Как научиться ездить на мотоцикле с нуля?

Содержание
  1. Безопасность и подготовка
  2. Как работает мотоцикл
  3. Итак, практика
  4. Советы
  5. Предупреждения
  6. Как ездить на мотоцикле? Как управлять мотоциклом?
  7. Фактор безопасности
  8. Удобная посадка
  9. Привыкаем к мотоциклу
  10. Упражнение «Самокат»
  11. Как управлять сцеплением на мотоцикле?
  12. Как переключать передачи на мото?
  13. Как завести мотоцикл?
  14. Прогреваем двигатель мотоцикла
  15. Уберите подножку
  16. Трогаемся с места
  17. Ездить на мотоцикле – основные составляющие
  18. Здравый смысл
  19. Обзор дорожной ситуации
  20. Зеркала заднего вида. Слепые зоны.
  21. Распределение внимания
  22. Выбор положения на дороге
  23. Безопасная дистанция
  24. Остановочный путь
  25. Использование световых и звуковых сигналов
  26. Поворотники
  27. Стоп-сигнал
  28. Звуковой сигнал
  29. Сигналы головным светом
  30. Знаки вежливости
  31. Новоиспеченому мотоциклисту в помощь несколько советов
  32. Изучите возможности своего мотоцикла
  33. Мотоцикл не для идиотов
  34. Дроссель очень чувствительный
  35. Сброшенные шестерни
  36. Правильная передача для правильной скорости
  37. Встречный поворот да, но не на низких скоростях
  38. Учимся останавливаться
  39. Используйте всю полосу движения
  40. Правила управления скутером (мопедом) для новичков
  41. Первый этап
  42. Второй этап
  43. Третий этап

Безопасность и подготовка

  1.  
    Имейте в виду правила безопасности. Езда на мотоцикле связана с большим риском для здоровья. Знание и использование простых правил может спасти вам жизнь и сохранить здоровье.
    • Носите специальную мотоциклетную экипировку.
    • Держите дистанцию от автомобилей.
    • Не превышайте скорость и держитесь транспортного потока.
    • Проверяйте периодически состояние мотоцикла: покрышки, педали, рычаги, фары, аккумулятор, масло, шасси, подножки. T (Tires): резина и колеса; C (Controls) — органы управления: рычаги и педали, кабели, шланги, дроссель; L (Lights) — свет: аккумулятор, фары, поворотники, зеркала и так далее; O (Oil) — масло: уровень жидкости и протечки; C (Chassis) — шасси: рама, подвеска, цепочка и так далее; S (Stands) — центральная и боковая подножки.
  2.  
    Изучите инструкцию к мотоциклу. Ознакомьтесь с органами управления и их расположением. Стандартные органы управления:
    • ручка газа справа;
    • рычаг тормоза справа;
    • рычаг сцепления слева;
    • лапка-педаль переключения скоростей;
    • спидометр и прочие датчики.
  3.  
    Знайте правила дорожного движения для мотоциклистов. Они отличаются от ПДД для автомобилистов. Ознакомьтесь с мотоциклетной спецификой. Например:
    • особые условия страхования для мотоциклистов;
    • правила перевозки пассажиров;
    • скоростные ограничения;
    • использование выделенных полос;
    • ограничения касательно шума, издаваемого мотоциклом.
  4.  
    Сдайте на права. Пройдите обучение и сдайте экзамен на права категории А.

Как работает мотоцикл

  1.  
    Привлеките опытного наставника. Обратитесь в автошколу или попросите знакомого помочь вам на практике.
  2.  
    Сядьте на мотоцикл. Правильная посадка очень важна — если вы упадете вместе с мотоциклом, который весит сотни килограмм, можно получить травму. Следуйте следующим советам:
    • Немного наклонитесь к баку и положите руки на руль.
    • Садитесь с той стороны, где стоит подножка. Если подножка по центру — без разницы, с какой стороны садиться. Никогда не садитесь на мотоцикл сзади.
    • Аккуратно перекиньте правую ногу через мотоцикл. Поднимайте ногу как можно выше, чтобы не зацепиться за что-нибудь. Вес держите на опорной ноге пока не сядете на мотоцикл.[1]
  3.  
    Настройтесь под мотоцикл и подстройте его под себя. Найдите удобную позу, привыкните к расположению органов управления, настройте зеркала.
  4.  
    Изучите органы управления. Попросите наставника показать, как: трогаться, ускоряться, тормозить, переключать скорости, парковаться.
  5.  
    Газ и тормоз. На правой рукоятке руля обычно находятся газ и передний тормоз. Задний тормоз обычно расположен под правой ногой.
    • Поверните правую ручку на себя, чтобы задействовать газ (ускорение). Будьте аккуратны с рукояткой газа, движения должны быть плавными. Иначе велик риск того, что мотоцикл просто вылетит из под вас.
    • Нажмите правый тяговой рычаг, чтобы задействовать передний тормоз. Передний тормоз обычно используется как основной. Опять таки, нажатие должно быть плавным. Чтобы не нажимать на рычаг слишком сильно, можно использовать всего два пальца — для большинства мотоциклов такой подход работает.
    • Задний тормоз используется в основном для стабилизации мотоцикла на дороге. Исключение составляют мотоциклы, где основной вес сконцентрирован в задней части мотоцикла (байкерские версии, круизные варианты) — на них задние тормоза зачастую эффективнее передних.[2]
  6.  
    Сцепление. За сцепление отвечает тяговой рычаг слева. Как и в случае с правым рычагом, здесь можно использовать технику двух пальцев. Однако на некоторых мотоциклах такой подход не работает и нужно использовать всю ладонь.
    • Сцепление является связующим звеном между двигателем и трансмиссией. Нажмите сцепление, чтобы разъединить шестерни; отпустите его, чтобы соединить их и включить выбранную скорость.
    • По аналогии с газом и тормозом нажатие должно быть плавным.[3]
  7.  
    Переключение скоростей. Лапка КПП обычно находится под левой ногой.
    • Большинство мотоциклов используют схему “1 вниз, 5 вверх”: 6 скорость (опционально), 5 скорость, 4 скорость, 3 скорость, 2 скорость, нейтральная скорость, 1 скорость.
    • Нужна практика для того, чтобы привыкнуть к переключению. Переключая скорости, смотрите на зеленый индикатор “N”.
    • Учитывайте порядок переключения передач: сначала левой рукой выключите сцепление; переключите передачу левой ногой; плавно отпустите сцепление.
    • Постепенно поворачивайте рукоятку газа, чтобы плавнее переключать скорость.[4]
    • Подробную информацию о переключении скоростей вы найдете в статье “Как переключать скорости на мотоцикле“.
  8.  
    Заведите двигатель. Современные мотоциклы не нужно заводить “с пинка”, поскольку они оснащены стартером. Для того, чтобы завести мотоцикл, нужно выполнить простые шаги:

    • Переключатель должен находиться в положении “Включено” (как правило, переключатель имеет красный цвет и расположен на правой ручке).
    • Поверните ключ в положение “зажигание”. Мотоцикл выполнит самопроверку. Убедитесь, что мотоцикл находится на нейтральной передаче (дважды проверьте это, убедившись, что на панели приборов горит зелёный индикатор “N”).
    • Отпустите сцепление, чтобы мотоцикл можно было завести.
    • Используя большой палец правой руки нажмите на кнопку зажигания, которая обычно располагается ниже переключателя и отмечена логотипом круговой стрелки, окружающей молнию. На некоторых мотоциклах нужно выжать сцепление, чтобы заставить двигатель работать.
    • Подождите около минуты, чтобы двигатель прогрелся. На это может уйти от 45 секунд до нескольких минут. Прогрев двигателя мотоцикла, в отличие от автомобилей, — обязательная составляющая безопасной поездки.[5]
  9.  
    Не забудьте убрать подножку. Буквально одно лёгкое движение левой ноги позволяет подножке аккуратно уложиться под днище мотоцикла Теперь вы сидите в седле, ноги стоят на земле и вы готовы ехать.

Итак, практика

  1.  
    Найдите изолированное место для практики. Было бы неплохо все-таки иметь при себе наставника.
  2.  
    Трогайтесь плавно и медленно. Используйте первую скорость для надежности. Не забудьте ставить ноги на подпорки, когда мотоцикл наберет достаточную скорость.
    • Выжмите сцепление, чтобы отключить его.
    • Ногой включите первую передачу.
    • Медленно отпустите сцепление.
    • Поворачивайте ручку газа, чтобы двигатель не останавливался.
    • Вы почувствуете, как мотоцикл тронулся. Как только наберете обороты, поставьте ноги на подставки. Поздравляем! Вы управляете мотоциклом! Прежде чем выезжать на дорогу, проверьте тормоза.
  3.  
    Используйте контрруление. Эта методика заключается в следующем:
    • Перед поворотом на скорости около 16 км/ч делается кратковременный плавный поворот руля в сторону, противоположную повороту. Затем руль поворачивается в сторону поворота. Тем самым мотоцикл как бы заваливается на сторону и достигается нужный угол наклона. При выходе из поворота, контрруление применяется в обратную сторону.
  4.  
    Практикуйтесь в переключении скоростей. Приобретя опыт и уверенность на низких скоростях, можно переходить к более высоким. Будьте предельно осторожны, плавно нажимайте на сцепление, газ и тормоза. “Грация” движений придет с практикой и временем.
  5.  
    Начинайте движение по городу, соблюдая правила и уважая других участников движения.[6]

Советы

  • “Куда смотришь — туда и едешь”. Не смотрите на землю под ногами — завалитесь. Если перед вами препятствие — не смотрите на него, а смотрите туда, куда нужно ехать. Нужно держать в обзоре многое, но не нужно зацикливать взгляд на чем-то одном.

Предупреждения

  • Помните, что мотоциклист по определению менее защищен, чем водитель автомобиля. Цените свою жизнь и используйте защитную экипировку, либо, как минимум — шлем. Ознакомьтесь как можно с большей информацией о безопасной езде на мотоцикле.
  • Обучаться нужно у профессионала (в автошколе), либо у опытного взрослого.

Как ездить на мотоцикле? Как управлять мотоциклом?

