Когнитивные искажения что это?

Содержание
  1. Что такое когнитивный?
  2. История когнитивных наук.
  3. Что такое когнитивная сфера личности?
  4. Как развить когнитивные функции мозга?
  5. Как развить память?
  6. Как натренировать внимание?
  7. Как развить креатив и воображение?
  8. Когниция в психологии
  9. Когнитивные функции, способности и процессы
  10. Как развивать когнитивное мышление
  11. Когнитивные нарушения и расстройства
  12. Когнитивные искажения (диссонанс)
  13. Черно-белое мышление
  14. Персонализация
  15. Гипертрофированное чувство долга
  16. Катастрофизация
  17. Преувеличение
  18. Преуменьшение
  19. Телепатия
  20. Ясновидение
  21. Обобщение
  22. Обесценивание
  23. Прайминг
  24. Иллюзия истины
  25. Эффект привязки
  26. Ретроспективные искажения
  27. Игнорирование статистики и случайных событий
  28. Регрессия к среднему
  29. Почему критически важно сокращать число когнитивных ошибок в вашей жизни
  30. Практический пример обхода когнитивных искажений из жизни
  31. Как появился термин когнитивные искажения?
  32. 20 наиболее распространенных когнитивных искажений. Баги мышления

Что такое когнитивный?

Когнитивный — это мультидисциплинарный термин, объединяющий научные направления, связанные с изучением функций мозга – познанием, запоминанием, мышлением и размышлением, речевыми и аналитическими возможностями, понятийными психологическими структурами. Этимологически слово «когнитивный» происходит от латинского слова cogniscere – знать, познавать.

Когнитивные науки в их современном виде дают возможность изучать сложнейшую из областей – человеческое сознание. Это растущая область изучения, которая объединяет психологию, антропологию, лингвистику, философию, нейронауки и искусственный интеллект.

Когнитивные функции – это процессы в мозге, которые позволяют получать, накапливать, анализировать, сохранять, создавать и восстанавливать информацию. Ключевую роль в этих познавательных процессах играют:

  • Исполнительные функции – совокупность внимания, планирования, регулирования и выполнение преднамеренного поведения.
  • Внимание – сосредоточенность на действии, реальном или идеальном объекте (идее, мысли, образе).
  • Память – способность получать, сортировать, кодировать, хранить и воспроизводить в нужный момент полученную информацию.
  • Речь – коммуникативная способность выражать мысли и говорить.
  • Воображение – умение планировать, визуализировать, представлять промежуточные и конечные достижения.
  • Зрительно-пространственные функции – способности восстанавливать и сравнивать ранее полученную информацию с полученной в реальном времени (так мы узнаем знакомые лица, похожие предметы).

История когнитивных наук.

Проблемами познания, запоминания, обучения и понимания люди интересовались всегда. Если говорить о науке когнитивистике, то к первым исследованиям в этой области можно отнести работы античных мыслителей. Еще древнегреческие ученые задавались мыслью, где хранится человеческое знание. Одни считали местом накопления знаний сердце, другие – мозг.

В своих работах Платон развивал мысль о том, что каждый орган человеческих чувств отвечает за обнаружение одного вида природной энергии – световой, звуковой или любой другой. Аристотель предполагал, что главный накопитель знаний мозг работает по принципу ассоциаций – объединяет предметы по принципу сходства или контраста. Позже, во времена Средневековья и эпоху Возрождения кроме известных пяти чувств мозгу приписывались божественные источники познания.

Всплеск интереса к познавательным процессам человеческого мозга возник в 20-50 годы XX столетия. Основы новой когнитивной науки заложены в исследованиях английского логика и криптографа Алана Тьюринга. Тьюрингу удалось доказать, что сложные вычисления выполняются путем повторения простейших математических операций. Тем самым он подтвердил теорию о том, что мышление есть вычисление. Появилась идея, что можно создать умную машину, способную думать, как человек.

В это же время сложился первый круг проблем когнитивной сферы – обработка информации, структура языка и его влияние на мышление, развитие искусственного интеллекта и кибернетики. 11 сентября 1956 года на симпозиуме в Массачусетском университете лингвист Ноэм Хомский выступил с докладом о влиянии вербального поведения на сознание и способности к обучению. Эту дату считают официальным днем рождения когнитивных наук.

Когнитивный шестиугольник – это шесть базовых дисциплин когнитивной науки, которые одинаково важны для исследования:

  1. Философия – умение правильно сформулировать и задать вопрос, чтобы получить на него адекватный ответ.
  2. Лингвистика – изучает речевую коммуникацию и речевые возможности человека.
  3. Антропология – помогает узнать, кто мы такие и чем отличаемся от других биологических видов.
  4. Искусственный интеллект – возможность моделирования человеческих умений.
  5. Нейронауки – показывают, что происходит в человеческом мозге в момент слушания, обучения, действия, принятия решения.
  6. Психология – изучает сферу бессознательного и сознательного знания, которое определяет логику познания.

К когнитивистике сегодня также относят генетику, изучающую геномы наших доисторических предков.

Что такое когнитивная сфера личности?

Ученые дают разные определения о природе интеллекта, но сходятся в одном – на этот вопрос нет единого ответа. Потому что кроме интеллекта есть еще понятия ума, мудрости, гениальности. Определить интеллект с помощью тестирования невозможно, ведь он одинаково зависит от наиболее важных процессов в познавательной сфере: памяти, логического мышления, воображения и внимания. Например, есть люди с гениальными математическими способностями, абсолютно неспособные к коммуникации.

Вывод один – когнитивная сфера формируется у всех, но у каждого развивается она по-разному. Если познавательные способности натренированы в должной мере, человек:

  • Быстрее ориентируется в происходящем и усваивает информацию.
  • Эффективно фильтрует входящую информацию: запоминает нужное и отбрасывает лишнее.
  • Лучше анализирует и запоминает исходные данные, быстрее извлекает их из памяти.
  • Умеет концентрироваться на главном.
  • Умеет мыслить логически и креативно одновременно.
  • Делает быстро правильные выводы, принимает важные решения.

Именно поэтому когнитивные способности считаются той самой базой, что определяет счастье и самореализацию.

Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития?

Как развить когнитивные функции мозга?

Сегодня достаточно много известно об интеллекте как познавательной способности человека, но единой теории не существует. Ясно одно – измерить интеллект невозможно, зато можно протестировать и улучшить каждую из когнитивных сфер по отдельности. Более того, улучшение одной способности оказывает позитивное влияние на остальные.

Как развить память?

Оказывается, память можно накачать специальными упражнениями, как мышцы в тренажерном зале. Вот 3 нескучных способа улучшить память без дополнительной нагрузки:

  • Больше смейтесь. Немного юмора в организме сократит уровень гормонов стресса, понизит давление, приведет в хорошее настроение. В итоге такая комбинация освежит способность запоминания.
  • Высыпайтесь. Во время сна образуются новые связи между нейронами, а информация переходит из кратковременной памяти в долговременную. В итоге полноценный сон поможет подготовиться к экзамену лучше ночной зубрежки.
  • Пишите от руки. Традиционный способ конспектирования развивает мелкую моторику. Кроме того перед конспектированием на бумаге мы мысленно структурируем материал, тренируем память. В итоге написанный от руки конспект оставляет в памяти больше материала, чем бездумно записанная лекция на планшетнике.

Итак, вы выспались, посмеялись и настроились на эффективное запоминание. Но простое чтение материала ничего не дает. Нужно делать это «с умом», используя научные приемы работы с большими объемами информации:

Концентрируйтесь. Внимание и память взаимосвязаны. Для запоминания нужна благоприятная обстановка, иначе полученная информация просто не дойдет до нужных отделов памяти. Поэтому выключите громкую музыку, телевизор, телефон и сосредоточьтесь на учебнике. Иначе никакая стратегия эффективного запоминания не поможет.

Повторяйте осмысленно. Повторение – классический способ усвоить материал. Но бессмысленная зубрежка дает мало пользы. Поэтому примените дополнительные усилия для закрепления: добавьте ритм, проговаривайте вслух, перескажите материал другому человеку своими словами.

Структурируйте. Деление на категории, группировка, выявление закономерностей, деление информации на группы с подгруппы – это создание прочного каркаса, на котором будут держаться знания. Главная цель структурирования – упростить информацию об основных элементах и придумать закономерности. Поэтому используйте мнемотехники или ментальные карты памяти Тони Бузана.

Как натренировать внимание?

Упражнения для тренировки внимания – это хорошо, но недостаточно. Потому что внимание – это не изолированная мышца, которая срабатывает сама по себе, оно взаимодействует с другими «мышцами». Трудно сконцентрироваться, если вы устали, встревожены или расстроены. Поэтому для эффективной концентрации необходимы особые условия:

Дайте предыдущим мыслям или переживаниям перевариться. Не зря ведь существует выражение «делать на свежую голову». То есть начинать новое дело с утра, в бодром состоянии или после отдыха. Поэтому перед тем, как начать выполнять новую задачу, нужно провести 15-20 минут в покое и дать предыдущим размышлениям перевариться. Или чередовать работу мозга с физическими упражнениями.

Сосредоточьтесь на одной задаче. К сожалению, мультизадачность часто негативно отражается на концентрации. Одновременное выполнение нескольких процессов уменьшает эффективность каждого – когда мозг постоянно переключает фокус внимания, он быстро устает. Поэтому начинайте тренировать концентрацию на обыденных делах – сосредоточьтесь на вкусе блюда во время еды или на работе одной мышцы во время тренировки.

Избавьтесь от раздражителей. Так уж устроен наш мозг – он постоянно отвлекается на звуки, картинки, движение. Избавиться от всех невозможно, но от большинства точно получится. Поэтому перед работой отключите звук на телефоне, скайп, уведомления с почты. На работе постарайтесь организовать удобное рабочее пространство, попросите коллег не беспокоить с вопросами некоторое время.

Как развить креатив и воображение?

Креативность невозможно включить кнопкой, но развивать ее можно и нужно. Есть 3 неожиданных способа развить и повысить творческие способности:

Не ждите собственного вдохновения. Творчество доступно всем и каждому, а чтобы начать творить не нужно быть гением. В мире не существует ничего полностью оригинального, так что в начале творческого пути смело копируйте чужие шедевры, коллекционировать идеи. Искра вдохновения придет с опытом, поэтому следуйте за своими интересами и смело раскрывайте творческое «Я».

Заведите мобильный дневник вдохновения. На протяжении дня нас посещают множество мыслей. Некоторые оставляют равнодушными, но некоторые цепляют. К сожалению, когда мы пытаемся что-то вспомнить, особенно ценные идеи оказываются потерянными навсегда. Поэтому заведите небольшой блокнот формата А5 и конспектируйте в него интересные мысли на протяжении дня.

Ищите новые впечатления. Новые впечатления дают новые эмоции. Эмоции раскрывают внутренние ресурсы. Чтобы получить новые впечатления не обязательно отправляться в экзотическую страну или прыгать с парашютом. Можно остановиться на менее радикальных способах. Поэтому радуйте себя новыми рецептами, начните рисовать или играть на музыкальном инструменте, задекорируйте квартиру или поучаствуйте в праздничном мероприятии.

Когниция в психологии

Рассматриваемое понятие является мыслью либо образным представлением, которые бывают незамеченными человеком, если он не сконцентрируется на них. Классические когниции, присущие депрессивным состояниям и иным клиническим нарушениям, нередко именуются «автоматическими мыслями». Людям характерно думать, что их думы и представления являют собой отображение действительности, поэтому они редко оценивают их истинность.

При этом знание в отличие от анализируемого понятия одновременно являет собой оправданное суждение или адекватную и аргументированную репрезентацию, либо процесс получения этого представления.

Когниция же вне истинностного значения. Данный феномен оперирует и заблуждениями, и истинным знанием. Её характеризуют процессы взаимодействия с суждениями (которые бывают неадекватными и ошибочными) и знаниями. Когниция в качестве процесса порождает и применяет репрезентации, приписываемые мнениям и знанию.

Также рассматриваемое явление рознится и с эмоциями, поскольку оперирует дискретными, специализированными, систематизированными структурами.

Когниция структурирована, а её элементы ориентированы на отображение строения внешней среды, что обусловлено необходимостью социальной деятельности. Невзирая на то, что когнитивные компоненты имеют связь с вербальными структурами, а языки всевозможных сообществ очень многообразны, основные инструменты когниции всесторонние, что и обнаруживается в семантике языков.

Общие языковые элементы, универсальные грамматические структуры, а также объединение категорий вокруг прообразов демонстрируют, что люди не просто «постигают» действительность, но деятельно и целеустремленно воссоздают ее образом для определенных целей.

Когниция это в психологии является родовым термином, используемым с целью обозначения процессов, направленных на получение знаний. Анализируемое понятие захватывает всю умственную деятельность или состояния, направленные на усвоение знаний и функционирование разума, что включает перцепцию, воображение, речевые процессы, внимание, память, решение проблем.

Таким образом, когниция является собирательным обозначением направленных усилий, затеваемых, дабы отыскать, познать, определить, понять, разобрать, систематизировать, обсуждать объекты, а также изменять их посредством мыслительных операций.

Психологи, сплотившиеся вокруг рассматриваемой теории, убеждены, что человек не является машиной, бездумно и автоматически реагирующей на посылы (внутренние стимулы или внешние события). Напротив, человеческий разум способен на значительно большее. Он может подвергать анализу информацию о настоящей реальности, сопоставлять, принимать решения, решая проблемы, которые одолевают его практически ежеминутно.

Таким образом, когнитивизм базируется на понимании индивида в качестве существа, мыслящего и анализирующего, поскольку пребывает в среде информации, которую надобно осознать, оценить и использовать.

Познавательные процессы – когниции, исследуются когнитивной психологией, которая ориентирована на математическую имитацию мыслительной деятельности и эксперимент. Проще говоря, она является ответвлением психологии, исследующей когнитивные процессы, а именно: репрезентации, память, внимание, мыслительные акты, воображение, умения принимать решения. Часть постулатов данного вида психологии являют собой базис современной психолингвистики. Заключения этой отрасли психологии широко применяются в иных разделах учения о душе (психологии образования, личности, социальной психологии).

Иначе говоря, когнитивная психология рознится от поведенческих концепция «стимул-реакция» отсутствием однолинейного направления детерминированности поведения. Она руководствуется учением о самоорганизации и саморегуляции изучаемых систем. Отсюда можно вывести другие методические доктрины когнитивизма, устремленные на сложно-структурные системные связи, возникающие в ходе акта познания.

Основной интерес рассматриваемого вида психологии сконцентрирован на мыслях. Поведенческие паттерны, эмоциональное реагирование, среда – все это является существенным, но характерной чертой когнитивной психологии считается именно фокусирование на суждениях клиента, его ожиданиях, установках, убеждениях, идеях, представлениях, образе мыслей – то бишь когнициях.

Часто люди расстраивают себя сами собственным иррациональным, неадаптивным мышлением порождают проблемы, которых в реальности могло не случиться. Либо даже при наличии объективных, неудачных обстоятельств, люди не в состоянии избавиться от ненужных дум, навязчивого характера, которые лишь осложняют процесс нахождения выхода из трудной ситуации. Поэтому неадекватный, неадаптивный, лишённый рациональности и сбалансированности когнитивный процесс мыслительной деятельности представляет собой мощнейший «генератор» стресса, который также препятствует успешной борьбе со стрессорами и дальнейшему преодолению негативных следствий таких состояний.

Помимо того наличие у индивида несколько противоречивых когниций (знаний, идей, суждений) нередко может породить когнитивный диссонанс.

Ниже приведены типичные причины, порождающие когнитивный диссонанс:

– логическая неадекватность между конкретным процессом или феноменом с суждениями о нём либо знаниями;

– несоответствие индивидуального разумения индивида позицией большинства субъектов, окружающих его;

– противоречие, возникающее между ранее полученным опытом и повторяющейся ситуацией;

– следование традиционно сложившемуся шаблону поведения или культурным обычаям вразрез собственному представлению о них.

Проще говоря, для простого обывателя, когнитивный диссонанс являет собой впервые появившееся или длящееся на протяжении определённого периода внутреннее противоречие, которое порождает негативные эмоции. Дабы ликвидировать неприятные ощущения индивид стремится сгладить внутреннюю конфронтацию посредством ниже приведённых стратегий:

– изменение поведенческого реагирования: индивид действует в соответствии с имеющейся когницией;

– отрицание ответственности: субъект за собственный проступок перекладывает ответственность на внешние факторы либо других людей;

– изменение когниции: индивид трансформирует собственные аттитюды (установки, представляющие собой сформировавшуюся оценку определенного объекта);

– переоценка когниции: индивид снижает внимание и приуменьшает значение диссонантным структурам;

– формирование новой когниции: субъект включает в процесс новый компонент, являющийся оправданием его поведения;

– поиск единомышленников: индивид стремится отыскать других людей, которые в аналогичных ситуациях поступают также.

В отдельных ситуациях люди стараются предотвратить зарождение диссонанса, провоцирующего внутренний дискомфорт, путём избегания любой информации, касающейся существующей проблемы, которая может вступить в противоречие с уже имеющимся суждением.

Когнитивные функции, способности и процессы

Когнитивные функции – это процессы в головном мозге, которые задействуют при изучении нами окружающей среды.

Информация, которая поступает через наши анализаторы, подвергается обработке. Мы её интерпретируем и переводим в знания. Они хранятся в памяти, накапливаются со временем становясь жизненным опытом.

Когнитивные способности это:

  1. восприятие
  2. внимание
  3. память;
  4. мышление;
  5. воображение.

Если человек на протяжении всей жизни развивает эти когнитивные характеристики, то его можно считать умным и интеллектуальным.

Поскольку он способен воспринимать информацию из разных источников в большом объеме и длительное время; помнит её, воспроизводит; делает выводы; имеет логическое мышление; может представить самые яркие образы на основе увиденного или услышанного.

Как развивать когнитивное мышление

Сразу после рождения ребенок начинает воспринимать и изучать мир. Но делает это на своём уровне в зависимости от возраста и того, занимаются ли с ним родители.

Различают такие виды когнитивного мышления:

  1. Наглядно-действенное (до 3 лет) – ребёнок рассматривает всё вокруг, пробует на ощупь, иногда даже пытается лизнуть. То есть, использует все простейшие способы узнать об объектах вокруг. Роль мамы и папы на данном этапе заключается в том, чтобы показывать чаду разные интересные предметы, называть их, рассказывать доступным языком об их свойствах и способе применения, давать изучать самому.
  2. Наглядно-образное (до 7 лет) – ребёнок учится выполнять поставленные задачи, решать задания с помощью логики. Родители должны играть с ним в развивающие игры на мелкую моторику, память, внимание и воображение. Также учить правилам поведения, что тоже развивает когнитивное мышление.
  3. Отвлечённое (после 7) – школьник учится понимать, представлять абстрактные вещи (что это такое?), которые невозможно увидеть или потрогать.

Но что делать взрослому человеку? Неужели тот уровень развития памяти или мышления, который есть на данный момент – это предел? Нет, даже в 40 или 60 лет можно продолжать заниматься своими когнитивными способностями.

Любовь к познанию окружающего мира и себя способствуют усовершенствованию этих функций головного мозга.

Некоторые рекомендации, которые прямо направлены на развитие мышления:

  1. Изучайте иностранный язык.
  2. Выберите другую дорогу, чтобы добраться на работу или учёбу.
  3. Делайте привычные вещи другой рукой (для правшей – левой, для левшей – правой).
  4. Разгадывайте кроссворды.
  5. Рисуйте, даже если не умеете. Усложните: возьмите карандаши в обе руки и продолжайте что-то изображать.
  6. Произносите в голос или про себя разные слова наоборот.
  7. Если нужно посчитать несложные уравнения, делайте это в голове, без помощи калькулятора и бумаги.
  8. Для того чтобы тренировать память, нужно перед тем, как лечь спать, вспомнить по деталям, как прошёл весь день. Также можно воспроизвести автобиографию от самого детства. Или же в обратном порядке: от сегодняшнего дня до момента, как ползали по полу за игрушкой. Вспоминать можно как просто в голове, так и рассказывая кому-то, или записывая в тетради.
  9. Смотрите различные фильмы и читайте книги, конечно же.
  10. Существует много приложений в наших смартфонах, которые прямо направлены на развитие тех, или иных когнитивных функций.

Когнитивные нарушения и расстройства

Чем больше человек занимается интеллектуальным развитием, тем больше возникает связей между нейронами, которые тоже, в свою очередь, развиваются. Это создаёт когнитивный резерв.

Если какой-то участок головного мозга перестанет адекватно работать из-за травмы или старения, то другой возьмёт на себя ответственность (что это такое?) за выполнение важных функций.

В Гарварде провели эксперимент, где на протяжении многих лет наблюдали за 824 людьми. Они были разного уровня воспитания, социального обеспечения и интеллектуального развития.

Результат показал, что люди, которые активно развивали свои когнитивные способности, смогли и в старости логически мыслить, помнили малейшие детали, вели себя адекватно.

Когнитивные расстройства возможны по такой причине:

  1. травма;
  2. инфекционные заболевания непосредственно головного мозга (менингит)
  3. инфекционные заболевания других систем, при которых выделяются токсины и повреждаются клетки нервной системы (сифилис);
  4. онкологические образования;
  5. диабет;
  6. инсульт;
  7. психические заболевания (шизофрения)
  8. старение.

В зависимости от того, что послужило фактором возникновения дисфункции, будут разные симптомы и дефициты когнитивных способностей. Давайте рассмотрим на примере старческой и сосудистой деменции.

Деменция, которая появляется после 65 лет, называется болезнью Альцгеймера. Основным симптомом выступает развитие забывчивости. В дальнейшем прогрессирует ухудшение памяти вплоть до того, что человек может не помнить своего имени, и где живёт. Также начинаются проблемы с ориентацией в пространстве. Поэтому за такими пациентами нужен постоянный присмотр.

Нарушается речь. Человеку сложно произносить слова, повторяет их. Дальше появляются проблемы с логическим мышлением, которое также заметно при разговоре с больным. Они становятся озлобленными на всё вокруг, очень чувствительными и плаксивыми.

Сосудистая деменция развивается из-за недостаточного кровообращения в головном мозге, ишемии, инсультов. Нарушение памяти не выходят на передний план, как при Альцгеймере. Сразу заметно снижение внимания, его концентрации. Пациентам сложно выделять сходство и различия между объектами, замедленное мышление, сложно произносить слова.

Лечение прописывается только после тщательной диагностики причины. Если это последствие таких болезней, как инфекционные, онкологические, сахарного диабета, то терапия направлена на избавление или корректирование основного заболевания.

При болезни Альцгеймера выбирают ингибиторы ацетилхолинэстеразы. При сосудистых нарушениях внимание врачей направлено на улучшение кровообращения: ингибиторы фосфодиэстеразы, блокаторы кальциевых каналов, блокаторы a2-адренорецепторов.

Для того чтобы улучшить состояние интеллекта при заболеваниях, часто используют препараты с метаболическими и антиоксидантными свойствами. Экспериментами также был доказан позитивный эффект ноотропов. Но стоит помнить, что они помогают только тогда, когда есть проблема. Не улучшают когнитивные способности здоровым людям.

Когнитивные искажения (диссонанс)

Когнитивный диссонанс – это не просто мудреное словосочетание, которое имеет отношение только к учёным и профессорам. Мы сами в повседневной жизни часто с этим сталкиваемся.

Это состояние, при котором возникают противоречия:

  1. знаний;
  2. мнений;
  3. убеждений.

Во время когнитивного искажения человек испытывает смятение, тревогу, неловкость, стресс, чувство стыда и вины, или даже злость – психологический дискомфорт. Например, в пешеходном переходе сидит попрошайка, которой вы дали немного денег. Она тянется за ними, а на руке показываются дорогие часы.

Вы сначала сбиты с толку, поскольку думали, что человек нуждается в финансовой поддержке. А выходит, что он может быть богаче, чем вы сами. Сначала оказываетесь в ступоре, который потом может перейти в агрессию, поскольку вас одурачили.

Диссонанс (что это такое?) возникает по таким причинам:

  1. несоответствие между знанием человека о предмете, явлении, других людях и действительно тем, что они собой представляют;
  2. несовпадение между обретённым опытом и ситуаций, которая повторилась, только по-другому;
  3. несоответствие личного мнения с точкой зрения окружающих, которое всплывает случайным образом;
  4. поддерживание традиций и верований, если сам их искренне не почитаешь и не веришь;
  5. логическое несоответствие фактов.

Что делать, если с вами произошёл этот непонятный когнитивный диссонанс? Для начала нужно уменьшить значимость этого состояния. Ведь всему есть объяснение, которое просто на данный момент вам недоступно.

Для этого нужно поискать новую информацию о предмете когнитивного искажения. Изучить более детально, или поговорить об этом с другими людьми. Возможно, у вас просто был небольшой кусочек познаний, и выпала отличная возможность его расширить.

Не стоить иметь очень скованных убеждений. Вы должны впитывать и замечать информацию различного формата, изучать всё вокруг. При таком подходе к жизни вряд ли что-то сможет удивить или сильно задеть. Просто наткнётесь на новые знания, которые тут же возьмете себе на заметку.

Черно-белое мышление

Человек с дихотомическим мышлением воспринимает мир с позиции «или/или», третьего не дано. Хорошо или плохо, правильно или неправильно, все или ничего. Он не признает, что между черным и белым почти всегда можно обнаружить хотя бы несколько оттенков серого. Тот, кто видит людей и события лишь с двух сторон, отказывается принимать промежуточные (и чаще всего наиболее объективные) оценки.

Персонализация

Люди с таким типом мышления склонны переоценивать свою значимость и многое принимать на свой счет. Чужое поведение обычно рассматривается как следствие собственных действий или поступков. В результате те, кто склонен к персонализации, взваливают на себя ответственность за внешние обстоятельства, хотя на самом деле от них ничего не зависело.

Гипертрофированное чувство долга

Установки в духе «надо», «обязан», «должен» почти всегда связаны с когнитивными искажениями. Например: «мне надо было прийти на встречу пораньше», «я должна похудеть, чтобы стать привлекательнее». Такие мысли вызывают чувство стыда или вины. К другим мы относимся не менее категорично и говорим что-то вроде: «он должен был позвонить еще вчера», «она навеки обязана мне за эту помощь».

Люди с подобными убеждениями часто огорчаются, обижаются и злятся на тех, кто не оправдал их надежды. Но при всем желании мы не в силах влиять на чужое поведение, и думать, что кто-то «должен», точно не стоит.

Катастрофизация

Это привычка воспринимать любую мелкую неприятность как неотвратимое бедствие. Скажем, человек не сдал один экзамен и тут же представляет себе, что вообще не закончит курс. Или экзамен еще впереди, а он заранее «знает», что непременно провалится, потому что всегда ожидает худшего — так сказать, «заблаговременная» катастрофизация.

Преувеличение

При таком когнитивном искажении все происходящее раздувается до колоссальных масштабов. Случай напоминает катастрофизацию, но не такой тяжелый. Лучше всего его описывает поговорка «делать из мухи слона».

Преуменьшение

Склонные все преувеличивать легко преуменьшают значение приятных событий. Два противоположных искажения часто оказываются в одной связке. Люди мыслят примерно так: «Да, меня повысили, но совсем чуть-чуть — значит, на работе меня не ценят».

Телепатия

Люди с подобным шаблоном мышления приписывают себе экстрасенсорные способности и верят, что могут читать окружающих как открытую книгу. Они уверены, что знают, о чем думает собеседник, хотя догадки редко соответствуют истине.

Ясновидение

Так называемые «ясновидцы» пытаются предсказывать будущее, как правило, в черном свете. К примеру, без всяких оснований заявляют, что все кончится плохо. Перед концертом или киносеансом они обычно говорят: «можно никуда не идти, я предчувствую, что билеты закончатся перед нашим носом».

Обобщение

Склонность к обобщениям означает привычку делать выводы на основании одного-двух случаев и отрицать, что жизнь слишком сложна для поспешных умозаключений. Если друг не приходит на встречу, это не значит, что он вообще не способен выполнять обещанное. В лексиконе склонного совершать такую когнитивную ошибку человека часто встречаются слова «всегда», «никогда», «постоянно», «каждый раз».

Обесценивание

Это экстремальная форма мышления «все или ничего», которая проявляется в склонности обесценивать любые достижения, события, переживания (в том числе собственные) и видеть во всем сплошной негатив. Человек с подобными стереотипами обычно пренебрегает комплиментами и похвалой.

Прайминг

Контекст формирует направление мысли. Если разговор будет о еде, рецептах, вкусе и т. д., то слово «м…о» большинство людей продолжат как мясо, чем как мыло. Эксперименты показывают, что, если людям показывают образы или слова, ассоциируемые со старостью, люди начинают медленнее ходить. Люди, настроенные на деньги, начинают вести себя независимо и эгоистично, и менее склонны помогать другим. Это связано с тем, что образ рождает ассоциации, которые формируют наше поведение. Эффект прайминга используется в брендинге. Назовите не задумываясь название ресторана быстрого питания, или самый модный мобильный телефон.

Иллюзия истины

Чем более узнаваемый образ, тем больше утверждение ассоциируется с безопасностью и правдой. Так, частое повторение лжи делает обман правдоподобным. Истина похожа на ощущение знакомого. Узнаваемое = лёгкость. Чем контрастнее цвет, чем проще восприятие, тем правдоподобнее утверждение. Простые слова убеждают лучше сложных. Стихи воспринимаются как информация, содержащая глубокий смысл. Шрифт и ритм прозы влияют на ощущение правдоподобности.
Когнитивное напряжение мобилизует Систему 2. Если хотите, чтобы люди начали анализировать информацию используйте плохо читабельный текст, смазанные картинки и т. д.
Контекст задаёт правдоподобность. Ответьте на вопрос «сколько животных каждого вида с собой на ковчег взял Моисей?». Большинство ответит 2, не заметив, что ковчег построил Ной, а Моисей присутствует в другой библейской истории. Если на место Моисея поставить Стива Джобса, люди сразу заметят нестыковку.

Эффект привязки

Точка отсчёта влияет на нашу оценку. Если задать 2 вопроса группам людей «Высота секвойи больше или меньше 365 метров, и какова высота, на ваш взгляд?» и «Высота секвойи больше или меньше 55 метров, и какова высота, на ваш взгляд?» люди дадут отличающиеся оценки. Цифры 365 и 55 взяты случайно. Те, кому дали привязку 365, в среднем дадут ответ 257 метров, а те, кому дали привязку 55 ответят 86 метров.
Пример привязки — ограничение предложения «не более X единиц товара в одни руки».

Ретроспективные искажения

Люди меняют точку зрения с переносом на восприятие прошлого. Если событие произошло, человек завышает вероятность собственного прогноза в прошлом и наоборот. Иллюзия понимания прошлого порождает иллюзию прогнозируемого будущего. Люди недоумевают, как можно было допустить столь очевидную ошибку, забывая, что в момент принятия решения ошибка не была очевидна.

Игнорирование статистики и случайных событий

Люди стремятся найти причинно-следственные связи даже там, где связи нет. Последовательность событий наделяется причинно-следственной связью. Иллюзия умения, вызванная удачей брокеров на фондовом рынке, воспринимается как профессионализм. При подбрасывании монеты последовательности О, О, О, О, Р и О, Р, О, Р, Р равновероятны, но людям кажется, что вторая последовательность более вероятна. «У него 3 раза рождались дочери, теперь родится мальчик» или «У него лёгкая рука, Сергей сегодня забил уже 2 мяча, отдам ему пас, чтобы забил третий».

Регрессия к среднему

Результат складывается из 2 факторов: профессионализм и удача. Если спортсмен выступил очень хорошо, то с большой долей уверенности, можно сказать, что он профессионал и день был очень удачен, и наоборот. Но уровень удачи стремится к среднему показателю при увеличении количества попыток. В следующих попытках вероятность того, что спортсмен выступит хуже, чем в удачный день, больше, и наоборот. Это объясняет иллюзию эффективности наказания. Людям кажется, что наказание влияет на улучшение будущего результата, хотя это просто регрессия к среднему.

Почему критически важно сокращать число когнитивных ошибок в вашей жизни

Когнитивные ошибки это не случайность. Это систематические ошибки и они появляются регулярно. В вашей власти осознанно предвидеть подобный исход и еще “на берегу” предусматривать иной подход к решению.

Вы живете в мире, где много вещей которые контролировать нельзя. Разве не отлично получить дополнительный контроль? Взять ответственность и оптимизировать процессы. Если взять в расчет, что вы можете получить минимум +20% к своим мыслительным способностям.

Практический пример обхода когнитивных искажений из жизни

Вы копирайтер и пишете статьи для заказчиков на бирже. Ваш опыт работы 1-1.5 года. Вам попадает весьма нетривиальны заказ, который немного выбивается из привычного опыта и вам нужно дополнительное время на изучение, или более творческий подход. Вы прикинули в голове и назначили дату дедлайна, оценили сроки. Здесь начинается самое интересное!

Увеличьте требуемый срок на 1,3-2 – с учетом когнитивного искажения “ошибка планирования”.

Ошибка планирования — когнитивное искажение, связанное с излишним оптимизмом и недооценкой времени, требуемого для выполнения задачи.Ошибка происходит независимо от того, знает ли индивидуум, что решение аналогичных задач в прошлом потребовало больше времени, чем планировалось

Это же можно и описать законом Мерфи, законом подлости, если что-то может пойти не так – надо это предусмотреть. На выходе вы получаете оценку, которая положительна в обеих исходах:

  1. Если потребовалось меньше времени: отлично, вы довольны и заказчик доволен;
  2. Если потребовалось больше времени: вы все равно ближе к реальности, чем первоначальный вариант оценки.

Банальное не так банально как кажется. Здесь не написано ничего нового для многих, вы можете интуитивно действовать схожим подходом. Но сработает ли интуиция на всех 20-ти самых распространенных когнитивных искажениях? Что лучше – потратить 15 минут своей жизни изучив базу и получив возможность обходить такие колкости сознания, или делать ставку на случай?

Как появился термин когнитивные искажения?


Даниэл Канеман

Термин когнитивное искажение ввели ученый Даниэл Канеман и Амос Тверски после проведения своих экспериментов в 1972 году. Они сумели выявить несколько способов мышления, когда люди принимали решение, отличное от теории рационального выбора. То есть, ими было обнаружено влияние навязанных людям стереотипов на делаемые ими выводы.

Позже результаты двух ученых стали основой для дальнейших исследований и сыграли важную роль в развитии различных наук, включая медицину, психологию и даже политологию.

20 наиболее распространенных когнитивных искажений. Баги мышления

Ниже 20 шаблонных суждений, которые встречаются чаще чем хотелось бы. Они были взяты из статьи “Когнитивные искажения” на ру Википедии, где информация об когнитивных искажениях постоянно обновляется и остается актуальной.

  • Эффект ненужной информации. Стремление искать данные, которые никак не повлияют на запланированную деятельность. Здесь стоит подчеркнуть, что иногда меньше значит больше. Накопление ненужной информации может нарушить эффективность наших усилий.
  • Эвристика доступности. Мы склонны переоценивать вес определенной информации. Например, вы можете услышать от окружающих, что курение не так и вредно, потому что их знакомый прожил сто лет и курил ежедневно три пачки сигарет.
  • Эффект снежного кома. Шанс того, что человек примет точку зрения, возрастает с увеличением количества разделяющих ее людей. Эффект можно увидеть, например, во время выборов, когда не решившие руководствуются опросами.
  • Ошибка белого пятна. Неспособность распознавать собственные когнитивные ошибки также является когнитивным искажением. В этом случае люди могут даже указать на чью-то когнитивную ошибку, но они не замечают своих собственных. Мало кто знает, что в глазах так называемым “слепым пятном” является поле зрения, в котором мы ничего не видим.
  • Эффект поддержки решения. Вам кажется, что если вы сделали выбор, он должен быть положительным, хотя у него может быть много отрицательных сторон. Так, вы можете считать свою собаку прекрасным животным, хотя она агрессивна и часто кусает окружающих.
  • Иллюзия группирования. Что-то, что лежит в основе парадокса азартного игрока. Человек начинает искать шаблон в случайных событиях. Например, когда он ожидает, что красный цвет будет более или менее вероятно появиться после серии противоположных цветов на рулетке.
  • Эффект подтверждения. Нам свойственно прислушиваться только к той информации, которая согласуется с нашими убеждениями или подтверждает наши первоначальные предположения, независимо от того, верны ли они. Так формируются «группы взаимного обожания». Вспомните к примеру, почему дискуссии на такие темы, как глобальное потепление или политика, обычно заканчиваются оскорблениями.
  • Ошибка консерватизма. Это происходит, когда люди больше ценят старую информацию, чем обнаруженную позже. Например, потребовалось много времени, чтобы принять тот факт, что Земля круглая, потому что убеждение в том, что она плоская, сохранялось и раньше.
  • Эффект фокуса. Заключается в сосредоточении внимания на одной детали, преувеличивая ее значение. Например, когда ведутся переговоры о вознаграждении, тот, кто первым делает предложение, создает определенный диапазон рациональных возможностей в головах обоих. В таком случае будет трудно выйти за рамки аналогичной суммы. Другим примером является изучение уровня счастья в отдельных штатах США. Существенных различий не было, хотя люди считали, что жители Калифорнии должны быть самыми счастливыми – ведь это связано с хорошей погодой и беззаботной жизнью. Но они не учитывали, например, частые землетрясения или преступность.
  • Эффект страуса. Отрицание негативной информации путем «прятки головы в песок». Исследования показали, что во времена кризиса вкладчики не так часто проверяют стоимость своих инвестиций.
  • Эффект результата. Оценка решения по его результатам, а не путем отслеживания, как было принято решение и что повлияло на него в данный момент. То, что вам удалось выиграть в казино, вовсе не означает, что решение потратить сбережения было мудрым.
  • Самонадеянность. Это также когнитивная ошибка, связанная с переоценкой своих способностей. Это делает людей более склонными к большому риску в повседневной жизни. Это также видно на примерах многих экспертов, которые верят в свою непогрешимость по теме своей профессии.
  • Эффект плацебо. Наиболее известные – простая вера, что действие может вызвать какой-то эффект, вызывает его. Иногда используется в медицине.
  • Иллюзия про-инноваций. Создатель изобретения переоценивает его полезность, в то же время закрывая глаза на его недостатки и ограничения. Подумайте обо всех последних стартапах.
  • Новизна. Тенденция переоценивать последнюю информацию за счет собранных данных. Это особенно опасно при инвестировании денег, когда нам кажется, что рынок всегда будет выглядеть так, как сейчас. То есть, без учета тенденций к взлетам и падениям.
  • Эффект различия. Мы сосредотачиваемся на самом выдающемся аспекте человека или некотором деле. Например, когда мы думаем о смерти, нас может пугать видение льва или гибели в результате взрыва бомбы. И забываем о более наглядных причинах – болезнях или автомобильных авариях.
  • Выборочное восприятие. Мы разрешаем своим ожиданиям влиять на наше восприятие мира. Установлен факт, когда люди, которым предложили просто выпить алкогольный напиток (где не было алкоголя), чувствовали и вели себя так, как будто их «слегка вставило». Тесно связано с эффектом плацебо.
  • Стереотипы. Убежденность в том, что группа или человек обладают некоторыми особенностями, несмотря на отсутствие каких-либо знаний о них. Иногда это полезно, поскольку позволяет идентифицировать незнакомцев как друзей или врагов. Однако часто это только вредит.
  • Ошибка выживания. Состоит в том, когда человек сосредотачивается исключительно на примерах выживания, неправильную оценивая ситуацию. Так, всем может показаться, что вести свой бизнес легко – мы ведь мало слышим о тех, кто оказался банкротом.
  • Иллюзия нулевого риска. Нам нравится, когда что-то определенно и не может нас удивить, даже если это непродуктивно. Устранение риска до нуля означает, что ничего плохого не произойдет, но вы также можете получить гораздо меньше.
Источники

  • https://WikiGrowth.ru/chto-takoe/kognitivni/
  • https://psihomed.com/kognicziya/
  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/kognitivnyj-ehto-kakoj-kognitivnye-funkcii-sposobnosti-narushenij-iskazhenij.html
  • https://www.psychologies.ru/articles/20-kognitivnyih-iskajeniy-i-kak-oni-vliyayut-na-nashu-jizn/
  • https://habr.com/ru/post/410961/
  • https://1timer.ru/mozg-i-logika/kognitivnye-iskazheniya/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лайфхаки на каждый день, полезные советы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: