Как привить ребенку любовь к чтению, с чего начать и почему это важно?

Содержание
  1. Зачем читать детям книги? Польза чтения для детей
  2. Что читать детям?
  3. Как правильно читать ребёнку? Читаем интересно детям
  4. Знакомство с книгой с рождения до года
  5. Чтение детям 1-2 лет
  6. Чтение книг для детей 2-3 лет
  7. Нужно ли читать детям книжки? Польза чтения вместе с родителями
  8. Как привить детям любовь к чтению
  9. Чтение вслух
  10. Почему, и детям, и взрослым полезно читать вслух
  11. Когда и как начинать учить ребенка читать вслух?
  12. Для расширения кругозора
  13. Для профориентации
  14. Что делать, чтобы улучшить качество чтения вслух?
  15. Как правильно читать с листа перед публикой
  16. Посмотрите Видео:
  17. Даже Барак Обама часто выступает, глядя в лист бумаги.
  18. Правильное публичное чтение.
  19. Как правильно читать вслух
  20. 1. Не проблема.
  21. 2. Что читать вслух
  22. 3. Как читать вслух
  23. Как я начал читать вслух, и в чем тут прикол
  24. Как начать читать вслух, чтобы получить от этого кайф
  25. Дети должны уметь читать вслух.
  26. Прочитанная вслух информация лучше усваивается.
  27. Чтение вслух: как читать и что читать?
  28. Полезный вид досуга.
  29. Эффективные упражнения
  30. Проблемы нет
  31. Что можно читать вслух
  32. Правила чтения
  33. Медленное чтение
  34. Тренировка перед зеркалом
  35. Прослушивание записей
  36. Тренировка на одном тексте
  37. Реакция на свой голос
  38. Восприятие собственного видео
  39. Правила ораторского искусства

Зачем читать детям книги? Польза чтения для детей

Для самых маленьких детей, которые ещё даже не научились говорить, чтение книг является целым комплексом различных действий. Здесь вы вместе рассматриваете картинки, рассказываете, что изображено. Ребёнок учится разглядывать, замечать детали и слушать. У малыша расширяется кругозор, появляется понимание предметов и действий. Чтение — это спокойный и полезный досуг, который отлично подготавливает маленького непоседу ко сну.

Кроме этого, существует ещё как минимум 10 причин, зачем нужно читать ребёнку:

  1. Чтение детям благотворно влияет на развитие творческих способностей. Благодаря такому занятию развивается фантазия и воображение у малыша. Во время данного процесса ребёнка представляет персонажей и события по-своему. В мультиках и фильмах уже есть готовая картинка и образ, поэтому здесь уже фантазировать не приходится.
  1. Читая малышу, не остаётся в стороне и нравственное воспитание. Малыш примеряет на себя образ героя, переживает вместе с ним, учится отличать хорошее от плохого, доброе от злого. Иногда у ребёнка даже могут возникнуть противоречивые эмоции, и он может попросить родителей перечитывать один и тот же рассказ, пока у него не сформируется собственная точка зрения. Такую работу души ничто не заменит.
  1. Малыши, которым родители часто читали книги, в будущем быстрее способны обучаться самостоятельно чтению, а успехи в школе становятся значительно выше.
  1. Чтение способствует развитию речи, пополняет словарный запас и расширяет кругозор.
  1. Читать детям -значит учить их анализировать, размышлять. Чтение помогает развивать логическое мышление, учит понимать причинно-следственную связь.
  1. Чтение-это отличный способ улучшить взаимоотношения с ребёнком. А проводя таким образом с ребёнком досуг, тёплые воспоминания останутся на всю жизнь.
  1. Ещё один важный плюс в чтении ребёнку-это развитие интеллекта и грамотности. Малыш уже с раннего возраста слышит правильную речь, обороты, учится мыслить и выражать свои мысли правильно.
  1. Чтение книг отлично тренирует память, что значительно поможет в усвоении школьной программе, а затем и в ВУЗе.
  1. Если читать ребёнку на ночь добрую сказку, он быстрее засыпает, а сон становится более крепким и здоровым.
  1. Дети, которым родители привили любовь к чтению, всегда найдут для себя полезное и увлекательное занятие. Для них лучшим досугом станет прочтение книги, чем, например, бесполезная трата времени в интернете.

Начинайте читать ребёнку как можно раньше, ведь чтение отлично развивает творческие способности у детей

Что читать детям?

 Совсем маленьким крохам книгу подобрать намного проще. Это могут быть простые стишки, потешки, песенки. Можно приобрести любое печатное издание с простыми, добрыми, яркими и большими картинками. Листая страницы, нужно только рассказывать, кто или что изображено.

С детьми постарше уже немного сложнее. Необходимо выбрать такую книгу, которая заинтересует вашего малыша. А если эта книга произвела впечатление на ребёнка, то, возможно, он будет просить вас перечитывать ее снова и снова.

Также важно учитывать и пол ребёнка. Девочки могут интересоваться одной тематикой, а мальчики — другой. Вспомните, какие книжки читали вам. Возможно, вашему крохе понравится тоже самое.

Что читать детям? Какие основные направления литературы помогут малышу в развитии?

  • Художественная литература (классика) больше подойдёт детям по-старше. Чтение таких книг всегда полезно и обязательно поможет ребёнку в школе и ВУЗе.
  • Сказки. Выбирайте сказки только с добрым сюжетом. К сожалению, многие сказки очень похожи на фильмы ужасов. Такое чтение не только способно ухудшить сон малыша, но и является некой «инструкцией» для преступлений.
  • Познавательные книги. Здесь выбор огромен. Малышу можно читать о животных, птицах, ремёслах, явлениях и так далее. Таким образом отлично расширяется кругозор ребёнка.
  • Духовная литература. Существуют детские книги, с которых можно начинать знакомство ребёнка с религией. Главное, не заставлять малыша слушать, если ему не нравится. После каждого прочтения обсуждайте с ребёнком полученные знания.

Как правильно читать ребёнку? Читаем интересно детям


В чтении детям младшего возраста есть некоторые особенности, которые могут заставить молодых мам и пап отложить книгу на неопределенный срок.

По опыту многих родителей, главная сложность в том, что совсем маленький карапуз не хочет слушать чтение мамы. А если и слушает, то максимум несколько минут, затем бежит заниматься более интересными для него делами.

Дело в том, что в раннем возрасте большинство детей ещё не обладают таким качеством, как усидчивость. Они очень быстро могут переключать своё внимание с одного предмета или действия на другой. Выход в данной ситуации только один — регулярно читать малышу книжки, причём делать это необходимо правильно и интересно.

Выбирая книгу для малыша, важно, чтобы в ней присутствовали яркие, красочные и большие картинки. Читая своему крохе, всегда обращайте внимание на эти изображения. Рассказывайте и обсуждайте вместе, что вы видите на картинке. Во время чтения меняйте интонацию, изображая героев сказки или рассказа, ваша речь должна быть внятной и понятной.

Запаситесь терпением. Если малыш вас не слушает, все равно попытайтесь ещё читать некоторое время. Постепенно, ребёнок начнёт прислушиваться.

Если малыш высказывает своё несогласие по поводу прочитанного, обсуждайте вместе такие моменты. Хвалите ребенка в случае, когда он попросил вас повторить, перечитать или что-то хочет уточнить, когда ему непонятно.

Важно книгу дочитать до конца, пусть даже не за один день. Только потом приступайте к новой.

Не заставляйте малыша слушать вас, если он не хочет, капризничает или не в настроении. Найдите другое время или другой подход. Не нужно обсуждать каждую строчку прочитанного, выделяйте главные мысли.

Для каждого возраста ребёнка существуют определенные особенности в чтении книг. Безусловно, не нужно читать «война и мир» только что родившемуся малышу.

Знакомство с книгой с рождения до года

Первое знакомство начинается с самых простых изображений. Это могут быть черно-белые фигуры, узоры или крупные предметы одного цвета. Новорождённые только учатся концентрировать свой взгляд на определенном предмете, развивая зрение и усиливая работу мозга.

Начиная с 3-4 месяцев, ребёнку можно показывать более сложные картинки: изображения людей, животных. Каждый раз обязательно проговаривайте малышу, что вы видите.

В 6 месяцев уже можно купить малышу первую книжку-игрушку. Как правило, в ней не более 5-7 плотных страниц. Разнообразие таких книг огромное. Их страницы могут быть мягкими, шуршащими, есть книги специально предназначенные для купания с детьми. Выбирайте ту, которая вам понравится. Главное, чтобы изображения были крупными и яркими.

Малыши в этом возрасте начинают исследовать окружающий мир, изучать различные предметы и их свойства. В такой книжке карапузу будет интересно переворачивать странички. Вместе с этим отлично развивается и мелкая моторика рук.

Подбирайте книги с реалистичными предметами для правильного восприятия малышом. Это значит, что лягушка должна быть зеленой, а помидор-красный. Идеально, если на одной картинки будет изображен только один предмет или простое действие.

Заниматься с малышом следует тогда, когда он находится в хорошем настроении. Возьмите его на ручки, положите перед ним книжку и, переворачивая страницы, рассказывайте все, что видите. Для многих детей такое времяпрепровождение становится одним из любимых занятий.

Чтение детям 1-2 лет

В этом возрасте у малышей отлично работает память. По мнению психологов дети этого возраста справляются с огромным потоком информации, многое запоминают и понимают. Поэтому, читая своему крохе, нужно включать новые обучающие элементы.

Обращайте внимание на буквы и слова, на главных героев и на различные детали в сюжете. В возрасте до двух лет книжка по прежнему должна быть с красивыми реалистичными картинками.

В список первых книг для чтения с малышом 1-2 лет отлично подойдут такие, как В.Бианки «лис и мышонок», Э.Карл «очень голодная гусеница», «от головы до ног», русские народные сказки и потёмки в иллюстрациях. Многие дети обожают эти книги, и родителям приходится зачитывать их до дыр. В них имеются отличные иллюстрации, а текста короткие и понятные.

Всегда делайте акцент на изображениях, рассказывая подробно о ней малышу. Вскоре карапуз сам начнёт указывать на картинки, желая узнать, как называется предмет.

Чтение с детьми должно проходить в благоприятной обстановке, в хорошем настроении, а посторонние звуки необходимо исключить (выключить телевизор).

Читайте детям различные коротенькие сказки, стишки, потешки. Малыши очень хорошо воспринимают простую рифму. Возможно, по просьбе ребёнка вам придётся перечитывать один и тот же стишок по 30 раз в день.

Чтение книг для детей 2-3 лет

В этом возрасте малыши все также активно запоминают и являются самыми благодарными слушателями. У них начинает развиваться фантазия и воображение, и чтение книг детям отлично способствует развитию творческих способностей.

Старайтесь читать ребёнку каждый день. Даже если ваш кроха играет или занят чем-то, все равно присядьте рядом и читайте. Рано или поздно у него проявится интерес к чтению, и он присоединится к вам.

У детей появляется интерес к ролевым играм. Играйте с малышом в домашний кукольный театр или простые сказки, например, «колобок» или «теремок». Прочитав очередную книгу или стишок, попытайтесь вместе нарисовать сюжет или главных героев.

Читать детям на ночь добрые книги полезно для сна. Малыш засыпает быстрее, сон его становится крепче, а утром просыпается в отличном настроении.

Рассматривание картинок остаётся неотъемлемой частью чтения для детей. Изображения могут быть более сложные, предлагайте ребёнку самому уже рассказывать о том, что он видит.

Что касается выбора литературы в этом возрасте, то здесь уже необходимо самостоятельно решить, какая именно книга может заинтересовать вашего кроху. Учитывайте интересы малыша. Например, если ему нравится мир животных, то выбирайте книги с такой тематикой.

Нужно ли читать детям книжки? Польза чтения вместе с родителями

№1. Укрепляет отношения. В современном мире, где родители строят карьеру и ведут активную социальную жизнь, а детвора с малых лет посещает развивающие занятия и пользуется девайсами, сложно сохранить близость. Возьмите за привычку каждый вечер читать ребенку книжку перед сном. Это прекрасный способ укрепить связь с любимым чадом. Вы сможете делиться впечатлениями и мнениями о сюжете, а значит больше узнаете о мировоззрении своего маленького чуда.

№2. Прививает любовь к чтению.Детские книги должны стать частью вашей семейной жизни и такой же привычной вещью, как обед или вечерняя ванная. Чем больше ребенок читает вместе с вами, тем больше ему нравится погружаться в новые истории. Вы прививаете полезную привычку, которая останется с чадом на всю жизнь.

№3. Больше детской литературы, меньше гаджетов. Сделайте совместное чтение частью ежедневного расписания. Свободное время, когда ребенок может смотреть мультфильмы или играть в онлайн-игры, посвятите литературе.

№4. Помогает научиться красиво читать вслух.Чтение детских книжек — отличное развивающее занятие. Читайте вслух по очереди. Это поможет ребенку повысить уверенность в себе и привыкнуть к чтению для других, что станет полезным навыком в школе. Такое занятие улучшает произношение, расширяет словарный запас, помогает глубже окунуться в сюжет.

№5. Развивает языковые навыки и расширяем словарный запас. Малыши знакомятся с новыми словами, разнообразными типами построения предложений и диалогов, стилями и способами подачи информации. Все это положительно сказывается на дальнейшем умении грамотно и интересно высказать свое мнение, а также влияет на развитии речи и богатстве словарного запаса. В этом случае лучшие детские книги — классика с красивым и простым слогом.

№6. Улучшает воображение.Во время прослушивания детской литературы в голове малыша создается визуальная картинка. Он представляет внешний вид героев, локации, действия. Воображение работает на полную мощность. Дополнительно включается фантазия. Карапузы начинают фантазировать и придумывать собственные истории с полюбившимися персонажами.

№7. Поощряет знания.Выбирайте разные темы, чтобы пробудить интерес к окружающему миру. Пусть каждую неделю ребенка ждет новая детская книга. Хороший выбор для школьников — энциклопедии. Они расскажут о животном и растительном мире, планетах, истории человечества. Рекомендуем обратить внимание на энциклопедии Росмэн.

№8. Учит сопереживать и сочувствовать.У детей узкое понимание окружающего мира. Задача родителей показать отличие между добром от злом, и как нужно вести себя с человеком попавшем в беду. Детская книжка — хороший инструмент в этом ответственном деле. Она поможет «побывать в чужой шкуре», прочувствовать переживания главного героя, оценивать ситуации, сопереживать и сочувствовать.

№9. Тренировка мозга. Слушая детскую литературу, мозг ребенка больше работает, чем при просмотре телевизора. А все потому, что малышу приходится визуализировать сюжет и вникать в сюжет.

№10. Улучшает концентрацию.Чтение детской книги требует сосредоточенности и концентрации внимания. Здесь нет картинки на экране телевизора, от которой можно отвлечься. В дальнейшем эти навыки пригодятся в учебе.

№11. Успокаивает.Если маленький непоседа капризничает и не может успокоиться перед сном, прочтите ему детскую сказку. Читая интересно и с интонацией, вы быстро успокоите малыша.

№12. Веселит.Литература для детей — это увлекательные истории с забавными персонажами, которых не увидишь по телевизору. Даже когда снимают фильмы по книгам, большинство людей признает, что чтение было намного интереснее, чем просмотр. Детские сказки дарят веселый досуг, поэтому не стоит от него отказываться из-за пустых онлайн-игр.

Как привить детям любовь к чтению

#1. Предложите несколько жанров. Если ребенку не нравится читать, значит возможно вы ошиблись с жанром. Ведь вам может нравится романтика, а сыну — мистика и фантастика. Устраивайте недели книги и каждый раз предлагайте новый вариант.

#2. Проживите вместе приключения героев. Когда детская книга заканчивается, маленький читатель думает: а что бы было, если бы я был на месте главного героя? Хорошо если после прочтения литературы вы придумаете сюжетные игры. Например, сделаете волшебную палочку Гарри Потера. Пусть восторг от прочитанной книги сохраняется как можно дольше.

#3. Будьте примером. Мальчики и девочки копируют действия родителей. Если заставлять их читать, а самим часами смотреть телевизор, ничего не получится. Читайте сами, подавайте хороший пример.

#4. Поддерживайте любознательность. Сын только закончил читать книгу о космосе? Отведите его в музей космонавтики. А может он только познакомился с экзотическими зверями? Самое время отправиться в зоопарк.

#5. Никогда не заставляйте. Они могут читать, чтобы вам угодить. Но то, что они вынуждены это делать отобьет у них любовь к книгам на всю жизнь.

#6. Приучите детей читать старую детскую литературу из библиотеки. Каждый ребенок должен испытать магию посещения большой библиотеки, где находятся тысячи книг.

#7. Вступите в книжный клуб. Это отличная мотивация, чтобы читать. Выбирать детские книжки, а затем ждать, пока они придут по почте, очень увлекательно.

Устраивайте семейные вечера, посвященные совместному чтению. Делитесь историями, мнениями о сюжетах. Главное помните — ничто так не увлекает в этой жизни, как интересная книга.

Чтение вслух

Как пишет Википедия: Чтение — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста.

Когда мы читали вслух? Наверное, еще в школе.

Причем, не в старших классах, а в начальных. Когда заставляли читать вслух.

Потом всем мы перешли на чтение «про себя». И в этом достигли хороших успехов.

Неудивительно, что ораторы с трибуны не могут хорошо и красочно прочитать вслух текст. Почему?

Потому что невостребованная функция, как говорят медики, она атрофируется. С чтением «вслух» происходит тоже самое. 

Сейчас как прочитаю!

Оратору кажется:

— Сейчас как прочитаю! Я ведь читаю красиво и красочно. Прочитал сотни книг!

А что выходит в результате?

Монотонное чтение. Маловыразительное. Без желаемых переливов голоса.

Так?

Во всяком случае, так слышится со стороны.

Почему, и детям, и взрослым полезно читать вслух

1. Успеваемость в школе на 95% зависит от умения ребенка читать вслух не по слогам, а так, как будто он просто что-то рассказывает. В школах детей не учат хорошо (бегло и выразительно) читать, а переводят их на «молчаливое» чтение (глазами, схожее с поверхностным чтением — «скорочтением»).

Школьная программа рассчитана на обучение правилам грамматики и раздельного чтения слов, а для эффективного обучения любым навыкам или учебным предметам необходимо уметь качественно читать вслух. Ничего более полезного для развития и предотвращения деградации мозга человечество не придумало.

Мешает понять важность «громкого» чтения основная «проблема» — кажется, что когда начинаешь читать вслух, что информация не усваивается. На самом деле, дело обстоит с точностью до наоборот. При «молчаливом» в один глаз влетает, а в другой вылетает. Просто мозг не понимает этого сразу.

2. Расширение словарного запаса. Не секрет, что у обычного взрослого даже словарный запас в родном практически не увеличивается, если он не выполняет специальных упражнений. Что там говорить о быстром изучении иностранного или освоении новой специальности — это требует усвоения слишком больших объемов новой информации!

Практика работы проекта SupremeLearning показывает, что именно чтение вслух оказывает мощный синергетический эффект от взаимодействия разных отделов мозга в момент чтения вслух: одновременно работают зрительные отделы, слуховые и моторные. Чем больше разнообразных источников информации, тем быстрее и точнее запоминаются детали.

3. Чтение с дублями в разной манере — идеальный способ учить стихи или тексты песен.
Память работает по принципу: все что не повторяется — забывается. Поэтому важно делать дубли или проще говоря — повторять. При этом, просто необходимо вносить разнообразие в процесс. Чем больше возможных вариантов проигрыша ситуации, тем лучше она запоминается.

4. Громкое, выразительное, эмоциональное чтение вслух — одно из самых эффективных упражнений для развития речи детей. Впрочем, не только детей, но и взрослых! Отчего именно вслух, а не как обычно — глазами, «молчаливое»? Именно чтение вслух обеспечивает тренировку речи, языковую практику, в то время, как «молчаливое» обеспечивает лишь поверхностное усвоение мозгом любой информации. Чтобы стать танцором нужно танцевать, а не смотреть, как это делают другие.

При чтении про себя, основная часть информации воспринимается мозгом, как «мусорная», ненужная и быстро стирается или сохраняется в недоступных для воспроизведения местах.

«Громкое» чтение дает возможность освоить навык легкого и точного выражения мыслей, «провоцирует» постоянное увеличение словарного запаса, освоение хорошей дикции, интонации, эмоциональной окраски, яркости изложения, правильности речи и других ее составляющих. Только читая вслух вы и ваши дети сможете искоренить в своей речи такие речевые недостатки, как косноязычие, заикание, запинки, оговорки, слова-паразиты и пр.

5. Психологи уверены, что чтение — главный процесс, способствующий формированию личности на всех этапах. С пеленок, когда ребенок слышит голоса читающих ему вслух родителей и в зрелом возрасте, когда человек преодолевает различные кризисы и растет духовно. Трудно переоценить пользу чтения для подростков. Читая — хотя бы иногда — вслух, подростки не только серьезно улучшают память, мышление и развивают другие когнитивные процессы, они учатся любить, оценивать поступки, сопереживать, прослеживать причинно-следственные связи между любыми событиями, анализировать действия, прощать и пр. Наиболее эффективно чтение «взрослых» книг, особенно произведений русских классиков, например, Ф.М.Достоевского. Без чтения невозможно формирование гармоничного человека.

6. С точки зрения эволюции, умение читать — явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Оказывается, что при чтении задействовано большинство высших зон мозга. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга “в форме”

Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым. Можно смело утверждать: чтение — одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. Тем более это важно, учитывая, что такие конкуренты чтению как “развивающие” компьютерные игры , показали себя как весьма сомнительные “тренажеры для ума”.

Еще одно важное следствие из результатов исследования: трудности при обучению чтению и письму — естественны. Если ребенок (а тем более взрослый) не может с легкостью освоить этот с виду обычный вид деятельности, то теперь следует помнить — то, что кажется элементарным внешне, на самом деле одна из самых сложных задач, которую только решает мозг человека…

Общий вывод: постоянное упражнение в чтении не только улучшает это самое чтение и, например, расширяет кругозор, но и повышает эффективность работы мозга практически во всех сферах деятельности человека…

7. Скорочтение или медленное чтение? Скорочтение — особая форма чтения, которой не стоит злоупотреблять. Скорочтение может быть полезно для поиска необходимой информации в большом ее потоке. Мозг расходует меньше энергии при таком виде чтения и в этом есть большая опасность. Вы можете привыкнуть читать всё в таком режиме и тогда ожидайте беды. Художественный текст будет пролетать незамеченным, а ваша речь будет «скакать» от темы к теме, минуя логические связки.

8. Поможет ли «громкое» чтение избавиться от акцента или серьезных дефектов речи? Да, безусловно. Мощнейшим инструментом для коррекции дефектов речи, таких как, например, картавость, заикание, гулкость голоса, «колхозный» региональный или иностранный акцент — является параллельное (одновременное) чтение с «мастерами слова». Дефекты устраняются достаточно быстро и эффективно, если вы стараетесь точно имитировать все голосовые характеристики «эталонного спикера». Не так давно, Михаил Шестов создал специальные заочные курсы, которые обеспечивают, как детям, так и взрослым, свободное вхождение в «гармонию языка». То есть дают возможность за несколько часов научиться читать с актерами самые сложные, даже для интеллигентных взрослых, тексты.

9. Влияние на грамотность письма — количество может перейти в качество. Конечно, для развития грамотности письма необходимо переписывать грамотные тексты, но даже простое чтение вслух способно улучшить стиль письма. В голове постоянно «вращаются» красивые фразы, которые вы можете в любой момент добавить в текст. И чем больше таких фраз, тем интереснее становятся ваши заметки. Вы четко осознаете правильный порядок слов и способны строить красивые предложения, пусть даже с небольшими орфографическими или стилистическими ошибками.

Совет от Михаила Шестова: Очень хорошо запоминать, притворяясь разным героями и назначая им разные голоса и манеры разговора. Даже если вы просто читаете книгу в одиночестве — читайте ее так, словно хотите заинтересовать ребенка. Такая манера запоминания становится похожа на веселую игру, а не скучную зубрёжку.

Когда и как начинать учить ребенка читать вслух?

С ребенком с рождения нужно разговаривать на правильном русском языке, выразительно, драматически и эмоционально. А по мере взросления, необходимо, как можно скорее, научить его выразительно читать вслух с помощью трех видов обучения:

  • повторение за диктором (за вами, например)
  • чтение вместе с диктором
  • самостоятельное чтение

Непременно – вслух! С помощью этих упражнений нужно обязательно разогнать скорость чтения или повторения за диктором до скорости беглой речи взрослых носителей языка. Обучение чтению по образцу нужно начинать в трехлетнем возрасте.

Одним из важнейших упражнений для развития нормального интеллекта является освоение спеллинга – искусства свободно раскладывать слова на буквы, напевая их вслух. И с легкостью составлять из последовательностей букв отдельные слова.

Любые уроки не нужно зубрить, нужно уметь читать их выразительно и вслух, в различной манере, с разной громкостью, как бы делая дубли (по типу актеров и певцов). Все незнакомые и непонятные слова нужно искать в толковом словаре, проговаривать по буквам и читать вслух их толкования. Учить работать со словарем и различной энциклопедической литературой нужно с того момента, когда ребенок научится читать.

Для расширения кругозора

Для расширения кругозора нужно вынуждать ребенка читать вслух и переписывать умные тексты в достаточно больших объемах: от пяти стандартных страниц подряд. Это, очень быстро, выработает у него привычку этим заниматься на повседневной основе. Потребуется подборка текстов, написанных умными (высокообразованными, весьма грамотными) людьми, в том числе различные цитат и высказываний, а также просто текстов, в которых раскрывается (присутствует) многообразие стилей русского языка. Значение всех незнакомых слов должно разыскиваться в обычном или электронном толковом словаре, проговариваться и записываться по буквам. Максимальный объем подобной работы со словарем: одна стандартная колонка словаря в день.

Также требуется быстро, используя трафареты, чтобы обеспечить формирование каллиграфического почерка или клавиатуру компьютера, обучить ребенка безошибочному калькированию отдельных слов и предложений, а, в дальнейшем, и записи под диктовку. Что, в свою очередь, приведет к формированию способности писать самостоятельно.

Для профориентации

Для профориентации ребенка необходимо увеличить объем специальных терминов (присущих конкретной профессии или роду деятельности) в разной манере произносимых ребенку, с утрированной демонстрацией артикуляции, в целях выработки у него стойкой привычки не только повторять за вами и другими образованными людьми, но еще и в соответствии с законами орфоэпии.

Что делать, чтобы улучшить качество чтения вслух?

Обычно, ассоциируют оратора с таким образом. Оратор читает, звучит пламенная речь, жесты устремлены вперёд к публике, листики разлетаются с трибуны… А как на самом деле происходит?

Полезно осознать, что навык «чтения вслух» мы уже давно не развивали, а упражнялись в чтении «про себя». А это, хоть и похожие, но разные навыки нашего мозга.

И начать читать вслух.

Можно читать разные тексты: и красочные тексты великих писателей, и «сухие» тексты энциклопедий.

Ведь многие тексты хорошо написаны. Они тщательно продуманы писателями. В них содержатся слова, мало используемые в быту, слова, которые полезны для развития словарного запаса.

Как правильно читать с листа перед публикой

Вы, видели когда-нибудь оратора читающего по бумажке? Согласитесь – печальное зрелище.

Посмотрите Видео:

В советские времена читать «по бумажке» было принято.

Вспомните, к примеру, речи Леонида Ильича Брежнева. 

Как, обычно, происходит выступление оратора. Оратор занят текстом — публика занята своими делами.

Впрочем, бывает, современные ораторы которые читают речи очень хорошо.

А что, хорошие ораторы с листа не читают? – Читают. И еще как читают.

Вспомните Альтова, Жванецкого, и других эстрадных юмористов. Читают, и очень хорошо читают с листа.

Даже Барак Обама часто выступает, глядя в лист бумаги.

Но читает он так, что никто и не замечает чтения.

Вот, к примеру, одно из видео, где Барак Обама выступает, используя написанный текст. Но ведь это выглядит красиво. Почему? — Потому что он умеет читать.

А что нужно было сделать? Есть два варианта:

  1. Прочитать — и «своими словами» рассказать этот текст публике.
  2. Научиться технике «публичного чтения».

Правильное публичное чтение.

Почему «правильное» — потому что есть правило: нужно смотреть в глаза тем людям, которым адресуется речь, не важно, написанная или нет.

Нужно читать вслух так, чтобы и публику видеть, и текст перед собой.

Публичное чтение (чтение перед аудиторией), действительно сложнее обычной речи, и требует особых навыков.

Почему сложнее? Потому что, как и при любом публичном выступлении, здесь важен зрительный контакт с аудиторией, а во время чтения с листа создать, а тем более, удержать этот контакт сложно.

И читать, и видеть тех, кому читаешь.

И не только видеть, но и чувствовать, насколько хорошо аудитория принимает и усваивает ваш материал.

Увидеть, почувствовать, поняли ли предыдущее слова мои дорогие слушатели.

Часто, очень часто, оратор не замечает, как быстро он перегружает восприятие слушателей.

Вспомним наши замечательные лекции в институте…

Так как же читать вслух с листа, не теряя зрительного контакта?

На что обратим внимание: паузы, зрительный контакт и скорость нашей речи. С какой скоростью вы, можете читать вслух? Предполагаю, что быстро, а нам нужно так, чтобы каждое ваше слово было воспринято аудиторией.

Важная техника: читайте во время паузы, а когда говорите – смотрите в зал. И так попеременно.

Нужно отрегулировать скорость речи, длительность пауз и фраз. Все это достигается упражнениями.

Как правильно читать вслух

Итак, подытожим всё выше написанное.

1. Не проблема.

Ну кто же так читает? А где эмоции?

Если вы (или кто-то другой) плохо читаете вслух — это не проблема. Это — задача. Нужно начать читать вслух, и этот навык быстро разовьется.

Причем, очень быстро. Только нужно начать это делать.

Чтобы научиться читать вслух (или научить другого), нужно читать любые тексты. Как правило, написанные тексты хорошо продуманны. В них присутствуют «новые» слова для нашего разговорного словарного запаса.

2. Что читать вслух

Можно читать сказки, читать истории, читать притчи.

Очень рекомендую читать именно притчи. Это — короткие рассказы. И нет желания читать быстро, чтобы дочитать до конца. Как правило, они очень хорошо написаны.

3. Как читать вслух

Желательно читать не спеша, медленно. Не более 100 слов в минуту. Лучше: 60. Еще лучше (хотя это трудно) — 40 слов в минуту.

Да. Именно. Сомневаетесь? И — правильно делаете. Ведь в Инете есть много рекомендаций где рекомендуют читать со скоростью «120 слов в минуту». Но я — тренер по ораторскому искусству, знаю, что рекомендую.
При обычной скорости чтения нет времени уделять внимание паузам, интонациям, жестам, мимике. При такой скорости, 120 и более, мозг успевает только читать.
А когда же запоминать слова?
При такой скорости (120 слов в минуту) можно читать, только глядя в текст. Но ведь смотреть нужно не в текст, а прямо, на слушателя или слушателей, или на себя в зеркале

Как я начал читать вслух, и в чем тут прикол

Летом 2019 года я переехал в другой город и за несколько месяцев так и не оброс прочными знакомствами. Через несколько месяцев без регулярного человеческого общения я начал замечать, что моя речь заметно деградирует. Сначала в разговорах с посторонними я начал больше «экать» и тормозить, потом начал тупить. С какого-то момента я обнаружил что мне приходится напрягаться, чтобы сформулировать элементарные мысли даже в разговоре с продавцами в магазине.

Тогда я решил задать себе небольшую зарядку: ради эксперимента решил читать вслух хотя бы по несколько страниц в неделю. Проблему с деградирующей устной речью это практически не решило. Но я пристрастился! Оказалось, что в этом есть определенный кайф. Совершенно отдельный, своеобразный и весьма отличающийся от обычного чтения про себя.

Для начала, чтение вслух прекрасно вписывается в философию так называемой”медленной жизни”  — возврата к более медленному темпу существования и мышления, вопреки современной суетности. Адепты этого движения придумали довольно много забавных концепций, вроде «медленной еды», когда готовишь и ешь не торопясь, вдумчиво наслаждаясь; или «медленного путешествия», когда отправляешься в путь не впопыхах, а расслабленно и спонтанно.

Одним из самых любимых концептов фанатов «медленной жизни» стало “медленное чтение”  — процесс, во время которого плюешь на количество прочитанного и целиком отдаешься качеству. Я сам давно угорел по этой теме, задолго до того, как узнал о подобных идеях. В свое время я разом прочитал уйму литературы, учась в аспирантуре, и однажды просто перегорел. Книги начали ассоциироваться с работой и рутиной. К счастью, черепашье, вдумчивое и даже ленивое поглощение книг вернуло мне любовь к литературе. А чтение вслух — это самый верный способ проникнуться «медленным чтением». Как минимум потому, что скорость в этом случае по определению сильно ограничена.
 

Чтение вслух позволяет прочувствовать каждую метафору, каждый закидончик, который позволил себе автор, каждую эмоцию. Вдруг начинаешь понимать, насколько же певучей и плавной оказывается речь в книгах с хорошей стилистикой. Подобный текст приятно проговаривать, даже если сам по себе он не так уж интересен.

Еще один важный элемент чтения вслух в одиночестве — можно обезьянничать, что совершенно отдельный сорт удовольствия. Бывает ужасно смешно прочитать рассказ По или Лавкрафта замогильным полушепотом, или какое-нибудь эссе с нарочитой серьезностью, под конец не выдержав и начав смеяться. Если кто-то из героев вашего чтива вам неприятен или кажется пресным, его так и тянет передразнивать самым гнусным образом. Главное — не увлекаться, лишь иногда позволяя себе подобное, иначе это уже не чтение, а обыкновенное баловство.

Большой плюс чтения вслух — жестикуляция. Читая про себя, вряд ли попытаешься жестикулировать свободной рукой, однако вслух — напрашивается само. Возможно, потому что начинаешь чувствовать себя декламатором перед публикой. Герой хватается за голову — и ты сам невольно прикладывашь к ней ладонь. Отзывается о ком-то с презрением — и рука делает пренебрежительный жест. Все это получается само, спонтанно, и оттого мне даже начало казаться, что раньше, читая тихо и сидя спокойно, я лишал себя некой важной доли удовольствия от книги.

И, кстати, чтение вслух — лучший способ уснуть, если у вас легкая бессонница. Собственная монотонная речь убаюкивает лучше всяких подкастов и прочих

Как начать читать вслух, чтобы получить от этого кайф

Должен сразу сказать, что я не настолько поехал, чтобы читать абсолютно все вслух. Это до сих пор занимает едва ли треть моего «рациона».

Читать вслух нужно крайне избирательно, не всякая литература подойдет для этого. Для себя я определил, что лучшие варианты — это нечто образное, с прекрасным стилем и мастерски сделанными метафорами и описаниями. То есть большая часть беллетристики отпадает сразу.

Прекрасно подходят эссе (больше всего удовольствия получил от Умберто Эко), естественно, поэзия (читал всяких стародавних китайцев, вроде Ли Бо и Ду Фу — у них очень простой, ясный и лишенный надрыва стиль). Отлично зашли “Записки у изголовья”  Сэй Сёнагон, написанные придворной дамой японской императрицы в VIII веке, и которые я раньше совершенно не смог оценить, читая не вслух. Хорошо идут рассказы, полные смачных фантастических описаний. Изредка — что-нибудь философское, но лаконичное. Лао-цзы и Ларошфуко залетели как пирожки в печку.

Кроме этого советую попробовать читать с музыкой, которая, как это ни контринтуитивно, зачастую помогает сконцентрироваться и погрузиться в книгу, при этом нисколько не сбивая речь. Я выбирал нечто спокойное, вроде эмбиента и легкого джазца, но не удивлюсь, если вам зайдет и что-то более энергичное. Чтение вслух часто подкидывает сюрпризы.

Еще один важный совет — по возможности использовать во время чтения глубокое брюшное или диафрагмальное дыхание. Вообще, оно является физиологической нормой для человека, но в наше время, судя по всему, характерно далеко не для всех. Доходит до того, что мне, например, приходится учиться дышать правильно, а не как я привык, как бы дико это не звучало. Мы дышим слишком неглубоко и прерывисто, мало задействуя диафрагму — видимо, повинны сидячий образ жизни и специфика жизни горожанина. Впрочем, не претендую на истинное понимание вещей. Однако во время чтения вслух брюшное дыхание настроить весьма просто, зачастую оно напрашивается само — иначе попросту начинаешь быстро уставать.

А главное: не нужно пытаться превратить медленное и вдумчивое чтение вслух в привычку усилием воли. Это — вещь для удовольствия и отдыха. Попробуйте его, когда у вас возникнет потребность в абсолютной тишине (да, странно, но это так), уединении и расслаблении. Самое же крутое во всем процессе — это то, что вас будет слушать самая благодарная, самая лучшая публика в мире, то есть вы сами.

Дети должны уметь читать вслух.

«МАМА, прочитай нам сказку!»- просят мои детки перед сном, лёжа в кроватках.

И несмотря на усталость и загруженность, я беру в руки книгу и усаживаюсь рядышком с детишками. Все же есть что-то успокаивающее в чтении вслух.

Для ребенка такие моменты очень важны. Потому что это его заветное время, когда он находится наедине с родителем. Это только их время, в которое не может вклиниться звонок с работы и никто другой. Только вы и ваш малыш. Стоит помнить, что когда вы читаете ребенку его любимую сказку, он чувствует вашу заботу и любовь. К тому же малыш так быстрее уснет.

Однако современные мамы и папы настолько загружены на работе, что приходя домой, зачастую не остается сил для чтения. Хорошим вариантом будет чтение ребенка для вас. Если вы очень устали, а может был тяжелый день, настроение испорчено полностью, то попросите дочурку почитать для вас ее самую любимую сказку. Поверьте, это будет приятно и для вас и для ребенка. А для него это будет еще и очень полезно.

Устное чтение развивает речь. В процессе чтения ребенок слышит и слушает себя, что позволяет запоминать ему новые слова и речевые обороты. Он понимает, как надо произносить то или иное слово, где поставить речевое ударение и с каким еще словами можно его употреблять. Ребенок постарше уже читает не сказки, поэтому знание правильного произношения специальных терминов без всяких сомнений пригодится в школьной деятельности . Дело в том, что в процессе чтения, вы всегда можете остановить ребенка и подправить его, если какое-то слово он произнес неправильно. Также можно обсудить смысл прочитанного после окончания чтения. Таким образом, ребенок будет учиться понимать текст. Этот навык пригодится ему в абсолютно любой работе. Эти способности пригодятся и взрослому человеку.

Прочитанная вслух информация лучше усваивается.

Преподаватели в учебных заведениях часто просят читать вслух своих учеников , особенно в тех случаях, когда тот что-то не понимает или не может усвоить. Дело в том, что в процессе чтения вслух, читатель подсознательно полностью погружается в материал и перестает отвлекаться на внешние раздражители. Читая про себя, человек невольно может отвлечься на посторонние шумы и обращать внимание на ненужные разговоры.

Специалисты говорят, что в процессе изучения материала вслух работает три вида памяти.

  • Первым считают визуальную память. Человек пробегает глазами материал, запоминает то, что видят его глаза.
  • Вторым видом называют речевую память. Человек запоминает то, что произносит его губы.
  • Третьим видом считают слуховую память. Уши слышат то, что мы произносим и услышанная речь невольно усваивается. А в сочетании с другими видами памяти усваивается намного лучше.

Используя все три вида памяти, ученики способны усваивать объемный и сложный материал, при этом, не просто зазубривая его, а действительно понимая.

Также чтение вслух повышает способности к коммуникации и развивает эрудицию. Такой вид чтения помогает человеку стать более уверенным в себе.

Чтение вслух: как читать и что читать?

Рекомендуется читать вслух неторопливо, хорошо выговаривая фразы и слова, выразительно расставляя акценты и паузы. Артистически озвучивайте различных персонажей при этом сохраняя тон живого рассказа. Литература подойдет любая. Здесь все зависит от ваших интересов и предпочтений. Оптимальное время для чтения каждый определяет индивидуально. Если вы хотите сделать свою речь более гладкой и выразительной, то чтение вслух должно занимать не менее получаса в день.

Полезный вид досуга.

Конечно, читать или нет, дело абсолютно каждого человека. Чтение вслух позволяет непрерывно совершенствовать память и речь и навсегда остается одним из полезных занятий. Главное правильно организовать свое свободное время и провести его с удовольствием.Для некоторых нет ничего лучше, чем залезть в любимое кресло-качалку, взять интересную книгу и погрузиться в чтение, отдалившись при этом от всех проблем и забот. Безусловно, чтение очень полезное занятие, а уже вслух или нет, выбирать только вам.

Эффективные упражнения

Ораторское мастерство не только позволяет контролировать ситуацию, но и управлять ею. Чаще всего красноречие является приобретенной способностью и ее можно тренировать. Выясним, какие упражнения нужно делать:

  1. Громкое чтение. Для развития гибкости голоса и его силы, нужно читать текст с изменением тональности. Делаются переходы от тихого произношения к громкому и наоборот. В такой технике произносятся и протяженные гласные. Голос может звучать ниже, чем обычно.
  2. Пересказ прочитанного. Прочитанные произведения пересказываются своими словами. Важное внимание стоит уделять деталям, а также стараться запомнить больше информации.
  3. Поиск ключевых слов. Для развития речевого мышления нужно определять, какие слова в тексте являются ключевыми. Нужно постараться подбирать для них новые формулировки.
  4. Перефразирование. Данное упражнение помогает выявлять основную мысль. После прочтения небольшого текста, нужно передать содержащуюся в нем информацию с помощью одного предложения.
  5. Простота речи. Чтобы избавиться от слов паразитов, нужно записать текст на диктофон, а затем прослушать его и отметить предложения с такими словами. После этого текст проговаривается снова, но уже в правильном варианте.
  6. Скороговорки позволяют научиться проговаривать речь быстрее, но сохранять при этом правильное произношение.
  7. Чтение по складам. Техника помогает выработать отчетливое и свободное произношение. Любой текст нужно читать медленно и по складам. Важно обращать внимание на четкость и правильность звуков.
  8. Чтение стихов. Работа с рифмованными произведениями позволяет быстрее запомнить правильные постановки ударений в словах.

Упражнения рекомендуется делать чаще, но при этом важно делать перерывы. Четкости и ясности речи можно добиться с помощью правильного дыхания. А это можно вырабатывать, применяя специальную дыхательную гимнастику.

Проблемы нет

Даже если не получается хорошо читать вслух – это не проблема, а новая цель. Следует начать читать вслух для развития полезного навыка. Для этого понадобится прочитывать различные тексты. Это хороший способ не только научится с выражением читать, но и пополнить свой лексикон новыми фразами и словами.

Что можно читать вслух

Тренироваться можно на сказках, историях и интересных притчах. Стоит начать с коротких рассказов. При этом не возникает желания быстро дочитать произведение. Подобная проза хорошо написана.

Правила чтения

Читать следует не спеша и даже медленно. В минуту не должно звучать более 100 слов. А лучше 40-60 слов.

При обычной скорости чтения в 120 слов в минуту, не получается уделять внимание интонациям, паузам и жестам. На такой скорости мозг может только читать, а усваивать слова не успевает. При данных показателях чтение возможно при постоянном подглядывании в текст. Но нужно успевать смотреть и на слушателей.

Важно соблюдать следующие правила:

  1. Нужно читать медленно. Сначала это сложно сделать, так как про себя чтение намного быстрее.
  2. Следует четко проговаривать слова.
  3. Читать нужно с выражением и расстановкой с паузами и ударениями.
  4. Рекомендуется тренироваться озвучивать прямую речь персонажей, произнося текст в разной тональности.

Важное значение имеет и время для чтения. Оптимальное время — по полчаса в день. Уже через месяц постоянных тренировок будут заметны первые результаты. Речь станет более красивой и гладкой. Улучшится способность быстро подбирать слова для выражения мыслей.

Читаемый текст можно записывать на диктофон. Это позволит обратить внимание на ошибки и отметить особенности речи.

Медленное чтение

Только при медленном чтении можно контролировать свой голос и речь. Необходимо стараться изменять фразы. Проговаривать слова громче, быстрее или тише. Стоит менять и интонацию.

Тренировка перед зеркалом

Прежде чем выступать перед публикой, нужно потренироваться читать вслух себе. Это можно делать без диктофона, но глядя на свое отражение в зеркале. При произношении каждой фразы необходимо смотреть себе в глаза.

При выполнении упражнения ошибкой считается произнесение слов, когда еще не видно глаз.

Прослушивание записей

В процессе чтения нужно включить видеокамеру или веб камеру на запись. Это позволит прослушать свою речь и внести корректировки. Важно выявить посторонние междометия – «э-ээ» и «м-мм». Голос не должен быть монотонным. Звучание должно иметь разнообразные интонации.

Тренировка на одном тексте

Особенно полезно перечитывать один и тот же текст, чем перелистывать новые произведения. При таком подходе можно контролировать результат.

Реакция на свой голос

Многим ораторам не нравится звучание своего голоса. Подобная реакция считается нормальной для подсознания. При этом выступающим не нравятся звуки своего голоса, но кажутся привлекательными чужие голоса. К звучанию своего голоса из динамиков нужно привыкнуть. Этот процесс занимает какое-то время.

Восприятие собственного видео

Также, как и звучание собственного голоса, многим не нравится в первый раз и свое видео изображение. Со временем ораторы привыкают и к своему видео — изображению. Кроме, привыкания к собственному голосу и видео, нужно выполнить анализ собственной речи.

Правила ораторского искусства

Хороший оратор должен обладать особым умением, знаниями основ психологии и актерского мастерства. Задача выступающего – донести до аудитории информацию и вызвать интерес у аудитории.

На качество речи влияют следующие составляющие:

  1. Объективность. Информация должна быть правдивой, а речь – непредвзятой.
  2. Лаконичность. Слишком длинные монологи вызывают у слушателей отрицательные эмоции и раздражительность.
  3. Ясность. Важно умение объяснять сложные темы простыми фразами.
  4. Образность. В качестве примеров рекомендуется применять истории из реальной жизни.
  5. Напряжение. Слушателей необходимо заинтересовать и заинтриговать, чтобы сохранять напряжение.
  6. Неожиданность. Нестандартные решения позволяют повысить интерес аудитории.
  7. Стиль. Не рекомендуется во время речи применять возвышенных и пафосных слов.

Свести на нет подготовку к выступлению, может сильное волнение. Страхи и неуверенность в себе мешают новичкам выражать свои мысли. Для решения проблемы стоит разобраться со своими страхами, и определить их причину. Это могут быть детские комплексы, последствия строгого воспитания и болезненное самолюбие. Чтобы преодолеть волнения применяются различные методики. Успокоиться поможет аутотренинг, медитация, отдых и подготовка.

Умение правильно говорить требует всестороннего и комплексного подхода, предполагающего применение аудио- и видео материалов, а также печатной литературы. Регулярные тренировки позволят добиться хороших результатов и стать профессиональным чтецом с листа

Источники

  • https://vdecrete.ru/razvitie/doshkolnoe-razvitie-rebenka/chtenie-detyam-do-3-let-polza-chteniya-chto-i-kak-pravilno-chitat-rebenku
  • https://www.galacentre.ru/detstvo/articles/pochemu-vazhno-chitat-detyam-knigi-12-prichin-ot-psikhologov.php
  • https://bolsunov.com/chtenie-vslux/
  • https://zen.yandex.ru/media/learnenglishfast/chem-polezno-chtenie-vsluh-na-russkom-iili-angliiskom-5ca5c9893aaf7b00b2c31104
  • https://disgustingmen.com/zhizn/reading-out-loud/
  • https://micrusha.ru/chem-polezno-chtenie-vsluh
  • https://www.ritorika-msk.ru/articles/kak-nuzhno-chitat-vsluh-sovershenstvovanie-navyikov-oratorskogo-iskusstva/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лайфхаки на каждый день, полезные советы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: