Игры для детей на улице летом, весной, уличные игры во доворе, на природе, в лагере

«Казаки-разбойники»

Одна из масштабных игр, в которой смешались воедино прятки и догонялки. Участники делятся на две команды, одна из которых становится казаками, а вторая, соответственно, разбойниками. Затем определяется территория, где будет проходить игра, а каждому из разбойников вручается мелок, которым он должен будет ставить стрелки-подсказки. Затем казаки дают противникам фору, чтобы те могли отбежать подальше и спрятаться, после чего отправляются в погоню.

Задача казаков — найти всех разбойников, пытаясь узнать у них пароль (паролей можно придумать несколько, из которых только один будет правильным — так интереснее). Разбойники же убегают и прячутся, попутно расставляя стрелки-подсказки, указывающие направление, в котором они идут. Также они могут попытаться захватить штаб казаков, который те бдительно охраняют. Когда все разбойники взяты в плен, а пароль известен, команды меняются ролями и игра продолжается.

«Классики»

Эта игра известна всем. Сначала расчерчиваем асфальт на квадраты. Затем находим камушек (битку), который нужно будет по очереди кидать в квадраты с цифрами. Если попал — прыгаешь, стараясь не наступать на линии. Не попал — ход переходит к следующему игроку.

В этой игре было несколько уровней сложности: сначала прыгали стандартно, попеременно приземляясь то на одну ногу, то на две, затем на одной — все поле, на двух одновременно… Вообще вариантов этих уровней, кроме трех основных, которые мы описали, было великое множество. Придумывали кто во что горазд. А значит и вы можете изобрести свои собственные.

«Выше ноги от земли»

В эту игру играют и современные дети. Только называют они ее «Стоп, земля». Суть очень проста: выбирают водящего, который пытается поймать всех остальных участников. Но только в то время, пока они находятся на земле. Как только водящий крикнет: «Выше ноги от земли!», — все должны запрыгнуть на какое-угодно возвышение: лесенка, ступенька, пенек… Тот, кто не успел, и остался на земле, становится водящим.

«Жмурки»

Игра похожа на догонялки, но очень медленные. Потому что глаза у водящего завязаны, и движется он на ощупь, пытаясь поймать остальных участников. Они же подают ему сигналы-подсказки, иногда хлопая в ладоши. Играя, важно убедиться, что вы находитесь в безопасном месте: вдали от машин, ям и других препятствий.

«Лягушка»

Для этой уличной игры нужен мяч и любая стена, о которую можно стучать, не беспокоя жителей дома. Играющие встают в колонну друг за другом, первый берет мяч и бросает его о стену. После того как мяч отскочит от стены и ударится о землю, первый участник должен его перепрыгнуть так, чтобы мяч не задел его. После прыжка мяч ловит второй участник, первый же уходит в конец колонны.

Если перепрыгнуть мяч, не задев его, не удалось, участник получает первую букву слова «лягушка». После второй ошибки — следующую букву, и так до тех пор, пока не соберет все слово целиком. Тот, кто становится «лягушкой», выбывает из игры и ждет, пока допрыгают остальные участники.

Прятки

Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.
Кто не спрятался – я не виноват!

Простая игра – можно играть где угодно и когда угодно. Особенно увлекательно под вечер, когда смеркается.

Правила

Сначала выбирают водящего. Для этого в детстве мы знали миллиард считалок. Затем водящий становится лицом к стене (дереву, столбу…) и считает вслух до 20 (50, 100…). Игроки прячутся.

Задача игроков: спрятаться так, чтобы водящий не нашел. Задача водящего: найти всех спрятавшихся.

Когда водящий находит одного из игроков, ему нужно сломя голову бежать обратно к стене (дереву, столбу…), чтобы «застукать» его. Если игрок прибегал первым, то со словами «Стук-стук я» выводит себя из игры. Кого ведущий застукал первым, тот становится ведущим в следующем кону («Первая курица жмурится»).

Кодовые фразы:

  • «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» – кричали «застуканные» игроки товарищам при приближении «опасности» (сиди и не высовывайся).
  • «Пила-пила, лети как стрела» – кричали, чтобы подсказать, что водящий далеко от стены и можно выбираться из укрытия.

Количество игроков: чем больше, тем лучше.

Салки / Догонялки


Салки – они же догонялки, они же латки, они же ляпки, они же квач. По данным Википедии, у этой игры порядка 40 (!) названий (почти в каждом регионе бывшего Союза – свой).

При этом, игра простецкая. Суть обычных салок в том, чтобы догонять («салить») игроков (если ты водишь), которые разбегаются в разные стороны.

Правила

Считалкой (куда без нее?) выбирается водящий. Игроки становятся в круг и по команде «Я – салка!» разбегаются, кто куда. (Часто оговаривалась площадка – «За забор не выбегать», «Дальше качели не бегать».)

Задача водящего: догнать одного из игроков и дотронуться до него рукой. До кого дотронутся, тот сам становится «салкой», а водящий превращается в обычного игрока.

Есть вариация обычных салок, когда водящий, догнав одного игрока, не становится сам игроком, а продолжает догонять других ребят вместе с первым «засаленным». Затем они вместе ловят второго, третьего и т.д., пока не переловят всех.

Количество игроков: от 3 и больше.

Вариации салок:

  • Салки с «домиком» – то же самое, только выбирается зона (песочница, круг на асфальте и прочее), куда игроки могут забежать и передохнуть, там «салить» нельзя, но и сидеть долго в «домике» тоже.
  • «Выше ноги» – чтобы избежать «засаливания», нужно запрыгнуть на что-нибудь и задрать ноги вверх («Выше ноги от земли» / «Салки-ножки на весу»), правда, по правилам задирать ноги тоже долго нельзя.
  • «Чай-чай, выручай!» – в этой версии салок, «засаленный» может остановиться, крикнуть эту волшебную фразу и ему на выручку прибегут друзья, но водящий на чеку, и есть вероятность, что к одной «жертве» добавятся вторая и третья.
  • Сифа – в этой версии «салят» не рукой, а «сифой» (тряпкой, скрученной веревкой и любой «вонючкой», какую найдешь во дворе); в кого попали, тот становится сифой, то есть водящим.

Пекарь

У этой любимой многими игры так же много называний: «Царь», «Поп», «Клёк», «Палки», «Банки» и другие. Правила кажутся сложными, но только на первый взгляд. В каждом дворе была своя вариация игры. Но, в общем и целом, суть ее сводится к следующему.

Инвентарь:

  • палки (биты, куски арматуры, но самый шик – сломанная хоккейная клюшка);
  • жестяная банка (пластиковая бутылка, деревянная чурка и т.д.);
  • мел (чтобы расчертить площадку).

Сначала нужно подготовить площадку для игры (примерно 10 на 6 метров). Параллельно короткой стороне площадки через каждые метр-полтора чертятся линии: 1 линия – пешка (солдат); 2 линия – дама; 3 линия – короли; 4 линия – тузы и т.д.

От начала площадки до последней линии – зона званий; от последней линии до конца площадки – зона пекаря (царя, попа и т.д.).

На расстоянии 5 метров от последней линии чертится круг, в который ставится рюха (иногда – на кирпич).

Правила


Сначала выбирают «Пекаря» и устанавливают очередность сбивания рюхи. Для этого игроки ставят один конец палки на носок стопы, а другой упирают в ладошку, после чего толкают палку вдаль ногой. Чья палка улетела дальше всех, сбивает рюху первым; чья ближе всех – тот «Пекарь».

«Пекарь» занимает позицию «за банкой», игроки – у первой линии. Далее игроки битой по очереди пытаются выбить рюху. После этого начинается «штурм» – игроки бегут за своими битами и возвращаются обратно в «зону званий». «Пекарь» в это время бежит за рюхой, устанавливает её на место и защищает ее. Но главная его задача – не дать «выкрасть» палку со своей территории. К тому же, он пытается коснуться игроков своей битой и после этого сбить рюху сам. Тот, кого «Пекарь» коснулся, становится «Пекарем» в следующем коне, а старый «Пекарь» становится игроком.

За каждую сбитую рюху игрок повышался в звании. Иными словами, продвигался дальше по полю и приближался к рюхе. Кроме того, у каждого «титула» есть свои особенности и привилегии. К примеру, туз неуязвим и не может водить.

Количество игроков: не ограничено.

«Бананы»

Все игроки повисают на деталях игровых площадок, турниках и т.д. Вода ходит рядом с ними, приговаривая: «Бананы висели-висели-висели… и созрели!» В этот момент «бананы» падают и разбегаются, а вода их ловит.

«Бамбашки»

На дороге расставляются «бамбашки» – любые подходящие предметы-препятствия, игрок должен проехать на чем-то (самокат, велосипед и т.п.), не задев эти самые бамбашки и, конечно же, не упав.

«Черная роза»

Играющие выбирают «домик», некое слово-основу (например, «чёрная роза») и воду. Вода ходит по двору, за ним гуськом ходят все игроки. Потом он начинает сочинять рассказ на базе слова-основы, звучащий так: «В чёрном-чёрном городе стоит чёрный-чёрный дом…». На словах «чёрная роза», игроки разбегаются, а вода их ловит. Кто добежал до домика – спасён. Кого поймали – становится водой.

«Паучок и муха»

Играют на любых сооружениях детской площадки, по которым можно безопасно лазить. Это сооружение считается «паутиной». В середине «паутины» сидит паук-вода, остальные – мухи. Мухи убегают от паука по «паутине», а паук их ловит, пока не осалит.

«Семейка» («Сам Же»)

Вода кидает мячик любому игроку и произносит имя (любое слово), игрок ловит мяч, если имя ему понравилось, или отбрасывает, если не понравилось. Если вода произносит слово «семейка» (или «сам же»), и игрок поймал мяч, то он сам может выбирать имя. Таким образом, каждый выбирает имя, отчество, фамилию, мужа, работу и т.д.

Цепи-цепи

Игра для более 8 детей, обязательно четное количество. Способ игры — необходимо разделиться на две команды с равным количеством игроков. Они должны расположиться напротив ровной линией. Между одним и другим рядом участников должно минимум 10 метров и даже 15 метров. Все по линии должны взяться за руки и держаться крепко. В процессе нужно использовать речевые обращения в виде диалога:

— Цепи, цепи, вам кого? Выбирайте одного!

— Другая моего.

— Как звать его?

Выбирается один участник, который с разбега должен разорвать цепь из рук. При удачной попытке можно взять одного участника с противоположной команды и привести в свою. Все повторяется последовательно. Победителем станет та команда, которая собрала больше участников. Польза игры — умение быть частью коллектива и пробиваться даже в самых трудных ситуациях, развитие силы духа.

Вышибалы

Игра для четырех и более участников. Необходимые вещи — мяч, площадка 8-10 метров. Метод игры — вышибалы становятся на вышеуказанном расстоянии. Остальные игроки располагаются посередине. В то время как первые пытаются задеть мячом всех посередине, они должны пытаться увернуться от него. Кого задели мячом, тот выбывает из игры. Для того, чтобы вернуть тех, кто выбыл, остальные должны поймать мяч, при условии, что он не коснулся земли при этом. Когда остается один участник в центре, он должен сам увернуться от меча такое количество раз, сколько ему лет. При неудачной попытке это сделать остается только занять место вышибалы. Польза игры — развитие ловкости, поворотливости, меткости, умения прийти на выручку товарищам и увернуться от меча.

Лягушка

Что нужно для игры — мел, мяч, стена. На стене рисуются линия по уровень колена или пояса игроков. Метод игры — мяч нужно кидать выше этой линии, чтобы не проиграть. Каждый участник делает это по очереди. В тот момент, когда он отскакивает от стены нужно успеть отпрыгнуть. Кто не смог это делать 7 раз (нужно отмечать и считать для каждого), тот становится «лягушкой». Польза игры — развитие меткости, реакции и координации.

12 палочек

Один из вариант игры в прятки. Участников может быть минимум 2. Необходимые вещи для игры — кирпич/камень, дощечка, 12 палочек (веточки, палочки от мороженого). Доску надо использовать как рычаг, так что большая часть на земле, остальная часть на весу. На ней нужно расположить 12 палочек. Водящий наступает на «рычаг» и разбрасывает палочки вокруг. Пока он их собирает, все должны спрятаться. После он их ищет и если находит, должен добежать до доски и снова разбросать палочки. Если тот участник, которого поймали, успеет раньше, он выполнит действия ведущего и сохранит свою роль в игре. В обратном случае он занимает его место. Игра не имеет логического завершения, играть можно без ограничений. Польза игры — развитие реакции, внимательности, умения прятаться и быстро бегать.

Игра Резиночка

Игра для трех или четырех детей. Понадобится — бельевая резинка подходящих размеров. Описание игры: резинка завязывается на концах, чтобы получить два кольца. Между двумя детьми натягивается резинка, они находятся напротив друг друга. Прыжки — нужно прыгать с одной стороны резинки (с правой или в левой) на противоположную сторону. Сначала ноги должны находиться с правой стороны резиночки, потом с левой стороны. Можно посмотреть как правильно на видео. Взрослые могут показать на примере, как правильно выполнять прыжки. С каждым разом уровень резинки становится все выше, начиная с щиколоток и до самой шеи. Так нужно будет пройти несколько уровней, включая колени, бедра, талия, грудь и т.д. Выполнять прыжки нужно по очереди. Участник, который делает ошибку, должен уступить место следующему игроку. Тот, кто проиграл, проходит к тому, чтобы держать резинку. Польза игры — развитие внимательности, координации и вестибулярного аппарата. Также она поможет ребенку стать сильнее, научит тренироваться и успешно выполнять прыжки.

Испорченный телефон

Игра для 5 и более участников. От количества игроков зависит то, насколько будет игра интересной, чем больше, тем лучше. Метод игры — все становятся на скамейку, говорят друг другу на ухо что-то очень тихо. Проведя игру дома можно расположиться на диване. Первый ребенок в ряду выбирает слово и шепчет участнику рядом и так поступает каждый. Нужно говорить тихо, чтобы никто больше не мог услышать, о чем речь. Последний участник скажет громко, что ему сказали. Как правило, слова отличаются от первоначального варианта и это, как правило, вызывает смех. А чтобы стало интереснее надо говорить не только тихо, но еще и быстро. Как вариация усложненной игры подойдет использование целых фраз вместо единых слов. Когда игроков очень много можно составить целых две команды, которые между собой соревнуются. Кто скажет слово наиболее подходящее по звучанию, та команда и победила. Польза игры — развитие внимательности, хорошего слуха и чувства юмора.

Интересные летние игры во дворе для детей

Лето – прекрасная пора, и детям не стоит сидеть дома. Прогулки и активные вылазки на природу, сопровождаемые увлекательными играми – это всё, что нужно для здоровья, отличного настроения и развития детей, как маленьких, так и подросших – ходящих в детский сад и школу.

Есть развлечения, которые помогут сделать летнюю пору незабываемой, среди таких забав:

Ворона

Ребёнку, который водит, завязывают глаза и ставят спиной к остальным участникам. После этого каждый подходит к нему сзади и дотрагивается до его плеча. Водящий должен сказать: «Ворона, каркни!», а затем угадать, кто до него коснулся. Игроки, в свою очередь, всячески стараются изменить свой голос, но если тот узнаёт играющего, то поменяется с ним ролями.

Друзья джамперы

Для игры понадобится – два отрезка эластичной верёвки длиной в 2-3 метра, либо две скакалки. Игроков может быть много, и все они должны разделиться на группы по 2-4 участника. Это настоящие команды, которые будут соревноваться в одновременных прыжках через скакалку. Победителем становится команда, в которой игроки совершили большее количество прыжков.

Кис-брысь-мяу

Участников должно быть несколько, мальчики и девочки в одинаковом количестве. Все выстраиваются в ряд, водящий выбирает одного из них. Он должен повернуться к ним спиной. Тогда ему задается вопрос «кис?», на что он может ответить «брысь» или «мяу». В первом случае ему показывается другой игрок (девочка). Во втором случае задается вопрос — «какой цвет?» Цвета имеют свое значение:

  • Зеленый — задаются три вопроса и надо ответить только «да»;
  • Белый — нужно посидеть 5 минут в подъезде вместе;
  • Красный — поцелуй в губы;
  • Розовый — поцеловать в щеку;
  • Фиолетовый — мелкое проказничество (дернуть за косичку и т.д.);
  • Оранжевый — прогулка по улице;
  • Желтый — три вопроса наедине;
  • Синий — целовать руку;
  • Черный — дать пинок под зад.

Польза игры — умение общаться. Девочки учатся общаться с мальчиками и наоборот.

Два мяча

Это полуинтеллектуальная подвижная игра для взрослеющих школьников. Для неё понадобится два мячика разного цвета, один будет символизировать воду, а другой – землю. Перебрасываются они одновременно, и в зависимости от цвета, игроку надо быстро произнести название любого водного или наземного животного. С таким же успехом, можно устанавливать другие правила, и мячи могут обозначать города и страны.

Сюрприз

Игроки могут встать или сесть в круг. Они передают друг другу коробку, полную неожиданных предметов и аксессуаров, делается это под музыку. Но, как только ведущий выключает мелодию, то у кого оказалась коробка, должен не глядя вынуть из неё первую попавшуюся вещь и надеть на себя. Игра может стать более чем весёлой, если заранее сложить в картонку смешные вещицы.

Колечко- колечко, выйди на крылечко

В эту игру может играть несколько ребятишек. Игроки садятся на лавочку и держат ладони лодочкой. Выбранный ведущий складывает руки таким же способом, зажав в них колечко. Подходя к каждому, он вкладывает свои руки в его, выбирая одного, кому и даёт колечко, делая это как можно незаметнее. После этого с его губ должна слететь следующая фраза: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». В этот момент участник, которому оно досталось, должен быстро соскочить с лавки и убежать, чтобы его не задержали остальные игроки. При успешном исходе он сам становится водящим.

Игры для мальчиков

«Войнушка». Традиционная мальчишеская игра, в которой мальчики подражают солдатам и ведут «бой».

«Казаки-разбойники». Команда разбойников загадывает пароль и убегает. При этом участники отмечают свой путь стрелками на стенах, деревьях и асфальте. Команда казаков через некоторое время начинает погоню за разбойниками. Найденного участника приводят в штаб и пытаются выведать пароль. Целью игры является поиск всех разбойников и открытие секретного слова. Более подробные правила вы найдете здесь.

Игры для самых маленьких

Подвижные игры для маленьких детей до двух лет должны отличаться простотой и понятностью. Малыши в таком возрасте уже имеют навыки обычной ходьбы, прыжков, бега на двух и на одной ноге, могут спускаться и подниматься, метать и перешагивать. Обучение правилам игры должно быть незаметным и естественным, без каких-либо элементов принуждения.

«Пчелы». Взрослый перевоплощается в пчелку. Он имитирует ее жужжание и полет, свободно и легко машет крыльями (руками). Пчелки должны собрать с цветочков нектар и вернуться с ним в улей. Цветы могут быть нарисованными на асфальте или настоящими. Улей можно также нарисовать в виде круга или выложить на земле скакалкой или веревкой.

«Ползающая змейка». Нужно закрепить скакалку или веревку над травой так, чтобы дети могли проползти под ней. Веревка опускается все ниже и ниже до тех пор, пока участник не станет ее приподнимать, чтобы свободно проползти.

«Черепашья гонка». Здесь тоже нужно ползти по траве, только без веревки. Побеждает тот, кто медленнее всего приползет к финишу.

«Полоса с препятствиями». В качестве препятствий можно использовать бревна, ветки, палки, ведра. Необходимо подстраховывать каждого участника во время трудных и опасных моментов, чтобы избежать травм.

«Летите, самолетики!». Предварительно нужно сделать как можно больше бумажных самолетиков. И потом устроить соревнование, в котором побеждает тот ребенок, чей самолетик долетит дальше.

«Солнечный зайчик». Игру нужно проводить в солнечную погоду. Для нее понадобится небольшое зеркало. Ловите солнечных зайчиков и просите ребенка погоняться за ними.

«Птички-невелички». Предложите представить малышам, что они непоседливые и прыгучие птички. Нужно одновременно прыгать и махать руками. Прыгать можно на месте на двух ногах, либо вперед-назад. Если ребенку это дается с трудом, то помогайте ему, держа за руку или под мышки.

«Прыжки через лужи». Очень простая игра, для которой нужно всего лишь надеть ребенку резиновые сапожки и найти побольше луж.

Уличные игры для дошкольников 2-4 года

В возрасте двух-четырех лет дошкольники становятся более активными и выносливыми. Их все больше начинают интересовать командные игры с другими детьми. Малыши стремятся показать свои достижения и умения другим людям.

«Мишка медведь». С помощью считалки выбирают «медведя». На одном краю площадки будет берлога мишки, на другом – домик детей. В центре площадки – лесная опушка. Дети выходят из дома и идут к опушке собирать ягоды. Мишка неожиданно выбегает и пытается кого-то поймать. Пойманный игрок становится «медведем».

«Езда на велосипеде с препятствиями». Если ваш ребенок уже хорошо катается на трехколесном велосипеде, можно усложнить ему задачу. Создайте ему полосу препятствий из игрушек, деревянных палочек и пластиковых бутылок. Рядом с ними нарисуйте мелом стрелки. Малыш должен тренироваться объезжать препятствия и не задевать их. После того, как ребенок успешно выполнил задание, можно подарить ему небольшой приз.

«Классики». Так как дети еще не умеют прыгать на одной ножке, то им разрешается прыгать на двух.

Игры на улице для детей 5-7 лет

«Донеси мешочек». Ребенок идет между палками, разложенными на ширине 40 сантиметров друг от друга. При этом у него на голове лежит мешочек с сухим песком. Задача ребенка – дойти до конца и при этом не уронить мешочек на землю. Важно не набивать мешочек слишком плотно, так как в этом случае его будет трудно удержать. Вместо мешка можно применять книги, корзинки и другие предметы.

«Игра с обручем». Ребенок должен катить перед собой обруч, при этом стараясь не уронить его на землю. Задача – докатить обруч до финишной прямой.

«Собираем ленты». Между деревьями протягивается веревка с набросанными на нее цветными лентами. Концы лент должны быть немного выше, чем поднятые руки детей. Они становятся под веревку и подпрыгивают, снимая как можно большее количество лент.

«Поймай». Двое детей кидают мяч друг другу по очереди. Третий участник, стоящий между ними, старается поймать его. Если у него это получается, то он становится на место ребенка, бросавшего мяч.

«Уголочки». Дети становятся в предварительно начерченные уголки. Один игрок, не имеющий уголка, встает в середину площадки и просит у одного из стоящих отдать ему свой уголок. Тот отвечает отказом. Тогда игрок подходит с этой же просьбой к другому, а в это время участники меняются местами, а он пытается занять место одного из них.

Твистер на газоне

 

Галя простая

Другие названия: Квач, пятнашки, салочки, маялки, догонялки, ляпы, ладя, лов, заразки, кОли (ударение на “О”), латки, сифа, бЭрик. Тысячи их!

Площадка: Любая. Игра может проходить как в помещении, так и на улице. Очень желательно отсутствие предметов, о которые можно травмироваться. В идеале — поляна с травой или спортзал с матами. Но может использоваться и спортивный городок с лестницами-шестами-турниками, находящийся во дворе дома или школы. Игра, таким образом, перерастает из “плоской” в “трехмерную”, а некоторые играющие вырабатывают умение выполнять совершенно жуткие акробатические способы уйти от “коли”. Но в этом варианте травматизм весьма реален и неоднократно наблюдался.

Количество участников: Определяется размером площадки. Но не более 15-20.

Инвентарь: Нет.

Правила: Есть «галя» и есть все остальные. Задача «гали» — задеть (загалить, запятнать, осалить, уколоть, замаять — если это маялки) кого-нибудь из остальных. Задача остальных — не быть задетым «галей». После того как произошёл акт касания «галей» кого-нибудь, этот кто-нибудь становится «галей», а «галя» становится одним из многих. Для избежания рекурсии «сдать пост» предыдущему «гале» текущий «галя» не может(квач квачу не калачу, говорят в/на Родине четвертого космонавта планеты)<ref>Олдфаг-задрот в квача, считает, что правила с возможностью передачи квача назад более интересные, так же такие правила требуют более прокачанную ловкость и менее прокачанные силу и выносливость.</ref>. Игра заканчивается, когда устанет большая часть участников или “галя” выдохнется настолько, что в течение длительного времени не может никого запятнать и к игре теряется интерес у остальных игроков. Но по своей инициативе “галя” игру прекратить не в праве – в варианте игры с названием “кОли” существует правило “Отколись и удались”. Это значит, что “коля”, прежде чем выйти из игры, таки должен свою роль кому то передать. Хотя правила в большинстве своем едины в разных регионах, иногда могут встречаться некоторые отступления. Например, когда игра ведется в помещении (обычно школа), может создаться ситуация, когда «галя» и другой игрок встречаются в коридоре. В этом случае может быть приведен обманный прием, «галя» дотрагивается до соперника два раза тем самым сначала «отдавая», а потом «забирая» пятну к себе обратно, противник рефлекторно касается «гали» и осаливает сам себя.

Существует подвид этой игры, который называется «зомби» или «бешеный кролик». Это детская игра в жанре survival horror. Суть такова: «галя» — зомби, все, кого он/она поймает («укусит»), тоже становятся зомбями и начинают ловить и «кусать» людей вместе с первым галей. Победителем игры является последний выживший. При игре не на открытой местности, а в школьных коридорах, например, игра приобретает особый смак: никогда не знаешь, является ли встретившийся тебе игрок зомби, или нет. Страх и подозрительность в сочетании с непреодолимым желанием выжить и остаться последним человеком играют тут главную роль.

Другой подвид – «заморозки». В данном случае салящий касанием «замораживает» убегающих, т.е. они не могут двигаться до «размораживания» (в случае, если таковое предусмотрено правилами) или до конца «раунда», когда другие игроки не могут размораживать своих замороженных товарищей. Доставляет, когда последний незамороженный должен разморозить кого-то (а потом вдвоём – всех остальных) для продолжения лулзов и беготни, иначе наступит вечная зима и кончится раунд. «Заморозки» могут частично комбинироваться с «зомби», например, салящих может быть несколько, замороженные могут присоединяться к салящему после трёх фейлов итд.

Достоинства:

  • Очень подвижная игра, крайне благотворно влияющая на сердечно-сосудистую систему и вестибулярный аппарат детей.
  • Доступность. Не нужен никакой специальный инвентарь.

Недостатки

  • Травмоопасность. Дети, мчащиеся на высокой скорости, могут травмироваться, поскользнувшись или даже столкнувшись лбами. Анонимус играл на лазилках, и прыгал по ним аки спайдермэн. Имхо, Анонимус имеет ввиду стоящую во дворах – лестницы-качели-кольца-горки… См. “Акробатический вариант”.
  • Примитивизм.
  • Училка, дура, ловит и к директору отводит.

Примечания:

  • В/на этой Украине эта игра называется «квач» или, как уже было сказано выше, — «ладя» или «лов» (от «ловить»).
  • В Беларуси игра была известна как «кич», «квач» или «бэрак».

Водяной вариант (В Черноземье — «в руля») Тут есть одно главное отличие — запрещено сразу же «отдавать» (оговаривается некий временной промежуток). Причина ясна — в воде манёвренность участников ниже, поэтому кто первый отплыл, тот и получает «галю» по спине, то есть отплывать заведомо невыгодно. Чтоб такого не было, и ставится это ограничение.

Акробатический вариант Играется на спортплощадке с большим количеством плотно стоящих разнообразных снарядов типа лесенок, турников, стоек и т. п. Участники передвигаются, стараясь не касаться земли. Коснувшийся земли становится «галей» автоматически. На плотно заставленной площадке может быть травмоопасно, что только добавляет экстрима.

Галя с предметом

Другие названия: Сифа, контачка (контакт), параша, карыч, плешка.

Площадка: Любая. Игра может проходить как в помещении, так и на улице. Приветствуется наличие предметов-укрытий.

Количество участников: Определяется размером площадки, а также количеством и характером укрытий. Но не более 10-15.

Инвентарь: Предмет, передающий «сифу». Сильно (но не целиком) зависит от площадки и укрытий. Для большой спальни с кроватями подойдёт подушка (лучше порванная). Для школьного класса хороша тряпка, с которой сыплется мел, либо любой плотный предмет с хорошими аэродинамическими свойствами (например, обёрнутая скотчем скомканная бумага). А на природе уместен мяч. Но олдскульная тру-сифа – это, всё-таки, “меловая” тряпка для стирания с доски, слегка смоченная водой. При попадании оной в лицо – особенно тонко ощущалась точность названия девайса.

Правила: Есть «сифа» и есть все остальные. Задача «сифы» — задеть кого-нибудь из остальных предметом, передающим сифу, посредством бросания предмета в жертву. Задача остальных — не попасться под летящую сифу. После того как сифа в кого-то прилетела, этот кто-то становится сифой, а сифа становится одним из многих. Игра заканчивается, когда устанет большая часть участников или когда одежде участников и/или среде проведения игры будет нанесён ощутимый ущерб. Но чаще всего игра заканчивается, когда на поле боя внезапно приходит взрослый.

Достоинства:

  • В отличие от простой гали, тренирует не только координацию, но и меткость.
  • Лулзы. Вымазанные, например, в сифемеле участники добавляют настроения друг другу своим видом.
  • Non-stop. Игра совершенно не утомляет и заканчивается, как уже было сказано, чаще всего внезапно и не по воле участников.

Недостатки

  • Предрасположенность к излишествам. Например, увидев, что подушка-сифа порвалась в хлам, дети могут войти в «пуховый раж» и раздербанить оставшиеся в спальне подушки.
  • Относительный примитивизм. Большие дети, как правило, играют в продвинутые виды сифы. Например, «жопки». (описание будет)

Примечания: Название игры, судя по всему, обязано своим происхождением венерической болезни «сифилис». Ещё одно название — «али-баба» (собственно, «али-баба» — это и есть «предмет», обычно кусок чёрного резинового утеплителя со стойки или кольцевой резиновый эспандер).

Воспоминания участника: Чаще всего, эта игра приобретала следующие формы — в школе, во время урока тщательно разрисовывалась «стёрка», собиралась компания «поиграть в контачку» (да-да! тогда контачкой называли эту игру, а не один известный сайтец). И со звонком на перемену — все страждующие выбегали в школьные коридоры. Немало доставлял тот факт, что если затирачкой не попасть в человека, а в стенку — она летит дальше, по непредсказуемой траектории, потому что резиновая. Как правило — игра прекращалась со звонком на урок.

Выше ноги от земли

Площадка: Помещения с большим количеством удобных для зацепки объектов (подоконники, батареи, трубы, парты, стулья).

Правила: Водящий должен запятнать любого стоящего на земле хотя бы одной ногой игрока. Также действует правило «все сидят — пятнай любого», позволяющее избежать патовых ситуаций. Существуют разновидности — т. н. «Лиса на железе» и «Лиса на дереве», когда объект для зацепки, дающий неприкосновенность, должен быть обязательно металлическим или деревянным соответственно.

Недостатки Игра заканчивается после первой вырванной из стены батареи, отломанной трубы или сломанного стола.

Стеночка

Правила: Те же самые салки, но с применением стены.

Задача проста: путём «камень-ножницы-бумага» вычисляется «галя» (aka вода, сала), который обязан задеть любого другого участника. Процесс осложняется тем, что пока участник держится за стенку, трогать его нельзя, потому как он в домике. Для полноценной игры необходимо наличие двух стен, расположенных друг напротив друга. Как правило, эти стены находятся в каждой школе, построенной при совке, на каждом этаже в конце коридора. Чтобы игра не превратилась в Унылое, задача участников — перебегать от одной стены к другой как можно чаще. Те кто слишком долго не отходят от стены могут внезапно стать «галей».

Разновидность игры — когда держаться можно за части стен только определённого цвета, например зелёного или розового. Пользуется популярностью в тех местах, где на стенах есть живопись, мозаика и т. п. (у нас в школе называлась «в коричку», поскольку держаться можно было только за коричневые фрагменты мозаики).

Стеночка

Другие названия: “КОЗЁЛ”, “Жопа” и пр., тысячи их!

Площадка: любой более-менее ровный участок перед любой более-менее ровной стеной.

Количество участников: ограниченно только здравым смыслом.

Инвентарь: мяч, по которому можно пинать ногами.

Правила: одним касание мяч надо пнуть так, чтобы тот коснулся стены или определенного ее участка. Следующий игрок мог пинать мяч, пока тот движется, либо ждать остановки. В любом случае, не попавший в стенку/пнувший не в свой черед/докоснувшийся более одного раза (кроме случаев чеканки) зарабатывает штраф в виде буквы из слова “КОЗЁЛ”. Так продолжается, пока кто-нибудь не соберет все слово. Иногда, с целью продлить удовольствие, загадывали слово подлиннее, либо в конце добавлялись знаки препинания. Проигравший карался позором, либо ставился спиной к остальным игрокам и получал от каждого n-ное количество раз мячом по жопе. Источники лулзов, читы и прочие нюансы см. в статье Дворовые мужские игры с мячом – Стеночка.

Достоинства: развитие первоначальных навыков владения мячом.

Цепи кованые

(aka Барыни-бояре, Али-баба, Нас тринадцать тридцать три) Другие названия: Барыни-бояре, Али-баба (не путать с сифой), «ко́ндолы».

Площадка: Любая. Будь то двор или поле. Можно даже в коридоре любимой школы на переменах.

Количество участников: Не меньше восьми. Но и не больше шестнадцати.(Зависит от ширины коридора)

Инвентарь: Нет.

Правила: Игроки делятся на две команды. Каждая выстраивается в живую цепь (взявшись за руки) друг против друга. Дальше одна из команд выбирает того, кто побежит пробивать их живую изгородь. Для этого команды перекрикиваются регламентированными фразами, например так:

– Цепи!
– Кованые!
– Раскуйтесь!
– Кем?

– Васей!

либо

– Нас тринадцать тридцать три!
– Чью душу желаете?

– Васину!

После чего Избранный (Вася) должен отважно бросаться вперёд. Взяв разбег, он на полном ходу вламывается между двумя любыми участниками. Задача Избранного — проломить цепь (расцепить руки своим корпусом). В таком случае он уводит в свою команду одного из двух игроков, не удержавших цепь. Задача цепи — не дать Избранному прорваться. В этом случае Избранный остаётся в команде, которую не смог пробить. Игра заканчивается, когда в одной из команд остается меньше двух игроков.
Алсо Называлась «Пионервожатый». Игрока вызывали следующей строчкой: «Вожатый, вожатый, подай пионера Васю!» «Пионер-пионер, подай смену» — «Кого?» — «Друга моего!» — «Как звать?» — «Вася!». Правда быстро вырождалось просто в выкрикивание имени. Другой вариант — «Черное чернило, белое перо, вызываем Васю, больше никого» или «Али-баба, почём слуга? Пятого, Десятого — Васю нам сюда».

Интрига: Для успешной игры нужно всячески усиливать свою команду и ослаблять соперников, то есть переводить к себе самых сильных игроков. Однако для этого нужно либо успешно атаковать сильных игроков в цепи противника, разрывая их хватку, либо вызвать их на свою цепь и успешно противостоять их натиску, а поскольку сильные игроки на то и сильные, то и сделать это сложно. Таким образом, на каждом ходу приходится принимать компромиссное решение, атаковать ли сильных, что опасно, или слабых, что малоценно. При этом интересен и психологический момент, когда при переходе в другую команду игрок уже должен играть за неё, что особенно обидно, если раньше ты завоевал для своей старой команды кучу сильных игроков, которые теперь окажутся против тебя.

Достоинства:

  • Опять же подвижная игра. Бегущий прокачивает навык скорости, «Цепь» прокачивает навык рукопожатия и координации.
  • Так как игра командная — в некотором роде сплачивается коллектив. Поскольку велика ротация кадров — успеваешь повоевать за всех.
  • Можно играть в школе на переменах и где угодно.
  • Несмотря на очевидную простоту игры, для успешной победы нужно было подходить к разбиванию цепей с умом, что соответственно давало навыки тактико-стратегического планирования.

Недостатки:

  • Травмоопасна. Один из авторов раздела схлопотал лёгкое сотрясение мозга, получив лбом в затылок в этой суровой игре.
  • Так как для игры нужно минимум 8 человек, бывает проблематично собрать указанное число народа.
  • Многие игроки не догоняют сути игры и в случае перехода в новую команду продолжают подыгрывать старой, что лишает игру всякого смысла.

Примечания: Анонимусу известны по крайней мере два случая, когда игра оканчивалась эпичным фейлом. Бегущий наступал на развязанные шнурки, вследствие чего падал лицом прямо на чью-либо руку. «Цепь» крепко держалась за руки, но вестибулярный аппарат был ни к чёрту. Последствия были воистину фатальными: бегун свалил собой на попы всю цепь разом.

Слепой кот

Другие названия: слепая тропиканка, слепик, чай кипит, яблочко.

Площадка: Практически любая, но с предметами, на которые можно залезть.

Инвентарь: Повязка на глаза.

Правила: Практически не отличаются от жмурок, за двумя исключениями: А) Опознавать на ощупь требовлось всегда, Б) нельзя касаться земли, перемещаясь исключительно по гаражам, качелям и т. п. (Классический маршрут автора: лестницы — гараж — рукоход — качели — труба — останки машины).

Цимес в том, что маяться заставляют не только пойманного и опознанного (а ведь можно и отбиваться), но и спрыгнувшего на землю. Весьма способствует развитию ловкости и координации движений

Печка

Судя по опросам, была популярна, в основном, только на Урале. В Красноярске иногда “печкой” завётся игра в “фанты”.

Площадка: Заранее оговоренная территория в урбанизированной/пересеченной местности.

Правила: Представляет из себя смесь Казаков-Разбойников и Пряток. Как и в начале последних, выбирается галя, который будет всех искать. Затем выбирается «Печка» — участок во дворе, где будут коротать время обнаруженные. Пока галя с закрытыми глазами ведет счет, остальные игроки прячутся. Затем галя «выходит на охоту». Когда он находит спрятавшегося., последний отводится в печку. Сидит он там до тех пор, пока его не вызволит другой участник, то есть пока не обнаруженные игроки не проникнут в печку и не уведут с собой. В случае фейла (то есть, когда галя заметил, что кто-то пытается спасти «пленных»), «спаситель» так же отправляется в печку. В процессе игры можно (и даже нужно) активно, но незаметно перемещаться между нычками. Особые лулзы доставляла травля гали, когда спрятавшийся специально приманивает галю, громко потоптавшись на гараже или покачав веткой, после чего по-тихому съебывает и наблюдает со стороны недоумение на лице ищущего. Игра ведется до тех пор, пока галя не отведет в печку всех участников. При хитрожопом ведущем игра напоминала ИРЛ симулятор разведывательно-диверсионного отряда, при тупом же — многочасовую травлю.

Вариант «Двенадцать палочек». Суть та же, только перд началом игры сооружаются импровизированные качельки (катапульта), на них кладутся небольшие палочки (можно камушки) по колличеству участников, ударом ноги палочки разлетаются в радиусе полметра-метр. Пока водящий их собирает, все прячутся. Затем все также, как и описанно выше, только за каждого пойманного «галя» убирает с «качелек» одну палочку, пойманный стоит и охраняет (шутка) конструкцию. Спасаются разом все пойманные — достаточно подбежать и отправить палочки в вольный полет. Соответственно, если «галя» заметит вас за этим нехорошим делом, то нихрена не будет, так как надо еще добежать до исходной точки.

Достоинства: как и в казаках-разбойниках. Способствует изучению локальной топонимики, развивает искусство маскировки и скрытного передвижения. Подвижна и сочетает в себе бег и лазание по экзотическим местам вроде заброшенных зданий. Алсо развивает оценку рисков в процессе спасения, чувство локтя (предателей и трусов обычно били в воспитательных целях, приговаривая: «У тебя нычка всего в трех метрах была, хули ты не вышел и не спас меня?»), способность к самопожертвованию (иногда игроки специально привлекали к себе внимание, чтобы ведущий ушел подальше от печки, или кричали на весь двор: «Леха, не ходи, он тебя за углом пасет!», выдавая свое местоположение, но оберегая от фатальной ошибки более удачно заныкавшегося игрока). У гали развиваются внимательность, наблюдательность (нужно не только искать, но и присматривать за печкой) и память (нужно помнить все нычки, участники могут попытаться спрятаться там еще раз или уйти оттуда, а через некоторое время вернуться). Алсо, способность маскироваться, бесшумно передвигаться и общая хитрожопость развиваются у водящего еще лучше, ведь никто не мешает отойти от печки и где-нибудь устроить засаду, чтобы потом ВНЕЗАПНО выскочить из абсолютно неожиданного места и зохаватьсхватить «спасителя». Осложняется это тем, что игроки галю видят, а он их нет. Поэтому требовались недюжинные умственные способности.

Недостатки: опять же, как и в казаках-разбойниках. При этом, игра затягивается ооооочень надолго, потому что галя один (а если не повезет, еще и тупой), игроков много и есть шанс перепрятаться после обнаружения. За день 2-3 раунда максимум. К тому же, возросшее число «тактических возможностей» увеличило и число читов. Например, можно было свалить по-тихому самостоятельно, а потом доказывать, что тебя спасли.

Царь Горы

В более отмороженном варианте – царь техногенного сооружения.

Принцип: отыскивалась какая-то возвышенная над остальным рельефом плоскость (чаще – просто пятачок, на котором можно более-менее уверенно стоять на двух ногах), что условно называлось горой, поскольку под эту гору могло попасть что угодно, несколько автомобильных покрышек сваленых в кучу, нагромождение из снежных шаров также сваленных в кучу, груды песка (Раньше, при ремонте в какой-нибудь квартире всегда использовался песок, чтобы бодяжить цемент, поэтому приезжала машина и разгружала его. Никто не возражал, поскольку всем профит, собачкам срать туда, а детишкам прямо целый полигон для игр. Сейчас такого не встречается в силу того что в продаже есть уже заранее бодяженный в нормальных пропорциях пескобетон), под гору еще использовались деревья, которые спиливали местные власти и не успевали в силу объемов увезти в тот же день. Игра начиналась спонтанно, когда кто-то забравшись на самую высокую отметку вдруг заявлял что он Царь Горы. Тут же свои претензии на трон предъявляли все находившиеся рядом. В зимнее время это были снежные горки, на которых играть было не очень травматично и более сложно (стоя по колено в снегу тяжело нападать). В северных широтах во дворах подобные горки накатывались бульдозерами чуть ли не до десятиметровой высоты (точно не скажу, мелкий был, не мерил, но высоко было), и одна сторона делалась пологой к пущей радости саночников, причём снег оказывался весьма плотно спрессован. Вот по этим горам и лазили. Были времена, да…

Количество игроков: от трех и более, причем чем больше тем лучше.

Правила: как таковых не было, были лишь туманные ограничения, которые в корыстных целях постоянно нарушались. Иногда все-таки вводились через десять минут игры, когда борьба за власть переходила все рамки. Например, правило «Песок в глаза не кидать».

Реализация: достаточно жестокая, поскольку борьба за власть начиналась нешуточная. Обычными были кровь из носа, ослепленные кандидаты в цари, покрытые ссадинами бывшие цари, которых без церемоний скидывали со всей высоты. Лучшие друзья за одну игру могли друг с другом рассориться аж на целый день. Ну а о порванной одежде и испорченной обуви и говорить нечего, как и о пиздюлях, ожидавших дома.

Достоинства:

  • Развитие воли для достижения цели, пускай и сомнительной.
  • Хорошо выявляло физические способности дворовых бойцов.
  • При борьбе за власть можно было подыгрывать периодически кому-то из девочков и иметь хоть небольшой, но профит.
  • Игрок сразу же узнавал цену окружающих его людей — предатели и пидарасы, готовые стукнуть со спины.
  • При больших горах, была еще польза физкультурная — на холм взбираться это не по прямой дорожке ходить. В общем, выносливость.

Недостатки:

  • Высокая травматичность
  • Полное отсутствие командности
  • Успеха можно добиться только пользуясь грязными приемами.
  • В случае победы результат точно такой же как у Спецолимпиады — хоть ты и выиграл, ты все равно дерьмо.
  • Продолжительность игры слишком короткая, всех хватало не больше, чем на полчаса, после или все выматывались, или же те, кто ни разу не доходили до верха, обиженно уходили, от чего играть становилось неинтересно.

Примечание: бывало, заранее обговаривались и делились на две команды, борьба шла за взятие высоты. При такой игре уже выводился свод правил, но жестокости в ней было не меньше. Вариаций было две: захватить и удержать и просто удержать. Такой вот своеобразный вариант такого армейского понятия как захват географической высоты.

Источники

  • https://family3.ru/articles/taj-taj-naletaj-10-dvorovyh-igr-nashego-detstva
  • https://Lifehacker.ru/10-dvorovyx-igr/
  • https://zen.yandex.ru/media/more_idey/top10-dvorovyh-igr-sovremennyh-detei-5e99c9ca0596fe5c972fa2e9
  • https://7ya-mama.ru/podvizhnye-igry-dlya-detej-na-ulice-letom.html
  • https://kukuriku.ru/dosug-i-razvlecheniya/na-ulice/ulichnie-igry/
  • https://fishki.net/1508056-25-neverojatno-vesyolyh-igr-na-svezhem-vozduhe-na-vsyo-leto.html
  • https://summercamp.ru/%D0%94%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лайфхаки на каждый день, полезные советы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: