Как включать мозги: способы заставить работать мозг, эффективные методы, советы и рекомендации

Содержание
  1. Мозг постоянно меняется и учится
  2. Таким образом, современная наука пришла к окончательному выводу, что мозг способен меняться всю жизнь, а следовательно, обучение — это естественное и перманентное его состояние. Потому и заставлять никого не надо — нужно только создать такие условия, в которых мозг будет учиться тому, чему хотите научиться вы сами (иначе он усвоит что-нибудь бесполезное вроде очередной дурной привычки).
  3. Правда ли, что мозг работает только на 10%?
  4. Почему мозг не хочет учиться
  5. Что под капотом
  6. Принцип работы мозга
  7. Почему мы пользуемся мозгом неправильно
  8. Как расфокусировался Дали
  9. Что общего между памятью и мышцами штангиста
  10. Как заставить ЦНС работать быстрее
  11. Развитие ребенка или как возраст влияет на работоспособность ЦНС
  12. Способы повышения активности мозговых структур
  13. Общие моменты
  14. Пейте кофе
  15. Занимайтесь спортом
  16. Ищите позитив
  17. Смейтесь чаще
  18. Ешьте рыбу
  19. Бывайте на природе
  20. Сосредоточение на мелочах
  21. Осанка и кровообращение
  22. Воспользуйтесь преимуществами эффекта интервала
  23. Тренируйте подкорковые узлы головного мозга
  24. Спите
  25. Не злоупотребляйте алкоголем, не курите, будьте физически активными
  26. Переключайтесь между сфокусированным и расслабленным режимом работы мозга
  27. Используйте метафоры
  28. Повторяйте новую информацию
  29. Дайте мозгу время
  30. Практикуйтесь
  31. Нужно по-разному учить женщин и мужчин
  32. Занятия музыкой
  33. Забывание, отвлечение, перерывы и сон
  34. Тренировка памяти
  35. Любое обучение постепенно меняет ваш мозг
  36. Старайтесь свести стресс в вашей жизни до минимума
  37. Перестаньте пытаться делать несколько дел одновременно
  38. Способы заставить мозг работать на 100%
  39. Как найти мотивацию и получать удовольствие от обучения
  40. Исследовательское поведение — врожденная потребность человека, связанная с выживаемостью, такая же как сон, продолжение рода, добывание пищи.
  41. Но даже если человек учится в одиночестве, награда за каждый пройденный этап, ценная именно для него, может сильно ускорить процесс. Например, для меломана обещание купить редкую пластинку после каждых 250 новых слов иностранного языка, выученных им, — хорошая мотивация.
  42. Когда ваше обучение встроено в мечту, которую вы подпитываете воображением, у мозга будет больше мотивации учиться. Лучше всего, если новый навык связан с желанием эволюционно преуспеть: сделать карьеру, найти хорошего партнера, получить статус и славу, переехать в страну с высоким уровнем жизни, заработать на безбедную старость — что-нибудь выживательное.
  43. Что мешает мозгу эффективно учиться
  44. Недосып
  45. Интеллектуальные занятия часто предполагают малоподвижный образ жизни — а ведь парадоксальным образом именно он дурно сказывается на умственных способностях!
  46. Стресс
  47. Плохое питание
  48. Комплексная диета для работы мозга
  49. Опасная пища
  50. Омега-3
  51. Соль
  52. Алкоголь
  53. Фрукты
  54. Овощи
  55. Питьевой режим
  56. Белок

Мозг постоянно меняется и учится

Мозг создан природой таким, чтобы все время находиться в процессе обучения. Его способность трансформироваться, приобретая тот или иной опыт, и сохранять эти изменения называется «нейропластичность» — термин, подчеркивающий отличие сегодняшнего взгляда на проблему от бытовавшего ранее.

Еще недавно считалось, что мозг — это вещь в себе, как точно настроенный и запрограммированный самостоятельный механизм. Как черный ящик внутри черепной коробки, до которого не докопаешься. Затем ученые стали находить доказательства того, что этот орган не рождается «готовым», а активно взаимодействует с окружающей средой, пока формируется.

Прежде всего, об этом свидетельствовали исследования так называемых детей-маугли: брошенные в дикой природе, не слышавшие человеческой речи, они не могли освоить навыки принятого в обществе поведения и улучшить свои интеллектуальные способности до состояния взрослого, отставая в развитии всю жизнь (обычно не очень долгую). Вскоре стало очевидно, что детский мозг пластичен, период такой податливости назвали «критическим», потому что восполнить недостаток обучения в это время в дальнейшем уже невозможно.

В середине прошлого века опыты на мышах показали, что развитие в обогащенной всякими игрушками и активностями среде делает кору полушарий толще, а у тех грызунов, что росли в скучной и бедной обстановке, подобных изменений не наблюдалось.

Нейрокартина мира окончательно изменилась, когда было доказано, что мозг, обучаясь, способен расти и у взрослых людей. Классический пример, подтверждающий справедливость этого утверждения, — результаты, полученные в серии исследований лондонских таксистов. Водители запоминали подробные карты огромного города для сдачи экзамена: чем больше знал испытуемый, тем крупнее был его гиппокамп — отдел, отвечающий за память.

Таким образом, современная наука пришла к окончательному выводу, что мозг способен меняться всю жизнь, а следовательно, обучение — это естественное и перманентное его состояние. Потому и заставлять никого не надо — нужно только создать такие условия, в которых мозг будет учиться тому, чему хотите научиться вы сами (иначе он усвоит что-нибудь бесполезное вроде очередной дурной привычки).

Для того чтобы это произошло, необходимы (кроме собственно мозга) несколько компонентов: мотивация — чтобы активизировать его ресурсы; внимание — чтобы обратить его на определенный предмет; память — чтобы усвоить узнанное; творческая свобода — чтобы позволить мозгу построить новые связи. И отсутствие препятствий в этом сложном процессе.

Правда ли, что мозг работает только на 10%?

Несмотря на то, что ученые убеждены в использовании мозга на 10-15%, другие специалисты утверждают, что это миф. Для подтверждения этого приводятся веские аргументы:

  • Исследования нарушений работы мозга человека показали, что и минимальные повреждения приводят к губительным последствиям. Если бы 90% человеческого мозга не использовались, то их повреждение никаким образом не влияло бы на способности людей;
  • Если бы 90% от объема мозга были бы бесполезны, то он имел бы меньший размер, в виду отсутствия потребности в нем. Человеческий мозг требует до 20% всей энергии организма, при этом составляя 3% массы тела. Если бы только 10% человеческого мозга были нужны, то в процессе эволюционного развития преимущество было бы у биологического вида с меньшим объемом головного мозга;
  • Современные технологии позволяют путем томографии наблюдать за работой мозга. В процессе исследований выяснилось, что человеческий мозг проявляет жизненную активность и во время сна. Все зоны мозга производят импульсы, если в органе не обнаружено повреждений;
  • Работа мозга четко структурирована. Каждый отдел человеческого мозга отвечает за конкретную функцию. Отделений органа, не выполняющих никакой обязательной работы, в процессе исследований обнаружено не было;
  • Анализ микроструктуры человеческого мозга показал, что все его клетки и нейроны активны. Если бы мозг функционировал только на 10% это бы заметили;
  • Неактивные клетки с течением времени отмирают. Если бы 90% мозга не функционировало, то при вскрытии черепной коробки было бы обнаружено масштабное отмирание клеток. В действительности это не так.