 

Фактор безопасности

Садясь за руль мототехники необходимо понимать, что у вас не будет никаких средств пассивной и активной защиты, как у автомобилистов. Это значит, что выбор специализированного снаряжения имеет решающее значение. Именно оно повышает выживаемость мотоциклистов в случае ДТП. Экономить на экипировке однозначно нельзя. К выбору спецодежды, шлема, перчаток, ботинок следует подойти тщательно, обращая внимание на качество и прочность материалов. После покупки необходимого оснащения можно приступать к практике. Для этого новичкам лучше всего подойдет не дорога, а открытая площадка, например, пустая автостоянка либо спортплощадка без людей.

Удобная посадка

Водители-новички часто испытывают затруднения с посадкой на мотоцикл. Во многом это зависит от его высоты, роста человека и отсутствия выработанной привычки. Для большего комфорта первое время рекомендуется садиться с левой стороны. Для начала необходимо:

  • Встать на левую ногу. Чтобы «поймать» баланс, можно прислониться к бензобаку.
  • Перенести центр тяжести на руль.
  • Поднять правую ногу и перекинуть через сидение.

Не следует высоко заносить ногу или сильно отталкиваться от земли, так как есть риск потерять равновесие и упасть вместе с байком.

Привыкаем к мотоциклу

Мотоцикл – это транспортное средство с довольно крутым нравом, поэтому не стоит сразу прыгать в «седло». Лучше начать с базовых упражнений. Чтобы почувствовать вес байка и привыкнуть к его центру тяжести, нужно походить рядом, ведя его за руль. На первый взгляд это элементарная задача, однако все не так просто. Даже снять и поставить мотоцикл на подножку не так легко, как кажется. Чтобы он не перевесил ваш собственный вес и не упал, надо немного наклонить его на себя. Но здесь главное – не переусердствовать, иначе байк завалится прямо на вас. Основные упражнения для новичков:

  • Пройти круг против часовой стрелки. Следует начинать с этого, поскольку центр тяжести мотоцикла станет смещаться в вашу сторону, следовательно, ловить его и выравнивать будет проще.
  • Пройти круг по часовой стрелке. Это более сложная задача. ТС начнет уводить в противоположную сторону, и удерживать его станет намного тяжелее.

Такие элементарные действия помогают мышцам приспособиться к весу байка и запомнить усилия, необходимые для его контроля. Поэтому именно с них начинаются уроки в автошколе. Доведенные до автоматизма навыки в будущем позволят чувствовать себя комфортно при любой высоте и весе мотоцикла. За руль можно садиться, когда вы научились уверенно балансировать и управлять транспортным средством при помощи переднего тормоза и незначительных усилий.

Упражнение «Самокат»

Для отработки приема понадобится ровная площадка с небольшим уклоном. Запускать двигатель не нужно. Задача состоит в том, чтобы съехать под горку, сидя на байке. При этом следует немного наклонять корпус влево-вправо и «ловить» центр тяжести мотоцикла. Таким образом, получится безопасно поэкспериментировать с маневрами и понять, под каким градусом еще можно выровняться, а под каким – не избежать падения. Также потренируйтесь запрыгивать на байк на ходу с левой стороны. Данный навык полезен в случае возникновения неполадок в АКБ и кик-стартере. Это довольно редкая ситуация, но быть готовым к ней точно не помешает. Такие простые упражнения позволяют привыкнуть в физиометрическим данным мотоцикла, критическим углам отклонения и прочим нюансам, которые в будущем помогут управлять транспортным средством, не бояться его веса и центра тяжести.

Как управлять сцеплением на мотоцикле?

Рычаг сцепления аналогичен рычагу переднего тормоза, только находится впереди левой рукоятки руля мотоцикла. Большинство спортбайков требуют только двух пальцев для работы с этим рычагом (на фото выше), в то время как туристические, круизные и другие типы байков часто требуют всю руку, чтобы схватить рычаг (на нижней части фото).

Работа сцепления на мотоцикле отличается от принципа его работы на автомобиле. Подумайте о сцеплении как способе подключения и отключения двигателя от передач – как о нейтральной передаче. Когда Вы нажимаете на рычаг сцепления, Вы переводите мотоцикл в нейтральную передачу (даже если рычаг переключения находится на передаче). Когда Вы отпускаете сцепление, Вы позволяете двигателю вращать коробку передач и заднее колесо.

Однако, также как и в машине, сцепление на мотоцикле это не просто “On/Off” режимы – это, прежде всего, плавное отпускание рычага после его выжима. Вам потребуется немного практики, что приноровиться это делать.

Как переключать передачи на мото?

Мотоциклы и в плане переключения передач работают немного по-другому, чем автомобили. В то время, как КПП в них работает по тому же принципу, само переключение выполняется путём перемещения рычага переключения вверх или вниз левой ногой. Наиболее распространённый порядок расположения рычага переключения (прямо сверху вниз):

  • 6-я передача (при наличии),
  • 5-я передача
  • 4-я передача
  • 3-я передача
  • 2-я передача
  • нейтральная передача
  • 1-я передача

Подавляющее большинство мотоциклов имеют именно такую схему движения рычага переключения, которая часто упоминается как “Одна к пяти” или “Одна вниз – Пять вверх”. Поиск нейтральной передачи левой ногой займёт некоторое время, чтобы привыкнуть, и при нажатии на рычаг переключения вперёд и назад, Вы можете смотреть на зеленый индикатор “N” на панели приборов. Хотя, большинство мотоциклов могут переключаться и без использования сцепления, всё же это хорошая привычка – использовать сцепление каждый раз, когда Вы переключаетесь.

Само переключение передач должно проводиться в следующем порядке:

  1. Выключите сцепление (с помощью левой руки нажмите до конца рычаг сцепления).
  2. Переключите передачу левой ногой.
  3. Плавно отпустите сцепление.

Видите, как на автомобиле – и здесь также важно переключаться в нужных диапазонах оборотов двигателя.

Как завести мотоцикл?

Теперь, когда Вы знакомы с основными функциями мотоцикла, пришло время, чтобы завести его. В отличие от устоявшегося образа пинающего специальный рычаг парнишки, пытающегося таким образом завести старый “Юпитер” или “Минск”, практически все современные мотоциклы заводятся с помощью стартера без необходимости заводить двигатель “с пинка”. Байк не запустится, если выключатель находится в положении “выключено”, поэтому переверните его вниз, прежде чем включить ключ (выключатель, как правило, представляет собой красный тумблер, который управляется большим пальцем правой руки, как показано на верхней половине фото). Теперь поверните ключ в положение “зажигание”, которое, как правило, достигается путём поворота его вправо (по часовой стрелке, как показано на нижней половине фото). Большинство байков аналогично своим братьям старшим – автомобилям – будут выполнять самопроверку, чтобы удостовериться, что датчики находятся в рабочем состоянии. Когда самопроверка завершена, убедитесь, что мотоцикл находится на нейтральной передаче (дважды проверьте это, убедившись, что на панели приборов горит зелёный индикатор “N”).

Затем, используя большой палец правой руки нажмите на кнопку пуска, которая обычно располагается ниже выключателя и отмечена логотипом круговой стрелки, окружающей молнию. Многие байки потребуют от Вас выжать сцепление во время запуска двигателя – это просто мера предосторожности, чтобы предотвратить внезапный подрыв байка вперёд в том случае, если он находится на передаче.

Прогреваем двигатель мотоцикла

Любой двигатель внутреннего сгорания достигнет оптимальной производительности, когда он достаточно подогреется, но практика разогрева автомобильных двигателей в значительной степени устарела. Езда на мотоцикле, однако, требует от всадника убедиться, что двигатель будет производить предсказуемое количество мощности (непрогретый двигатель нестабилен, так как бензин в нём растекается неравномерно), когда это необходимо, поэтому прогрев двигателя мотоцикла по-прежнему является важной частью ритуала езды – особенно, когда мотоцикл карбюраторный, в отличие байком с впрыском топлива. После того, как двигатель завёлся, дайте ему поработать на холостом ходу от 45 секунд до нескольких минут.

Уберите подножку

Большинство современных мотоциклов будут автоматически глушиться, если Вы попытаетесь включить передачу, когда подножка по-прежнему опущена вниз. Если Ваш байк не оборудован этой функцией, убедитесь, что Вы убрали подножку – буквально одно лёгкое движение левой ноги позволяет подножке аккуратно уложиться под днище мотоцикла.

Трогаемся с места

После предварительных тренировок можно приступать к запуску двигателя, переключению передач, работе со сцеплением, торможению и выполнению маневров. После посадки на мотоцикл и прогрева мотора стоит изучить работу ручки газа: ее угол отклонения от нуля, количество оборотов. Перед тем, как тронуться с места, нужно убедиться, что топливо подается правильно – без недостатка или излишка. В противном случае байк заглохнет или резко дернется, вырвавшись из рук. Удобнее всего определять количество оборотов на слух. Это дело привычки, и после ее выработки можно легко обходиться без тахометра. Дальнейший алгоритм действий выглядит следующим образом:

  • выключить сцепление, прижав рычаг до упора;
  • переключиться на первую передачу;
  • плавно отпустить сцепление до падения оборотов двигателя;
  • выжать сцепление и выключить передачу;
  • поставить мотоцикл на нейтралку.

Следует повторять данный прием, пока навык не отработается до уровня автоматизма. Это очень поможет в дальнейшем на светофорах и во время остановок. После закрепления данного упражнения можно трогаться уже по-настоящему. Новичкам стоит попробовать «быструю ходьбу». Для этого нужно поставить ноги перед собой и отпускать рычаг, пока не поедете вперед. В таком положении, используя только рычаг, катайтесь по площадке вперед-назад, придерживая байк ногами. Следующий этап обучения вождению мотоцикла – езда по прямой линии. Алгоритм действий:

  • медленно отпустить рычаг;
  • сбросить газ для уменьшения скорости;
  • поставить ноги на педали и вести ТС по прямой;
  • потянуть рычаг и медленно нажать сразу на передние и задние тормоза для остановки;
  • вытянуть левую ногу для прекращения движения;
  • после полной остановки поставить правую ногу на землю.

Ездить на мотоцикле – основные составляющие

Дорожная стратегия – это совокупность знаний и умений мотоциклиста, позволяющая ему:

– Правильно и эффективно оценивать окружающую дорожную обстановку

– Выбирать подходящее положение в потоке, скорость и направление движения

Здравый смысл

Чтобы ездить на мотоцикле – необходим важный элемент дорожной стратегии – наличие здравого смысла. Хороший запас знаний и развитые навыки могут защитить мотоциклиста от большинства опасностей. Однако не все дорожные ситуации можно найти в обучающих материалах и смоделировать на тренировочной площадке. Всегда есть определенный шанс столкнуться с неизвестными обстоятельствами. В этом случае следует полагаться на здравый смысл. Если обстановка кажется опасной – скорее всего так оно и есть. Следует предпринять все необходимые действия для того, чтобы покинуть эту обстановку.

Кроме того, в различных ситуациях следует предпочитать здравый смысл остальным факторам. К примеру, по здравому смыслу, даже имея право проезда, лучше уступить дорогу быстро движущемуся автомобилю на перекрестке.

Обзор дорожной ситуации

Обзор дорожной ситуации является основой управления мотоциклом. Именно на основании информации, полученной при обзоре, принимаются все решения, связанные с движением мотоцикла.

Основной инструмент обзора на дороге – это зрение. Остальные чувства играют второстепенную роль. Грамотное использование зрения позволяет получать больше важной информации, которую мотоциклист может использовать для управления.

На дороге обработка информации, принятие решений и их исполнение всегда занимают какое-то время. Для того чтобы иметь достаточно времени – дорожную ситуацию нужно обозревать как можно дальше. Это один из главных принципов хорошей дорожной стратегии. Оптимальной дистанцией обзора считается расстояние, проезжаемое мотоциклом за 12 секунд.

Зеркала заднего вида. Слепые зоны.

Помимо обзора вперед не стоит забывать осматривать зеркала и слепые зоны. Для полноты дорожной картины рекомендуется периодически осматривать зеркала даже при прямолинейном движении. При поворотах и перестроениях, а также при маневрировании в пределах своей полосы осмотр зеркал необходим. Также при маневрировании настоятельно рекомендуется отдельная проверка слепой зоны путем поворота головы.

Распределение внимания

Количество внимания у каждого человека не безгранично. Управление мотоциклом и грамотный обзор дорожной ситуации требуют огромного количества внимания. Для того чтобы внимания хватало – можно предпринять следующие меры:

  • Повышать мастерство управления. В этом случае останется больше внимания для дорожной ситуации.
  • Не отвлекаться на посторонние факторы, не касающиеся вождения.
  • Снизить скорость. Снижение скорости дает больше времени на обработку информации и принятие решений.
  • Эффективно распределять внимание.

В дорожных условиях необходимо одновременно следить за множеством моментов. Состояние дорожного покрытия, дорожные условия, окружающий транспорт, пешеходы и т.д. – всему этому следует уделять некоторое количество внимания. Не следует концентрироваться на какой-то одной области. Концентрируясь только на одной области обзора можно упустить важные детали в другой. В то же время, потенциальные опасности требуют повышенного внимания. Чем большую угрозу несет потенциальная опасность – тем больше внимания она требует. Зацикливаться на ней, при этом, не стоит.

Выбор положения на дороге

Мотоциклы, по сравнению с автомобилями, имеют меньшие габариты, лучший обзор, динамику и маневренность. Все это предоставляет возможность довольно свободно менять положение на дороге. Этой возможностью можно и нужно пользоваться.

Положение на дороге, в зависимости от ситуации, может предоставлять мотоциклисту выгодный обзор и обеспечивать его видимость другим участникам движения. Еще один из принципов хорошей дорожной стратегии – на дороге следует занимать такое положение, чтобы хорошо видеть и быть увиденным.

Ширина мотоцикла позволяет ему двигаться не только по центру полосы, но и правее или левее. Каждое из этих положений в определенных ситуациях имеет достоинства и недостатки. Положение в полосе, в основном, выбирается по состоянию дорожного покрытия, здравому смыслу и принципу «видеть и быть увиденным».

В подавляющем большинстве случаев не стоит двигаться, а тем более опережать левее левого и правее правого ряда. Водители совершенно не ожидают там кого-либо встретить, а потому не смотрят в зеркала при маневрах через эти зоны.

Безопасная дистанция

Чтобы безопасно ездить на мотоцикле – необходимо соблюдать безопасную дистанцию. При движении в потоке следует соблюдать безопасную дистанцию до автомобиля впереди. В случае применения этим автомобилем экстренного торможения необходимо обеспечить себе время на реакцию. Минимальной дистанцией в идеальных дорожных условиях, при наличии отличных навыков торможения является дистанция в 2 секунды. Сложные погодные условия, плохое покрытие, неуверенные навыки торможения, усталость и другие факторы являются весомым поводом увеличить дистанцию.

Кроме того, следует учитывать транспорт, движущийся позади мотоцикла. Если автомобиль сзади не держит дистанцию – при резком торможении он не успеет среагировать. Следовательно, мотоциклисту стоит увеличить дистанцию до автомобиля впереди, чтобы, в случае необходимости, обеспечить плавное торможение. Помимо этого, если видно, что автомобиль не соблюдает дистанцию – по возможности следует от него удалиться.

При остановке за автомобилем важно оставить себе место для маневра и направить мотоцикл так, чтобы была возможность объехать автомобиль. В случае если автомобиль сзади не успевает затормозить – необходимо немедленно покинуть опасную зону. Во время остановки следует оставаться на передаче и проверять зеркала.

Остановочный путь

Остановочный путь — это расстояние, которое проходит мотоцикл с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Остановочный путь состоит из 3 основных частей:

  1. Время реакции водителя. От обнаружения опасности до начала торможения проходит некоторое время, называемое временем реакции водителя. Оно очень сильно зависит от готовности водителя начать торможение. При неожиданном торможении время реакции составляет около 1с. На скорости 90км/ч это эквивалентно 25м пройденного пути. Если водитель предполагал аварийную ситуацию и был готов начать торможение – время его реакции составит примерно 0,3с. Это эквивалентно 7,5м на 90км/ч.
  2. Время срабатывания тормозной системы. В механизмах любой тормозной системы существует определенный люфт, который выбирается перед началом торможения. В среднем, от начала нажатия на рычаг тормоза до начала замедления уходит примерно 0,2с. Если водитель, предполагая возможность торможения, уже слегка поджал тормоз – он экономит эти 0,2с. Что гораздо важнее – приготовившись к торможению и закрыв газ, загрузив при этом переднее колесо – водитель снижает также тормозной путь.
  3. Тормозной путь. Путь от начала торможения до полной остановки. Зависит от скорости, навыков торможения и состояния дорожного покрытия. Тормозной путь находится в квадратичной зависимости от скорости в начале торможения. При увеличении скорости в два раза, тормозной путь увеличивается в 4 раза.

Очевидно, что даже при использовании одинаковой техники торможения остановочный путь может значительно зависеть от готовности водителя начать торможение. Так, при торможении с 90км/ч до полной остановки мотоциклист, предполагавший возможность торможения сэкономит, по меньшей мере, 22,5м тормозного пути.

По этой причине при приближении к потенциальной опасности настоятельно рекомендуется приготовиться к торможению, перенести пальцы и ногу на рычаги тормозов и, при необходимости, закрыть газ и слегка поджать тормоз.

Чтобы безопасно ездить на мотоцикле – необходимо правильно уметь оценить свой тормозной путь. Это одна из причин, почему стоит регулярно отрабатывать навыки торможения с разных скоростей на площадке. Правильная оценка тормозного пути позволяет грамотно пользоваться одним из принципов дорожной стратегии при выборе скорости движения. Выбранная скорость движения должна позволять остановиться в пределах видимости в своей полосе.

Использование световых и звуковых сигналов

Световые и звуковые сигналы на дороге используются для информирования окружающих о намерениях водителя. Ни один из сигналов не дает приоритета при движении. Использовать сигналы следует однозначным образом, избегая возможности неправильного толкования сигнала другими водителями.

Поворотники

Следует избегать сигналов, способных ввести в заблуждение участников движения. Сигнал, поданный слишком поздно не оставляет времени на реакцию окружающим водителям. Сигнал, поданный слишком рано, может ввести окружающих в заблуждение. После совершения маневра необходимо убедиться, что поворотник был выключен.

Стоп-сигнал

Стоп-сигнал загорается автоматически при нажатии на рычаг/педаль тормоза. С помощью серии слабых нажатий на педаль тормоза при приближении к потенциальной опасности можно привлечь внимание водителя, двигающегося позади

Звуковой сигнал

Задача звукового сигнала – предотвращение аварийной ситуации с помощью оповещения окружающих о присутствии мотоциклиста. Ни в коем случае не следует использовать звуковой сигнал для выражения своего недовольства по отношению к окружающим. В настоящее время назначение звукового сигнала скомпрометировано подобным поведением. Часто подача звукового сигнала воспринимается как акт агрессии. Это необходимо учитывать.

В потенциально опасной ситуации звуковой сигнал используется для привлечения внимания до предполагаемого выезда автомобиля на траекторию мотоцикла. Когда автомобиль уже находится на траектории столкновения – подача сигнала бессмысленна. В таком случае необходимо сосредоточиться на контраварийном маневрировании.

С увеличением скорости движения и расстояния эффективность звукового сигнала резко снижается. В таких условиях чаще всего выгоднее использовать световые сигналы.

Сигналы головным светом

Моргание дальним светом, также как и звуковой сигнал, используется для привлечения внимания окружающих. Использование сигналов дальним светом предпочтительно на высоких скоростях, когда эффективность звукового сигнала заметно снижается.

Знаки вежливости

Оказание знаков вежливости (например, кивок или кратковременное включение «аварийки») способствует улучшению настроения окружающих и позитивно влияет на восприятие мотоциклистов в целом. Во многих случаях использование подобных знаков способно предотвратить развитие конфликта. Подобные знаки следует использовать, если они не противоречат здравому смыслу и условиям безопасности.

Новоиспеченому мотоциклисту в помощь несколько советов

Изучите возможности своего мотоцикла

Это один из самых важных вопросов. Практически каждый мотоцикл, даже модели для начинающих, могут легко оставить большинство машин позади. Дело в том, что 99 процентов мотоциклистов, начинающих свое приключение, хотят изучить эти возможности. Я много раз видел мальчиков, стоящих на светофоре перед спортивной машиной, что заставляло водителя сразу же доказать, что его машина самая быстрая. Водитель должен обогнать мотоциклиста в течение трех секунд после того, как светофор загорится зеленым.

Сегодня, после многих лет езды на двух колесах, когда я сталкиваюсь с таким человеком, я позволяю ему ощутить вкус победы и радости, что его пятнадцатилетний BMW с развевающимся на ветру пластиковым спойлером все еще является демоном скорости. Но я знаю, что в начале это не так легко допустить. Не зная вашего мотоцикла, его скорости, ускорения, а также ограничений, любая такая поездка может закончиться трагически.

Мотоцикл не для идиотов

Каждая модель мотоцикла имеет свою собственную Библию, которая называется руководством пользователя. Чаще всего к ней обращаются при возникновении проблемы или вопроса о замене деталей или расходных жидкостей. Вот мой совет. Прочтите руководство по эксплуатации вашего мотоцикла, и лучше всего сделать это несколько раз. Это настоящая сокровищница знаний, в том числе о потенциальных проблемах и решениях и как их устранять.

Знаете ли вы, как включать и выключать фары на вашем мотоцикле? Вы помните, каким должно быть давление в шинах? Знаете ли вы, что означают значки на часах или дисплее, знаете ли вы функции всех переключателей? Это не секретное знание, и стоит иметь всю информацию не только в руководстве пользователя, но, прежде всего, в своей голове.

Дроссель очень чувствительный

Вы, наверное, видели видео на YouTube, где начинающий мотоциклист цепляется за открученный роллгаз и врезается в какой-то забор, дерево или что-то еще. Как вы думаете, это происходит только с новичками? Ну нет. Маленький двигатель с маленьким маховиком реагирует на управление дроссельной заслонкой гораздо сильнее, чем двигатель большего размера.

Отсутствие опыта означает, что вы, как новичок, часто будете слишком много “заправляться”. В некоторых ситуациях вы можете даже потерять контроль над мотоциклом. На самом деле управление дросселем требует практики, поэтому не сходите с ума и знайте, что это сложное искусство.

Сброшенные шестерни

По тем же причинам эксплуатация передач вначале не очень плавная, а наиболее распространенной проблемой является слишком раннее или слишком позднее сбрасывание. Я даже не говорю о торможении двигателем, а о плавной езде по городу. Также помните, что если вы бросаете сцепление в движении, а у вас уже отвинчена ручка управления, двигатель не остановится, а мотоцикл рванет как сумасшедший, протаранив все и всех на своем пути.

Работа сцепления на спортивных мотоциклах очень различна. Поэтому, если у вас был опыт на мотоцикле с другими характеристиками, обязательно учитывайте его и подходите к сцеплению с особой осторожностью.

Правильная передача для правильной скорости

Это часто упускается из виду, но не случайно производитель указывает диапазоны скоростей для каждой передачи в руководстве. В дороге лучше придерживаться того, что производитель предусмотрел для данной модели. Это нужно практиковать, потому что если вы полагаетесь исключительно на инстинкт, вы можете излишне загружать двигатель. Вы будете наказаны на заправке, заплатив больше за топливо.

Встречный поворот да, но не на низких скоростях

Одним из наиболее важных навыков является техника, которая не работает на скорости парковки. У вас просто нет подходящего импульса для поворота. На практике каждый водитель испытывает это явление, но разница в том, насколько оно сознательно. При управлении мы полагаемся исключительно на работу рулевого колеса, и в начале достаточно знать об этом.

Учимся останавливаться

В машине вы просто нажимаете на тормоз и затем останавливаетесь. В мотоцикле у вас есть два колеса и две независимые системы. Кроме того, когда процесс остановки завершен, вы должны вытянуть ногу и поставить ее на землю, чтобы мотоцикл не опрокинулся. В курсе категории А мы учимся использовать передние и задние тормоза наравне с работой сцепления и газа, но требуется время, чтобы освоить все четыре вещи плавно. Дозирование тормозного усилия до передних и задних тормозов и аварийные остановки – другая проблема.

Используйте всю полосу движения

Тема весьма противоречивая. Должен ли мотоциклист, путешествующий относительно медленно, ехать по краю дороги?

По моему нет. Вежливость – отличная особенность, но на практике меня много раз обгоняли водители автомобилей, а колесо от грузовика может не только повредить зеркало, но и убить меня.

Лучше ехать в середине полосы движения. Разумеется, речь не идет о ситуации, когда вы путешествуете по скоростной автомагистрали, а скорость вашего скутера 45 км/ч.

Правила управления скутером (мопедом) для новичков

Управление скутером – прерогатива более молодого поколения, которое любит быстро передвигаться и чувствовать некую свободу во время движения. Езда на скутере выглядит довольно простой, но все же вам не стоит относиться к ней слишком легкомысленно – это ведет к негативным и иногда печальным последствиям. Поэтому рекомендуется соблюдать свод правил, который поможет освоить езду на мопеде и выполнять все перемещения правильно.

Есть множество видео, которые помогают освоить езду на скутере. Но все же знание теории поможет вам справиться со сложными ситуациями, ни один раз возникающими на дороге. Как управлять скутером, чтобы не встретиться с неприятными последствиями передвижения на столь простом, но иногда опасном транспортном средстве?

Первый этап

Скутер, которым вы решили постоянно пользоваться, должен проходить технические осмотры, чтобы исключить нежелательные последствия в период активной эксплуатации. В этом случае не стоит экономить, так как от состояния и качества транспортного средства очень часто зависит здоровье водителя.

Для начала стоит запомнить, что от правильного и качественного технического состояния мопеда напрямую зависит маневренность средства передвижения, управляемость и предсказуемость. Перед началом пути рекомендуется проверить уровень каждой жидкости в мопеде. Тщательно проследите за количеством масла, чтобы не спровоцировать процесс заклинивания двигателя. Скутер заводите на центральном упоре или же подставке – так вы исключите неправильное и случайное движение в момент прогрева двигателя.

Второй этап

Знания о торможении помогут сберечь здоровье в процессе передвижения. Как водить мопед? Научитесь обдуманно и правильно тормозить в момент, когда этого требует ситуация на дороге. Торможение не выглядит сложной задачей, но все же даже мелкая ошибка может стать причиной сильных травм и опасности для окружающих.

Чтобы избежать неприятных случаев, соблюдайте определенные пункты:

  • Начинайте процесс торможения заранее, когда рассчитали конечную точку вашей остановки.
  • Используйте не только задний, но и передний тормоз.
  • Не надо выполнять резкое торможение, так как оно создает опасность для остальных участников активного дорожного движения.
  • Постоянно следите за техническим состоянием всей тормозной системы. Мокрые или неисправные колодки могут искажать торможение.
  • Учитывайте погодные условия – от них зависит тормозной путь, а также полная эффективность тормозной системы.
  • Помните, что на дорожном покрытии низкого качества значительно усложняется подсчет траектории и сам тормозной путь. Поэтому будьте аккуратны, когда видите перемены в асфальте или другом дорожном покрытии на вашем непосредственном пути передвижения.

Если не соблюдать простые правила, мопед может запросто ударяться о бордюры, сталкиваться с другими транспортными средствами или пешеходами. Иногда возникают опасные заносы и даже падение водителя. Когда ваше удачное движение закончилось, рекомендуется заглушить двигатель. Обратите внимание и на место для будущей парковки. Профессионалы не советуют оставлять свой скутер на склонах или же на плохом дорожном покрытии.

Третий этап

Множество видео рассказывают, как управлять скутером. Одним из самых важных моментов является прохождение любых по сложности и маневренности поворотов. Есть много мифов и заблуждений, но профессионалы дают четкие советы, которые помогут вам правильно и качественно управлять скутером.

Заранее зрительно рассчитайте траекторию, по которой вы будете входить в поворот. Скорректируйте скорость до нужного вам уровня. Если скорость слишком высокая, повышается вероятность понижения характеристик сцепления с покрытием дороги – начинайте маневры вполне умеренно. Соответствие этим правилам позволяет правильно управлять скутером в момент реализации виража.

Не стоит геройствовать на дорогах в городе, где постоянно продолжается активное движение и есть множество пешеходов. В поворот опытный водитель входит только после завершения процедуры торможения. Видео с экстремалами тут вам не будут помощниками.

Методы вхождения в поворот:

  • Наклоняйте тело вместе с произведенным наклоном мопеда.
  • На низкой скорости можно наклонять только транспортное средство.

1 метод. Уже долгое время признается универсальным и более востребованным. Опытный водитель и большого, и малого мотоцикла отзывается о таком методе, как об исключительно удобном и по максимуму безопасном.

2 метод. Потребует опыта и сноровки. Используется для вхождений в повороты, где радиус значительно уменьшен. Не стоит рисковать, если вы только первые месяца сидите за рулем мопеда. Использовать второй метод новичкам категорически запрещено.

Всегда помните о том, что процесс торможения на момент вхождения скутера в поворот должен быть полностью закончен. Только так вы обезопасите себя и окружающих от неприятных аварий и травм. Соблюдение столь простого, но очень важного свода правил позволит значительно упростить вождение и сделать его безопасным.

Правильное управление скутером помогает избежать множества аварий, которые влекут за собой негативные последствия. Старайтесь аккуратно пересекать трамвайный путь только под углами, которые близки к прямым. При выезде на такие пути под острым углом повышается вероятность упасть с мопеда или же вместе с ним. Не стоит заезжать в дождь на линии разметки, так как они становятся очень скользкими и могут нарушить траекторию вашего движения.

Правила достаточно просты, но если вы будете их четко знать и ориентироваться в сложившейся на дороге ситуации, вы сможете возить свой скутер без всяческих последствий и негативных моментов, которые способны омрачить приятную и комфортную поездку.

Источники

  • https://ru.wikihow.com/%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BD%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B5
  • https://howcarworks.ru/%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BD%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D1%82%D1%8C-%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BC
  • https://chempionauto.ru/poleznoe/kak-nauchitsya-ezdit-na-mototsikle-s-nulya/
  • https://moto-control.ru/ezdit-na-motocikle/
  • https://motonoob.ru/10-vazhnyh-sovetov-nachinayushhim-mototsiklistam/
  • https://zextrem.com/motor/moto/kak-upravlyat-skuterom.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лайфхаки на каждый день, полезные советы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: