- Что такое креативность
- Критерии креативности по Торренсу
- Полюбите процесс решения проблемы
- Ищите оригинальные идеи
- Расширяйте кругозор
- Творчески подходите к повседневным делам
- Учитесь видеть необычное в обычном
- Анастасия Шавеко
- Зачем развивать нестандартное мышление
- Освободится от всего
- Возбуждать мозг
- Найти источник идей
- Найти окружение
- Упражнения
- Записывайте свои идеи
- Заведите банк данных
- Полюбите спонтанность
- Спите наяву
- Рисуйте свободно
- Освойте технику SCAMPER
- Методика обучения
- План обучения
- Учебники и книги
- Творческие игры
- Что такое креативное мышление?
- Зачем нужно креативное мышление?
- Как развивать креативное мышление?
- Нестандартный подход.
- Игра «Белогривые лошадки».
- Онлайн тренажеры мозга.
- Креативное мышление в психологии
- Зачем нужно креативное мышление
- Использование в бизнесе
- Признаки креативности
- Развитие креативного мышления
Что такое креативность
Креативность, или творческие способности — это умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, генерировать идеи. Креативность — это интеллект + воображение. Благодаря интеллекту человек способен думать, анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать выводы. Воображение позволяет выйти за рамки привычных шаблонов, отбросить стереотипы, увидеть новые пути решения задач.
Американский психолог и исследователь креативности Эллис Пол Торренс выделил составляющие творческого мышления, по уровню развития которых можно судить о степени креативности конкретного человека.
Критерии креативности по Торренсу
Беглость — способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. При высоких показателях беглости человек способен за минуту придумать двадцать способов использования какого-либо предмета, например, обычного карандаша.
Гибкость — способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить общее в самых разных вещах и событиях.
Оригинальность — способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность помогает с успехом выходить из нештатных ситуаций.
Разработанность — способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Высокий уровень детализации отличает изобретателей и конструкторов.
Сопротивление замыканию — умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной её стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим. Сопротивление замыканию способствует расширению кругозора и накоплению полезных данных для придумывания оригинальных решений.
Высокий уровень креативности делает человека более успешным, позволяет достичь высоких результатов в любой сфере деятельности. Творческое мышление находится на третьем месте в десятке важнейших гибких навыков 2020 года, составленном на экономическом форуме в Давосе.
Полюбите процесс решения проблемы
Творческий человек находит удовольствие не только в достижении результата, но в процессе продвижения к цели — ему нравится думать, перебирать варианты, искать и находить разные варианты выхода из ситуации. Сталкиваясь с новыми задачами или неожиданными трудностями, научитесь воспринимать их как не как проблемы, а как вызов вашим творческим способностям.
Ищите оригинальные идеи
Не останавливайтесь на самом очевидном способе действий, придумывайте хотя бы несколько вариантов достижения цели, решения проблемы. Не ставьте себе искусственных ограничений.
Расширяйте кругозор
Чем больше вы знаете, тем больше пищи получает ваше воображение, а без воображения невозможно генерировать по-настоящему творческие идеи. Читайте книги, смотрите научно-популярные и документальные фильмы, набирайтесь опыта полезной деятельности и активно познавайте мир вокруг.
Творчески подходите к повседневным делам
Старайтесь быть изобретательным в любой сфере вашей жизни, а не только во время учёбы: придумывайте новые интересные способы проведения досуга, занимайтесь необычными хобби, предлагайте нестандартные варианты решения бытовых вопросов. Даже банальный поход в продуктовый может стать тренировкой творческих способностей — придумывайте себе новые пути до магазина, рисуйте карты или преодолевайте воображаемые препятствия.
Учитесь видеть необычное в обычном
Даже в самых привычных местах подмечайте всё, что выглядит особенным, отличается от стандарта, не соответствует шаблонам. Учитесь видеть знакомые предметы с нового ракурса, находить неожиданные способы их применения. Например, если взглянуть на ветки деревьев ранней весной, можно заметить, что они похожи на узловатые пальцы каких-то сказочных существ.
Анастасия Шавеко
Когда технологии берут на себя выполнение рутинных задач, а искусственный интеллект обрабатывает информацию в разы быстрее человека, важнейшей способностью, которая не потеряет свою ценность при трансформации рынка, остается способность креативно мыслить. Разве не прекрасно было бы иметь возможность подчинить себе воображение, научиться подключать творческую энергию к решению проблем и не ждать моментов озарения? Наука доказывает, что это возможно и доступно каждому при надлежащей тренировке.
С помощью определенных когнитивных техник и инструментов можно развить творческое мышление, умение видеть необычное в обычном и простое в сложном. Оксана Пикулева в своем онлайн-курсе «Креативное мышление в бизнесе» предлагает рассмотреть креативное мышление как «управляемую мыслительную деятельность с целью выработки нестандартных решений сложных бизнес-задач».
Автор курса — доктор психологических наук, преподаватель программ MBA и Executive MBA Высшей школы менеджмента СПбГУ — стремилась собрать и структурно представить всю имеющуюся информацию о техниках креативного мышления. Для этого автор два года участвовала в разных тренингах и изучала программы по креативности, чтобы понять, какие инструменты наиболее эффективно помогают менеджерам принимать оригинальные и нестандартные решения.
Ранее курс был доступен только слушателям программ Executive MBA, сейчас же он открыт для всех желающих. В нем представлены основные виды креативных методик (вопросные, аналитические, ассоциативные и метафорические), в рамках этих видов рассматриваются 15 индивидуальных/командных техник и 4 крупные креативные методологии (ТРИЗ, латеральное мышление, дизайн-мышление и CRAFT).
Ниже мы рассмотрим некоторые из техник, которые помогают стимулировать личную креативность, а пока разберем сам процесс. Все творческие решения могут быть найдены двумя путями: первый (при помощи которого было сделано большинство научных открытий) — это инсайтный способ, а второй — алгоритмический, с его помощью можно значительно расширить свой личный диапазон нетривиальных решений.
Индивидуальная креативная сессия должна начинаться с четкой формулировки задачи. Когда цель определена, можно приступать к сбору информации. На этом этапе нужно просмотреть и проанализировать то, что уже было сделано по вашей теме/проблеме. Желательно пропустить через себя как можно большее количество материала, чтобы обеспечить так называемый эффект насмотренности. Следующая ступень — синтез полученной информации, генерация идей. Как считает автор, креатив рождается на стыке чужих идей и при их неожиданных сочетаниях. Важное условие — разрешить себе войти в состояние блуждающего ума, расслабиться после этапа концентрации и на
Для того чтобы наши креативные сессии (личные или командные) проходили эффективнее, мы можем использовать различные техники для стимулирования т. н. нешаблонного мышления. Каждый может собрать свой личный «набор любимых инструментов», позволяющих находить нестандартные решения. Среди них могут быть:
— вопросные техники, к которым относится, например, обманчиво простой с виду метод Q-шторминга Редьярда Киплинга «5W1H». Если вам нужно решить какую-то непростую задачу, вы можете последовательно прийти к этому благодаря схеме постановки вопросов в режиме 5W — «Что? Когда? Где? Почему? Кто?» и 1Н — «Как?», подбирая к каждой позиции не менее 5 вопросов, начинающихся с соответствующего вопросительного слова.
— аналитические техники, позволяющие расширить мыслительные коридоры. Среди них одним из наиболее эффективных является метод «TRANSFORM» Дж. Айана и Д. Берга. Он предлагает конкретный перечень из 36
— ассоциативные техники, среди которых одной из самых популярных является метод фокальных объектов Чарльза Вайтинга. Как и другие техники этой группы, он имеет свой собственный четкий алгоритм мыслительный действий:
-
Выбрать объект, который надо изменить (фокальный объект).
-
Сформулировать цель изменения.
-
Назвать несколько случайных объектов.
-
Составить перечень признаков и свойств этих случайных объектов.
-
Найденные признаки и свойства перенести на фокальный объект.
-
Оценить полученные идеи и выбрать из них наиболее полезные для реализации.
— метафорические техники, которые выводят нас за грани привычного мышления и помогают находить порой самые неожиданные идеи. Метафорические техники очень многочисленны, но одной из самых популярных является метод латерального мышления «6 цветных шляп» Эдварда де Боно, позволяющий последовательно включать и переключать 6 разных режимов мышления. Также можно вспомнить метод «трех мыслительных стульев» Уолта Диснея. Его суть — в открытии иного угла зрения на проблему, когда вы представляете себя последовательно в трех ролях: мечтатель — ЧТО (будущее), реалист — КАК (настоящее) и критик — ЗАЧЕМ (прошлое). А затем анализируете результаты своей креативной сессии и отбираете нужные вам идеи.
Все приведенные техники часто работают в полной связке друг с другом, их действие трудно разделить, поэтому настоящее креативное мышление постепенно становится межпредметным и метадисциплинарным.
Для тех, кто хочет получить остальные инструменты и советы по развитию креативности и приобрести полное представление о творческом мышлении, доступен полный курс Высшей школы менеджмента СПбГУ. Программа состоит из двух блоков:
— управление личной креативностью и
— управление командной креативностью.
В первом блоке рассматриваются нейронаучные подходы к креативности, ментальные шаблоны, коридоры мышления, модели нестандартного мышления, техники развития личной креативности и другие темы. В частности, одна из самых увлекательных тем в этом модуле — это анализ мыслительных моделей гениев, которые мы можем примерить на себя и попробовать помыслить в их парадигме. Во второй части речь идет об инновациях в бизнесе, создании стимулирующей среды в команде, креативном процессе в группе и рассматриваются четыре крупные креативные методологии: ТРИЗ, латеральное мышление, дизайн-мышление и CRAFT.
Зачем развивать нестандартное мышление
В моем представлении нестандартное мышление нужно, чтобы быстро генерировать новые идеи, оперативно решать вопросы, придумывать разнообразные концепции и рвать шаблоны, тем самым развивать какую-либо сферу жизни. То есть с помощью него мы должны положительно воздействовать на общество, а не просто быть белой вороной. С этой позиции и поведется повествование.
Освободится от всего
Первое и самое важное, что нужно сделать – это полностью раскрепоститься. Необходимо провести генеральную уборку мыслей и хорошенько поработать над собой в плане общения и коммуникации.
- Все шаблоны, привычки и стереотипы, которые сформировались за годы вашей жизни нужно подвергнуть сомнению.
- Стеснительность и зажатость нужно убрать из отношений с людьми
- Чужие мнения нужно научиться игнорировать
Все это делается для того, чтобы расчистить место для нового мышления. Иначе, ему некуда будет втиснуться: привычки, шаблоны, комплексы и мнения помешают вам стать новым человеком. Они постоянно будут возвращать вас к старому стилю размышлений, как к чему-то привычному и не требующему затрат энергии.
Давайте разбираться по порядку.
1) Подвергнуть сомнению. Здесь все просто. В свободное время вы начинаете раздумывать над самыми главными вещами в вашей жизни и прислушивайтесь к внутреннему голосу.
- Действительно ли я хочу жить в этом городе?
- Я правда хочу заниматься этой профессией?
- Так ли я вижу устройство семьи?
- Доволен ли я своим внутренним состоянием?
- Таким ли образом я хочу выполнять свою работу?
Может быть все, что у вас сейчас есть, навязано родителями, друзьями и обществом? Может быть ваше мышление просто скованно стереотипами и не может вырваться из плена? Как бы грустно это не звучало, но в большинстве случаев так и есть.
Однако это даже сыграет нам на руку. Осознав свою шаблонность в крупных и мелких вещах, шанс победить ее многократно возрастет. Вы в хорошем смысле разозлитесь и, возможно, увеличите напор своих действий в сторону желаемых результатов. А это уже совсем по-другому активизирует мозг и подключает новые виды мышления.
2) Убрать стеснительность. Стеснительность и зажатость просто не позволят вам проявить новый и креативный образ мыслей. Поэтому нужно высвобождаться из-под их оков и стараться всегда быть в центре внимания. Тогда вы сможете коммуницировать с разными людьми и быть в курсе событий, а следовательно постоянно находится в потоке информации. А там, где информация, там пища для нестандартных мыслей и идей.
О том, как раскрепоститься у меня есть отдельная статья, которую можно прочитать тут. Но если выжать из нее главное, то нужно
- Перестать боятся чужого мнения (рассмотрим ниже)
- Повышать свою уверенность
- Выглядеть на все 100
- Избавляться от мышечных зажимов
- Окружить себя раскрепощенными людьми
3) Избавится от боязни чужого мнения.Если вы выделяетесь, вас 100% ждет критика от окружающих людей. Нестандартное мышление – не исключение, ведь оно комплексно преобразует человека. Меняется почти все, начиная от уровня образованности и заканчивая общим стилем поведения.
Чтобы вас не затянули обратно в омут, нужно научиться фильтровать поступающие советы. В противном случае, вам подрежут крылья и с радостью опустят на прежний уровень шаблонов и посредственности. Делаем по аналогии: статья на сайте есть, выжимка ниже.
Итак, чтобы перестать бояться чужого мнения нужно:
- Перестать заботится о своем образе в обществе, потому что большинству на него плевать
- Понять, что некоторые люди будут вдохновляться ваши независимым поведением
- Осознать, что людей заботят только их проблемы
- Осознать, что слушая «знатоков» и авторитетов, вы принижаете себя
- Понять, что если вас критикуют – вы растете
- Осознать, что это мнение ничего не изменит через год
Первый и самый сложный шаг пройден. Если вы решите сделать его и в жизни, то добьетесь цели, с которой залезли в интернет. Нестандартные мысли будут сами врываться в вашу жизнь, потому что вышеприведенными преобразованиями вы откроете им двери.
Давайте сделаем еще несколько шагов, чтобы быстрее сдвинуть этот снежный ком.
Возбуждать мозг
Шокируйте мозг нестандартными действиями. Так вы задействуете другие его отделы и постепенно тренируете застойные участки. Через месяц вы почувствуете, что вышли вперед и уже обгоняете своих коллег/однокурсников в сообразительности и находчивости.
Вот как можно тренироваться:
- Есть и чистить зубы другой рукой
- Одевать одежду в другой последовательности
- Сменить гардероб, носить яркие цвета
- Нарезать продукты нестандартными кусочками
- Ходить в разные магазины за продуктами
- Заняться нехарактерным для вас делом, например, программированием
Найти источник идей
Креативно мыслить будет гораздо проще, если использовать для этого новые образы и свежие знания. С их помощью вы сможете создавать уникальные информационные модули и вырабатывать оригинальные решения, что по сути и является процессом нестандартного мышления.
По этой причине параллельно с прошлыми шагами, стоит развивать в себе наблюдательность и любознательность.
Наверняка у вас дома есть энциклопедия. Вы можете положить ее рядом с кроватью и вычитывать по одной статье на ночь. Так же вы можете наблюдать за природой, удивляясь ее сложному устройству. А можно смотреть разные познавательные видео на YouTube и ежедневно прокачивать свой мозг. Вариантов масса, главное выбрать наиболее интересный и подходящий под ваши потребности.
Найти окружение
Не удивлю вас, если скажу, что окружение играет огромную роль в становлении человека. Психологи вообще говорят, что мы – это 5 окружающих нас людей, поэтому к выбору союзников нужно подходить очень осознанно и осторожно.
В нашем случае все будет достаточно сложно. Не просто найти нестандартного человека, который будет без «закидонов», а уж тем более подружиться с ним. Поэтому мы будем вынуждены обратиться к интернету и искать товарищей в нем.
Кто это могут быть? Однозначно – великие люди. Помните самое начало статьи? Я говорил что политики, бизнесмены и ученые обладали нестандартным мышлением, поэтому умели влиять на этот мир. Вот их биографии можно почитать на досуге, вместо заметок из энциклопедии. Стив Джобс, Альберт Эйнштейн, Дональд Трамп и так до бесконечности. В их жизни было много оригинальных решений, которые сделали их такими, какие они есть. Почему бы не перенять опыт и не применить что-нибудь на себе?
Упражнения
Следующие упражнения помогут вам повеселить мозг и развить творческое воображение. Пользуйтесь на здоровье!
- Нарисуйте 10 крестиков, а затем выведите из них 10 совершенно разных рисунков
- Придумайте несколько разных предметов и находите у них общие черты
- Возьмите несколько глупых слов и придумайте адекватное предложение (99 уровень -стихотворение)
- Возьмите предмет и придумайте 10 вариантов, как использовать его не по назначению
- Решайте ребусы и головоломки
Записывайте свои идеи
Начните вести журнал идей. У многих из нас есть такие блокноты, но не все умеют ими пользоваться. Эффективность журнала вы поймете со временем, когда сможете выстраивать аналогии. Например, вы жуете жевательную резинку, и вдруг вам приходит в голову идея придумать жевательную резинку – антистресс. Вы открываете журнал и записываете эту мысль. Спустя какое-то время вы смотрите рекламу зубной пасты, где говорят о том, что очень важно поддерживать показатель pH для человека. Тут вы вспоминаете о своей идее с жвачкой. И модернизируете идею: а что, если резинка будет показывать уровень pH? Если резинка становится синей – значит, вы здоровы, если она краснеет – значит, с уровнем pH что-то не так.
Заведите банк данных
Это специальный контейнер, куда вы можете складывать идеи и так называемые «спусковые механизмы». Это могут быть необычные визитки ваших новых знакомых, оригинальные рекламные проспекты, парадоксальные цитаты, может быть, какие-то небольшие предметы необычной формы. В общем, любые «вещественные доказательства» креативности других людей, которые будут подталкивать вас к новым свершениям.
Полюбите спонтанность
Пообещайте чаще удивлять себя. Вместо того чтобы поехать после работы домой, сходите внезапно в кино или на выставку. Пробуйте новые рецепты. Примите вместо душа ванну. Измените время сна. Измените время работы. Познакомьтесь со своим почтальоном. Помойте машину на другой автомойке. Словом, ломайте сложившийся распорядок, чтобы ваш мозг постоянно подпитывался чем-то новым.
Спите наяву
Воспользуйтесь приемом, который помогал Сальвадору Дали придумывать новые идеи. Он садился в кресло, а на пол – возле подлокотника – ставил железную тарелку. Руку он клал на подлокотник, взяв в руку железную ложку. И начинал потихоньку засыпать. Когда он уже почти засыпал, его организм расслаблялся, ложка выскальзывала из рук и падала в тарелку. Этот звук будил художника. И как раз в этом пограничном состоянии мозга, в котором он был, ему и приходили в голову его знаменитые гипнотические образы. Вы тоже можете попробовать этот способ. Говорят, действительно приходят озарения.
Рисуйте свободно
У Леонардо да Винчи тоже был свой интересный метод. Он расслаблялся, садился за столом и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Он хаотично водил по листу, а потом останавливался. Далее он мог в течение получас разглядывать то, что получилось. Обычно он видел в этом какие-то образы и нюансы, которые помогали ему нарисовать новую картину или сделать еще одно научное изобретение.
Освойте технику SCAMPER
SCAMPER – это список вопросов, способных подстегнуть рождение новаторских идей, где
S = Substitute? – Заменить?
C = Combine? – Комбинировать?
A = Adapt? – Адаптировать?
M = Modify? = Magnify? – Модифицировать? = Увеличить?
P = Put to other uses? – Предложить другое применение?
E = Eliminate or minify? – Устранить или уменьшить?
R=Revers? = Rearrange? – Поменять на противоположное? = Реорганизовать?
Чтобы воспользоваться этой техникой, нужно на каждом этапе обдумывания новой идеи задавать себе правильные вопросы. Проделав эту процедуру в отношении каждого этапа, вы выработаете максимальное количество идей, касающихся улучшения ситуации. Теперь предположим, что производитель скрепок для бумаги хочет усовершенствовать выпускаемую продукцию.
Методика обучения
Как уже было сказано, существует много подходов понимания творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов анализа креативности можно отметить: концепцию латерального мышления, теорию решения изобретательских задач, синектику, метод 6 шляп и другие. Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, то можно запутаться.
Проанализировав многие подходы к креативности, наша творческая группа пришла к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филиппом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного тренинга. Также в данном тренинге использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.
Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в УРОК 5, для того чтобы вы смогли попробовать другие методики развития творческого мышления.
План обучения
Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.
Урок 1. Латеральное мышление
Для того чтобы мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, как разрывая шаблон, прийти к новой идее. В данном уроке будет описана схема латерального мышления Эдварда де Боно в интерпретации знаменитого маркетолога Филипа Котлера. Осознание процесса креативного мышления поможет вам понять, как сделать свой творческий процесс продуктивнее.
Существует такое заблуждение, что креативность и творчество являются антиподами логики. Нешаблонное мышление часто сравнивается с интуицией, внезапным вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако творческое нешаблонное мышление не является чистым хаосом в сознании. Как отмечает сам основатель концепции латерального мышления, Эдвард де Боно, главное отличие нешаблонного мышления от хаоса и мышления психических больных заключается в том, что процесс креативного мышления контролируется. И даже если нешаблонное мышление предпочитает работать хаотически, то этим хаосом можно управлять.
Урок 2. Фрейминг и фокусировка
Чтобы создать что-то новое, нужно обязательно выбрать направление творческого поиска. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше. Как бы это ни показалось странным, но чем четче обозначить рамки, тем проще будет создавать что-то новое. В данном уроке показано значение выбора фокусировки, и рассмотрены паттерны фокусов языка Роберта Дилтса (фрейминг), опираясь на которые, можно начинать процесс латерального мышления.
Урок 3. Разрыв шаблона
Теперь, когда мы уже знаем алгоритм того, как целенаправленно смотреть на вещи под разным углом, мы сможем в любой ситуации найти наиболее подходящий фокус (фрейм). Но что-то новое еще пока не появилось, так как мы просто меняли угол зрения, не изменяя самого объекта. Процесс латерального мышления только начался. Чтобы продолжить этот процесс нам необходимо осуществить то, что называют «латеральным разрывом» (разрывом шаблона, сдвигом или смещением). Именно разрыв шаблона поможет нам нарушить логику мышления, чтобы прийти к новым идеям.
Для создания этого сдвига нужно построить утверждение относительно объекта нашего фокуса, которое каким-то образом поменяет сам объект. Другими словами, мы должны подумать, как можно изменить объект или его отдельную характеристику. Существует множество методик создания подобных изменений, но большинство из них легко можно свести к шести базовым способам изменения чего угодно.
Урок 4. Развитие творческого воображения
После того, как был произведен латеральный разрыв, у нас появилось много в большинстве своем нелогичных (латеральных) суждений. Теперь нам предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона. Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Другими словами, в этом занятии вы узнаете, как научиться наиболее эффективно устранять латеральный разрыв. Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.
Урок 5. Развитие креативности
На последнем этапе «Устранение разрыва» алгоритма латерального мышления кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Важно отметить, что креативность человека – это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века. Этих характеристик всего четыре.
Урок 6. Теории творчества и креативности
Еще в далеком 16 веке выдающийся английский философ Френсис Бекон сетовал на то, что научные открытия происходят медленно и во многом случайно. Он пытался найти подходы и алгоритмы, которые позволили бы превратить «создание нового» в системный, постоянный процесс. С тех пор прошло немало времени и сегодня общество имеет в своем распоряжении немало теорий творчества и креативности, помогающих нестандартно смотреть на существующие проблемы и предлагать нетривиальные решения. Эти теории могут быть полезными в самых разных областях человеческой жизнедеятельности. В данной статье мы сделаем обзор наиболее известных и широко применяемых техник и концепций.
Учебники и книги
Скачать и прочитать многочисленные учебники по творческому мышлению и креативности можно на соответствующей странице.
Творческие игры
Развитие креативного мышления человека не может происходить только путем изучения специальных алгоритмов и правил поиска новых идей. Большое значение имеет практика. В данной статье представлены игры для развития творческих способностей. Более того, здесь вы сможете найти игры различных видов, как самостоятельные онлайн игры, так и групповые игры, а также творческие задания для тренировки креативности без применения компьютера. Как обычно на нашем сайте вся информация представлена бесплатно, и к тому же, вы сами можете предложить какую-нибудь креативную игру или поделиться опытом в комментариях ниже.
Что такое креативное мышление?
Креативное мышление — это способность нестандартно воспринимать окружающий мир и генерировать принципиально новые идеи. Исходя из этого определения, можно выделить два ключевых понятия: «нестандартное восприятие» и «новые идеи».
Первое означает, что можно увидеть что-нибудь уникальное или необычное даже в привычных вещах. Например, большинство людей просто смотрят на облака, и лишь самые творческие из них видят «белогривых лошадок». Одни слышат шум мотора, а другие угадывают в этих звуках начало будущей музыкальной композиции. Кто-то огорчится, что выкинул деньги на билет, чтобы «полюбоваться» черным квадратом на белом фоне, зато другой человек увидел в этой картине весь вселенский смысл бытия.
Благодаря второму качеству, мы не только черпаем вдохновение из казалось бы банальных вещей, но превращаем их в произведения искусства. Это, как на примере с шумом мотора. Какой-нибудь композитор может угадать в этом наборе звуков именно тот мотив, который он давно искал, чтобы «доукомплектовать» свой будущий шлягер.
Зачем нужно креативное мышление?
Если разобраться, то креативное мышление – это одно из тех эволюционных приспособлений, которое помогло человеку подняться над всеми другими животными. Пока что, способность креативно мыслить делает человека более конкурентным по сравнению с искусственным интеллектом. Ведь креативное мышление – это возможность принимать решение в обход любым алгоритмам или здравому смыслу. Именно так, чаще всего, совершались судьбоносные открытия.
Везде, где играет роль логика или математический анализ, компьютер уже давно победил своего творца. Шахматисты регулярно проигрывают роботу, начиная с 90-х годов прошлого столетия. Даже сложнейшая тактическая игра «Шашки Го», и та сдалась перед ИИ в 2015 году. Но в ситуациях, где «вот той штуковиной» необходимо выкрутить «вот эту ерундовину» ни один искусственный разум пока что не превзойдет даже среднестатистического ПТУшника.
Таким образом креативное мышление – это именно то умение, которое позволило человеку стать венцом природы и, при этом, дает возможность оставаться востребованным в период тотальной роботизации. Но чтобы так было дальше, необходимо уделять внимание развитию креативного мышления, поскольку конкуренты также не стоят на месте, как среди других людей, так и в цифровом мире.
Как развивать креативное мышление?
Креативное мышление поддается развитию и улучшению. Считается, что творческий потенциал человека зависит от функционирования правого полушария головного мозга. Тогда, как левое отвечает за логику и аналитическое мышление. Также, правое полушарие задействовано в работе левой части тела. То есть, у левши должно быть лучше развито умение креативно мыслить.
В живой природе действует принцип обратной взаимосвязи. То есть, если от правого полушария зависит левая рука, соответственно, выполняя работу этой рукой, мы стимулируем развитие правого полушария. Никто не говорит, что нужно становиться левшой, но если дополнить ежедневную деятельность акцентом на левые части тела, то это позитивно скажется на творческом полушарии мозга.
Помимо данной хитрости, есть конкретные упражнения, направленные на развитие креативного мышления. О них мы поговорим дальше.
Нестандартный подход.
Креативное мышление – это оригинальность во всем. Например, если мы начнем читать текст задом наперед, это заставит наш мозг действовать в непривычном ему направлении. Соответственно, разум выйдет из «зоны комфорта», начнет приспосабливаться к новым условиям. Дальше, еще сложнее – начинаем «переворачивать» понятия. Это как в новогодней игре для детей, когда необходимо их запутать. Говорим «елочка широкая» и расставляем руки, «узкая» – сближаем, «высокая» – встаем на носки, «низкая» – присаживаемся. Дети повторяют за ведущим. Дальше, он произносит слово, но делает наоборот. Например, «елочка» высокая, а сам присаживается. У детей начинается легкий ступор, но потом они приспосабливаются к неожиданным условиям и вновь начинают делать все правильно.
Игра «Белогривые лошадки».
Как и в мультике, необходимо пытаться увидеть какие-то образы вокруг. На что похожи облака? Какие фигуры формируют звезды? Еще интересно в вечернее время рассматривать на расстоянии многоэтажные дома. Ведь свет в их окнах горит не равномерно, также формируя определенные узоры. В общем, где бы человек ни был, он может рассмотреть какие-то очертания или контуры, которые покажутся похожими на что-то. Этот поиск помогает развить креативное мышление и содержательно провести время.
Онлайн тренажеры мозга.
Не стоит думать, что Интернет или мобильные приложения только отвлекают человека от важных дел. Разработано много приложений, помогающих в улучшении умственной активности, в том числе развитии креативного мышления. Что особенно хорошо, так это возможность выполнения ежедневных заданий, позволяющих отслеживать динамику прогресса. Каждое упражнение делиться на определенное количество уровней, от самого легкого до наиболее сложного. Игрок способен сам ощутить позитивный эффект от выбранного приложения, поскольку ему постепенно начнут покоряться те уровни, которые до этого казались очень сложными.
Креативное мышление – неотъемлемый компонент интеллектуальной деятельности. У одних оно развито лучше, у других – хуже, но все-равно присутствует, поскольку является частью человеческой природы. Благодаря креативному мышлению мы смогли выделиться среди других живых существ. Зачастую это умение помогает нам обходить конкурентов по работе. Соответственно, развитие креативного мышления – первоочередная задача формирования личности, которая в совокупности с высокими моральными качествами позволяет стать человеком с большой буквы.
Креативное мышление в психологии
Креативность мышления – это определение творческого человека, способного мыслить нестандартно. Это способность смотреть на ситуацию под другим углом. Креативные люди, в большинстве случаев, более успешны в бизнесе, личной жизни, науке, культуре и искусстве. Креативное мышление можно использовать в любых сферах жизнедеятельности. Оно помогает быстрее находить общий язык с людьми, быть более интересным собеседником, вносит в жизнь яркие краски, особенно тогда, когда, казалось бы, выхода нет никакого.
Психологи утверждают, что развивать творческое восприятие мира можно в любом возрасте. Особенно хорошо это получается у детей, так как они это делают не по принуждению. В наше время развитие креативности одобряется, совсем недавно в школах, институтах и других учебных заведениях мышление детей загонялось в определенные рамки, чтобы не разделять группу на более и менее успешных.
Человек с самого рождения способен мыслить и фантазировать. Ни одно живое существо на планете не имеет возможности воплощать свои идеи в жизнь, кроме человека разумного. Но у одних людей эта способность развита в большей степени, у других – в меньшей. Это не является проблемой для тех, кто хочет самосовершенствоваться и развиваться. Ведь существует множество упражнений, помогающих открыть в себе способность креативно мыслить.
Зачем нужно креативное мышление
Креативное мышление нужно для того, чтобы не присвоить себе статус нудного, серого человека, который живет в определенных рамках. Людей, не умеющих мыслить креативно, достаточно много. Они посредственны и способны выполнять ту работу, в которой есть четкий план действий. Как правило, люди, не умеющие мыслить креативно, не обладают лидерскими способностями. Они не умеют вести переговоры, не способны открыть свое дело, не любят фантазировать и т.д. Они скучны, хотя сами себя таковыми могут и не считать. Если человек хочет развиваться в духовном плане, то креативность и здесь играет большую роль. Эта способность помогает обрести смысл в своих действиях, открыть для себя и понять многие жизненные ценности.

Креативно мыслящий человек является хорошим лидером
Использование в бизнесе
В век технологий никакое дело невозможно без рекламы. Так как рынок пестрит товарами и услугами, очень сложно придумать что-то новое, чтобы заинтересовать потребителя. Вот тут на сцену выходят люди с развитым креативным мышлением. Они способны предложить товар покупателю так, чтобы у последнего даже в мыслях не было отказаться. При этом потребитель думает, что совершает покупку продукта или услуги только исходя из личных соображений. Эта способность PR-менеджеров и рекламных агентов очень ценится в бизнесе. Многие работодатели готовы потратить большие деньги, чтобы перекупить ценного сотрудника у фирмы-конкурента.
Людям с нестандартным подходом к ситуации совсем несложно открыть свой бизнес, даже несмотря на то, что все ниши уже давно заняты. Они видят перспективу там, где ее, казалось бы, просто нет. Хочется заметить, что часто такие бизнес-идеи имеют большой успех, хотя и открывать какое-нибудь производство с «0» достаточно страшно, если отсутствует опыт предпринимательства.
Креативность в бизнесе позволяет руководить фирмой не по шаблону, но, придерживаясь определенных правил и законодательства.
Признаки креативности
Существуют определенные признаки, по которым можно распознать степень креативности человека:
- Гибкость мышления;
- Беглость;
- Наличие нестандартных идей;
- Умение выбрать из множества решений самое выгодное.
Гибкость мышления – способность воспроизвести несколько различных вариантов решения одной и той же задачи. При приеме на работу в крупные предприятия существуют тесты, в которых определяется степень гибкости ума. К примеру, даются два слов, абсолютно несвязанных между собой. Претендент на должность за фиксированное время должен составить предложения, где будут употреблены эти слова и связаны между собой по смыслу. Чем больше предложений, тем более развито креативное мышление.

Признаки креативности
Беглость – способность обрабатывать большое количество мыслей за фиксированное время. К примеру, за 3 минуты нужно назвать профессии на вторую букву алфавита. Чем больше определений, тем сильнее у человека развита беглость, соответственно, тем ценнее сотрудник.
Важно наличие нестандартных идей или оригинальность мышления. Еще в дошкольных учреждениях психологи проводят тесты с детьми на оригинальность мышления. Один из таких тестов заключается в вопросе, на что похож воздушный шар. Взрослый человек со стандартным мышлением ответит, что на мяч, у детей и подростков фантазия более развита. Некоторые отвечают, что на барабан и обосновывают, что в воздушном шаре и в барабане внутри много воздуха. Как правило, судить о степени развития креативности в таком возрасте еще слишком рано.
Умение выбрать из множества идей самую выгодную – этот признак очень ценится в мире предпринимательства, так как идей может быть очень много, а максимальный результат принесет только одна.
Развитие креативного мышления
Любая способность, данная человеку с рождения, имеет перспективу развития. Развитие креативного мышления происходит в несколько этапов.

Креативность можно и нужно развивать
Этапы развития креативного мышления:
- пробуждение;
- имитация;
- связи;
- трансформация.
Первый этап развития креативности приходится на дошкольный возраст и возраст начальных классов, он является неспециализированным. Вторая фаза приходится на пубертатный период и отличается уклоном на оригинальное творчество. Развитие креативности имеет максимальный темп с возраста ученика младших классов и до окончания подросткового периода. На этих этапах очень важна поддержка родителей.
- https://media.foxford.ru/creativity-lifehacks/
- https://theoryandpractice.ru/posts/17670-kak-nauchitsya-kreativno-myslit
- https://uspeshnick.ru/kak-nauchitsya-myslit-nestandartno/
- https://www.psychologies.ru/articles/6-idey-chtobyi-nachat-myislit-nestandartno/
- https://4brain.ru/tvorcheskoe-myshlenie/
- https://WikiGrowth.ru/razvitie/kreativnoe-myishlenie/
- https://srazu.pro/teoriya/kreativnoe-myshlenie-v-psixologii.html