- Наблюдательность
- Упражнение «Повтори»
- Погружение в предлагаемые обстоятельства
- Этюды на беспредметные действия
- Раскрепощение
- Упражнение на расслабление каждой мышцы
- Что такое актерское мастерство?
- Элементы искусства перевоплощения
- Хотите проверить свои знания?
- Тренинг и уроки актерского мастерства
- Как проходить занятия
- Актерское мастерство начинается с творческой воли
- Следующий элемент «системы» — воображение
- Что способно помешать овладению мастерством?
- Наблюдение (творческий дневник)
- «Додумывание»
- Внутренний голос
- Развитие пластики
- Координация движений
- Константин Станиславский. «Работа актера над собой»
- Константин Станиславский. «Этика»
- Михаил Чехов. «Тайны актерского мастерства»
- Николай Демидов. «Творческое наследие»
- Ивана Чаббак. «Мастерство актера: Техника Чаббак»
- Определение качеств, которыми должен обладать актёр
- Качества любого хорошего актёра
- Развитое внимание
- Ораторские способности
- Воображение и способность мыслить творчески
- Эмоциональная память
- Сценическая свобода
- Кто такой актёр?
- Какими качествами и навыками должен обладать актер?
- Карьера
- Отрицательные стороны профессии актера
- Где получить профессию?
- Описание профессии
- Плюсы и минусы профессии
- Какими качествами должен обладать (личные качества)
- Где учиться
- Где работать
- Оплата труда (диапазон зарплат)
Наблюдательность
Жизненно важный навык для актера, т. к. самые сочные и интересные типажи, оценки и приспособления артисты черпают в реальной жизни, наблюдая за окружающими людьми, их поведением, реакцией и т. п. Ненаблюдательный артист вынужден выдумывать то, что наблюдательный вытаскивает из памяти: взгляд, жест, выражение лица, манера поведения и прочее. Выдуманное всегда будет смотреться проигрышно рядом с воспроизведенным настоящим. Чтобы развить наблюдательность, нужно придерживаться простого правила: никогда не переставать наблюдать! Это значит, что вы всматриваетесь в каждого человека, которого видите, особенно в нестандартных ситуациях. Вся драматургия построена на противоборстве человека и нестандартной ситуации, поэтому поведение реальных людей в острых обстоятельствах – ценнейший материал для артистов.
Упражнение «Повтори»
Упражнение развивает наблюдательность и умение схватывать характерные черты. Просмотрите видео, на котором какой-либо человек что-либо делает. Постарайтесь запомнить и перенять его пластику, мимику, жестикуляцию и эмоциональное состояние. Вы можете не повторять его механические действия, ваша задача – схватить характер и воспроизвести его. На ранних этапах обучения студентам предлагается воспроизводить характерные черты животных. Вы также можете начать с этого. Включите любой канал о животном мире, выберите наиболее симпатичную вам зверушку и вперед! Помните – форма не главное, важно уловить и передать уникальный характер животного, обращая внимание на мимику, на жесты и даже на дыхание персонажа.
Погружение в предлагаемые обстоятельства
Актер, играющий Ромео, все время находится на сцене театра, но обстоятельства его роли гласят, что он в Вероне. На все время спектакля этот артист – Ромео, а значит, вокруг него не сцена, не театр, а самая настоящая средневековая Верона. Это обстоятельство, в которое ему необходимо погрузиться, чтобы зрители прониклись его игрой. Такое умение никому не дается просто так, ведь, согласитесь, трудно обмануть собственное зрение. Помимо местонахождения, есть еще ненастоящий реквизит, постановочные драки и убийства, и знакомые по труппе актеры, которых нужно принимать за реальных шекспировских персонажей. Похоже, без специальной подготовки тут не обойтись.
Этюды на беспредметные действия
Константин Станиславский решил проблему веры в обстоятельства просто и гениально. Согласно его методу, выполнение соответствующих обстоятельствам физических действий (при условии их максимальной точности) повлечет за собой верное эмоциональное и психическое состояние. Говоря проще, если вам нужно испугаться, просто начните спасать свою жизнь, и в процессе вы испугаетесь. Этюд на беспредметное действие – это небольшая сценка, в которой актер работает на воображаемой местности с воображаемыми предметами. Цель упражнения – добиться максимально точного подробного поведения в предлагаемых обстоятельствах. Это может быть что угодно: ловля рыбы на берегу речки, сбор овощей с грядки, починка автомобиля и т. п.
Раскрепощение
Умение расслабляться – главное условие владения телом. Каждый видел, как артисты падают на сцене, но не каждый знает, почему они не расшибаются. Секрет в том, что расслабленное тело при правильном ведущем движении не падает, а плавно сползает на сцену, в то время как напряженное тело бьется о нее довольно сильно. Непосвященные не знают об этом, т. к. каждый человек невольно напрягается от страха, когда падает, отсюда и травмы, и уверенность в том, что падения всегда травмируют. Ходят легенды о везении алкоголиков, которые падают с верхних этажей и умудряются ничего не ломать. В этих рассказах есть доля правды, и суть ее в том, что тело человека в состоянии сильного алкогольного опьянения максимально расслаблено.
Упражнение на расслабление каждой мышцы
Ложитесь на спину в наиболее удобную позу, не скрещивая руки и ноги. Расслабьтесь, насколько сможете, дышите глубоко и размеренно, глаза можно закрыть. Мысленно пройдитесь по каждому участку тела, начиная с пальцев левой ноги и выше, и проверьте, нельзя ли расслабить проверяемый участок еще сильнее. Вы найдете и снимете немало зажимов, особенно в первый раз. Повторяя это упражнение на раскрепощение каждый день, вы будете постепенно избавляться от зажимов, а значит, и от скованности, и от неуверенности в себе.
Что такое актерское мастерство?
Актёрское искусство — это профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая в создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества. Исполняя определённую роль в театральном представлении, актёр как бы уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле. Путём воздействия на зрителя во время спектакля создаётся особое игровое пространство и сообщество актёров и зрителей.
В современном обществе, когда люди проводят много времени за компьютерами и различными мобильными гаджетами, многим сложно чувствовать себя раскрепощёнными, управлять своими эмоциями, свободно общаться, быть уверенным в себе. Из-за этого люди испытывают апатию или страх, а также трудности в выражении собственных мыслей и настроения. Эмоциональная подавленность приводит к внутренним зажимам, которые проявляются не только в мимике, речи, движениях, а также во внутреннем мире. Поэтому актерское мастерство полезно не только для тех, кто хочет в будущем стать профессиональным актером, но и людям, желающим научиться управлять эмоциями, быть коммуникабельными, харизматичными и успешными в жизни.
Элементы искусства перевоплощения
Основу актёрского творчества составляет главная его идея — перевоплощение. Перевоплощение бывает внешнее и внутреннее. В процессе подготовки к роли актёр подбирает определенную мимику, жесты, интонации голоса, походку, прибегает к помощи грима, костюма, маски. Все ради того, чтобы передать с максимальной достоверностью манеру поведения и другие внешние атрибуты изображаемого им персонажа. Но подлинное перевоплощение заключается не только в том, чтобы передать на сцене внешний облик персонажа: актёр раскрывает духовный мир своего героя, показывает его характер, выражает его мысли и переживания.
Понятия внешнего и внутреннего перевоплощения могут быть разделены только условно. Можно сказать, что это две стороны одной медали — творческого процесса, находящиеся между собой в тесной взаимосвязи. В процессе перевоплощения действие, мысль и чувство находятся в неразрывном единстве.
Чтобы по-настоящему перевоплотиться в своего персонажа, нужно знать и уметь многое. Константин Станиславский выделял две ключевых группы элементов актерского мастерства:
Первая группа: работа актера над собой. Элементы этой группы, представляют собой психофизические процессы, в которых участвуют воля, ум, эмоции, внешние и внутренние артистические данные актера. Все это названо Станиславским элементами творчества актера, к ним относятся: внимание, память, воображение, чувство правды, способность к общению, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, пластика.
Вторая группа: работа актера над ролью. Элементы второй группы актерского искусства связаны с работой актера над ролью, завершающейся органическим слиянием актера с образом своего персонажа, то есть перевоплощением в образ. К этой группе, по мнению Станиславского, относятся 2 вида мастерства: искусство представления и искусство переживания.
Но актерское мастерство — это не только перевоплощение в какого-то конкретного персонажа, о котором известно всё. Актеру приходится додумывать, воображать своего персонажа, то есть включаться в творческий процесс. Знаменитый театральный педагог Станиславский отмечал, что истинное творческое состояние актера складывается из четырех важнейших взаимосвязанных элементов:
- Сценическое внимание (активная сосредоточенность);
- Сценическая свобода (свободное от напряжения тело);
- Сценическая вера (правильная оценка предлагаемых обстоятельств);
- Сценическое действие (возникающее желание действовать).
Конечно, научиться всем элементам актерского мастерства сложно, и это могут осилить далеко не все. Фаина Раневская однажды сказала:
Получаю письма – ‘Помогите стать актером’. Отвечаю: ‘Бог поможет!’
Наверное, уповать на одного Бога тоже не стоит. Важно захотеть и много работать, а тем, кто старается, действительно, благоволит удача и высшие силы.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.
Тренинг и уроки актерского мастерства
Для того чтобы овладеть описанными выше качествами и техниками, составляющими искусство актерского мастерства, мы подготовили для вас ряд уроков.
Урок 1. Система Станиславского. Общепризнано, что система Константина Сергеевича Станиславского является ведущей системой подготовки актеров к исполнению роли. Этот урок представляет собой небольшой конспект по актерскому мастерству, из которого вы узнаете об основных элементах системы Станиславского, о том, на каких принципах она базируется, как актеру работать и над собой, и над ролью, чтобы достичь высот сценического мастерства. Также вы сможете понять, чем психотехника Станиславского отличается от биомеханики Мейерхольда, и можно ли совместно использовать техники обеих систем в своей актерской работе.
Урок 2. Профессиональные качества актера. Этот урок открывает направление «работы над собой» и посвящен тем профессиональных качествам, которыми должен обладать любой хороший актер. Эти качества подобраны с учетом принципов ведущих театральных школ Станиславского, Мейерхольда, Чехова и включают сценическое внимание, эмоциональную память, ораторское мастерство, творческое мышление, пластику. Конечно, в рамках одного урока невозможно рассказать, как развить в себе эти качества, поэтому мы подготовили лишь описание направлений развития и дали ссылки на полезные статьи, книги, уроки, а также наши онлайн-тренинги.
Урок 3. Управление эмоциями – ремесло актера. Второй урок о работе актера над собой посвящен умению «здесь и сейчас» показать нужную эмоцию. В данном занятии вы узнаете, как осуществляются эмоциональные процессы человека, и какие существуют базовые эмоции (радость, интерес, гнев, страх и другие). Для каждой эмоции подобраны рекомендации и упражнения, помогающие тренировать мимику, жесты, позу и другие репрезентативные элементы, которые помогают выразить эту эмоцию. Кроме того, вы узнаете про технику якорения, с помощью которой сможете быстро воспроизвести необходимое эмоциональное состояние в нужный момент.
Урок 4. Искусство переживания и искусство представления. Искусство переживания – умение вжиться в роль, понять характер, мысли, эмоции своего героя. Искусство переживания Станиславский считал одним из главных атрибутов правдивой игры, который позволяет актёру в процессе игры испытывать подлинные переживания, и это рождает жизнь образа на сцене. Рождение текста и действий «здесь и сейчас» невозможно только лишь за счет ремесла и репетиций. В роль нужно вжиться, нужно думать и чувствовать, как персонаж, поверив на какое-то время, что актер и является самим персонажем. В данном уроке вы узнаете, при помощи каких упражнений и техник можно развивать искусство переживания, которое дополнит ваш актерский арсенал.
Урок 5. Сценическая речь. Помимо прочих качеств актера, сценическая речь является очень полезным и востребованным навыком, которому посвящен отдельный урок нашего тренинга. В этом уроке вы узнаете, что такое сценическая речь, какими характеристиками она обладает, и как тренировать свою сценическую речь самостоятельно.
Как проходить занятия
Естественно, невозможно в полной мере освоить актерское искусство самостоятельно в домашних условиях, проходя лишь онлайн-занятия. Подборка уроков на нашем сайте подготовлена, во-первых, для общего ознакомления с основами искусства перевоплощения, во-вторых, для того, чтобы вы могли попробовать какие-то актерские упражнения и техники. Такая апробация позволит понять, насколько легко вам даются сценические навыки, интересна ли для вас актерская профессия, и даже то, насколько хорошо вы знаете свой внутренний мир. Уроки, размещенные на нашем сайте, предназначены для детей, подростков и взрослых и, по сути, представляют собой бесплатные актерские курсы, которые можно проходить в режиме онлайн.
Время и режим занятий вы можете выбирать самостоятельно. Конечно, важно понимать, что чем больше и чаще вы работаете над собой и над своими ролями, тем больше вы будете узнавать, тем больше и лучше у вас будет получаться перевоплощение.
Также важно, чтобы вы нашли человека, который будет помогать вам, оценивать вас со стороны. Это может быть как профессиональный педагог, так и просто ваш знакомый-единомышленник. На крайний случай, вы можете использовать зеркало или видеокамеру, чтобы видеть себя со стороны и вносить коррективы собственными силами.
Актерское мастерство начинается с творческой воли
Творческая воля человека – это мощный толкач для развития актера. Как в геометрии есть аксиомы — начальные точки — и теоремы, доказываемые с помощью аксиом, так и в актерском творчестве есть начальная точка, необходимость применения которой нужно принять на веру. Этой точкой и является творческая воля.
Следующий элемент, тесно связанный по своей природе с творческой волей – это сценическое внимание.
Сцена – это серьезнейшее испытание для любого человека. Удержать свое внимание на чем бы то ни было, кроме зала очень сложно. С помощью творческой воли необходимо приучить себя к тому, чтобы мочь управлять своим вниманием. Концентрация – это полное сосредоточение мыслей и действий человека на определенном внутреннем или внешнем объекте. Обучение актерскому искусству предполагает постоянную тренировку внимания посредством специальных упражнений, направленных на развитие этого навыка. Важным дополнением к данной теме будет тот факт, что внимание и увлеченность так же родственно близки, как творческая воля и внимание. А увлеченность – это то, что позволяет артисту «вести» за собой аудиторию.
Следующий элемент «системы» — воображение
Воображение – мощный возбудитель творческой энергии человека. Не было бы у нас такой психологической особенности, как способность к воображению, в истории человечества не было бы ни одного научного открытия, ни одного художественного произведения и ни одного дерзкого путешествия. Наша способность представлять что-то, выходящее за рамки обыденности, отличает нас от животных, и актерское мастерство недостижимо, если актер не тренирует свое воображение.
Как ни странно, именно этим трем элементам в процессе ежедневной работы профессиональные актеры уделяют меньше всего времени. А между тем, это те «три кита», без которых говорить о задаче и сверхзадаче, об оценках и сквозном действии, о подтекстах и перспективе роли, не имеет смысла. профессионализм в области актерского творчества приобретается в течение всей жизни, в ежедневном тренинге и анализе.
Подобно тому, как артист балета или спортсмен должен ежедневно выполнять определенную программу тренировок для того, чтобы мочь полноценно функционировать, так и актер должен каждый день тренировать свою творческую волю, внимание и воображение.
Все написанное выше — скорее для профессионалов в области театра, чем для людей иных профессий.
В то же время, актерское мастерство для взрослых людей может быть полезным источником новых знаний. Актерское мастерство в Москве преподают на множестве курсов, адаптированных под нужды широкого круга участников. Если вам необходимо улучшить свои коммуникативные навыки, то, безусловно, актерские технологии — это то, изучению чего стоит посвятить некоторое время своей жизни. Правда, в данном случае мы бы посоветовали тщательнее выбирать курсы. Для начала нужно понять, зачем вам нужно (и нужно ли вообще) обучение актерскому мастерству.
Наш проект концентрируется на применении актерских методик в деловой сфере и в быту. При этом мы тщательно выбираем те темы, где актерские технологии действительно могут помочь добиться серьезных результатов. Это, в первую очередь, все бизнес-процессы, в которых главную роль играют межличностные коммуникации.
Переговоры, презентации, продажи, публичные выступления – вот тот спектр применения актерских технологий, в котором действительно полезны данные навыки. И если вы заинтересованы в том, чтобы научиться использовать актерскую технику в бизнесе или быту, то вам необходимо тщательным образом изучить программы курсов, которые вы собираетесь посетить. Надеемся, что данная статья поможет вам выбрать приемлемый вариант обучения.
Что способно помешать овладению мастерством?
Есть особо вредные факторы, которые откровенно плохо сказываются на карьере актера. Вот основные из них.
- Себялюбие. Есть полезные свойства самолюбия, которые толкают человека на самосовершенствование и движение вперед. А когда актер упивается нахождением на сцене, думает о том, как прекрасно выглядит со стороны, – это уже самолюбование. Именно от него следует отказаться, потому что на сцене нужно проживать жизнь своего героя.
- Рассеянность. Актер должен улавливать каждое слово в сценарии, каждое движение партнера по игре. А без концентрации трудно добиться результатов в любой сфере деятельности. Исполнитель роли не может отвлекаться на посторонние шорохи и невнимательно слушать наставника – все это грозит нелогичностью и недостоверностью образа героя.
- Недостатки речи. Дело не обязательно в картавости или заикании, хотя это тоже немаловажно. Задача состоит в другом: найти в собственной речи недостатки, которые мешают излагать мысли четко и просто. Любой человек имеет недостатки, например, неверно ставит ударение в некоторых словах, не может выговорить сложные определения.
Чтобы избавиться от недостатков и усилить положительные элементы мастерства, существуют некоторые упражнения. Они направлены на обе группы элементов и пригодятся не только в профессии актера, но и в повседневной жизни
Наблюдение (творческий дневник)
Наблюдайте за людьми вокруг, их поведением и манерами. Это развивает сразу и внимание, и помогает вживаться в разные образы. Можно записывать свои открытия в особый дневник.
«Додумывание»
Несколько связано с предыдущим. В местах скопления народа нужно выбрать себе человека и «придумать» его жизнь. По походке, стилю и манерам вообразить его прошлое, куда он идет и о чем думает. Развивает творческое воображение.
Внутренний голос
Возьмите небольшое стихотворение и прочтите его про себя, запоминая интонации внутреннего голоса. Это ваше представление о том, как должен звучать стих. Затем прочтите его вслух, запишите на диктофон. Похоже с тем, что вы слышали внутри себя?
Развитие пластики
Представьте себе животное и погладьте его. Покормите, возьмите на руки. По движениям рук должно быть понятно, кто это – кот или маленький хомяк, а может, длинная змея.
Координация движений
Одной рукой погладьте себя по голове, другой – похлопайте по животу. Выполнять это нужно одновременно и не сбиться. Периодически меняйте руку.
Вытяните две руки перед собой, одной крутите по часовой стрелке, другой – против. Старайтесь не сбиться. Так же периодически меняйте руки
Константин Станиславский. «Работа актера над собой»
Знаменитый труд Константина Сергеевича Станиславского, в котором содержится последовательное описание его легендарной системы, а также раскрывается значение и практический смысл его методов. Объемная книга состоит из двух частей: в первой режиссер рассуждает о творческом процессе переживания артистом характера героя, о его сверхзадаче; во второй речь идет о творческом процессе воплощения характера, пластики и речи своего героя, о сценическом самочувствии актера, а также прилагаются дополнительные материалы и упражнения. Это легендарное произведение является настольной книгой любого профессионального актера.
Константин Станиславский. «Этика»
«Опоздание только одного лица вносит замешательство. Если же все будут опаздывать, то рабочее время уйдёт не на дело, а на ожидание. Это бесит и приводит в дурное состояние, при котором работать нельзя. Если же наоборот все относятся к своим коллективным обязанностям правильно и приходят на репетицию подготовленными, то создаётся прекрасная атмосфера, которая подстёгивает и бодрит».
Еще одна книга от мэтра – небольшая методичка для актеров, написанная в начале прошлого века и до сих пор не потерявшая актуальности. В ней затрагивается важнейшая тема —актерская этика: поведение артиста в сложных жизненных ситуациях, взаимоотношение с коллегами, отношение к профессии и искусству и другие важные вопросы, которые необходимо знать любому профессиональному артисту. Сам Станиславский так высказывался о своей работе: «Вечером остался дома и написал, кажется, недурно, главу об этике. Вчера в понедельник, на утренней репетиции прочел ее актерам. Кажется, призадумались, и репетиция была хорошая».
Михаил Чехов. «Тайны актерского мастерства»
Мемуары великого русского драматического актера Михаила Александровича Чехова, ученика Станиславского, основавшего после эмиграции в США собственную актерскую школу, в которой учились Мэрилин Монро, Клинт Иствуд и другие голливудские звезды. В книге Михаил Чехов делится своим опытом, раскрывает секреты актерского мастерства, размышляет о системе Станиславского и вспоминает великих людей, повлиявших на его жизнь. В данном издании собраны несколько биографических материалов: «Путь актера», «Жизнь и встречи», «Воспоминания о Рахманинове», «О системе Станиславского», «О технике актера», «Беседы, заметки».
Николай Демидов. «Творческое наследие»
«Один из главнейших актерских недостатков – это недоверие к себе. Недоверие к тому, что мое маленькое, будничное, скромное годится, что оно хорошо. Сцена-де есть сцена. На меня смотрят сотни и даже тысячи глаз — разве интересно им, если я буду тут перед ними на сцене что-то плохо и невнятно делать? А еще того больше, если я ничего не буду делать? Поэтому актер изощряется, старается, подхлестывает себя, торопится. А заторопился — «перепрыгнул» через свою правду, через свою жизнь — и попал в ложь, в кривлянье. Чтобы поправить это, надо всеми средствами развивать в учениках веру в себя».
Серия книг по сценическому мастерству великого русского театрального режиссера и преподавателя Николая Васильевича Демидова. Собрание трудов состоит из пяти книг, три из них Демидов успел завершить до своей смерти («Искусство актера в его настоящем и будущем», «Типы актера», «Искусство жить на сцене»), две другие — скомпилированы из заметок и набросков отдельных глав. Так получилось, что метод Демидова, описанный в его рукописях, был отвергнут приверженцами «системы Станиславского» и подвержен остракизму, поэтому книги вышли в свет уже после смерти Николая Васильевича. До сих пор его инновационная методика в обучении актеров находит своих последователей.
Ивана Чаббак. «Мастерство актера: Техника Чаббак»
«Актер, занятый преимущественно собственными переживаниями, обращает свою энергию внутрь и не способен вдохновить или зарядить ею ни самого себя, ни публику. В то же время человек, делающий все, чтобы превозмочь свою боль и достичь цели, заставляет зрителей смотреть, затаив дыхание, поскольку его поведение является живым и непредсказуемым. Любое творческое решение подразумевает риск и, как следствие, путь в неизвестность. Для актера недостаточно быть честным. Работа актера в том и состоит, чтобы периодически совершать определенный выбор, который приводит к удивительным результатам. Вы можете раскрасить холст масляными красками, но, если в результате не получится восхитительная картина, никто не захочет на него смотреть».
Пособие по актерскому мастерству знаменитого американского преподавателя, среди ее учеников Брэд Питт, Хэлли Берри, Джим Керри, Ева Мендес и другие голливудские звезды. Опираясь на метод Станиславского и множество других классических школ, Чаббак сформировала собственную технику, позволяющую при помощи нескольких шагов научиться входить в образ и выдавать нужную оценку. В книге можно найти множество рецептов по созданию необходимых актерских эмоций, что буквально отражается в названии глав: «Переживание беременности (с мужской и женской точки зрения)», «Органичные ощущения смерти и умирания», «Придание эмоциональной достоверности шрамам и ушибам» и т.д.
Определение качеств, которыми должен обладать актёр
Качества актера – это личностные характеристики человека, в комплексе обеспечивающие возможность успешно играть различные роли.
В отличие от конкретных умений, например, способности вовремя засмеяться или показать удивление, профессиональные качества объединяют в себе целый комплекс умений и способностей, из-за чего невозможно в одном занятии подробно рассмотреть каждое качество. Поэтому в данном уроке будут описаны общие черты того, какими качествами и навыками должен обладать хороший актёр. Кроме того, артисту сцены необходимо не только иметь определённый набор личностных и профессиональных характеристик, но и постоянно, ежедневно работать над собой, совершенствуя своё мастерство. Поэтому для каждого качества приведены рекомендации и упражнения по его тренировке и развитию. Рассмотрены они будут в соответствии со структурой, предложенной Станиславским, его последователями и учениками:
Первая группа «Качества любого хорошего актёра» – это те умения, которые необходимы любому человеку для применения актёрского мастерства в жизни вне зависимости от того планирует ли он использовать их для игры в театре или съёмках в фильме, или же просто хочет выглядеть правдоподобно, объясняя своё часовое опоздание на работу. В отношении данных характеристик можно смело применять клише «необходимый минимум» – это то, что должен знать и уметь каждый.
Вторая группа «Профессиональные качества» необходима в большей степени профессионалам, тем, для кого актёрское мастерство – ремесло. Эти качества связаны с работой на сцене, взаимодействием с актёрами, зрителями и многими другими важными составляющими актёрской деятельности.
Качества любого хорошего актёра
Развитое внимание
Любой человек делает свою работу лучше, если его ничего не отвлекает, а внимание сконцентрировано только на предмете текущего занятия. Не исключение и актёры, для которых жизнь на сцене невозможна без способности к наблюдательности, умения переключать и фокусировать внимание в рамках сценической среды.
В связи с этим одной из основ внутренней техники актёра является сценическое внимание – избирательная направленность восприятия во время представления. Многие наши читатели, знакомые с инструментами развития внимательности, возможно, заметят, что при определённом уровне подготовки умение концентрироваться становится произвольным. Это действительно так, но в случае с искусством актёрского перевоплощения всё обстоит значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в быту наше внимание движимо безусловными рефлексами, другими словами – инстинктивно. Во время разговора мы никогда не задумываемся над тем, как стоять или сидеть, как управлять голосом и т.д. Но для артиста это имеет значение, ведь он в настоящей сценической среде должен уделять внимание всем аспектам игры – речи, жестам, мимике, позе, суфлёру, и при смене событий менять и направленность своего восприятия.
Достичь успеха в плане развития этого качества актёру помогут следующие рекомендации:
- Не старайтесь держать во внимании слишком много деталей. Это приводит к так называемым актёрским зажимам: непроизвольным действиям на сцене, которые выдают вашу неуверенность. Помните, что для внимания любого человека работает правило «7 плюс-минус 2».
- Внимание и краткосрочная память являются навыками, которыми можно целенаправленно управлять, используя, к примеру, игровые приёмы. Как это сделать, читайте в специальном уроке «Внимание и память» на нашем сайте.
- Внимание очень сильно зависит от текущего психического и физического состояния человека, например, насколько он выспался, не тревожат ли его сегодня личные проблемы. Старайтесь всегда выступать в хорошем расположении духа. С этой целью можно использовать йогу и медитации.
Также К. С. Станиславский считал, что процесс совершенствования навыка должен быть постоянным: «Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки». Кроме того, для обучения сценическому вниманию создан комплекс специальных упражнений:
Упражнение 1. Возьмите незнакомую картину, посмотрите на неё внимательно в течение 5 секунд, а затем постарайтесь вспомнить все детали. В дальнейшем берите большие полотна со сложными рисунками.
Упражнение 2. Возьмите в каждую руку по карандашу и начинайте одновременно рисовать: правой – круг, левой – треугольник. Важно заканчивать обе фигуры в один момент. Также можно писать разные цифры или буквы.
Ораторские способности
«Мы ненавидим театральность в театре, но любим сценичное на сцене… голос должен петь в разговоре и в стихах, звучать по-скрипичному, а не стучать словами, как горох о доску», – писал К. С. Станиславский. Умение выступать перед публикой, произносить речи, которые давно стали образцом риторики (а таких немало в драматургии) – важное качество не только для общественных деятелей или университетских лекторов. Одну и ту же речь можно произнести так, что все уснут, или наоборот будут ловить каждое слово. Многое зависит от оратора, поэтому каждому начинающему актёру важно развивать свою сценическую речь.
Сценическая речь – профессиональное средство выразительности актёра и театрального воплощения драматургического произведения.
Владение этим качеством важно ещё и с точки зрения риторики – как способность к речевой импровизации. Через мастерство говорить актёр передаёт зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа.
Одной из основ техники речи является чувство темпо-ритма, открытое и описанное К. С. Станиславским. Он заметил связь между ним и чувствами: «Ускорил темп – отвёл меньше времени для действия, для речи и тем заставил себя действовать и говорить быстрее. Замедлил темп – освободил больше времени для действия и речи…». Таким образом, меняя темп и ритм, актёр меняет и гамму своих чувств, переживаемых в данный момент.
Это открытие имеет для театра огромное значение, поскольку позволяет в ходе постановки через изменение темпо-ритма актёра управлять не только его чувствами, но и развитием сценического действия в целом, влиять на его плавность или, наоборот, бурность. Детальнее читайте в книге «Работа актёра над собой».
Также следует уделять внимание и развитию своего голоса, его звучания. Для этого нужно выполнять комплекс упражнений на постановку дыхания, артикуляцию, тональность, дикцию. Вот некоторые из них:
Упражнение 1. Развитие дыхания. Исходное положение: стоя, руки от плеча до локтя в горизонтальном положении (параллельно полу). От локтя вниз (предплечья и кисти) – висят вертикально. Вдох через живот, на выдохе выговариваем звук «п» и делаем круговое движение предплечьями и кистями, плечо остается зафиксированным. На следующий выдох делаем 2 круговых оборота, потом 3 и так до 6. Затем уменьшаем скорость с 6 до 1.
Упражнение 2. Дикция. Постарайтесь воспроизвести звук забивания гвоздя в стену, лошадиного топота по асфальту, спуска тетивы лука. У вас должен получится не банальный «цок», а что-то по образцу «свсы», «тзцу», «взси», другими словами – расчленяйте действие на звуки, которые слышите.
Воображение и способность мыслить творчески
Развитое воображение и творческие способности — качества нужные каждому актёру для умения «вжиться» в роль, «оправдать» персонажа предлагаемыми обстоятельствами, сыграть роль с текста. Это значительно сложнее, чем в случае с жизненной правдой, которая существует сама по себе и над которой человек никогда не задумывается. А. Н. Торцов писал: «Но когда этой действительности нет на подмостках, и там происходит игра, то создание правды и веры требует предварительной подготовки. Она заключается в том, что сначала правда и вера зарождаются в плоскости воображаемой жизни, в художественном вымысле, а потом они переносятся на подмостки». Другими словами, без сильного воображения актёр никогда не сумеет добиться чувства правды.
Чувство правды – это умение ощущать правдоподобность (реалистичность) совершаемого действия. Оно связано в первую очередь с пониманием принципов человеческих поступков, логики и стимулов действий играемого героя. Во-вторых, это – способность актёра различать естественные эмоции и поведение от неестественных, причём не только чужие, но и свои собственные. Мешают развитию чувства правды «физические зажимы» – состояния, которые притупляют реализм и естественность (желание выделиться, скованность, самоконтроль). Избавляться от них, К. С. Станиславский рекомендовал в 2 этапа:
- Развитие правды простых физических действий. В жизни мы заливаем чай кипятком, размешиваем сахар, пьём, не задумываясь о природе этих действий, выполняя их автоматически. Простейшие физические действия понятны и близки каждому, поэтому стоит начинать именно с их тренировки в рамках сценической среды, постепенно двигаясь в сторону правдивости эмоций.
- Развитие логики и последовательности. Физические действия инстинктивны, но в театре события вымышлены и происходят, к примеру, за пару столетий до нашего времени, в связи с чем бытовые инстинкты дают сбой. Поэтому актёры должны подчинять свои действия логике и последовательности, выполняя их как в жизни, ведь без этого чувство веры развить не удастся.
Как уже говорилось выше, не последнюю роль в деле обеспечения чувства правды играют воображение и фантазия – качества, которые позволяют актёру объяснять и оправдывать действия своего персонажа. Искренность роли, переживаний и эмоций достигается не только благодаря эмоциональному отклику, но и способности поверить в поступки героя, встать на его место, чтобы понять их природу. Без этого хорошей правдивой игры не бывает.
Эмоциональная память
Память важна для актёра не только с точки зрения способности запомнить и воспроизвести текст (хотя это, без преувеличений, очень важно). Выше уже неоднократно отмечалось, что неотъемлемым атрибутом хорошей игры является способность к передаче эмоций героя, через которые раскрывается его внутренний мир, и, как результат, пьеса обретает художественную завершенность. Поэтому начинающему актёру стоит уделять внимание не только развитию памяти с целью запоминать большие объемы текстовой информации, но и учиться запоминать и воссоздавать эмоции и чувства.
Для этого нужно тренировать свою эмоциональную память – способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Пережитые и сохранённые в памяти чувства при репрезентации (воспроизведении) выступают в виде сигналов, которые влияют на нашу мимику, жесты, речь и другие элементы поведения.
Этот вид памяти очень важен при формировании личности любого человека, а тем более актёра. Все дело в том, что природа его переживаний такова, что во время игры нельзя жить такими же чувствами и эмоциями, как в реальной жизни. Жизненные и сценические эмоции различаются своим происхождением. Сценическое действие не возникает, как в жизни, в результате настоящего (непридуманного) раздражителя. Вспомнить любое чувство можно лишь потому, что оно знакомо нам из опыта. Это и называется эмоциональной памятью. Реальные жизненные переживания являются первичными, а вызванные эмоциональные переживания на сцене – это воспроизведение чувства вторично за счет памяти актёра.
Рекомендации по развитию эмоциональной памяти:
- Расширяйте эмоциональный кругозор. Станиславский требовал от своих учеников быть впечатлительными, стараться получать от жизни как можно больше впечатлений и внимательно следить за собой в наиболее яркие и полные чувств моменты.
- Проявляйте наблюдательность. Кроме собственных эмоций, следите также и за чужими, наблюдая за разными людьми и выявляя характерные для разных эмоций детали.
- Тренируйте память. Умение использовать специальные приёмы запоминания, мнемотехники разобраны в отдельном тренинге на нашем сайте, посвящённом развитию памяти.
- Учитесь воспроизводить эмоции, используя специальные приёмы, которые позволяют быстро освежить в памяти нужные чувства. К ним относятся якоря (или манки): внешние или внутренние стимуляторы реакции актёра. К примеру, большинство из нас легко воспроизведёт в своей памяти чувство влюблённости, если вспомнит свою первую любовь. Но стимуляторами эмоций может быть не только воспоминание, но и какой-то реальный объект, звук или даже запах. Подробнее о принципах воспроизведения эмоций читайте в следующем уроке по актёрскому мастерству.
Сценическая свобода
Говорят, что умелого фехтовальщика всегда можно определить по тому, как он движется: его жесты плавные, но достаточно умелые, в каждом шаге видится уверенность, как и в любом движении – холодный расчёт. Такое представление, возможно, немного романтизировано, но отображает общую суть – люди разных профессий перемещаются по-разному. Не исключение и актёры: позы, жесты, даже банальная ходьба которых должны отличаться свободой.
Под свободой понимается естественное поведение актёра на сцене, когда он не играет, а живёт. Она приобретается в процессе развития такой составляющей актёрской техники как сценическое движение. И в системе Станиславского, и его последователями, в частности, В. Э. Мейерхольдом, движению отводилось место главного средства внешней техники актёра. При этом они утверждали, что каких-то особых методик обучения новичков искусству правильно двигаться нет: «Учить творческому применению движения нельзя, а можно лишь воспитывать нервно-физический аппарат в направлении, особенно выгодном для сценической работы».
В данном отношении актёру следует развивать такие качества как пластичность и контроль над мускульным напряжением. Пластика – красота движения, грация, выразительность артиста – внешний облик совершаемого движения. Контроль над напряжением позволяет актёру правильно выполнять движения – не механически, но и не подчеркнуто гиперболизировано или небрежно. Поскольку недостаток движения для современного человека стал явлением привычным, актёру нужно уделять должное внимание своему физическому состоянию. Вот несколько упражнений:
Упражнение 1. Научитесь танцевать. В обучении театральному искусству танцы – классический предмет. Ничто не развивает пластику лучше, чем вальс или полька.
Упражнение 2. Кукла-марионетка. Представьте, что вы кукла-марионетка, которая после представления висит на крючке в гримёрной. Постарайтесь изобразить позу максимально приближённо к положению куклы. А теперь представьте, что вас «повесили» за шею, далее за руку, плечо, и даже ухо – тело фиксировано в одной точке, всё остальное – расслаблено. Выполнение этого упражнения несколько раз в день поможет развить пластику тела и освободиться от мышечных зажимов.
Упражнение 3. Стойте на одной ноге так долго, сколько сможете. Обычно продлить это время помогает сосредоточение на воображаемом объекте. Можно, к примеру, мысленно пройти ежедневный путь из дома на работу или в магазин. От чрезмерной нагрузки мышцы через какое-то время расслабятся, и мышечное напряжение после возвращения в нормальное состояние пройдёт
Кто такой актёр?
Актер – профессиональный исполнитель различных ролей в театре, кино, цирке, балете, рекламных роликах и т.д. Иногда слова «актер» и «артист» считают равнозначными, хотя актерская профессия – это более широкое понятие, артистам обычно бывает достаточно достигнуть мастерства только в узкой специализации, например, пении или пантомиме. Наверняка, многие задумывались о карьере актера, но выбрали эту непростую профессию только единицы.
Какими качествами и навыками должен обладать актер?
Для того чтобы стать актером, необходимо обладать многими профессиональными качествами, например, чувством темпа, ритма, хорошей артикуляцией, артистизмом, хорошей памятью, склонностью к творчеству и т.д. У профессионального актера должно быть развито умение как командной, так и индивидуальной работы, ответственность, а так же умение выполнять поставленную режиссером задачу.
Карьера
Обычно по окончании учебного заведения начинающие актеры попадают на работу в театры. Обычно зарплата там очень маленькая, и в целом доход зависит от престижности театра и от занятости актера в спектаклях в течение месяца.
Также профессиональные актеры могут сниматься в кино, сериалах и рекламе, но эта работа непостоянна, поэтому доход относительный. Оплата за съемочный день варьируется от 500 до 100 000 рублей в день в зависимости от известности актера и от бюджета проекта, в котором актер участвует.
Отрицательные стороны профессии актера
Профессия актера сложна и ответственна. Будущий актер должен быть готов к выполнению акробатических трюков на сцене и в кино, возможным травмам, сильным психологическим нагрузкам, длительной работе без отдыха во время репетиций и съемок и даже к походным условиям работы во время выездных съемок.
Где получить профессию?
В России существует целый ряд высших и среднеспециальных учебных заведений, обучающих актерскому мастерству. В большинстве из них – строгий отбор и большой конкурс. Помимо обычных экзаменов абитуриенту необходимо будет пройти творческое испытание – прослушивание, во время которого выявляется профессиональная пригодность будущего актера. Но помимо театральных ВУЗов существует множество различных студий и курсов, где можно начать путь в актерскую профессию
Описание профессии
Актер (артист) — это профессиональный исполнитель ролей в театре, опере, кино, балете. В основе профессии лежит искусство перевоплощаться из одного образа в другой и таким образом воздействовать на зрителя — вызвать в нем переживания и эмоции, подталкивать к размышлениям.
Актер — это универсальный творческий специалист, который умеет петь, танцевать и даже выразительно молчать на сцене. Сами актеры ценят профессию за то, что они могут менять роли и проживать множество жизней. Сегодня он станет рыцарем, завтра переоденется женщиной, а в субботу утром будет играть зайчика или ковер-самолет
Плюсы и минусы профессии
Положительные стороны профессии: + Интересная творческая работа + Популярность и любовь зрителей + Возможность путешествовать + Творческое окружение + И даже возможность когда-то войти в историю |
Но в профессии актера можно назвать и негативные стороны: — Ненормированный рабочий график — Нестабильный заработок — Гастроли и жизнь в гостиницах, не всегда в комфортных условиях — Для артистов балета и цирка велика вероятность получения травм |
Какими качествами должен обладать (личные качества)
Актер — это профессия, больше подходящая экстравертам. Актер чувствует внимание поклонников не только на сцене, но и в личной жизни. Если вы не готовы к взаимодействию с большим количеством людей на съемочной площадке, постоянному общению с журналистами, то работать актером может быть тяжело психологически.
умения легко сходиться с людьми и творческих способностей, актеру нужны: Умение выступать на публике (не бояться сцены
Умение работать в команде
Отличная память
Трудолюбие
Выдержка и физическая подготовка
Уверенность в собственных силах
Энергичность
Где учиться
В театральных вузах и колледжах воспитывают будущих актеров. Там они учатся актерскому мастерству, сценическому движению и речи, акробатике, вокалу, танцу и многим другим профессиональным навыкам. Для успешного воплощения роли актеру нужно научиться ее анализировать, прочувствовать и буквально прожить жизнь своего персонажа.
Чтобы попасть в «мастерскую талантов», нужно будет пройти огромный конкурс — до 450 человек на место. Художественный руководитель, который в этот год набирает курс, разглядывает в будущем студенте не знания по школьным предметам, а, в первую очередь, талант. Абитуриента могут взять, даже если он никогда не занимался в театральной студии и у него низкие баллы ЕГЭ.
Самые известные творческие колледжи страны для будущих актеров, артистов и музыкантов:
Российская академия музыки им. Гнесиных
Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского
Московская государственная академия хореографии
Московский театральный колледж при Московском театре под руководством О. Табакова
Московский государственный театральный колледж (техникум) имени Л.А. Филатова
Театральные вузы есть в большинстве городов Российской Федерации. К самым известным и престижным относятся:
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК)
Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России (ВТУ им. Щепкина)
Российский университет театрального искусства — ГИТИС (ГИТИС)
Театральный институт им. Бориса Щукина при Государственном академическом театре им. Евг. Вахтангова (ТИ им. Щукина)
Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского
Где работать
Актер может работать ведущим или аниматором, сниматься в рекламе, быть stand-up комиком или youtube-блогером. Но желанную работу по специальности, можно найти:
• в театрах (Сатирикон, МХТ им. А.П. Чехова, Большой театр, Венская опера)
• в кино (Мосфильм, Ленфильм, Голливуд)
• в цирке (Московский цирк Никулина на Цветном бульваре, Cirque du Soleil)
• на эстраде
Оплата труда (диапазон зарплат)
Если не говорить о доходах звездных актеров и певцов, вроде Дмитрия Нагиева, Сергея Шнурова или Светланы Ходченковой, то
✔ в среднем зарплата актера варьируется от 40 до 200 000 рублей в месяц.
Зарплаты в кино и на эстраде выше, чем в театре и цирке.
- https://zen.yandex.com/media/orator/uprajneniia-po-akterskomu-masterstvu-dlia-nachinaiuscih-5ec712859a3f742070ee74b5
- https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/
- https://act-tech.ru/akterskoe-masterstvo.html
- https://www.Teatr-Benefis.ru/staty/akterskoe-masterstvo/osnovnye-sostavlyayushhie-aktyorskogo-ma/
- https://tvkinoradio.ru/article/article4493-10-knig-po-akterskomu-masterstvu
- https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/kachestva.php
- https://fulledu.ru/articles/81_professiya-aktr.html
- https://proforientator.ru/publications/articles/professiya-akter.html