Напрашивается вывод, что теория об использовании 10% мозга, не более чем необоснованный миф. Человек задействует все области мозга, но не на все 100%. Чтобы понять, как простимулировать мозговую активность, следует выяснить, как работает человеческий мозг.

Теория о том, что мозг работает лишь на 10% — не более чем миф!

Почему мозг не хочет учиться

Хорошая новость: вы не можете понять и правильно применить рекурсию не из-за лени или отсутствия способностей к программированию. Трудности при изучении нового материала у большинства людей возникают из-за неправильного использования мозга. Это как с топором: если сильно постараться, бревно можно расколоть обухом. Но гораздо эффективнее рубить острием.

Профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего Барбара Окли говорит, что наш мозг работает в двух режимах. Это сосредоточенный и расслабленный или рассеянный режим. Оба режима важны для успешного обучения или работы. Поэтому их важно понимать и уметь правильно использовать.

Сосредоточенный режим включается, когда мы решаем сложные и нетривиальные задачи. Также он работает, когда мы пытаемся понять что-то новое, занимаемся неизвестной нам прикладной деятельностью. Например, если вы никогда не пользовались китайскими палочками и осваиваете этот инструмент, мозг работает в сосредоточенном режиме.

Чтобы включить сфокусированный режим, попробуйте съесть суп китайскими палочками

Что под капотом

Чтобы заглянуть под капот, то есть в черепную коробку, представьте звездное небо. Звезды на нем – нервные клетки или нейроны. Чтобы решить конкретную задачу, нервные клетки должны связаться друг с другом или образовать нейронные связи. Это можно представить в качестве созвездий.

Для решения любой задачи, например, поездки на велосипеде, объявления переменной, использования зубной щетки, на нашей персональной звездной карте есть свои созвездия или нейронные связи.

Нейронные связи нужны для решения любой задачи

Когда человек делает что-то привычное, например, берет в руки ложку, печатает текст на клавиатуре или бреется, мозг использует существующие нейронные связи. Нервные клетки связываются друг с другом по привычным маршрутам. Поэтому мы едим суп или крутим педали велосипеда не задумываясь. Мозг работает в расслабленном режиме.

Когда человек делает что-то новое, например, изучает Python или пытается съесть суп китайскими палочками, мозг вынужден создавать новые нейронные связи. Нервные импульсы словно прокладывают новые пути на звездной карте мозга. Эти пути соединяются в новые созвездия. Но перед образованием синапсов нервный импульс вынужден попробовать огромное количество вариантов, десятки тысяч раз провалиться в черные дыры и столкнуться с остывшими звездами.

Синапс – место контакта нейронов, в котором происходит обмен нервными импульсами.

Когда мы изучаем новое, мозг работает в сфокусированном режиме. Это менее эффективный и более энергозатратный режим работы. Чтобы найти путь и объединиться в созвездия, нейрон посылает нервные импульсы в десятки тысяч ложных направлений.

Чтобы создать новые связи (красный), нейроны вынуждены посылать нервные импульсы в ложных направлениях (желтый)

Вы уже поняли, почему нам трудно учиться? Сфокусированный режим энергозатратен, поэтому мозг не может долго его поддерживать. Усталость, сонливость и даже прокрастинация – защитные реакции или ловушки мозга. Он хочет назад в расслабленный режим, поэтому напоминает нам о соцсетях и чае.

Принцип работы мозга

Чтобы понять, как заставить свой мозг работать быстрее и эффективнее, нужно разобраться в механизме мозговой деятельности. В мозге расположены центры, которые отвечают за двигательную активность, когнитивные способности, эмоции. Сенсорные зоны коры воспринимают информацию, поступающую от органов слуха и зрения, а также от кожных рецепторов.

Новорожденный ребенок видит свет, но не воспринимает его сознательно, потому что в его мозге недостаточно нейрональных связей, передающих информацию от органов зрения в корковые отделы. Младенец наблюдает за окружающим миром, постепенно формируются связи между нейронами, что позволяет различать силуэты, предметы, цветовые оттенки.

Чем больше ребенок задействует органы зрения в процессе изучения внешнего мира, тем интенсивнее развиваются нейрональные сети. Полноценное использование мозга предполагает его тренировку, причем с самого раннего детства. Именно в детском возрасте мозговые структуры наиболее пластичны и восприимчивы к освоению новой информации и навыков. Чем больше человек нагружает мозговое вещество, тем эффективнее мозговая деятельность.

Чем моложе человек, тем быстрее он учится, лучше приспосабливается к изменениям внешней среды. К примеру, дети быстрее взрослых осваивают компьютерную грамоту и изучают иностранные языки. Исследователи подтвердили эффективность методик, которые многие люди используют, чтобы развивать мозг на 100 процентов. Комплексный подход и регулярные занятия – залог успеха в любом начинании.

Почему мы пользуемся мозгом неправильно

Еще одна хорошая новость: расслабленный режим работы мозга так же важен и полезен для обучения и решения прикладных задач, как сфокусированный. То есть в режиме расслабления мозг не сачкует, а работает. Прелесть в том, что это происходит без активных усилий с нашей стороны.

Это проще всего понять на примере умений и навыков. Представьте человека, который учится вязать. Сначала он усваивает теорию и приобретает знания. Он знает, как вязать, но не умеет делать этого. Потом человек берет в руки спицы и вяжет несколько рядов. Теперь он умеет вязать. Но чтобы сделать каждую петлю, он должен сосредоточиться. Когда человек свяжет 100 тыс. рядов, он сможет вязать как ваша бабушка: глядя на экран ТВ или даже в полудреме.

Навык – доведенное до автоматизма умение. Новичок умеет вязать. Чтобы сделать петлю, его мозг должен сфокусироваться и работать в энергозатратном режиме. У бабушки сформирован навык вязания. Она может связать свитер, не фокусируясь на петлях и рядках. Ее мозг работает в расслабленном режиме. Поэтому бабушка думает о свитере, а не о движениях спиц.

Во время вязания бабушке не нужно напрягаться и постоянно думать о петлях

Думая, что освоить что-то новое можно только в сфокусированном режиме, вы неправильно пользуетесь мозгом. Чтобы эффективно учиться, а также для успешной повседневной деятельности, важны оба режима работы.

В сфокусированном режиме вы узнаете новые факты и приобретаете умения. В расслабленном режиме вы осмысливаете информацию, получаете целостную картину и закрепляете умения. Более того, мозг генерирует новые идеи, когда работает в расфокусированном режиме.

Как расфокусировался Дали

Знаменитый художник-сюрреалист Сальвадор Дали использовал интересный прием, чтобы искать идеи для картин. Он садился в удобное кресло, расслаблялся и закрывал глаза. В руке он держал связку ключей. Дали погружался в полусон, его тело расслаблялось.

В какой-то момент рука выпускала ключи, а громкий звук от их падения будил художника. Он тут же начинал творить, чтобы не забыть полученные в состоянии между сном и бодрствованием идеи. Таким же приемом пользовался изобретатель Томас Эдисон.

Сальвадор Дали форсировал переход из сфокусированного в расслабленный режим работы мозга

Что общего между памятью и мышцами штангиста

Хорошая новость номер три: память можно тренировать. Этим она похожа на мышцы штангиста. Но тренироваться нужно правильно. Память и мышцы невозможно развить за день или за неделю. Только не вспоминайте про синтоловых качков и психостимуляторы. Это исключения, поэтому они подтверждают правила.

Мышечная сила нарабатывается постепенно

Память человека можно сравнить с памятью компьютера. Как и у железных помощников, у нас есть оперативная память. Ее объем ограничен: по последним данным, в нем эффективно удерживаются до четырех блоков информации.

У нас есть долгосрочная память. На условном жестком диске хранятся колоссальные объемы информации. Какие-то сведения мы вспоминаем без усилий. Человек отлично знает адрес своего дома, хоть и не держит эту информацию в оперативной памяти. Но он регулярно обращается к отделу мозга, в котором хранится адрес. Например, это происходит, когда он вызывает такси или заказывает пиццу.

Какие-то сведения мы вспоминаем с усилиями. Как фамилия девчонки, которую вы дергали за косу в первом классе? Как звали воспитательницу в детском саду? Человек редко обращается к отделам мозга с этой информацией, поэтому для поиска путей к данным мозг должен приложить усилия.

Большую часть информации мы забываем. Она не стирается безвозвратно, а хранится в дальних уголках нашего «жесткого диска». Но мозг не знает путей к этим данным, так как никогда к ним не обращается.

Кстати, пословица «ума палата, да ключ потерян» очень хорошо описывает принцип работы долгосрочной памяти. Если мозг не знает ключа к нужному отделу памяти, данные в нем останутся недоступными.

Чтобы эффективно учиться и запоминать новую информацию, надо научить мозг находить пути к нужным отделам долгосрочной памяти. Достаточно регулярно загружать сведения в оперативную память. То есть тем или иным способом использовать и повторять информацию.

Как заставить ЦНС работать быстрее

Ответить на этот вопрос нам помогут шахматы. Шахматисты высокого уровня тратят огромное количество времени на подготовку к турнирам и это неудивительно.

Тренировка памяти, быстрота реакции, способность принимать важные решения в условиях ограниченного времени, просчет вариантов партии на 30 – 40 ходов вперед — все это делает занятие профессиональными шахматами нелегким делом.

Все шахматисты премиум класса активно занимаются спортом и это несмотря на то, что шахматы тяжело связать с физическими нагрузками, а большую часть партии противники проводят, сидя в удобных креслах.

Наш организм – взаимосвязанная система. Правильная работа мозга зависит от многих факторов:

  • четко выверенный режим (сон, принятие пищи, прогулки на свежем воздухе, физические нагрузки)
  • правильное питание, диета
  • грамотное чередование периодов нагрузок и времени на отдых
  • правильное эмоциональное состояние
  • мотивация
  • бытовой комфорт

Один из простых ответов на вопрос как заставить мозг работать максимально эффективно, будет звучать так – ведите здоровый образ жизни!

Мозг, как и мышцы следует упражнять!

Не избегайте нового. Попадая в непривычную для вас обстановку или сталкиваясь с очередной проблемой требующей нестандартного решения вы заставляете свой мозг работать. Это должно войти в привычку.

Со временем многие задачи, казавшиеся ранее сложными уравнениями, превратятся в развлекательные головоломки. Мощность главного процессора напрямую связана с объемом перерабатываемой информации.

Главное – чувство меры. Не стоит излишне перегружать себя работой, но стоять на месте не получится. Либо ты медленно и уверенно развиваешься, либо спускаешься на ступеньку вниз.

Развитие ребенка или как возраст влияет на работоспособность ЦНС

Большинство ученых придерживаются гипотезы о наличии у человека врожденной способности к обучению. Правда это способность имеет свои возрастные ограничения.

Яркий пример этого феномена «Маугли» — ребенка выросшего в дикой среде. Мальчик не имел контактов с людьми.Попав в цивилизованное общество в подростковом возрасте он так и не научился внятно говорить и не смог стать полноценным членом социума.

Профессиональные спортсмены, добившиеся высоких результатов, начинали свое обучение в раннем детском возрасте.

Мозг ребенка восприимчив ко всему новому, но если в определенном возрасте не заложить основы, со временем это будет сделать труднее. Считается, что физиологически мозг человека продолжает свой рост примерно до 24-26 лет.

Далее выносливость и креативность постепенно уступает место опыту и профессиональной интуиции.

Способы повышения активности мозговых структур

Ученые сходятся во мнении, использовать мозг на 100 процентов можно, если заниматься по программам, разработанным, такими специалистами, как неврологи и нейробиологи. Инструментальные тесты, которые проводят нейробиологи, наблюдая в течение нескольких дней за испытуемыми, указывают на повышение активности мозговых структур от умственных и физических нагрузок.

Последние исследования показывают, физические упражнения стимулируют познавательные способности и укрепляют память. Этот вывод сделали после проведения эксперимента. Ученые предложили испытуемым в одной группе в перерыве между выполнением профессиональных обязанностей делать гимнастику. Участники другой группы в это время просто пассивно отдыхали. После перерыва участники первой группы продемонстрировали более высокие результаты в решении интеллектуальных задач.

Ученые объясняют подобные итоги усиленным высвобождением факторов роста – химических веществ (нейротропные мозговые факторы, известные так же как BDNF), которые образуются в организме под влиянием физических нагрузок. Эти вещества делают мозг пластичным, что заставляет его работать максимально эффективно.

Работая в таком режиме, мозговые структуры лучше воспринимают и обрабатывают поступающие извне зрительные, слуховые, тактильные стимулы, а также запоминают информацию, связанную с ними. Чем больше вырабатывается BDNF, тем проще человеку запоминать новые сведения и меньше усилий требуется для выполнения разноплановых задач. Что делать, чтобы задействовать весь мозг на сто процентов:

  1. Употреблять рыбу жирных сортов. Содержащиеся в продукте полиненасыщенные жирные кислоты стимулируют образование новых связей между нейронами. Полезные жиры участвуют в процессе созревания молодых нейронов, что обуславливает связь между качеством еды и умственными способностями. Дефицит полиненасыщенных жирных кислот в организме коррелирует с подверженностью стрессам и развитием депрессии.
  2. Медитировать. Нейробиологи медицинской школы, открытой при Гарвардском университете, считают, что 10-минутная ежедневная медитация способна прокачать мозг и повысить его функциональность. Научные исследования показали, что у людей, практикующих медитацию в течение продолжительного периода времени, активность структур поясной коры сзади понижена. Этот отдел коркового слоя ответственен за свободные размышления, известные как блуждание ума и нередко отвлекающие человека от выполнения поставленных задач. Повышенная активность поясной коры в задней части приводит к ухудшению концентрации внимания.
  3. Заниматься йогой. Занятия йогой оказывают действие, аналогичное медитации – помогают сосредотачиваться на поставленных целях и не отвлекаться от действительности. Чтобы ощутить результат, нужно уделять йоге 20 минут ежедневно.
  4. Пить воду. Выпитый утром натощак стакан воды подарит ощущение бодрости на целый день. Ученые связывают эффект с положительным воздействием воды на работу желудочно-кишечного тракта, что в свою очередь приводит к адекватной деятельности всех других систем организма.
  5. Замечать детали. К примеру, ученые считают, достаточно научиться выделять тонкие оттенки разных запахов, чтобы усилить мозговую активность. Исследования показывают, вдыхая аромат базилика, лаванды, розы, мелиссы, удастся улучшить способность концентрировать внимание.
  6. Смотреть на мир позитивно. Человеку, который ничего не боится, не переживает, пребывает в отличном расположении духа, легче разогнать мозг. Ему без труда даются сложные дела, в том числе требующие привлечения собственных интеллектуальных ресурсов.

Чтобы результативно прокачивать и развить свой мозг до максимума, пользуются рекомендациями неврологов, которые подчеркивают, как важно чередовать нагрузки и отдых. Мыслительные процессы запускаются с новой силой, когда нейрональные структуры получают адекватные нагрузки. Но как любой орган мозг нуждается в отдыхе. Спокойный и продолжительный сон вернет работоспособность мозговому веществу и повысит жизненный тонус всего организма. Другие способы полностью задействовать мозг:

  • Ограничить поток информации. Тщательный отбор сведений, которые ежедневно перерабатывает мозг, поможет сконцентрироваться на важных задачах и значимых делах, отодвинуть на второй план второстепенную информацию. Свои контакты с окружающим миром нужно строить осознанно, расставляя приоритеты и учитывая степень важности поступающих извне данных. Можно сэкономить время и интеллектуальные ресурсы, сократив беспредметное общение в социальных сетях.
  • Тренировать внимательность. Приучите себя замечать малейшие детали. Этот навык поможет сосредотачиваться на важных вещах и моментах. Чтобы улучшить функцию концентрации внимания, делают дыхательное или любое другое упражнение, четко контролируя малейшее действие и движение. Из осознанных, не автоматических движений складывается детальное восприятие действительности.
  • Довериться интуиции. Чтобы улучшить функции ЦНС, нужно обращать внимание на факторы, которые способствуют достижению этой цели. Если вы заметили, что намного плодотворнее работаете после 30-минутной прогулки на свежем воздухе, не отказывайте себе в удовольствии ежедневно совершать променад.

Существуют действенные методики, которые помогают запоминать и применять на практике массивы информации. Важно найти свой персональный способ улучшения памяти, чтобы удерживать в голове полезные данные, при необходимости «нажимая» на кнопки и извлекая актуальные факты и сведения.

Общие моменты

Как заставить свои мозги работать? Существует масса советов по этому поводу. Начиная от самых простых, вроде приема кофе, и заканчивая советом о посещении специальных психологических курсов, где учат очищать мозг.

Как включать мозги на самом деле? И возможно ли решение такой задачи? Возможно все! О том, как активировать работу головного мозга, мы расскажем ниже.

Пейте кофе

Как заставить мозг работать в любом возрасте? Начните с самого простого. Выпивайте по утрам чашку кофе. Только не самого дешевого, растворимого, а хорошего и качественного – натурального молотого.

Можно сослаться на отсутствие денег для покупки кофе-машины. А можно пойти в магазин и купить продукт для варки в турке. Он, может быть, не так вкусен, как из кофе-машины, но пользы явно больше.

Выбирайте такие сорта, как арабика и робуста. Обращайте внимание на степень прожарки зерен. Для приготовления в турке подходит итальянская, максимальная.

И еще один важный момент: варить кофе нужно правильно. Кладем в турку одну чайную ложку (из расчета на чашку объемом 50 мл). Добавляем по желанию сахар. Заливаем холодной водой, ставим на медленный огонь. Как только пена поднялась, быстро снимаем ее и выключаем плиту.

Кофе наливаем в чашку, сверху укладываем пену. Готово, можно наслаждаться напитком. С его помощью вы включите и мозги, и сердце.

Занимайтесь спортом

Казалось бы, примитивный и банальный совет. Но не зря же для активной работы сердца и поддержания сосудов в тонусе рекомендуют кардионагрузки. Когда мы активно двигаемся, это служит хорошим стимулом для сердца.

А еще спорт помогает разгрузить мозг. Во время бега или других интенсивных занятий мы можем себе позволить выкинуть все мысли из головы, отключив умственную деятельность. Из спортзала люди выходят уставшие физически. Но мозг при этом – как новенький. Спорт – это один из ответов на вопрос о том, как повысить энергию организма и активизировать мозг.

Ищите позитив

Мы живем в эпоху сумасшедших стрессов. Ритм жизни очень сложный, время летит, а надо успеть за день многое. Естественно, что на работу головного мозга влияет этот ритм. Его клетки не всегда успевают за поставленными задачами.

Негатив влияет на нервную систему и деятельность мозга. Последний при повышенном количестве плохой информации начинает замирать и “впадать в спячку”. Как включать мозги, когда они просто отказываются слушаться?

Находите позитивные моменты. Опоздали на автобус после работы? Пройдите хотя бы одну остановку пешком. Мы не так часто позволяем себе гулять, возвращаясь с работы.

Ребенок получил двойку? Не самая большая проблема в жизни. Двойка исправима, вспомните себя. Неужели вы никогда не получали “лебедя”? Было бы из-за чего нервничать.

Смейтесь чаще

Как повысить энергию организма и активизировать мозг? Смехом, конечно же. Он продлевает жизнь.

Когда мы смеемся, то получаем удовольствие. Происходит выделение эндорфина – гормона радости. Это позволяет мозгу начать активную работу.

Ешьте рыбу

Как включать мозги? Добавить в рацион рыбу жирных сортов. Омега-3, содержащаяся в ней, помогает расти нейронным связям. И отвечает за то, чтобы молодые нейроны достигли зрелости.

Не любите рыбу? Купите в аптеке добавки, содержащие омега-3. Это лучше, чем совсем ничего.

Бывайте на природе

Как заставить мозг работать в любом возрасте? Чаще бывать на природе. Особенно весной и летом. Созерцание пейзажей, насыщенных красотой, воздействует на человека, как волшебство. А если в это время еще и физические упражнения выполнять, результат окажется ошеломительным.

Кстати, этот совет приведен в одном из номеров журнала Forbes.

Сосредоточение на мелочах

Как активировать мозг? Делайте акценты на том, что кажется совсем несущественным.

Был проведен эксперимент. От людей требовалось дать характеристику обычной ручке. Кто-то отмечал тонкий стержень, кто-то говорил о том, что ее удобно держать. Но организаторы эксперимента лишь улыбались и просили смотреть глубже. Тут началось самое интересное. Испытуемые стали обращать внимание на то, чего раньше не замечали. К примеру, было отмечено, что ручка совсем не гнется, а пластмасса, из которой она состоит – грубая. Зато не остались без внимания достоинства стержня. Он мягкий, не царапает бумагу и не оставляет следов после себя.

Осанка и кровообращение

Активизировать работу мозга можно с помощью собственной осанки. Ученые провели исследования, которые подтвердили: думать легче, когда сидишь с прямой спиной, смотришь вверх или перед собой.

Что касается кровообращения, то здесь рекомендации таковы:

  1. Обязательно восстанавливайте циркуляцию крови.

  2. Приходится подолгу находиться в сидящем положении? Раз в час уделяйте две минуты на то, чтобы походить и размять мышцы.

Воспользуйтесь преимуществами эффекта интервала

Приобретение навыков – это не событие, а скорее процесс. Если вы действительно хотите овладеть новым навыком, гораздо лучше регулярно посвящать этому небольшое количество времени в течение длительного периода, чем много времени сразу. Здесь работает эффект, который ученые называют «эффектом интервала». Его суть в том, что развитие навыков происходит более эффективно, когда обучение распределено во времени.

Вы, возможно, думаете: «Однако, разве этот способ не потребует большего количества времени?» Не обязательно. Дело в том, что, как выяснили исследователи, эффект интервала улучшает запоминание, и распределение учебного процесса в течение определенного периода снижает вероятность того, что вам придется возвращаться назад, чтобы освежить полученные знания (или вообще начать заново) неделю, месяц или год спустя.

С конца XIX века психологи (и все, кто когда-либо зубрил конспекты перед экзаменами) знают, что самым большим препятствием для обучения, является забывание. Таким образом, как бы противоречиво это ни звучало, проявив немного терпения каждый день, можно сэкономить общее время обучения в долгосрочной перспективе.

Тренируйте подкорковые узлы головного мозга

Большинство из нас в попытках усовершенствовать навыки сосредотачивается прежде всего на понимании. Это может казаться достаточно разумным, но наука показала, что, хотя понимание играет критически важную роль для роста профессиональных навыков (их почти невозможно повысить, если вы не знаете, как это сделать), его недостаточно для обретения мастерства.

Превращение любого вновь приобретенного знания в реальный навык требует работы той части нашего мозга, которая оказывает большое влияние на обучение и движение. Речь идет о подкорковых ядрах или подкорковых узлах головного мозга, известных также под мудреным термином «базальные ганглии».

Есть две главные вещи, которые вам нужно знать о подкорковых ядрах.

Во-первых, они обучаются медленно. В отличие от других участков мозга, таких как неокортекс, который отвечает за исполнительные функции мозга и быстро обучается, подкорковые ядра требуют гораздо большего количества времени, чтобы усваивать новый опыт и информацию.

Во-вторых, он учится за счет постоянного повторения тех или иных действий. Например, обучая ребенка езде на велосипеде, вы можете объяснить ему, как поворачивать руль и крутить педали, за несколько минут. Но, хотя он может понять ваши объяснения, первые попытки, вероятнее всего, будут неудачными. Почему? Катание на велосипеде, как и все подобные навыки, требует тренировки и работы подкорковых ядер мозга, которые нуждаются в повторении и практике.

Совершенствуясь в том или ином искусстве, необходимо многократно проводить практические занятия, которые позволят вам потерпеть неудачу, адаптироваться и вновь повторить попытку. Именно этот процесс позволит вам совершенствоваться, и в конечном итоге овладеть мастерством, потому что когда речь идет о тренировки подкорковых ядер, ключом к успеху является именно повторение.

Спите

Во время бодрствования в нервной ткани скапливаются продукты метаболизма. Для эффективной работы мозг должен их удалять, а это возможно только во сне. Ложитесь до полуночи, спите 7-8 часов в сутки.

Не злоупотребляйте алкоголем, не курите, будьте физически активными

Объяснения не нужны, правда?

Переключайтесь между сфокусированным и расслабленным режимом работы мозга

Это поможет усваивать новый материал, бороться с прокрастинацией, сонливостью и другими ловушками мозга. Для переключения режимов не обязательно копировать Дали. Вот несколько идей:
  • Используйте помидорный тайм-менеджмент: чередуйте периоды интенсивной работы с перерывами. Moosti в помощь.
  • Чередуйте теорию и практику.
  • Переключайтесь между задачами.

Используйте метафоры

Представление мозга в виде звездного неба, а нейронных связей в виде синапсов – метафора. Если бы ее не было, для понимания принципов работы мозга вам пришлось бы углубиться в мир синапсов и нейротрансмиттеров. Метафоры позволяют обмануть мозг и усвоить новую информацию в расслабленном состоянии. Благодаря метафоре человек может подняться на уровень выше и получить целостную картину.

Повторяйте новую информацию

Повторение учит мозг быстро искать путь к нужным отделам долгосрочной памяти.

Дайте мозгу время

Вы лучше запомните материал, если повторите его два раза вечером и два раза утром. Четыре повторения вечером не дадут такого же эффекта, так как для наращивания мозговой мышечной массы нужно время. За ночь во время сна нейронные связи между оперативной памятью и нужным отделом долгосрочной памяти укрепятся. Поэтому вы лучше запомните материал.

Практикуйтесь

В прикладных видах деятельности, к которым относится и программирование, эффективно учиться помогает регулярная практика. Чтобы знания превратились в умения, а умения закрепились в виде навыка, материал нужно усвоить «через руки».

Нужно по-разному учить женщин и мужчин

Например: мальчиков стоит обучать больше в холоде. Их мозг реагирует на тепло тем, что мальчики просто засыпают. В дорогих частных британских школах для мальчиков делают прохладнее, чем в девичьих школах.

Это важно, что именно в дорогих. Там никто не экономил раньше уголь, а сейчас электричество. Там за столетия поняли, что если поднять температуру на пару градусов, мальчики, вообще, перестают воспринимать какую-либо информацию.

Им нужно больше бегать, больше пространства. Больше организовывать совместных дел. У них очень важна состязательность и их нужно постоянно хвалить: “Ой как ты хорошо решил задачу два плюс три, как никто в мире никогда не решал! Ты просто молодец! Я тобой горжусь”.

У девочек же должно быть больше цветов. Яркая обстановка и вещи помогают им обучаться. А так же доверительные отношения с теми же учителями, чтобы смотрели глаза в глаза. Это улучшает восприятие материала. ” Ах, какие у тебя косички! Ой, Марья Иванна, какое у Вас ожерелье-то сегодня!

А также девочкам нужен так называемый “контролируемый риск”. Можно, сделать чтобы девочка, например, упала, но ноги-то не сломала. Так она будет знать, что ей делать, если она по-настоящему упадёт. Она должна понимать, что сделать потом. То есть нужно подвергать девочек некоторому риску, но контролировать его.

Обучать девочек и мальчиков раздельно, в общем, есть смысл, но опять же, это и не настолько принципиально.

Занятия музыкой

Ещё занятия музыкой в раннем детстве очень ускоряют и активизируют развитие мозга. Именно музыкой. Это рано полученная интенсивная тренировка мозга. Потому что это совсем другой тип мозговой работы. Эти: долготы, длинноты, надо обращать внимание ребенка, где делать ударения… От подобных тренировок у человека сильно улучшается качество нейронной сети и пластичность мозга.

Люди в пожилом возрасте начинают плохо разбирать речь. Но у тех, кто занимался музыкой, такого не бывает, а в пожилом возрасте они ещё и отодвинут «болезнь Альцгеймера».

Забывание, отвлечение, перерывы и сон

Забывание, отвлечение, перерывы и сон – часто это не помеха, а помощь своему мозгу в осваивании любого материала. Когда говорят: “Ты отвлекаешься, поэтому и выучить ничего не можешь…” Отвлекается и слава Богу.

Мало запомнить – нужно информацию ещё и уметь и правильно “вынуть”. А чтобы добраться до неё мозгу нужно время. Потому что должно пройти какой-то временной промежуток, чтобы тому, что в наш мозг попало, перейти в другой отдел мозга. Из которого мы уже потом, сможем всё это “вынуть”. Самое лучшее – это быстро, что требуется выучить и лечь спать.

Я думаю, все помнят такую ситуацию, когда ты по-настоящему готовишься к экзамену, приходишь, вытаскиваешь билет. Знаешь, что точно учил. Пусто. Ничего. Получаешь двойку. Возвращаешься домой. В горе, ложишься спать. А утром просыпаешься… Ты ничего больше не учил, второй раз. Но всё это знаешь. Где это было? Оно же там было. Значит вы добраться до этого не могли. Поэтому, ночью перед экзаменом лучше просто лечь спать.

Кроме того необходимо помнить, что все мы разные, для того, чтобы лучше и быстрее запоминать, одному нужна музыка, другому полная тишина, третьему – задрать вверх ноги и поедать конфеты. Какая разница, где мы будем учить. Да хоть в кафе. Если ваш мозг организован так. Да, на здоровье. Почему нужно сидеть за столом-то, прямо? Это индивидуальные вещи. Одному нужно чтобы была музыка, другому, чтобы её не было. Это нормально.

Тренировка памяти

Важна и тренировка памяти. Можно учиться и в игровой форме. Это помогает сконцентрироваться. Причем тренировать лучше не заучивание определенного урока, а само умение запоминать. Как научиться быстро запоминать?

Например: древние греки. Ложась спать, должны были вспомнить подробно, что они делали с момента, когда проснулись. Проснулся, встал, пошёл, повернул на право или налево. Кого встретил? В каком порядке? Две тысячи лет назад люди уже знали, как тренировать память лучше многих из нас.

У каждого есть и свои, индивидуальные методы запоминания. Для одних это таблички, для других, таких как я, вероятно, с низким интеллектом. Вспоминаю: “В какой же книге это было написано? Чёрт, его знает? Как там это было изображено?”, “Помню жёлтенькая была книжечка. Помню, я, как дура, поставила на неё чашку с кофе.

И на этой странице эта чашка же отпечаталась. Я, вообще-то, ненавижу, когда так с книгами обращаются. А! Вот что там было написано! Я не обещала никому, что я должна запоминать как компьютер. Я, вообще, ничего никому не обещала. Как могу – так и запоминаю. Это моё личное дело.

Так же важно кто ты “жаворонок” (это тот, кто просыпается рано и рано ложиться спать) или “сова” (тот кто ложиться спать поздно и поздно встаёт). Я, например, “сова”. Если я раньше десяти вечера сяду делать что-нибудь осмысленное, не бумажки перебирать то, это чистая трата времени. Но в моём случае. Это не значит во всех. Я знаю людей, которые в пять утра встают и работают, как чумовые. А мне лучше сразу утопиться в речке.

Тренировать можно внимание, память и скорость запоминания, а так же умение быстро переключать внимания с одной задачи на другую. Если вы едете на машине и вдруг столб. Уже будет некогда высчитывать траекторию машины. Надо уметь мыслить быстро.

Нужно уметь решать и не логически, ведь существуют ситуации, в которых логика не помогает. Например: шахматы. Там, где идёт счёт – компьютер чаще всего выигрывает. А игра “Го”? Здесь присутствует так называемая “ситуация истерического мышления”. Компьютер пока что до конца не может это учитывать.

Ещё очень важно знать, что для тренировки мозга есть и польза от, на первый взгляд совсем бесцельных размышлений: когда “мысли сами бродят”, или “оно само пришло в голову” – Возможно и не надо себя останавливать. Это та как раз то среда, где часто происходят самые важные открытия.

Некоторые фирмы в Японии например нанимают сотрудника, который страшно раздражает всех, потому что он получает большую зарплату и не делает ничего. Он ходит, пристаёт, что-то смотрит, то ноги на стол положит….

И ходит так года полтора. А потом говорит: “Мне кажется, надо сделать вот так.” И… Бац. Доход компании повышается за год на три миллиарда. Что он делал всё время? Что конкретно его навело на такую мысль? Птичка в окне, которую он увидел? Дело не в птичке. У него такая голова. Такой мозг. Просто надо найти, так сказать унюхать именно такого человека. Что он из “таких”. Но это целое искусство.

Любое обучение постепенно меняет ваш мозг

Ну и самое важное. Что любое обучение постепенно меняет ваш мозг и способность к мышлению. Даже просто, посмотрев это видео, или прочитав, статью – ваш мозг уже изменился. Поэтому наш мозг сейчас, и тем более мозг, с которым мы заканчиваем нашу жизнь – это мозг на котором записан наш личный текст.

Поэтому, друзья, мы как портал обучения и саморазвития https://samosoverhenstvovanie.ru/ , советуем вам всеми силами этот процесс контролировать и изучать только полезную информацию, как можно меньше засоряя его всякими глупостями. Тогда постепенно к вам придет и мудрость и осознанность, да и все остальное, к чему может и должен стремиться развитый человек.

Старайтесь свести стресс в вашей жизни до минимума

Нейробиологи уже довольно давно подтвердили тот факт, что хронический стресс и тревожность наносят вред мозгу. Так как мозг является наиболее важной частью нашего организма и ключевым инструментом для достижения целей, было бы крайне неразумно подвергать его подобной опасности. Однако многие сочтут, что полностью избежать стресса в современном мире попросту невозможно – и будут правы.

Дело в том, что вы вовсе не должны пытаться сбежать от стресса – достаточно лишь оставаться на шаг впереди него. Вам стоит заранее принять предупредительные меры, нацеленные на то, чтобы ваше здоровье и работоспособность не страдали от избыточного стресса. Для этого постарайтесь создать для себя привычку, способную хотя бы ненадолго принести вам успокоение и расслабить разум (и, возможно, тело).

У всех суперуспешных и мегабогатых людей есть такие привычки (хотя их специфика может быть очень разной). Так, Шерил Сэндберг, возвращаясь вечером домой, выключает телефон до самого утра, Джефф Безос считает, что день, проведенный без единой шутки, пропал зря, а Уоррен Баффетт в свободное время играет на укулеле.

Перестаньте пытаться делать несколько дел одновременно

Мозг довольно предсказуемо реагирует на ситуации, в которых на нас наваливается несколько дел одновременно – он почему-то считает, что быстрее всего мы сможем справиться с этими делами, если возьмемся за них одновременно. Он предполагает, что таким образом мы сэкономим время и добьемся максимальной эффективности. Однако в этом он ошибается, и сильно.

Несмотря на то, что мы восхищаемся людьми, умеющими делать несколько дел одновременно, на самом деле такой подход лишь вредит качеству и срокам выполнения работы. Ученые, проводившие исследование факторов, влияющих на эффективность работы, указывают на то, что, если выполнение задания постоянно прерывается (даже ради других важных заданий), на его завершение может уйти до 40% больше времени.

Чтобы избежать этого, еще до того, как вы возьметесь за работу, четко расставьте приоритеты в вашей голове. Уоррен Баффетт, например, составил для себя четкое правило – он расставляет проблемы, требующие решения, по приоритетам. И в первую очередь последовательно занимается первыми пятью пунктами из этого списка. Как он считает, все остальные пункты списка могут подождать.

Мы склонны слишком сильно нагружать себя и свой мозг, искренне веря в то, что делаем это ради нашего же блага, одновременно не учитывая узкие места и ограничения в процессах нашего мышления. И если мы и дальше не будем заботиться о своем мозге и не будем направлять его деятельность в нужную сторону, он будет вечно оставаться препятствием на пути к реализации нашего полного потенциала.

Способы заставить мозг работать на 100%

Для использования возможностей мозга по максимуму и без вреда для организма предлагаем воспользоваться полезными советами.

  • Активный образ жизни. Чем больше физических нагрузок испытывает организм, тем лучше работает мозг. Регулярно занимаясь спортом, Вы позитивнее будете смотреть на жизнь, станете остроумнее и счастливее. От физических нагрузок количество клеток, регулирующих процесс изучения информации и память, увеличивается.
  • «Королевская» осанка. Положение спины и шеи во время ходьбы или сидения влияет на мыслительный процесс. Проведите простой эксперимент. Попробуйте решить уравнение, сидя неправильно, а следом с выпрямленной спиной. Вы заметите, что во втором случае мыслительный процесс работает результативнее.
  • Хорошее кровообращение. Нарушение циркуляции крови мешает концентрации внимания. Если Вы долго находитесь в одном положении, то сделайте небольшую зарядку или прогуляйтесь. Это поможет восстановить кровообращение.
  • Тренировка мышления. Кроме физических упражнений важно стимулировать и области мозга, регулирующие другие функции. Развивать мозг можно только заставляя его работать. Пробуйте новое. Будьте любопытными. Задавайте вопросы. Посещайте новые места. Читайте книги. Займитесь живописью. Сделайте привычкой спрашивать «почему?» и всегда находите ответ на этот вопрос.

Непрерывно исследуйте мир, и Вы поразитесь возможностям, которые откроются Вам в работе и жизни.

  • Позитивные мысли. Исследования работы мозга показали, что мысли влияют на его процессы. Оптимистичные мысли успокаивают мозг и регулируют мыслительный процесс. Негативные мысли, напротив, приводят к депрессивности, страху и не позволяют использовать мозг на все 100%.
  • Смех. Он не только продлевает жизнь, воздействуя на здоровье организма, но и способствует выработке эндорфинов. Это вещество снижает напряженность и помогает мозгу работать результативнее.
  • Развитие памяти. Позволяйте разуму время от времени повспоминать события прошлого. Позитивные мысли о том, что уже прошло, помогают справиться с проблемами в настоящем и найти правильное решение.
  • Перерывы. Не лишайте себя кратковременного отдыха в процессе работы. Короткий перерыв даст мозгу расслабиться и наладить мыслительный процесс.
  • Загадки. Мозаики, кроссворды, сканворды, судоку, логические задачи – все это способствует развитию мыслительного процесса. Регулярное разгадывание загадок стимулируют мозговую активность.
  • Эффект Моцарта. Прослушивание музыки гениального композитора оказывает позитивное влияние на умственные способности. Прослушивая классическую музыку, Вы начнете лучше справляться с задачами. Это самый гармоничный способ в виду того, что в момент прослушивания классики происходит одновременное расслабление нейронов и их стимуляция.
  • Улучшение навыков. Хобби и увлечения важны для мозга. Не имеет значения вышиваете Вы, играете в шахматы или рисуете. Улучшайте навыки. Читайте книги, просматривайте мастер-классы, совершенствуйтесь. Достижение высоких результатов положительно повлияет на работу мозга.
  • Отказ от алкоголя. Алкоголь не только мешает работе мозга, но и препятствует обновлению клеток.
  • Игры. В свободное время играйте в настольные, карточные или компьютерные игры. Это прекрасная возможность не только интересно провести время с друзьями и близкими и поднять себе настроение, но и способ развить стратегическое мышление. Во время игры улучшается работа мозга.
  • Ручка и бумага. Записывайте идеи и навязчивые мысли. Ведите списки дел. Составьте перечень книг, которые планируете прочесть или фильмов, которые хотели бы посмотреть. Разгрузив мозг, Вы поможете ему концентрироваться на других вещах. К тому же, записанная идея не забудется.
  • Любовь и секс. Исследования работы мозга показали, что регулярный секс улучшает и стимулирует нейроны за счет выработки гормона «любви» — эстрогена. Эмоциональное соединение – фактор, улучшающий мозговую деятельность.
  • Выражение мыслей. Попробуйте вести дневник или блог в интернете. Ведение записей расширяет возможности мозга. Выражайте мысли, рассказывайте истории, делитесь опытом.

Выражайте мысли путем ведения блога в интернете. Разгрузив мозг, Вы улучшите интеллект.

  • Обучение других. Есть что-то что Вы знаете или умеете? Обучите этому других. Обучая, Вы и сами узнаете что-то новое. Самообразование стимулирует мозг и расширяет Ваши возможности.
  • Ароматерапия. Еще со времен Клеопатры известно благоприятное влияние запахов на организм человека. Ароматерапию используют в качестве расслабляющего средства и для стимуляции.
  • Наркотические средства. Кофеин и экстракт зеленого чая стимулируют активность мозга. Но долгосрочного эффекта от этих веществ добиться не получится.
  • Вдохновители. Окружайте себя людьми, достойными Вашего восхищения. Читайте полезную литературу и открывайте новые возможности для роста. Мозгу жизненно важна постоянная нагрузка. Если Вы хотите, чтобы мозг работал на все 100%, вдохновляйтесь и нагружайте его информацией. Выучите стихи великих поэтов, изучите иностранный язык. Заставляйте мозг трудиться.
  • Пространство. Избавьтесь от лишних вещей и освободите пространство комнаты. Помещение, загроможденное вещами, отнюдь не активирует мыслительные процессы. Создайте комфортную атмосферу в том месте, где Вы работаете.
  • Изучение основ. Чем бы Вы не занялись, начинайте с изучения правил и основной информации. Эта привычка избавит от разочарований в будущем. Знание азов не даст Вам столкнуться с тем, о чем Вы не имеете не малейшего представления в процессе изучения нового.
  • Ограничения. Составляйте режим дня и устанавливайте временные рамки. Так Вы достигнете нужного результата, затратив меньше времени и сил.
  • Медитация. Занятия медитацией улучшают память и активируют мыслительные процессы.
  • Дыхание. Когда Вам нужно сконцентрироваться – дышите. Глубокое дыхание насыщает организм кислородом, а значит Вы начинаете лучше мыслить.
  • Сон. Недосыпания негативно влияют на работу мозга. У человека, регулярно не высыпающегося, ухудшается память. Он не может сконцентрироваться и решить повседневные задачи. Правильный сон помогает интеллекту и развивает творческий потенциал. Высыпайтесь!

Кроме вышеперечисленных советов, заставить мозг работать на все 100% поможет правильное питание. Жирные кислоты Омега-3 – то вещество, без которого полноценная работа мозга невозможна. В первую очередь это жирная рыба и грецкие орехи.

Используйте мозг правильно, задействуйте все его области для улучшения интеллекта. Начните с малых привычек и со временем переходите к глобальным изменениям образа жизни и увлечений. Стимулируя мозговую активность, Вы станете продуктивнее и счастливее.

Как найти мотивацию и получать удовольствие от обучения

Мотивация — это то, что побуждает нас к действию, которое поможет удовлетворить наши потребности. Так вот, у мозга есть такой стимул всегда!

Исследовательское поведение — врожденная потребность человека, связанная с выживаемостью, такая же как сон, продолжение рода, добывание пищи.

Если у нас не будет способности обнаруживать вокруг новое и изучать его — мы можем не заметить опасность или не придумать, как оградить себя от нее заранее. А где есть эволюционная потребность — там в большинстве случаев есть и желание ее удовлетворить. Этот процесс, в свою очередь, вызывает у нас ощущение удовольствия, активируя дофаминовую систему поощрения. Так мозг побуждает нас заниматься действительно важными для продолжения жизни вещами.

Проще говоря, нам приятно учиться, что называется, по определению — если только этот процесс рационально организован, а не так, как было в школе.

Получать удовольствие очень важно, чтобы сохранять мотивацию, и испытывать радость при этом можно не только от самого исследования. Дофаминовая система поощряет нас, когда мы учимся, а в наших силах — поощрить ее саму в процессе обучения, чтобы создать более устойчивую связь между этим занятием и удовольствием.

Поощрения могут быть краткосрочными и долгосрочными. Первые эффективно используются, например, при геймификации обучения, когда процесс делят на этапы, за завершение каждого из которых дается вознаграждение. Мы охотнее усваиваем новые знания, умения и навыки, соревнуясь в группе за всякие баллы, значки и прочие фантики.

Но даже если человек учится в одиночестве, награда за каждый пройденный этап, ценная именно для него, может сильно ускорить процесс. Например, для меломана обещание купить редкую пластинку после каждых 250 новых слов иностранного языка, выученных им, — хорошая мотивация.

Не стоит только использовать в качестве краткосрочного поощрения то, что нарушает работу дофаминовой системы: сладкую и жирную пищу, сигареты, алкоголь и наркотики, — такие приемы могут, наоборот, сломать ваши механизмы вознаграждения, да еще и сформировать у вас болезненные привычки.

Долгосрочная мотивация возможна благодаря тому, что наш мозг в каком-то смысле слеп и глух и не совсем понимает, что на самом деле происходит, а что — нет. Назначая себе ништяки, которые получим, если справимся со своими задачами, мы стимулируем дофаминовую систему, особенно когда используем силу воображения и визуализацию. Абстрактные фантазии менее привлекательны для нашего мозга, а вот более конкретные он, наоборот, воспринимает как реальность, не всегда видя разницу.

Когда ваше обучение встроено в мечту, которую вы подпитываете воображением, у мозга будет больше мотивации учиться. Лучше всего, если новый навык связан с желанием эволюционно преуспеть: сделать карьеру, найти хорошего партнера, получить статус и славу, переехать в страну с высоким уровнем жизни, заработать на безбедную старость — что-нибудь выживательное.

Каждый раз, когда вы вызываете в воображении этот образ, ваш мозг вырабатывает дофамин, мотивирующий вас добиваться желаемого.

Что мешает мозгу эффективно учиться

Препятствий для эффективной работы мозга не так уж и много, а их устранение приносит только радость.

Недосып

Регулярная депривация сна снижает скорость наших мыслительных процессов, которые у невыспавшегося человека нарушены, как и у выпившего. Когда мы пребываем в объятиях Морфея, мозг вовсе не отдыхает — иногда он может быть даже активнее, чем днем, но пока доподлинно не известно, что именно происходит в голове в этот момент. Однако совершенно очевидно, что сон не только важен для хорошей работы мозга в целом, но и обеспечивает лучшее запоминание и усвоение материала. Правило «никто не отберет у меня восьми часов сна» может показаться эгоистичным и кощунственным, в современной-то жизни с ее бешеным ритмом, — но вы же всегда хотели сопротивляться системе? Вот вам и повод.

Интеллектуальные занятия часто предполагают малоподвижный образ жизни — а ведь парадоксальным образом именно он дурно сказывается на умственных способностях!

Мозг — это часть организма, у него нет отдельной системы кровообращения, и если вы не двигаетесь, то и кровь с глюкозой и кислородом к нему поступает плохо. Поэтому в перерыве лучше уделить внимание своему телу и сделать небольшую разминку. Более того, регулярная физическая активность способствует росту гиппокампа, ответственного за обучение и память. Среди нейробиологов есть адепты спортивного образа жизни вроде Венди Сузуки — учитесь у нее.

Стресс

Стресс, особенно длительный и неконтролируемый, отрицательно влияет на наши когнитивные способности, поэтому продуктивно учиться, постоянно пребывая в таком состоянии, очень трудно. Гормон стресса кортизол в хроническом варианте вызывает истончение нейронной ткани гиппокампа — то есть просто ухудшает память.

Плохое питание

Мозг потребляет до 20 % сжигаемых за день калорий, причем интеллектуальные нагрузки интенсивно снижают уровень глюкозы в крови — а когда ее становится слишком мало, мы начинаем делать ошибки. Вообще все поступающие в кровь вещества стоит проинспектировать, если вы испытываете сложности с концентрацией и уж тем более — если наблюдаете у себя признаки СДВГ. Первый претендент на исключение из рациона (или, во всяком случае, на ограничение его количества) — сахар, избыток которого расшатывает дофаминовую систему и не дает префронтальной коре заниматься делом. То же касается и стимуляторов вроде кофе и сигарет: они могут мешать вам учиться, повышая тревожность.

Комплексная диета для работы мозга

Диета для мозгов считается самой умной системой питания. Она не только обеспечивает качественное снабжение нервной системы питательными компонентами, но и значительно улучшает самочувствие, повышает настроение и работоспособность. Перед тем, как приступить к рекомендациям, тщательно проанализируйте свое меню и определите пищевые пристрастия. Именно с вредными привычками в еде следует расстаться в первую очередь.

Опасная пища

Исключение жареной, жирной и калорийной пищи поможет не только улучшить работу мозга, но и сбросить лишние килограммы. В первую очередь нужно добиться баланса между основными питательными компонентами: белками, углеводами и жирами.

Омега-3

Заместить опасные жиры животного происхождения нужно полиненасыщенными жирными кислотами (омега-3), играющими важнейшую роль в работе нервной системы. Основой мясной части рациона должна стать рыба и морепродукты. Большое количество этих компонентов содержится в растительных маслах: льняном, оливковом, подсолнечном.

Соль

Обязательно снижение соли – в день допустимо употребление до 5 г этого продукта.

Алкоголь

Алкоголь нельзя пить совсем (исключение – красное натуральное вино).

Фрукты

Глюкозой организм обеспечат свежие фрукты, которых должно быть как можно больше в рационе.

Овощи

Количество свежих овощей в сутки должно составлять не менее 500-600 г.

Питьевой режим

Крайне важно соблюдать оптимальный питьевой режим – в день следует выпивать не менее 8 стаканов чистой негазированной воды.

Белок

Важный источник белка – молочные продукты, яйца, семечки и орехи.

Источники

  • https://knife.media/neuroplasticity/
  • https://sunmag.me/sovety/26-01-2014-kak-zastavit-mozg-rabotat-na-vse-100.html
  • https://proglib.io/p/effective-learning/
  • https://golovmozg.ru/profilaktika/kak-ispolzovat-mozg-na-100-protsentov
  • https://vsepromozg.ru/razvitie/mozg-na-100
  • https://FB.ru/article/446687/kak-vklyuchat-mozgi-sposobyi-zastavit-rabotat-mozg-effektivnyie-metodyi-sovetyi-i-rekomendatsii
  • https://econet.ru/articles/184177-3-lyubopytnyh-sposoba-zastavit-mozg-uchitsya-bystree
  • https://zen.yandex.com/media/id/5d11bc3199e81f00af59edbf/tatiana-chernigovskaia-kak-nauchit-mozg-uchitsia-kratkoe-soderjanie-vajnye-momenty-i-vyvody-5eebaa08d569170fe098c1f3
  • https://www.cluber.com.ua/lifestyle/samorazvitie-lifestyle/2020/06/5-nauchno-obosnovannyh-sposobov-zastavit-mozg-rabotat-na-vas-a-ne-protiv/
  • https://pikacho.ru/kak-zastavit-sebya-i-mozg-rabotat-na-100-procentov/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лайфхаки на каждый день, полезные советы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: