудских спецэффектов, а также нанят целый хор из 135 человек в качестве музыкального сопровождения.

Идею для сюжета Phantasmagoria позаимствовала у «Сияния» Кубрика, сделав уклон в мистическую составляющую с атмосферой в духе По и Кинга. Молодая пара переезжает в большое поместье, где в мужа главной героини вселяется некий дух, столетия назад жестоко убивший несколько девушек. Причем все сцены с пытками и убийствами (и даже одним ) подробно показываются во флэшбэках, из-за чего игру запретили в нескольких странах.

Геймплейно Phantasmagoria — квест с относительно линейным развитием событий. Всего игра поделена на 7 глав, за которые главной героине нужно спасти своего мужа, изгнав из него демона. Сценарий не такой оригинальный как, например, в The 7th Guest, но с точки зрения кинематографичности Phantasmagoria превзошла все существовавшие на тот момент FMV-проекты. А 4.5 миллиона долларов явно потратили не просто так — пускай игру и не оценили критики.

 

Phantasmagoria

В тот же год вышла Beast Within: A Gabriel Knight Mystery — любопытный интерактивный артхаус-фильм, который, напротив, высоко оценили как игроки, так и пресса. Это тоже детективная история с элементами мистического, в этот раз затрагивающая немецкий фольклор про оборотней и тайные секты. Бюджет A Gabriel Knight Mystery был не такой большой, как у Phantasmagoria, но игра взяла качеством — оригинальным сюжетом и хорошо прописанными диалогами.

Иными словами — главными составляющими качественного интерактивного кино.

К концу 90-х FMV практически умер — игры этого направления погубили необходимость больших затрат на действительно качественные вещи (все-таки кино в производстве дороже игр) и низкие продажи некачественного игро-кино-мыла. Но и в это трудное время встречаются интересные проекты. Например, Tender Loving Care (1998) от будущих разработчиков TimeShift (2007) — со знаменитым актером Джоном Хертом в главной роли. Игра представляет собой психологический триллер, разделенный на несколько эпизодов. После каждой FMV-сцены игрок должен пройти некий тест, исследующий его психику и отношение к увиденному. Также доступен «свободный режим», в котором можно ходить по 3D-локациям и собирать дополнительную информацию о главных героях. В игре 7 вариантов концовок с постоянно меняющейся историей, зависящей от решений игрока по ходу повествования.

Сюжет же представляет довольно трэшовую драму о молодой семье, чей ребенок погиб в автокатастрофе. Оба персонажа страдают психическим расстройством, из-за чего ходят к терапевту, который рекомендует нанять сиделку. Та, конечно же, только усугубляет положение семьи, превращая их жизнь в настоящий психологический ад. Tender Loving Care не привнесла в жанр чего-то революционного, но стала свежим глотком в эпоху детективных/мистических FMV-игр. Ну, а еще это действительно захватывающий триллер, который стоит посмотреть хотя бы ради Херта.

Квесты и ротоскопия

Параллельно с FMV развивались и пиксельные квесты — или, как их тогда называли, приключенческие игры (adventure games). В основном это были обычные point-and-click-проекты, однако некоторые отличались оригинальным сюжетом и методом повествования.

Одним из самых известных разработчиков таких игр была LucasArts (тогда еще Lucasfilm Games). В 1987 году под ее началом вышла игра Maniac Mansion — крайне инновационный для своего времени проект, нанесший названии студии на карту индустрии адвенчур. Сюжет — сплошь клише из фильмов категории «В» в духе того же Уильяма Касла — но молодые Рон Гилберт и Гэри Уинник умело все это обыгрывают, иронизируя как над собой, так и над игроком.

Все действие происходит в особняке некоего доктора Фреда Эдисона, чьим разумом овладевает инопланетный метеорит. Однажды Эдисон похищает девушку, которая оказывается возлюбленной главного героя. Игроку же, вместе с двумя выбранными напарниками, нужно ее спасти и разрушить проклятый дом. Всего на выбор дается 6 игровых персонажей, каждый из которых владеет какими-либо универсальными навыками (впрочем, есть один бесполезный герой). Им противостоит семейка доктора Фреда и пара инопланетян — гигантские ходячие щупальца. У Maniac Mansion несколько концовок, да и в целом повествование квеста нелинейно.

Что же касается геймплея, подробно расписывать его нет смысла — это совершенно стандартный point-and-click. В техническом плане игра оказалась революционной благодаря движку SCUMM, упростившему интерфейс квестов тех времен до состояния списка глаголов. А еще в игре впервые появилось понятие cutscenes — его придумал Гилберт, чтобы описать неинтерактивные сюжетные вставки в игре. В остальном Maniac Mansion, как и прочие игры LucasArts, цепляет исключительно сюжетом и юмором. Также как и культовая серия Monkey Island, и игра по мотивам абсурдистских комиксов Sam & Max.

 

Maniac Mansion

Первые значительные изменения произошли в Full Throttle (1995). Игра все также изобилует сценарными козырями предыдущих проектов LucasArts, но технически стала лучше. SCUMM эволюционировал и предлагает игроку уже не громоздкий текстовый, но компактный pie-интерфейс выбора. Теперь вместо поиска нужного глагола для совершения определенного действия можно просто вызвать круглое меню с тремя активными кнопками: «посмотреть»/«поговорить», «использовать» и «ударить». Изменение кажется не таким значимым, однако благодаря ему квесты наконец отделались от назойливых текстовых команд.

Как-никак в играх LucasArts важны, в первую очередь, лор и сюжет — вот и акцент делался именно на кинематографичности происходящего с целью свести привычный пользовательский интерфейс к минимуму.

Спустя несколько лет LucasArts пошли еще дальше. В 1998 году студия разработала новый движок GrimE, на котором вышел квест Grim Fandango. Помимо 3D-графики отличительной чертой игры стало полное отсутствовал какого-либо интерфейса. Интерактивная часть буквально стала «живой» — никаких меню, подсвеченных предметов и даже указателя мышки. Игроку достаточно просто подойти к предмету и нажать кнопку, чтобы произвести действие. Для облегчения ориентирования голова персонажа всегда поворачивалась по направлению к активной вещи.

Сюжетно Grim Fandango выполнена в лучших традициях LucasArts-квестов. Это нуар про загробный мир в сеттинге традиционного мексиканского праздника Дня мертвых. Управляете вы, соответственно, скелетом, который вынужден «отрабатывать» свою смерть, чтобы попасть в лучший мир. В общем, неудивительно, что Grim Fandango признали лучшей приключенческой игрой 1998 года.

Говоря о развитии интерактивного кино, стоит упомянуть и технологию ротоскопии.

Это прием, при котором анимация создается путем обрисовки кадр за кадром натурного фильма с реальными актерами, делая любые движения на экране как можно более плавными. В советской России метод был известен как «эклер». В игровой индустрии ротоскопию впервые использовали в платформере 1989 года Prince of Persia — первой части культовой серии. Моделью для главного героя послужил брат единственного разработчика, Джордана Мехнера, а моменты с драками на мечах и вовсе имитировали дуэль реальных актеров из фильма «Приключения Робин Гуда» 1938 года.

Наиболее известной «ротоскопической» игрой считается квест The Last Express 1997 года, разработанная все тем же Мехнером. Это детектив, практически полностью копирующий сюжет романа Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе». Главной особенностью квеста, помимо использования редкой в играх технологии, считается метод повествования. Все события в The Last Express проходят в реальном времени, ускоренном в 5-6 раз: действия начинаются в 7:14 вечера 24 июля 1914 года, а заканчиваются в 7:30 вечера 26 июля — за несколько дней до объявления Первой мировой войны. За это время игрок пытается раскрыть убийство друга, параллельно ввязываясь в политические интриги, романы и прочие грязные и интересные дела, происходящие на борту поезда.

Всего The Last Express насчитывает около 30 концовок, а сюжет меняется под воздействием практически каждого поступка игрока — даже если вы просто стоите на месте. Потому что жизнь в «Восточном экспрессе» буквально идет без остановок.

Источники

  • https://say-hi.me/24-kadra/osnovy-kinoproizvodstva-igrovoe-i-dokumentalnoe-kino.html
  • https://cubiq.ru/luchshie-filmy-po-motivam-igr/
  • https://fishki.net/1494223-10-luchshih-filmov-snjatyh-po-kompjuternym-igram.html
  • https://kanobu.ru/articles/28-filmov-snyatyih-po-igram-368468/
  • https://www.igromania.ru/article/31037/Yekranizacii_videoigr_kotorye_my_zhdyom(i_ne_ochen).html
  • https://www.nashe.ru/news/luchshie-filmy-snyatye-po-motivam-videoigr
  • https://zen.yandex.ru/media/kinovibor/top-10-samyh-luchshih-filmov-sniatyh-po-igram-5e70fb90c1b8d96d45cc3d0b
  • https://kanobu.ru/articles/interaktivnoe-kino-kak-izfilmov-delali-igryi-371892/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лайфхаки на каждый день, полезные советы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: