Как понимать классическую музыку, песни для начала

Содержание
  1. Узнайте в какое время было написано то или иное произведение
  2. О развитии вкуса
  3. Как выбрать музыку?
  4. Научиться понимать классику? Просто начните слушать!
  5. Петр Ильич Чайковский. «Времена года»
  6. Погрузитесь в контекст
  7. Отсортируйте музыку по эпохам
  8. Медленно, но верно
  9. Чтобы знать, что слушаете
  10. Слушать близких по духу
  11. Слушаем Малера
  12. Слушаем Стравинского
  13. Слушаем Шостаковича
  14. Чтобы говорить о том, что слышите
  15. Вольфганг Амадей Моцарт. Маленькая ночная серенада
  16. На что обращать внимание?
  17. Людвиг Ван Бетховен. Симфония №5
  18. Антонио Вивальди. Летняя гроза
  19. Концепция классической музыки: образность и абстрактность
  20. Слушайте классику в бодром состоянии
  21. Классицизм
  22. Фридерик Шопен. Вальсы, ноктюрны, этюды и другие миниатюры
  23. Боритесь с предубеждениями
  24. Слушайте паузы
  25. Романтизм
  26. Сергей Сергеевич Прокофьев. Сюиты из музыки балета «Ромео и Джульетта»
  27. Не переключайте / не выключайте
  28. Иоганн Штраус-сын. Полька «На охоте»
  29. И не ищите того, чего нет
  30. Впервые стоит услышать вживую
  31. Попытка классификации академических жанров по сложности восприятия
  32. Поинтересуйтесь личной жизнью композиторов
  33. Метод : уточняющий
  34. Можно слушать и дома, но с соответствующим антуражем
  35. Музыкальные темпераменты
  36. Главное — качество исполнения
  37. Музыка для субкультур
  38. Не слушайте отрывки популярной классики
  39. Метод: теоретический
  40. Зачем мне это нужно?
  41. Какая музыка поможет работать?
  42. Франц Шуберт. Аве Мария
  43. Музыка это то же самое, что литература, живопись, архитектура.
  44. Модернизм
  45. Модест Петрович Мусоргский. «Картинки с выставки»
  46. Ходите на живые выступления
  47. Познакомьтесь с устройством оркестра
  48. Экспресс-метод

Узнайте в какое время было написано то или иное произведение

Очень важно окунуться в эпоху музыкального произведения, узнать чем жили люди в те века, какой максиме они следовали. Достаточно пробежаться по исторической хронологии, чтобы узнать о глобальных политических событиях и соотнести с тем, как их осмысливали композиторы в своей музыке.

Например, немаловажную роль в XX веке сыграли две мировые войны. На отечественную музыку сильно влияла тяжелая внутренняя политика СССР в 30-50-е годы. Современники Шостаковича в произведении «Из еврейской народной поэзии» на строчках «Врачами, врачами наши стали сыновья!» слышали отсылку к кровавому делу врачей 1948 года, а в его же 11-й симфонии за громом литавр, рисующими расстрел демонстрации в 1905 году, слышали темы подавления антикоммунистического восстания 1956 года в Венгрии.

О развитии вкуса

Развитие музыкального вкуса не является сложной наукой, но определенные правила здесь все-таки есть. Начало является достаточно бесхитростным и очевидным. Просто возьмите ту музыку, которую никогда не понимали и начните ее слушать.

Как это сделать? Это не так сложно. Интернет изобилует рейтингами вроде «100 лучших электронных альбомов» или «100 великих произведений классической музыки», «500 лучших альбомов по версии Rolling Stone”. (Или воспользуйтесь социальной сетью Last.fm, это весьма удобно). Во-первых, это облегчит выбор и поиски. Во-вторых, нет ничего зазорного в том, чтобы положиться на вкус критиков, до тех пор, пока не сформировался ваш. В-третьих, это даст шанс познакомиться с общепризнанными шедеврами мировой музыки.

Когда вы слушаете музыку, старайтесь только слушать музыку, а не заниматься чем-то еще. Я понимаю, что многие из вас привыкли проигрывать музыкальные композиции фоном, занимаясь чем-то другим параллельно. Но теперь попробуйте действовать вопреки устоявшимся привычкам.

Выделите час времени (столько в среднем длится стандартный альбом) и посвятите этот час музыке. Слушайте запись (альбом, сборник и т.д.) от начала до конца, не переключаясь ни на что-то другое. Следуйте следующим правилам, они вас многому научат и не только в области восприятия обсуждаемой в этой статье формы искусства.

Как выбрать музыку?

— Способ первый: начать с композиторов, которые более «открыты» к новому слушателю. Это, например, Шопен, Григ, Моцарт, Чайковский. Их музыка просто красива, мелодична, она вас впечатляет сразу же на уровне эмоций. Для первого знакомства с классикой можно прийти на концерт из фортепианных сочинений Фридерика Шопена: вальсов, мазурок, ноктюрнов. «Времена года» Петра Чайковского и другие его фортепианные произведения доступны для восприятия. Они поэтичные и трогательные.

Можно начинать по-другому — с концерта вокальной музыки. Это могут быть арии из опер, романсы. Это музыка с текстом, которая сюжетно развивается. Поэтому новичку легче проследить ход мыслей автора.

Лучше всего начинать слушать классику с программной музыки — той, которая имеет название, литературную программу, сюжет. Например, можно послушать даже такого «сложного» композитора, как Ференц Лист. У его симфонической поэмы «Прелюды» есть программа, которую чаще всего печатают в специальных буклетах или рассказывают перед концертом. Можно и самим поинтересоваться и прочитать ее. Тогда вы все услышите! И мечты «героя» о любви, и как от отдыхает на природе от житейских бурь, и сами эти бури — грозные и воинственные, и как в конце он побеждает. Другие примеры такой музыки: «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского или «Времена года» Антонио Вивальди. Программную музыку слушать и воспринимать намного проще, ведь можно следить за сюжетом.

Есть ещё один способ — искать свое, то, что понравится. Вообще хорошо бы сделать так, чтобы звучание классической музыки, которая вам, предположим, уже понравилась, звучала с вами постоянно. Вы побывали на концерте, состоящее из произведений, например, Шопена или Вивальди, после концерта создайте себе плейлист в телефоне, на компьютере и слушайте эту музыку фоном: дома, когда отдыхаете, готовите еду, занимаетесь гимнастикой, едете в машине на работу. Много музыки в 18 веке было написано именно для застолья, прогулок и бытовых дел. Например, Йозеф Гайдн «Музыка на воде» или сюиты Иоганна Себастьяна Баха. Окружите свое личное пространство классической музыкой и постепенно расширяйте круг того, что вам нравится, другими произведениями этих авторов.

Запомните: нельзя любить все жанры, все эпохи. Кому-то нравится звучание рояля, кому-то скрипки, а есть любители хоровой музыки.

Научиться понимать классику? Просто начните слушать!

И это на самом деле так! Причем необязательно сразу обзаводиться стопой музыковедческих книг! Главное начать слушать. И вот здесь есть свои правила, следуя которым, вы откроете для себя новый удивительный мир!

  • Новичку в классике нельзя слушать все подряд. Например, музыку двадцатого века лучше приберечь на потом. Новорожденного ведь не кормят сразу мясом! Так и здесь – начав с XX века вы рискуете получить неправильное представление о ней.
  • Все знают состав тройки самых знаменитых классических композиторов – Бах, Бетховен, Моцарт. Начните с них – они понятны всем! Только не нужно начинать с самых больших и сложных произведений. Выбирайте!
  • Время от времени включайте в список прослушивания оперные арии (например, арии из опер Верди, Пуччини, Чайковского) и даже целые оперы. Это всегда очень красивая и доступная музыка. Только постарайтесь разыскивать записи на понятном вам языке – многие известные зарубежные оперы исполняются в оригинале на итальянском, немецком или английском языках, но почти всегда можно найти их же и в русском исполнении.
  • Перед прослушиванием оперы прочитайте её фабульное краткое содержание, чтобы быть в курсе сценической ситуации. Будет замечательно, если в ваших руках будет либреттто, то есть текст оперы – всё это тоже очень просто найти. Вместо либретто вы можете держать в руках клавир оперы, в котором есть не только все слова, но и нотные партии.

Если вы решили научиться слушать классическую музыку, то скорее всего вас приведут в восторг русские композиторы – Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Танеев, Свиридов и многие другие.

Петр Ильич Чайковский. «Времена года»

По схожему принципу выстроен и фортепианный цикл самого известного русского композитора с одноименным названием. 12 пьес символизируют 12 месяцев, каждой предписан поэтический эпиграф — правда, в отличие от Вивальди, Чайковский не планировал этого заранее, но и возражать не стал. Для композитора же наиболее важной казалась жанровая разноплановость: так, пьеса «Святки» получила подзаголовок «Вальс», а «Жатва» — «Скерцо».

Погрузитесь в контекст

Нам действительно не интересен предмет, когда мы не знаем его происхождения и не ощущаем причастности к нему. Так и в классике: симфония кажется огромным, неподъемным куском музыки, настолько величественным, что даже скучно. Бороться с этим можно одним способом – провести небольшое исследование, узнать биографию композитора, изучить историю создания сочинения. Многим известно, что симфония № 7 «Ленинградская» Шостаковича, которая создавалась в начале блокады, использовалась советской властью в качестве оружия пропаганды, в том числе и на Западе. Но мало кто знает, что знаменитый марш из нее был написан задолго до войны. Первоначально в нем была заключена тема государственного террора как такового, тема тупой и слепой политической машины, неотвратимой силы, то есть это была скорее антисталинская, а не антигитлеровская история. Приобретает другой контекст, не так ли?

Отсортируйте музыку по эпохам

Вы можете послушать Вивальди, а потом переключиться на Чайковского, а после этого найти в интернете «интересный» факт, что Вивальди писал оперу за 5-7 дней, а Чайковскому на это нужно было два года. Но Вивальди жил в XVII – XVIII веках, а Чайковский в XIX, соответственно и музыка изменилась, и подход к ней. Вивальди компилировал свои оперы из других уже написанных им фрагментов других произведений. И в то время это было нормально. Чайковский же, конечно, писал с нуля, да и его музыкальное содержание намного глубже. Важно осознавать музыку какой эпохи вы слушаете: барокко, классицизм, романтизм или модернизм. Все эти жанры – классика, но звук и содержание произведений очень сильно отличаются друг от друга.

Медленно, но верно

Слушая музыку, старайтесь замечать похожие куски и последовательности, сопоставлять то, что слышите, с предыдущими элементами, обращая внимание на частоту повторений и их позиции. Чтобы развить этот навык потребуется время, но когда вы его освоите, ощущения будут как от первой поездки на велосипеде.

Пример

Композиция DJ Shadow Midnight in a Perfect World состоит из восьми сэмплов. Некоторые из них играют на протяжении всего трека, другие появляются, исчезают и появляются снова. Сможете их сосчитать?

Чтобы знать, что слушаете

К сожалению, добиться абсолютного объективного восприятия музыки невозможно. На наш музыкальный опыт влияют наши предпочтения, переживания и память. В этом нет ничего плохого, но если вы хотите добиться большей объективности, замещайте лишнюю информацию полезной: культурным контекстом, сведениями об авторе и его творческом процессе.

Пример

Многие думали, что хит Брайана Адамса Summer of 69 – про лето 1969 года. Но тогда Адамсу было не больше 10 лет, что он о нем помнит?

Слушать близких по духу

Музыкальный критик Илья Овчинников считает, что традиция начинать знакомство с классикой через музыку Баха и Моцарта не совсем верна. Ведь есть несколько классических композиторов, музыка которых более созвучна внутренней жизни современного человека. Среди них — Малер, Шостакович и Стравинский. Рубеж веков породил гениев, которые разговаривают с нами на одном языке. Если музыка XIX века, которая составляет основной массив репертуара современных исполнителей, могла уже заранее вам надоесть, то эти произведения наверняка покажутся вам свежими, интересными и близкими по духу.

Слушаем Малера

Хотя большая часть жизни Густава Малера пришлась на XIX век, он стал первым композитором, который, разрушив романтические каноны, смело прыгнул в XX век, очень точно предсказав разорванное сознание людей, которые станут свидетелями мировых катастроф. В его жизни был переломный год, когда он написал произведение необыкновенного трагического накала — Симфонию № 6. Несмотря на свою продолжительность (80 минут), она слушается на одном дыхании, напоминая захватывающий роман с постоянными поворотами сюжета. У Малера почти вся музыка берёт за душу. Её можно не любить, но остаться к ней равнодушным невозможно. С 1960-х благодаря усилиям Леонарда Бернстайна начался малеровский бум, так что услышать Малера вживую не представляет большой сложности.

Слушаем Стравинского

Игоря Стравинского не зря называют композитором-хамелеоном. В течение жизни он несколько раз кардинально менял свой стиль, так что, если услышать его произведения, созданные в начале, середине и конце творческого пути, совершенно невозможно поверить, что их написал один и тот же композитор. Стравинский всю жизнь переживал, что, несмотря на то, что он продолжает творить, самыми известными его произведениями остаются ранние балеты — «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная». Премьера балета «Весна священная», поставленного Нижинским, считается самым громким музыкальным скандалом XX столетия. «Весна» — во многом провидческое произведение, рассказ о полулюдях-полузверях накануне эпохи, когда людям предстояло потерять человеческий облик. Для Стравинского это было первое по-настоящему оригинальное произведение, созданное без оглядки на других композиторов, настоящий прорыв. С него вам и стоит начать.

Слушаем Шостаковича

В отличие от Стравинского, творчество Шостаковича представляет собой единое целое, как лирика Пушкина или романы Достоевского. У некоторых музыка Шостаковича может ассоциироваться с чем-то грубоватым и «советским». Это ошибочное мнение складывается из-за того, что самым известным (но не самым лучшим) его произведением является «Ленинградская симфония». У Шостаковича есть произведения более яркие, которые могут произвести сильное впечатление на начинающих. Например, Симфония № 5, которую он написал в 1937 году, пытаясь спастись от лавины обрушившейся на него партийной критики. Властям понравилась классическая, ясная структура симфонии и торжествующая пафосная концовка. При этом по содержанию это совершенно гениальное, многослойное произведение, идеальный вариант для знакомства с музыкой Шостаковича. После можно перейти к Симфониям № 6 и № 9. Они обе довольно короткие, пёстрые, настроенческие и не дают заскучать.

Чтобы говорить о том, что слышите

Невозможно понять то, что не можешь описать. Да, музыкальный опыт сложно передать словами. Зная термины, вы, однако, сможете к этому приблизиться, чтобы, например, поделиться своим мнением.

Пример

Пример музыкальных терминов – темповые обозначения, 25 итальянских слов, которые говорят, с какой скоростью играть тот или иной кусок. Француз Эрик Сати, впрочем, с ними не церемонился и велел играть свои композиции imbibet (пьяно) или, например, corpulentus (корпулентно).

Вольфганг Амадей Моцарт. Маленькая ночная серенада

Среди всех музыкальных произведений чаще всего именно музыка Вольфганга Амадея Моцарта упоминается как лучшее лекарство от хандры и средство интеллектуального развития. И это неспроста, ведь практически вся музыка Моцарта пронизана лекостью и позитивом. «Маленькая ночная серенада», отличный образец такого «легкого жанра» классической эпохи, является одним из наиболее узнаваемых классических произведений.

Серенада наполнена жизнерадостностью, имеет легкий и светлый колорит и при этом полна грации. Оживленность темпа мелодии передает эмоциональный порыв. А повторяющаяся главная тема и вторящий ей аккомпанемент как бы ведут диалог между собой, приглашая слушателя окунуться в атмосферу балов прошлых веков.

На что обращать внимание?

— Не надо пугаться того, что ничего не понял в музыке. Если тебе не понравилась месса Баха, то это не значит, что ты недостаточно хорош. Обращайте внимание на детали, старайтесь разобраться. Например, романсы Сергея Рахманинова. Вы слушаете текст, вам всё понятно. Но есть и пианист, который сопровождает пение. У него своя партия, и нередко он «досказывает» то, что уже пропел певец. Вслушайтесь в это!

Вы пришли на концерт из оперных арий Джузеппе Верди, а они звучат на итальянском. Вы не знаете текста, а ария большая, звучит минут пять. Например, ария короля Филиппа из оперы «Дон Карлос». Даже не зная, о чем поет баритон, вы при желании расслышите его скорбные, тяжелые размышления, душевные муки. Тут вы обратите внимание на его прерывающуюся речь, словно он неторопливо о чем-то размышляет, на медленный темп музыки, скорбное выражение лица у певца. Если это произойдет, вы начинаете сочувствовать ему. Вас тронули не слова — их вы не поняли — вас задела музыкальная атмосфера! А потом, конечно, если вам запала в сердце эта музыка, надо поинтересоваться, о чем он пел.

На концерте симфонической музыки перед вами оркестр. Обратите внимание, кто и как играет. Вас может увлечь какой-то исполнитель даже тем, как он извлекает звуки из своего инструмента, как двигается его тело. Обратите внимание на форму произведений. Вот отзвучала тема, началось ее развитие, вот тема вернулась, но в ином качестве, звучании, в новых тембрах. За всем этим можно следить и, одновременно, задавать себе вопрос, зачем эти изменения? На концертах симфонического оркестра, или концертах с солистом, я бы посоветовала брать билеты поближе к сцене — смотрите на музыкантов! Следите за солистом, его руками, как он извлекает звуки из инструмента. Это помогает и увлекает.

Людвиг Ван Бетховен. Симфония №5

Симфония — вершина мышления композиторов-классиков. Это монументальный жанр, в рамках которого действуют свои законы и происходят свои метаморфозы. Научиться понимать симфонию — значит научиться понимать все.

Очень трудно найти симфонию, которая подошла бы для этих целей лучше, чем Пятая симфония Бетховена. Прежде всего потому, что главный ее мотив известен абсолютно всем. С него начинается симфония, он же проходит через все сочинение, обрастая музыкальными тембрами, контекстами и смыслами, что позволяет даже начинающему меломану почувствовать радость узнавания темы.

Сам же Бетховен охарактеризовал мотив фразой «Так судьба стучится в дверь». Известно, что именно эту симфонию он писал дольше, чем другие свои сочинения: она не отпускала композитора три года. В этот период Бетховен особенно тяжело переживал из-за прогрессирующего серьезного недуга — глухоты. Но, как сам он написал другу: «Я хочу схватить судьбу за глотку. Ей не удастся окончательно сломить меня. О, как прекрасно прожить тысячу жизней!» Все это — зловещий рок, драма от осознания беды и героическое решение не сдаваться — воплотилось в этой музыке

Антонио Вивальди. Летняя гроза

В качестве одного из первых произведений предлагаем обратить внимание на композитора 17 века Антонио Вивальди и его фееричное произведение для симфонического оркестра «Летняя гроза» (или «Шторм») (из цикла концертов «Времена года»).
Хотите зарядиться энергией – это произведение для Вас!

Концерт начинается с отдаленных раскатов грома… Далее слышны звуки дождя, который то утихает, то продолжается с новой силой. За счет многократно повторяющихся музыкальных пассажей создается реалистичное ощущение встречи с погодной стихией.

Концепция классической музыки: образность и абстрактность

Как научиться понимать классическую музыку, разбираться в ней и полюбить её? Композиторы-классики создавали музыку под впечатлением каких-либо образов, сюжетов, философских изысканий и жизненных впечатлений. В некоторых произведениях даже новичок услышит то явления природы: шум прибоя, крик чаек, грозу, а то и социальные портреты: песню шарманщика, серенаду рыцаря, а то и поступь войска. К музыкальным произведениям о природе в какой-то мере относится и знаменитый цикл Сен-Санса “Карнавал животных”.

Слушайте классику в бодром состоянии

Устали на работе? Отложите классику на потом. Она требует ясной головы. Если вы переутомлены, то скорее всего классическая музыка произведет на вас эффект снотворного и вы придете к выводу, что это скучная музыка.

Классицизм

Наше все. Три кита классической музыки – Гайдн, Моцарт, Бетховен. Кстати, именно с классицизма я бы рекомендовал начинать знакомство с классической музыкой. Здесь есть внятная драматургия, есть борьба, есть преодоление смерти. Главной темой классицизма я бы назвал восхваление человека. Человек здесь равен Богу. Он способен победить рок. Он способен взобраться на Олимп… А там где нет борьбы – есть искренняя радость от жизни.

Фридерик Шопен. Вальсы, ноктюрны, этюды и другие миниатюры

Как скажет вам любой меломан — Шопена много не бывает. И слушать его при этом можно с любой фортепианной миниатюры, будь то знаменитый Вальс до-диез минор, Баркарола или Скерцо. Единственный совет — первое время лучше избегать фортепианных сонат и начать именно с небольших пьес (к слову, «тот самый» похоронный марш — как раз третья часть Второй сонаты композитора).

Шопена интересно не только слушать, но и смотреть: как правило, исполнение его сочинений требует от пианиста совершенно определенного, высокого уровня мастерства.

Боритесь с предубеждениями

Существует общее мнение: классика – это скучно. Это ошибка. Классическая музыка намного интереснее любой другой хотя бы потому, что этот термин охватывает гигантский период в несколько веков. В каждом из столетий появлялось огромное количество направлений, в которых работали композиторы. Более того, в творчестве каждого были свои периоды и этапы, иногда кардинально отличавшиеся друг от друга, как «розовый» и кубистский периоды у Пикассо. Фактически это бездонный океан удивительной музыки и историй, с ней связанных. Попробуйте разобраться в хронологии, взять за константу что-то понятное, например музыку Баха или Моцарта, и идти через барокко, романтизм и авангард к минимализму и новой простоте, или наоборот.

Слушайте паузы

Паузы в классике – это бог (или дьявол), поэтому раскрытие музыкального произведения происходит тогда, когда вы пытаетесь, так скажем, слушать «вглубь», а не улавливать поверхностную мелодию. Попробуйте, наверняка музыка зазвучит иначе.

Романтизм

На мой взгляд высшая точка музыкального развития. Особенность этого направления в том, что музыка ушла в психологическую составляющую и стала исследовать душу человека. Музыка здесь сложна с драматургической точки зрения. Романтизм масштабен, он изобилует различными конфликтами, как правило это борьба с внутренними демонами. Борьба человека с самим собой – главная тема этой эпохи. А еще именно в этот период жанр оперы стал наиболее интересен. Начинать знакомство с романтизма я советую зрелым людям, у кого за плечами есть какой-то жизненный опыт. Думаю, что дети в силу возраста многого не поймут, так как еще не успели столкнутся с жизненными перипетиями.

Сергей Сергеевич Прокофьев. Сюиты из музыки балета «Ромео и Джульетта»

Считается, что начинать слушать классическую музыку с сочинений Сергея Прокофьева не самая хорошая идея, но сюиты из «Ромео и Джульетты» наилучшим образом доказывают обратное. Прежде всего потому, что самую знаменитую пьесу, «Монтекки и Капулетти» (в балете же она называется «Танец рыцарей»), вы точно уже слышали. Остальные пьесы сюит ничуть не хуже: обязательно стоит уделить внимание озорной «Джульетте-девочке», лиричной «Ромео и Джульетта перед разлукой» и трагичному «Меркуцио». Из всех исполняемых за рубежом отечественных композиторов именно Прокофьев входит в число лидеров.

И пусть вас не смущает, что балетная музыка звучит без танца: к слову сказать, премьера сочинения долго не могла состояться в том числе потому, что непривычный тогда музыкальный язык Прокофьева приводил артистов балета в ужас.

Не переключайте / не выключайте

Часто бывает так, что произведение раскрывается лишь в кульминации, и со звучанием последних аккордов становится понятна суть. Это как в кино, когда концовка делает весь фильм. В музыке такое случается довольно часто. У классиков не было цели зацепить вас с первых нот, там главное сюжет. Да-да, в музыке есть сюжет и драматургия.

Иоганн Штраус-сын. Полька «На охоте»

Сын Иоганна Штрауса продолжил музыкальные традиции отца и, хотя Иоганн Штраус-сын вошел в историю музыки как «король вальсов», он также писал и другую музыку: оперетты, марши, польки. Одной из наиболее знаменитых его пьес является «Полька «На охоте».

Полька – это веселый зажигательный танец, появившийся в Чехии в середине 19 века и впоследствии распространившийся в качестве бального. Музыка бодрая, радостная, темпераментная, восхищает своей легкостью и оптимизмом.

И не ищите того, чего нет

Старайтесь слушать музыку такой, какая она есть, не надеясь услышать в ней то, что вам хочется. Попробуйте иногда реагировать на нее не эмоционально, а используя освоенные термины. Это позволит вам оценивать и сравнивать произведения разных стилей, культур и эпох.

Пример

Экспериментальную композицию Лу Рида Metal Machine Music слушать трудно, объективно. Отличное упражнение для тренировки непредвзятого восприятия музыки.

Впервые стоит услышать вживую

Например, после фестиваля хотя бы некоторые из 5 000 человек решат сходить в филармонию. А оказавшись там однажды и услышав хорошее исполнение, равнодушным не уйдешь. Там напрямую, без посредников, разговаривают с душой. Моцарт или Бах — это атмосфера, в которую погружаешься. Даже самый непрошибаемый человек не уйдет без эмоций.

Попытка классификации академических жанров по сложности восприятия

Для подавляющего большинства людей, с которыми я общался, существовало несколько градаций сложности в академических жанрах, легче всего воспринимались камерные произведения (короткие композиции для камерных составов — квинтетов, квартетов и т.п., произведения для сольного и парного исполнения). Это неудивительно в силу небольшого количества инструментов, и, нередко, сравнительно незамысловатой структуры.
Из этого правила бывают исключения, такие как произведения Рахманинова и сложные полифонические композиции Моцарта для двух роялей. В этих случаях, как ряде некоторых других, ограниченность камерных возможностей не делает произведение проще.
Более сложными для восприятия считаются оперные произведения. В силу того, что опера — это комбинированная форма музыкального и театрального искусства, где актеры “играют” роли преимущественно голосом, для понимания тонкостей произведения и оценки качества исполнения требуется большой опыт.
Ещё более тяжёлой для понимания не слишком опытными слушателями называют органную музыку. Оценка качества произведений, да и само пристрастие к фугам, токатам, пассакалиям и органным прелюдиям редко появляется в начале увлечения классикой. Живой интерес к органу скорее можно назвать признаком формирующегося вкуса. Неофиты в классике — большая редкость на органных концертах, там чаще опытные слушатели, что отчасти подтверждает сложность таких произведений для подавляющего большинства.
Наиболее тяжелыми произведениями принято считать симфоническую классику и многоголосные хоровые композиции. В отношении последних можно спорить, но если принять аксиому о том, что человеческий голос самый сложный из музыкальных инструментов, то логика такого подхода становится понятной.

Подобная классификация по сложности несовершенна и не учитывает ряд существенных исключений, но, по моему мнению, в общем и целом отражает действительность.Так камерное произведение по сложности сравнимо с какой-нибудь рок-балладой с той лишь разницей, что первое, как правило, несколько больше последней

Поинтересуйтесь личной жизнью композиторов

Да, скажете, что это совершенно неважно, но вспоминая дядюшку Фрейда, узнаем о таком термине как сублимация. Действительно, имели ли мы сегодня «Лунную» сонату в известном для нас виде, если бы не несчастная любовь Бетховена к своей ученице? Думаю нет. А душевные муки Чайковского подарили миру одни из самых красивых симфоний (Пятую и Шестую). Чаще всего, чем сложнее жизнь композитора, тем глубже его откровения. Поэтому даже поверхностное знание биографии композитора – это дополнительная шпаргалка к понимаю его произведений.

Метод : уточняющий

Важно понять, что вы и так окружены классикой, осталось только её распознать. Вы уже знакомы с очень многими классическими произведениями, просто не знаете, как они называются. Есть мелодии, которые мы постоянно слышим в кино, рекламе, телевизионных заставках и звонках на чужих телефонах. Например, вы много раз слышали устрашающую кантату Карла Орфа, завораживающий «» из оперы «Лакме» Лео Делиба, арию из оперы «Турандот» Пуччини, сюиту «» из «Пер Гюнта» Грига. Метод заключается в том, что, когда вы в очередной раз услышите знакомую мелодию в фильме, вы просто должны найти в интернете её название и затем прослушать полностью.

Можно слушать и дома, но с соответствующим антуражем

В особой домашней атмосфере, вечером, с бокалом хорошего вина и изысканной закуской, в спокойствии. Еще лучше, если вы слушаете без наработанного бэкграунда, с чистого листа. Поверьте, эффект будет колоссальный.

Музыкальные темпераменты

Для холериков идеально подойдет «Наваждение» С. Прокофьева, но начать все равно стоит с Моцарта и только с него.
Флегматики оценят Дебюсси. , например.
Меланхолику Шопен западет в душу.
Сангвиникам понравится все что угодно.

Главное — качество исполнения

Музыка заставит проникнуться, но лишь в том случае, если ее играет толковый профессионал. Можно наткнуться на ерунду, выключить и решить, что вся музыка такая. Но это вовсе не так, если слушать Караяна, допустим, музыкантов из Берлинской филармонии, Лондонского симфонического оркестра.

Музыка для субкультур

Металлистам, панкам и тем, кто любит Scorpions, Sting и Metallica, можно включать Шостаковича. Чем не рок его симфонии? Кстати, и Бетховен подойдет — есть у него драйвовые вещи.
Модникам-хипстерам больше нужен сейшн, мероприятие, посему главное — антураж и качество исполнения. Вот на открытии фестиваля Башмета большая тусовка намечается. Будет классика, но вместе с ней и нечто атмосферное, интересное.
Готам и товарищам со специфическим отношением к жизни порекомендую Скрябина. Это грустно, да и мировоззрение в тему: композитор хотел сочинить мистерию, всем миром ее исполнить, а сразу после дружно встретить конец света.

Не слушайте отрывки популярной классики

Да, сейчас полно всяких ТОП’ов классических мелодий. Они вредны, так как делают из классической музыки просто набор шлягеров, воспринимаемых человеком как любая другая приятная уху музыка. Отрывки популярной классики не заставят вас рефлексировать, и они точно никогда не раскроют вам истиной красоты музыкального искусства. Не забывайте, что это просто вырванные из контекста мелодии. Ближайший аналог – это популярные цитаты из книг. Мы ведь не приравниваем чтение цитат к чтению книг. Не надо делать этого и с музыкой.

Метод: теоретический

Если хочется подойти к изучению классики основательно, начиная с азов, можно сначала прослушать несколько теоретических курсов и прочитать пару специализированных книг. Чаще всего новичкам советуют базовый курс How to Listen to and Understand Great Music и его же курс Great Masters, в котором каждая лекция посвящена одному из известных композиторов. Если не понравится манера изложения Гринберга, можно прослушать вводный курс Listening to Music профессора Крейга Райта, который весело и доходчиво объясняет структуру классических произведений. Замечательную двадцатиминутную лекцию о том, как полюбить классику, прочитал Бенджамин Зандер на TED.

Понятных и интересных книг о классической музыке на русском языке не так и много. Можно прочитать «Неполную и окончательную историю классической музыки» Стивена Фрая, «Кратчайшую историю музыки» Дарена Хенли и совсем простенькую «Когда можно аплодировать» скрипача Дэниэла Хоупа. В серии «ЖЗЛ» можно найти биографии многих композиторов, например, несколько лет назад вышла очень удачная книга о Чайковском. Возможно, для начала читать жизнеописание Листа или Шопена будет интереснее, чем читать о Бахе, жизнь которого была не столь богата яркими событиями и любовными драмами.

Зачем мне это нужно?

Музыкой вы привносите в свою жизнь ум, красоту, гармонию, подлинные чувства. Даже фоновое прослушивание классики нас меняет. А если вы учитесь музыке, то это влияет ещё больше. Классическая музыка развивает память, музыкант-исполнитель пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулируя абстрактными звуковыми фигурами. Многие выдающиеся ученые учились музыке: Альберт Эйнштейн играл на скрипке. Он даже писал в одном из писем, что если бы не было фуг Баха, то он бы никогда не пришел к формуле, выражающей эквивалентность массы и энергии.

Классическая музыка, как и классическое искусство в целом, элитарно. Так было и будет всегда. Вы никогда не привлечете к нему 100 процентов населения. И, по-моему, этого делать не надо. Могу ошибаться, но где-то мне попадалась цифра, что только четыре процента людей увлекаются классической музыкой. Поэтому решите, интересно ли это именно вам.

Начинать необходимо с желания. В любом деле так. Вы хотите, например, научиться печь блины. Вам могут сто раз рассказать, как их печь, показать сам процесс, но, пока вы сами не разведете тесто, не выльете его на сковородку, не сможете перевернуть блин — не научитесь.

Какая музыка поможет работать?

Никакая. Работать лучше в тишине.
Для отдыха нужно нечто веселое, расслабляющее. Однако тут есть один момент: любая музыка заставляет думать, а отдыхая, хочется этого не делать. В таком случае можно послушать Шуберта — он светлый очень и жизнерадостный. Или вальсы Штрауса.

В машине здорово слушать Бетховена, все его симфонии драйвовые и энергичные. К тому же в дальней дороге под такую музыку точно не уснешь. Вообще в пути лучше стоит слушать то, что хорошо слышно, — позаботьтесь об акустике в авто. Чайковского могу порекомендовать еще. Но все — только с качественным звуком.
Для поднятия настроения подойдет Моцарт. Мажорные фортепианные концерты — самое то, например девятый. Когда просто о нем вспоминаешь, невольно улыбаешься.

Франц Шуберт. Аве Мария

В выдающейся классической музыке немало и инструментально-вокальных произведений, зачастую навеяных религиозной тематикой. Одним из образцов такой музыки является бессмертная «Аве Мария» Франца Шуберта.

«Ave Maria» (от лат. «Радуйся, Мария») — одна из основных молитв Католической Церкви, обращенная к Богоматери. Слушая данную мелодию как-бы прикасаешься к чему-то возвышенному, божественному. А светлая радость, звучащая в музыке данной песни, вызывает чувство спокойствия и умиротворения.

Музыка это то же самое, что литература, живопись, архитектура.

Да, развитие музыкального искусства схоже с литературными и живописными тенденциями. Изучая параллельно историю или искусство – вы лучше будете понимать и классическую музыку. Именно поэтому считается, что классическую музыку слушают образованные люди, так как стремление к ее понимаю, требует от человека изучения многих сфер человеческой жизни.

Модернизм

Это направление точно отпугнет большинство начинающих слушателей классики. Лучше, наверное, с него не начинать. Хотя, с другой стороны, слушатели авангардных музыкальных течений могут оценить именно это направление. Здесь композиторы пытались извлекать новый звук и шокировать публику своими идеями. Модернизм – это бесконечный поиск. С другой стороны, модернистская музыка – это звук XX века. Оглянитесь на историю и все поймете.

Модест Петрович Мусоргский. «Картинки с выставки»

Театр одного актера — так можно охарактеризовать этот фортепианный цикл Модеста Мусоргского. История создания «Картинок» восходит к трагическим событиям в жизни композитора: болезням и длительным отъездам друзей. Одним из сильнейших ударов для Мусоргского стала внезапная смерть художника Виктора Гартмана. Спустя год после кончины была организована выставка его картин и поделок, которая произвела на композитора сильнейшее впечатление. В «Картинках» он запечатлел и странного «Гнома» (на самом деле это были щипцы для орехов), и «Бабу-ягу» (а это — часы в виде избушки на курьих ножках), и «Старый замок», и «Балет невылупившихся птенцов», и собственные прогулки по экспозиции. А если постараться, то можно услышать, как Баба-яга на метле на полной скорости врезается в «Богатырские ворота».

Ходите на живые выступления

Но только на хорошие живые выступления. Проблема классической музыки в целом не в том, что ее авторы давно мертвы, а в том, что мертвы ее исполнители, вернее, их подход к исполнительству. Это сложнейшая задача для дирижера: найти в партитуре что-то новое, заставить музыкантов сражаться за идею, отдавать себя полностью во время исполнения, и таких оркестров не очень-то много. Почитайте отзывы, поинтересуйтесь, кто руководит коллективом. Неопытный слушатель может легко напороться на смертельную скуку и разочарование от посредственного исполнения.

Познакомьтесь с устройством оркестра

Это целый мир. Интересно все: рассадка, конструкция инструментов, их роль в оркестре, сами музыканты. Скорее всего, это профессиональная деформация, но я действительно получаю удовольствие, когда слежу за отдельной партией или группой инструментов в произведении (советую попробовать). Кроме того, инструмент действительно накладывает на человека неизгладимую печать. Он в прямом смысле влияет на психику и физиологию музыкантов, поэтому можно безошибочно отличить скрипача от виолончелиста, а флейтиста – от трубача. Посмотрите «Репетицию оркестра» Феллини. Если вам многое покажется гротескным, поверьте, в жизни бывает намного хуже.

Экспресс-метод

Однажды музыкальный критик The Guardian Том Сервиспо просьбе радиодиджея BBC составил недельный гид-введение в классическую музыку. Чтобы музыка подействовала, Сервис попросил слушателей «сесть на классическую диету», то есть в течение пяти дней не слушать никаких других композиций, кроме предложенных им. Ниже представлен распорядок, составленный Сервисом. Три сочинения, рассчитанные на день, всегда представляют три различные музыкальные эпохи.

Первый день:

Джоаккини Россини — «Вильгельм Тель»
И. С. Бах — «Вариации Гольдберга»
Джон Адамс — «Краткая поездка в быстрой машине»

Второй день:

Франц Шуберт — Струнный квинтет в си, Адажио
Бедржих Сметана — «Влтава»
Стив Райх — «Музыка для 18 исполнителей»

Третий день:

Джузеппе Верди — Dies Irae из «Реквиема»
Игорь Стравинский — «Жар-Птица»
Карлхайнц Штокхаузен — Gesang der Junglinge

Четвёртый день:

Морис Равель — «Болеро»
Густав Малер — Симфония № 2
Дьёрде Лигети — «Реквием»

Пятый день:

Эдуард Элгар — «Энигма-вариации»
Людвиг ван Бетховен — Симфония № 9
Кшиштоф Пендерецкий — «Плач по жертвам Хиросимы»

Источники


  • https://zen.yandex.com/media/classicmusic/kak-ponimat-klassicheskuiu-muzyku-5c9d1b2237f4f400b3772135
  • http://nperov.ru/raznoe/kak-razvit-muzykalnyj-vkus-i-kak-pravilno-slushat-muzyku/
  • https://fonar.tv/article/2020/02/20/kak-polyubit-klassicheskuyu-muzyku-sovety-muzykoveda-natali-giryavenko
  • https://music-education.ru/kak-nauchitsya-ponimat-klassicheskuyu-muzyku-odno-interesnoe-mnenie/
  • https://www.culture.ru/materials/141093/s-chego-nachat-slushat-klassicheskuyu-muzyku-chtoby-nauchitsya-ee-ponimat
  • https://www.gq.ru/entertainment/5-sovetov-kak-ponimat-klassicheskuyu-muzyku
  • https://zen.yandex.ru/media/classicmusic/kak-ponimat-klassicheskuiu-muzyku-5c9d1b2237f4f400b3772135
  • https://www.gq.ru/entertainment/kak-nauchitsya-slushat-muzyku
  • https://www.the-village.ru/village/weekend/weekend-guide/164217-kak-nachat-razbiratsya-v-klassicheskoy-muzyke
  • https://classicalmusic.by/classicalmusic_top20/
  • https://zen.yandex.ru/media/classicmusic/kak-slushat-klassicheskuiu-muzyku-5c1147fec507d300af25df66
  • https://zen.yandex.ru/media/classicmusic/s-chego-nachinat-slushat-klassiku-5cf80a3adbeaba00b08b29b8
  • https://mag.relax.by/city/topic/10411573-lajfkhak-kak-nauchitysya-ponimaty-klassicheskuju-muzyku-i-chto-slushaty-jesli-vy-khipster-ili-got-sovety-pianista/
  • https://habr.com/ru/company/pult/blog/412503/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лайфхаки на каждый день, полезные советы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: