- 2010: «Социальная сеть»
- 2010: «Иллюзионист»
- 2010: «Клык»
- 2011: «Развод Надера и Симин»
- 2011: «Меланхолия»
- 2011: «Древо жизни»
- 2012: «Линкольн»
- 2012: «Охота»
- 2012: «Любовь»
- 2013: «Жизнь Адель»
- Рома (2018)
- Отрочество (2014)
- Лунный свет (2017)
- Древо жизни (2011)
- Безумный Макс: Дорога ярости (2015)
- Джон Уик 1,2,3 (2014, 2017, 2019)
- Рейд 1,2 (2011, 2014)
- Ла-Ла Ленд (2016)
- Богемская рапсодия (2018)
- Три билборда на границе Эббинга, Миссури (2017)
- 12 лет рабства (2013)
- Волк с Уолл-Стрит (2013)
- 1+1 (2011)
- Хоббит: Нежданное путешествие
- Исчезнувшая (2014)
- Лучшее предложение
- Меланхолия (2011)
- Перед полуночью (2013)
- Сельма (2014)
- Феникс (2014)
- «Джанго Освобожденный» (Django Unchained), 2012
- «Джон Уик» 1-3 (John Wick 1-3), 2014-2019
- «Одержимость» (Whiplash), 2014
- «Операция Арго» (Argo), 2012
- «Убийца» (Sicario), 2015
- «Логан» (Logan), 2017
- «Манчестер у моря» (Manchester by the Sea), 2016
- «Бердмэн» (Birdman), 2014
- «Дюнкерк» (Dunkirk), 2017
2010: «Социальная сеть»
Не просто «Гражданин Кейн» наших дней, а последний великий фильм о предпринимательстве, втянувший цифровую молодежь в ту же вечную гонку амбиций и тщеславия, которой жили ее родители — и их родители. Захватывающее кино, которое умудряется одновременно быть и максимально понятным, и принципиально непостижимым.
2010: «Иллюзионист»
Анимационный «Артист»: история об искусстве, умирающем с гордо поднятой головой. И о хрупкой любви, выросшей из веры в чудеса. Кино — карнавал иллюзий; так какие итоги декады без «Иллюзиониста»?
2010: «Клык»
Греческий режиссер Йоргос Лантимос — одно из главных открытий десятилетия. А «Клык» — демонстрация того, что он умел в пору, когда не мыслил свои фильмы как мировые. Выросшие в изоляции герои-дети не знают значения вещей, которые их окружают. И получается парадоксальное, страшное, смешное, наглое, чуткое кино о том, как действительность дрожит под натиском слов.
2011: «Развод Надера и Симин»
Первая (для нас, неофитов) ласточка интеллектуального ренессанса в Иране — и попросту один из самых могучих фильмов об угасании и погребении чувств. Давно установлено, что эта тема подвластна лишь избранным режиссерам. Асгар Фархади — один из них.
2011: «Меланхолия»
Фильм, задавший настроение всему десятилетию, а может быть, и целому поколению зрителей, убежденному, что в унынии есть своя красота, а депрессивными состояниями можно упиваться. Особенно если представлять себя не человеком, которому нужна помощь, а картинной Офелией — или хотя бы Кирстен Данст — в неглубоком пруду.
2011: «Древо жизни»
То ли зашифрованная в образах стенограмма разговоров с Богом, то ли снятая на домашнюю камеру хроника сотворения мира. Есть никем не проверенная теория, что в мгновение между жизнью и смертью люди вместо света в конце тоннеля целиком видят фильм Терренса Малика. Любой.
2012: «Линкольн»
Последний безукоризненный голливудский байопик и, к сожалению, последний великий фильм Стивена Спилберга. Примечательно, что эта картина могла не то что не попасть в наш рейтинг, но и остаться без номинаций на «Оскар»: режиссер так отчаялся искать продюсеров и прокатчиков, что был готов вместо большого кино снять мини-сериал для телеканала HBO.
2012: «Охота»
Детсадовского учителя (его играет Мадс Миккельсен) подозревают в педофилии. И получается не фильм даже, а безупречный этюд о человеческом достоинстве. Социальная травля, пренебрежение презумпцией невиновности, страх за детей, вера в фейковые новости и нежелание установить правду — темы, которые будут набирать обороты в кино с каждым годом турбулентной декады. Но важно помнить: все началось с этого датского фильма.
2012: «Любовь»
Старость — тема, которая очарует европейское кино десятых годов: тот же Жан-Луи Трентиньян из «Любви» в 2019 году выйдет на бис на костылях в третьей части «Мужчины и женщины». Но фильм Ханеке о двух трепетных стариках магическим образом действует и на тех, кому он вроде бы не предназначался, — даже на юную аудиторию, которой уместнее смотреть «Виноваты звезды» или «Ла-Ла Ленд».
2013: «Жизнь Адель»
При всем уважении к «Джокеру» экранизации комиксов побеждали на главных кинофестивалях мира и до него: «Жизнь Адель» — адаптация европейского графического романа «Синий — самый теплый цвет». И одна из тех бессмертных историй любви на экране, по которым — наравне с «Зови меня своим именем» — будут судить об ушедшей декаде.
Рома (2018)
Отрочество (2014)
Лунный свет (2017)
P. S. И даже здесь он опередил «Ла-Ла Ленд», который в списке лишь на 23-м месте.
Древо жизни (2011)
Безумный Макс: Дорога ярости (2015)
Джон Уик 1,2,3 (2014, 2017, 2019)
Рейтинг IMDb: 6.9, 6.9, 6,7
Общие сборы: $583 млн.
В ролях: Киану Ривз
Истории о хладнокровном убийце, вставшего на тропу мести стали одними из лучших боевиков последнего десятилетия.
Бывший каскадер Чад Стахелски снял зрелищное, стильное мужское кино. Здесь правит балом экшен, перестрелки и свирепость. Зритель получил великолепную постановку боевых сцен и целую вселенную, работающую по своим правилам.
Рейд 1,2 (2011, 2014)
Рейтинг IMDb: 7.6, 8.0
Общие сборы: $15,6 млн.
В ролях: Ико Уайс
Простой полицейский боевик о штурме здания преступного синдиката по праву считается одним из лучших боевиков.
Шикарная постановка и съемка рукопашных боев вызывает искренний щенячий восторг у любителей жанра. Даже в Голливуде не умеют снимать драки, как в двух этих азиатских фильмах. Просто посмотрите из второй части фильма. Операторская работа и хореография – 10 из 10.
Ла-Ла Ленд (2016)
Рейтинг IMDb: 8.0
Сборы: $446 млн.
В ролях: Райан Гослинг, Эмма Стоун, Джон Ледженд, Дж.К. Симмонс
Ностальгический мюзикл о временах старого Голливуда радует шикарным актерским сюжетом, простым понятным сюжетом и красивыми кадрами.
Добрая поучительная история о двух молодых людях, которые влюблены друг друга и в свои мечты.
Богемская рапсодия (2018)
Рейтинг IMDb: 8.0
Сборы: $903 млн.
В ролях: Рами Малек, Люси Бойнтон, Гвилим Ли, Бен Харди
Практически идеальный байопик о группе Queen – одной из самых знаменитых рок-групп в истории музыки.
Мы были в восторге от увиденного и, конечно же, услышанного. Феноменальная музыка на века в качестве саундтрека и возможность побывать на концерте «квинов», что может быть круче?
Три билборда на границе Эббинга, Миссури (2017)
Рейтинг IMDb: 8.2
Сборы: $159 млн.
В ролях: Сэм Рокуэлл, Вуди Харрельсон, Лукас Хеджес, Калеб Лэндри Джонс
Тонкая драматичная история об отчаявшейся матери, потерявшей ребенка.
Шикарное кино с непредсказуемыми сценарными ходами, умными диалогами, харизматичными персонажами, отличной операторской работой и открытой концовкой.
Четыре заслуженных «Золотых глобуса».
12 лет рабства (2013)
Рейтинг IMDb: 8.1
Сборы: $187 млн.
В ролях: Чиветель Эджиофор, Майкл Фассбендер, Лупита Нионго, Сара Полсон
Драматичная история выживания и стремлении человека к свободе.
Шикарная игра Майкла Фассбендера и Чиветела Эджиофора, пронзительный сюжет на тему рабства в США и три статуэтки Оскар.
Волк с Уолл-Стрит (2013)
Рейтинг IMDb: 8.5
Сборы: $392 млн.
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Джона Хилл, Марго Робби
Циничный баойпик о Джордане Белфорте, брокере с Уолл-Стрит.
Шедевр гениального Мартина Скорзесе с бесконечно талантливым Лео ДиКаприо в главной роли – это комедия, драма, пошлость, аморальность и поучительная история в одном бокале. Интересный кинококтейль, который запоминается надолго.
Марго Робби в качестве вишенки на бокале, если вы помните, о чем я.
1+1 (2011)
Рейтинг IMDb: 8.5
Сборы: $426 млн.
В ролях: Франсуа Клюзе, Омар Си, Анн Ле Ни
Душевная комедийная драма о дружбе людей из абсолютно разных социальных слоев.
Шикарный французский юмор, приятная музыка Людовико Эйнауди и великолепный актерский дуэт элегантного Франсуа Клюзе и колоритного Омар Си. История о человечности и стойкости духа.
Хоббит: Нежданное путешествие
Рейтинг IMDb: 7.8
Сборы: $1 млрд.
В ролях: Мартин Фриман, Иэн Маккеллен, Ричард Армитедж
Масштабная история приключений Бильбо Бэггинса и его друзей, являющаяся приквелом к «Властелину Колец».
Режиссер Питер Джексон продолжил радовать всех любителей сказок приключениями новых героев в удивительном мире Средиземья. Идеальное кино о дружбе, верности и храбрости.
Исчезнувшая (2014)
Рейтинг IMDb: 8.1
Сборы: $369 млн.
В ролях: Бен Аффлек, Розамунд Пайк, Нил Патрик Харрис
Великолепный триллер от Дэвида Финчера с закрученным непредсказуемым сюжетом.
Фильм с потрясающей режиссурой раскрывает двойственность современного мира, а также заставляет задуматься на тему сложных отношений мужчины и женщины в XXI веке и о возможных скелетах в шкафу любого человека.
Лучшее предложение
Рейтинг IMDb: 7.8
Сборы: $20,5 млн.
В ролях: Джеффри Раш, Джим Стёрджесс, Сильвия Хукс
История директора аукционного дома, который проворачивает ловкие аферы, пока не сталкивается с достойным соперником, по праву считается одним из лучших европейских детективов последних лет.
Тонкая работа итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе о трансформации рационального циничного человека во влюбленного романтика поражает непредсказуемой развязкой.
Меланхолия (2011)
КиноПоиск: 7,0 из 10
IMDB: 7,10 из 10
Жанр: фантастика, драма
Страна: Дания, Швеция, Франция, Германия
Режиссер: Ларс фон Триер
Музыка: Пражский филармонический оркестр
Длительность: 130 мин.
Это второй фильм в неофициальной «трилогии депрессии» фон Триера (остальные два — «Антихрист» и «Нимфоманка»).
Самый зрелый фильм знаменитого режиссера рассказывает о событиях в жизни печальной и погруженной в собственный мир Жюстин и ее дисциплинированной, уравновешенной сестры Клэр, которые предшествуют столкновению таинственной планеты Меланхолия с Землей.
В «Меланхолии» Фон Триер решил исследовать, как люди реагируют на надвигающуюся гибель. Впадут ли они в депрессию или же примут свою гибель как неизбежную?
Перед полуночью (2013)
КиноПоиск: 7,5 из 10
IMDB: 7,90 из 10
Жанр: драма, мелодрама
Страна: США, Греция
Режиссер: Ричард Линклейтер
Музыка: Грэхэм Рейнольдс
Длительность: 109 мин.
Этот фильм — один из трилогии наблюдений за влюбленной парой, которая идет по жизни вместе уже долгие годы. Остальные два фильма — «Перед рассветом» и «Перед закатом».
Уже из вступительной сцены этого фильма звучит громкое и ясное послание Ричарда Линклейтера: с возрастом наша жизнь постепенно переходит от новых приключений до ежедневной рутины.
И лишь одно остается неизменным — химия между персонажами, как единственный возможный способ показать их прожитую любовь столь же изменчивой и живой, как это было в предыдущих двух частях трилогии. Можно сказать, что «Перед полуночью» — это та редкая франшиза, которая действительно состарилась со своими персонажами.
Сельма (2014)
КиноПоиск: 6,7 из 10
IMDB: 7,50 из 10
Жанр: историческая драма, биография
Страна: Великобритания, США, Франция
Режиссер: Ава ДюВерней
Музыка: Джейсон Моран
Длительность: 128 мин.
Эта история трех маршей протеста, организованных знаменитым правозащитником Мартином Лютером Кингом. Они начались в местечке Сельма, штат Алабама и стали важными эпизодами в истории Движения за гражданские права афроамериканцев.
И пока Кинг пытается обратить на эти протесты внимание правительства, рядом действуют совсем не толерантные персонажи — политики, полицейские и просто равнодушные люди, не понимающие, зачем неграм нужны гражданские права.
Тема ущемления прав чернокожих неактуальна для России, поэтому наши зрители воспринимают «Сельму» как драматичное, а не историчное кино.
Феникс (2014)
КиноПоиск: 6,6 из 10
IMDB: 7,30 из 10
Жанр: драма, мелодрама, история
Страна: Германия, Польша
Режиссер: Кристиан Петцольд
Музыка: Штефан Вилл
Длительность: 98 мин.
Нелли, изуродованная жертва Холокоста, как птица-феникс возрождается из пепла войны, желая сделать вид, что ничего не произошло. Она хочет вернуться к жизни, которой она жила до того, как ее национальность стала смертным приговором; она хочет вернуться к мужу, который уже выстроил свою жизнь без нее.
Когда она находит своего мужа Йоханнеса в послевоенном Берлине, он не узнает ее и считает, что это просто другая женщина, похожая на Нелли. Тем не менее он заручается помощью этой «незнакомки», чтобы претендовать на наследство Нелли.
Критики называют «Феникс» одним из лучших фильмов о войне именно благодаря изучению психологических разрушений, которые продолжаются еще долгое время после того, как был сделан последний выстрел.
«Джанго Освобожденный» (Django Unchained), 2012
Кто-то (например, наш руководитель отдела «Кино и сериалы» Александр Башкиров) скажет, что на этом месте должна быть «Омерзительная восьмерка». Она тоже апеллирует к старым ковбойским притчам золотой эпохи Голливуда, причем делает это намного органичней.
Но «Джанго» — в своей клиповости и абсолютной попсовости во всем, начиная с музыки и заканчивая главным героем, — выглядит все равно интересней. Главный герой, словно черный парень из маленького одноэтажного района, познает мир, и дает ему прикурить в своем неподражаемом, почти что варварском и языческом стиле.
Здесь чувствуется желание Тарантино оттянуться на полную катушку, и вместо заигрывания с содержанием, он полностью отдает себя форме, превращая историю про рабовладельческий строй США в комикс о парнях с большими пушками. Это прямое смысловое продолжение «Бесславных ублюдков», где псевдоисторический мотив также давал режиссеру лишь повод для экзальтации публики.
Там была пылающая Валькирия, смеющаяся с горящего экрана над элитой Третьего Рейха. Здесь немец с идеальными манерами стреляет в мерзкого расиста и республиканца с лицом Лео ДиКаприо. Никогда еще Тарантино так не бросало из огня жанрового кино в полымя реальности.
«Джон Уик» 1-3 (John Wick 1-3), 2014-2019
Конечно, эта лента, а точней вся франшиза целиком, появилась здесь совсем не из-за кинематографических достоинств. Но отрицать влияние истории про молчаливого убийцы с погремухой Баба Яга на весь жанр экшена нового времени было бы преступлением. Дмитрий Кинский в рецензии передал реакцию почти каждого зрителя после просмотра любой из частей «Джона Уика»:
Стиль сочится буквально из каждой сцены, а события развиваются с такой скоростью, что осознавать произошедшее начинаешь только после появления финальных титров… После сеанса я буквально не мог отдышаться, а наш издатель Антон Городецкий так и вовсе захотел выйти покурить, несмотря на то, что у него нет такой привычки. Теперь же мне хочется немедленно пересмотреть все три фильма.
От того — кассовый успех и место в топе. И Киану Ривз, превратившийся в икону мемов и историй про доброту и брутальность в одном лице.
«Одержимость» (Whiplash), 2014
Молодой сценарист Дэмьен Шазелл, мечтавший снять мюзикл про американскую мечту, вдохновленный легкостью и бытом американских пятидесятых, не смог найти с этой идеей отклика в продюсерских сердцах. Потому перед этим он снял камерную и концентрированную на сюжете и персонажах историю, которая по сути олицетворяла его одержимость этим проектом. Он буквально смог визуализировать человеческую тревогу перед творческим фиаско, ужас от осознания того, что у тебя есть одна попытка, а если ты не сможешь — волчий билет и полное забвение.
Его герой, держащий в руках барабанные палочки, стал для зрителей почти что отражением в зеркале. Все мы когда-то испытывали желание доказать что-то миру, боясь, что мы полные неудачники. Но есть два пути по направлению к мечте. Либо сдаться, либо стоять до конца. И герой Шазелла, как и он сам, выбрали второй.
И конечно же, нельзя не сказать о потрясающем актерском перформансе Дж.К. Симмонса, который смог по сути сыграть на экране червоточину сомнений и неуверенности в себе, которая гложет многих. Потом Шазелл все же снимет проект своей мечты, правда уже с совсем противоположным посылом. Там будет властвовать идея о том, что порой одержимость мечтой может не только возвышать тебя на пьедестале жизни, но и лишить самого главного. Но это уже другая история.
«Операция Арго» (Argo), 2012
С одной стороны, слишком уж очевидно прославление киношников — мол, это они вершители судеб и форматоры дум, которые могут даже заложников в раздираемой политическими дрязгами стране спасти. Потому любовь Киноакадемии к ленте стала такой взаимной. Но нельзя и отрицать, что «Арго» просто феноменально написан, сыгран, а главное — искренне нужен своему создателю.
Кажется, что за режиссерским мастерством, которое Аффлек доказал в проекте, таится больше его личная история, чем формальная фабула фильма. актер искренне признается в любви к Голливуду, и тот сентиментально тает перед постановщиком, одаривая его статуэткой за лучший фильм.
Правда, судя по последним событиям в жизни Бена, отношения оказались страстными, но недолгими. Что никак не умаляет достоинств этого искреннего и мастерского фильма.
«Убийца» (Sicario), 2015
В фильме нет ничего лишнего, он предельно погружен в собственную историю и отрабатывает жанр криминальной драмы в каждой, даже не важной мелочи. Дуэт Эмили Блант и Бенисио Дель Торо стал одним из лучших олицетворений напарников поневоле в большом кино. Смазывает впечатление от этой работающей как часы машины очень жидкий, предсказуемый финал, и неуместное морализаторство, очень свойственное Вильневу.
Но это, как ни крути, один из лучших фильмов в жанре. По крайней мере, в сумме составляющих, точно самый качественный и работающий почти без осечек.
«Логан» (Logan), 2017
Наполненные жестокостью до краев супергеройские пострелушки, матерящийся Джекман, образы разочаровавшихся в себе и в людях полубогов, снявших разноцветные трико, — все это идеально легло в сеттинг историю про парня с большими адамантиевыми когтями.
Что еще нужно для идеального кинокомикса, который еще до вездесущего «Джокера» показал, что публика хочет чего-то большего, чем марвеловских однообразных соплей про спасение мира? Разве что, крутой трейлер под Hurt Джонни Кэша.
«Манчестер у моря» (Manchester by the Sea), 2016
Фильм идет против голливудской традиции хэппи-эндов, говоря о том, что ничего хорошего на жизненном пути может и не быть. Если ты в какой-то промежуток времени совершил ужасный поступок, то никакие книжки по позитивистской психологии не помогут, а второй шанс — лишь киношное клише, не имеющее ничего общего с реальностью. Потому порой остается лишь один выход — запивать собственные проблемы чем-нибудь покрепче и стать полнейшим изгоем по собственной воле.
Картине удается заставить зрителя сопереживать главному герою, аккуратно подводя к главному твисту, которой вроде бы должен на 180 градусов перевернуть наше о нем представление. Но даже узнав, почему он ушел в это жизненное саморазрушительное пике, осуждать его не хочется. Наверно потому, что любой может совершить ошибку в жизни, и право каждого на самобичевание за этот поступок нельзя отрицать. Лозунг «Улыбнись, и иди дальше» работает совсем не всегда, и «Манчестер у моря» доказывает это на своем примере.
«Бердмэн» (Birdman), 2014
Но отрицать влияние фильма на массы в 2015 году, и просто мастерскую режиссерскую работу Алехандро Иньярриту нельзя. Все также круто выглядит и метамодерновая идея взять на главную роль самого Бэтмена — Майкла Китона. Так же, как и его персонаж, Китон когда-то купался в лучах славы и носил наряд супергероя, а теперь никому не нужен ни как актер, ни как звезда.
Играющий зацикленного на себе перфекциониста Эдвард Нортон также по сути воплотил на экране собственные творческие пороки. Что для его эго было крайне смелым и самоироничным шагом. Потому, несмотря на то, что смысловое ядро фильма сейчас выглядит не таким уж и оригинальным, «Бердмэн» все равно остается феноменальным перформансом этого десятилетия. Дерзим, поэтичным, и странным. Как и все, что олицетворяет собой Голливуд.
«Дюнкерк» (Dunkirk), 2017
Потому в топ и попал «Дюнкерк» (и слава богу не «Начало»!) — как признание заслуг режиссера за весь его творческий путь. У меня «Дюнкерк» не вызвал восторга, показавшись вымученным и стерильным рассуждением о смерти на войне. Очень круто снятым, но не более.
Но вот Александру Трофимову он в свое время пришелся по душе, так что слово ему:
Нолан избавился от самых сомнительных аспектов своих картин и поэтому «Дюнкерк» выглядит самой цельной и удачной из них. Возможно, не самой яркой, увлекательной и интересной массовому зрителю, но придраться к ней особо не выйдет (поэтому «неудобные вопросы» к ней можно не ждать — не наберу). Остались лишь сильные стороны Нолана как режиссера, и они сильны как никогда.
Не диалогами и фактами личной истории, а несколькими ключевыми поступками Нолан умудряется очертить своих героев достаточно, чтобы мы прониклись их судьбой. Даже глубже, чем проникались героями других его лент, где у них были и имена, и биография, и множество строк диалогов. Не это ли «Чудо Дюнкерка».
- https://esquire.ru/movies-and-shows/146313-30-glavnyh-filmov-desyatiletiya-ot-socialnoy-seti-do-odnazhdy-v-gollivude/
- https://www.adme.ru/tvorchestvo-kino/kinokritiki-opredelili-10-luchshih-filmov-poslednego-desyatiletiya-pervye-2-mesta-okazalis-neozhidannymi-2079915/
- https://www.iphones.ru/iNotes/luchshie-filmy-desyatiletiya-12-30-2019
- https://basetop.ru/10-luchshih-filmov-desyatiletiya-rejting-zhurnala-time/
- https://kanobu.ru/articles/glavnyie-filmyi-2010-2019-otkoko-idzhona-uika-doshedevralnyih-bilbordov-ila-la-lenda-374737/