Подросток не хочет учиться: что делать?

Содержание
  1. Почему подростки не хотят учиться?
  2. Виды мотивации
  3. Почему не работает внешняя мотивация
  4. Причины низкой мотивации
  5. Что влияет на мотивацию ребенка к учебе?
  6. У подростка пропадает интерес к учёбе, родители в панике
  7. Стимулы, как с их помощью можно мотивировать подростка
  8. Мотивировать подростка, непростая, но решаемая задача
  9. Заставить или мотивировать?
  10. Методы мотивации к учёбе
  11. Как же это сделать? Переходим от слов к практике
  12. Итак, действуем по шагам:
  13. Правила по общению с подростком на нелюбимую тему учебы
  14. Как заинтересовать учебой младшего школьника
  15. 1. Ставьте реальные цели и конкретные задачи
  16. 2. Правильно относитесь к оценкам
  17. 3. Вспомните, зачем нужно учиться
  18. 4. Дайте ощутить ответственность за свою учебу
  19. 5. Идите за интересами ребенка
  20. 6. Отложите кнут, достаньте пряник
  21. 7. Научите видеть позитив в заданных уроках
  22. 8. Научите ребенка любить себя
  23. Как простимулировать ребенка к изучению английского

Почему подростки не хотят учиться?

«Почему мой ребёнок не хочет учиться? В начальной школе же было всё хорошо?» — такой вопрос задают себе многие родители подростков.

По данным Общероссийского народного фронта (ОНФ), в 2019 году в России 28% школьников, которым нравится учиться в школе. Остальным 72% — нет.

Причины, связанные с нежеланием учиться, могут быть разными:

  • Скука. Подростки учатся уже не первый год, и многим надоедает школьное однообразие: уроки, перемены, уроки. «Скучно. Надоело одно и то же» — любила говорить моя младшая сестра, когда училась в 8-ом классе.
  • Чувство взрослости. Подростковый возраст – стадия взросления. Школьники считают, что у них и так много своих проблем и забот: личные переживания, дружба и первое предательство, разочарование, первая влюблённость и т.д. Учёба пока подождёт.
  • Запугивание. Часто школьников, начиная уже с начальной школы, пугают экзаменами. «Это будет на экзамене», «Не запомнишь – не сдашь экзамен». Желания учиться такие слова не прибавляют, а совсем наоборот.
  • Неблагоприятные отношения в семье. Для желания учиться ребёнку необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны семьи. Плохо влияют на учёбу подростка: аморальное поведение родителей, крики и скандалы, проявление большего внимания младшим детям, отсутствие личного пространства, лишение права выбора и самостоятельного принятия решения.
  • Неуспеваемость. Подросток имеет плохие оценки по предмету, не понимает его. Как результат – отсутствие желания учиться.
  • Перегруженность. С возрастом требования и нагрузка на дополнительных занятиях сильно возрастает, требует больше времени и сил. В школе также увеличивается объём заданий и нагрузки по предметам. 59% школьников испытывают дефицит времени на любимые занятия (по данным ОНФ).
  • Гиперактивность. Ребёнку просто тяжело сосредоточиться на уроках и домашнем задании. Ему хочется бегать по стадиону гонять мяч или танцевать день напролёт. В этом случае может помочь спортивная секция по интересам школьника.
  • Отсутствие интереса. По исследованиям ОНФ, недостаточное количество интересных уроков отмечают 48% российских школьников. 31% — отсутствие полезных для будущей специальности предметов. Этот пункт больше касается учителей, работающих в средней школе. Им стоит постараться строить уроки так, чтобы ученикам действительно было интересно.
  • Конфликты с учителями. В этом могут быть виноваты как дети, так и сами учителя. Ребёнок мог неудачно пошутить, грубо высказаться, не сделать домашнее задание, тем самым разозлив учителя. Так и педагог может занижать оценки, требовать слишком многого от учеников, некорректно выражаться на уроках. Задача родителей – выяснить, с кем из педагогов конфликт у ребёнка, и на какой он стадии. Устранить его.
  • Отношения с одноклассниками. В классном коллективе подросток проводит большую часть времени в школе. Поэтому хорошие отношения с одноклассниками играют большую роль в желании ребёнка ходить в школу. При недопониманиях с одноклассниками страдает не только учёба, но психологическое состояние подростка в целом. Родителям советуем побеседовать с ребёнком, затем с классным руководителем, проконсультироваться со школьным психологом. Может, стоит самому ребёнку изменить что-то в своём поведении в школе.

Мы перечислили основные причины, по которым подростки могут не хотеть учиться. Чтобы понять, почему именно Ваш ребёнок не хочет учиться, попробуйте с ним поговорить и разобраться в его проблемах.

Виды мотивации

Специалисты делят мотивацию на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация гораздо сильнее и эффективнее, чем исходящая извне. Одно дело, когда делать домашку заставляют мама с папой, другое — когда делаешь сам, потому что горишь предметом и знаешь, как он пригодится в будущем.

Психологи и педагоги выделяют несколько видов мотивации. Если разобраться в них, будет легче понять, что движет ребёнком во время обучения.

Почему не работает внешняя мотивация

Когда мы говорим: «Сделай вот так — и получишь вот это», ребёнок вначале воспринимает обещание с энтузиазмом. Вместе с этим у него срабатывает и инстинкт самосохранения.

Ребёнок начинает искать не творческий способ решения проблемы, а самый надёжный и короткий.

Он спрашивает себя: «Зачем рисковать и сдавать контрольную самому? Лучше списать у отличницы, так надёжнее». Получается, что происходит подмена целей: не учёба ради знаний, а учёба ради получения награды.

Внешняя мотивация может отлично работать, но только вместе с внутренней. Сама по себе она не двигает вперёд, а заставляет «отбывать номер», поскорее получить то, что хочется, проклиная то, что делаешь ради этого.

Причины низкой мотивации

Родители, которые ищут ответа на вопрос «как повысить мотивацию к учебе у подростков» должны задать себе вопрос: в чем же причина снижения этой самой мотивации в их конкретном случае. Возможно, все дело в следующем:

  • вы чрезмерно вовлечены в процесс обучения, практически учитесь вместо своего ребенка. Психологи слышат от родителей (в основном – от мам), что сын или дочь совершенно неспособны сами делать домашнее задание, что всегда что-то забывают положить в портфель и т.д. В этом случае ученик делает уроки только под контролем мамы, она же собирает его портфель. Это приводит к потере ответственности у ребенка;
  • вы слишком загружаете учащегося, не принимая во внимание его объективные способности – выбираете школу с усиленным изучением каких-либо предметов, отправляете на дополнительные занятия, нанимаете лучших репетиторов. Тем самым вы стремитесь, в первую очередь, удовлетворить свои родительские амбиции;
  • вы редко хвалите чадо за его успехи в обучении, вследствие чего его мотивация для учебы в школе также снижается. Он теряет уверенность в себе, своих силах, не чувствует вашей поддержки, которая для него очень важна.

Что влияет на мотивацию ребенка к учебе?

Интерес. Дайте понять, что на каждом школьном занятии ему расскажут нужную и полезную информацию.

Восприятие. Кто-то лучше воспринимает информацию через зрение, кто-то — на слух. Мы все разные. Поэтому родителям стоит понаблюдать за ребенком. Возможно, совместные занятия принесут большие плоды.

Эмоции. Один из типов мотивации — эмоциональная. Эта часть психики ребенка еще недостаточно устойчива. В этом случае задачей родителей будет поддержать малыша в стремлении к получению новых знаний.

Какие ошибки можно совершить, пытаясь заставить ребенка учиться хорошо?

  1. Если ребенку говорить, что из него не выйдет ничего путного, этим самым можно его запрограммировать на неудачи не только в школе, но и на всю жизнь. Это снижает его самооценку. Делает его зажатым и замкнутым.
  2. Запугивание. С этим еще сложнее. Находясь в стрессе, ребенок не сможет ни нормально воспринимать информацию, ни грамотно ее анализировать.
  3. Подарки за оценки. Метод таит в себе массу недостатков. Во-первых, привычка получать подарки разовьется очень быстро. В итоге ребенок будет стараться только в том случае, если вы пообещаете выполнить то или иное его желание. Во-вторых, в этом случае ребенок настраивается не на учебу, то есть получение новых знаний, а именно на получение подарков.
  4. Постоянный успех. В этом случае возникает риск, что ребенок будет делать все для того, чтобы получить статус в обществе и его одобрение, забыв об эмоциональной стороне вопроса.
  5. Множество дополнительных секций и кружков. Дети достаточно быстро устают, когда им требуется постоянно держать свое внимание в тонусе и постоянно получать новую информацию. Не планируйте график ребенка максимально плотно. У него просто не будет времени отдохнуть.

Чтобы малыш хорошо учился в школе, попробуйте прорабатывать школьные знания в виде игры. Рифмуйте школьные правила, превращая их в веселые стихи. Повторяйте упражнения в игровой форме, вызывайте соревновательный дух.

Поддерживайте увлечения ребенка. Не навязывайте то, что любите вы. Пусть малыш сам определится с тем, что интересно ему наиболее всего.

Если награды, то — маленькие. Не завышайте планку в вознаграждениях и делайте подарки слишком часто.

Интересуйтесь знаниями ребенка, а не его оценками. После дня в школе, поинтересуйтесь, что нового ребенок узнал за сегодня. Обсудите, как он может применить полученные знания на практике. Оценка — вещь субъективная, поэтому старайтесь не делать упор на пятерках.

У подростка пропадает интерес к учёбе, родители в панике

У подростка вдруг пропал интерес к учёбе, к спортивным или творческим занятиям. Он, раньше ответственно относившийся ко всем занятиям, ничего не хочет делать. Уроки выполняет кое-как, на спортивные или другие дополнительные занятия ходить не хочет. Его любимые занятия теперь, полежать с гаджетом на диване, посидеть за компьютером, играя в стрелялки, или поболтаться на улице с друзьями, ничем особенным не занимаясь.Кстати, не только дошкольников, но и школьников младших классов, лучше одних, без присмотра, на улице не оставлять, могут потеряться. Знакомая картина, многие родители сталкивались с таким, кажется внезапным, пропаданием интереса ко всему полезному и нужному. Чаще всего такая перемена происходит в 10 -13 лет и в основном у мальчиков. Девочки, обычно, в таком возрасте ответственнее и старательнее.

И что же делать? Как мотивировать подростка к учёбе, к каким-то полезным занятиям? Как возродить у него интерес к тому, что станет ему необходимым во взрослой жизни? Да и теперешняя подростковая жизнь может проходить у ребёнка интереснее, если он чем-то увлечён.

Стимулы, как с их помощью можно мотивировать подростка

Мотивация у любого человека, что у взрослого, что у подростка появляется вследствие какого-то стимула. То есть, какая-то причина заставляет его действовать в том, или ином направлении.

  • Простые внешние стимулы. Сейчас, особенно в обеспеченных семьях, родители, чтобы заставить подростка учиться, заниматься чем-то дополнительно, чаще всего используют простые внешние стимулы. Например, если у тебя за четверть не будет троек, летом поедешь с нами на отдых за границу, в противном случае – в деревню к бабушке. Или, будешь прилежно заниматься дополнительно английским, купим (далее следует перечень того, что хочет получить ребёнок). Эти внешние стимулы, как правило, действуют недолго. Все покупки и поездки приедаются, и нужно постоянно выдумывать, чем ещё мотивировать подростка на учёбу, занятия,
  • Сложные внешние стимулы. Эти стимулы тоже действуют на подростка извне. Но они вызывают не только простое желание, сделал – получил. Под влиянием такого стимула, у подростка появляется самостоятельное желание что-то делать, чего-то добиваться, куда-то стремиться. То есть, если какой-то стимул извне заставляет ребёнка не только механически действовать, но и размышлять, придумывать, а потом действовать, это и есть сложный внешний стимул. Немного непонятно? Объясню на примере. Двое подростков посмотрели фильм «Рембо», обоим он очень понравился. Один из них ограничился покупкой кассеты с этим фильмом, другой захотел стать таким же смелым, ловким и натренированным, как любимый герой. Он записался на занятия по какими-то единоборствам, активно с удовольствием занимался, подрастая, всё более увлекался своими занятиями, даже впоследствии разработал собственную систему тренировок и стал востребованным и успешным тренером. Вот это и есть сложный внешний стимул. Сложные внешние стимулы отличаются от простых, тем, что они не приедаются, так как они заставляют мыслить, что-то придумывать. В результате у человека появляется интерес действовать дальше самостоятельно,
  • Внутренние стимулы. Это собственное желание учиться, узнавать что-то новое, к чему-то стремиться. К сожалению, у многих современных подростков, особенно из обеспеченных семей, отсутствуют такие внутренние стимулы. Они уже в раннем детстве хорошо знают привлекательность простых внешних стимулов, «сделал – получи», поэтому перестают к чему-то стремиться по собственному желанию, они инфантильны и пассивны, их сложно мотивировать на какие-то самостоятельные действия.

Мотивировать подростка, непростая, но решаемая задача

Теперь, когда мы немного разобрались, что такое мотивация, какая она бывает, что её вызывает, почему она часто отсутствует у подростков, остаётся главный вопрос, как её вызвать, как мотивировать подростка на учёбу, полезные занятия. Что нужно делать, чтобы у вашего ребёнка появился интерес к чему-то нужному, причём самостоятельный интерес, чтобы он увлёкся чем-то полезным для него не только на данный момент, но и в будущем. Конечно, способы мотивировать подростка существуют, и в принципе, они все выполнимые. Только, нужно иметь в виду, что, это постоянный и длительный процесс. Чудеса бывают только в сказках, не рассчитывайте, что через 2-3 недели каких-то предпринимаемых вами действий, ваш отпрыск будет с удовольствием «грызть гранит науки» и увлечённо заниматься чем-то интересным и полезным.

Заставить или мотивировать?

Когда родители не могут мотивировать подростка учёбой, они начинают заставлять его учиться. Ребёнок это чувствует.

Мотивация обучения – процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной учебной деятельности.

Часто родители заставляют учиться младших школьников, заставить подростков — гораздо сложнее. В средней школе они проявляют свой характер, идут наперекор указам родителей. Поэтому есть ещё вариант – мотивировать к обучению.

И в школе, и дома говорят: «Не сдашь ЕГЭ – не поступишь в университет», «Не получишь аттестат — пойдёшь дворы мести». Это — не мотивация.

В школе на уроке алгебры учитель поясняет: «Сегодня вы узнаете, что такое синус. Он обязательно будет у вас в ОГЭ и ЕГЭ». Многим подросткам знакома такая ситуация.

Если бы в школах объясняли по-другому, то заинтересовать удалось бы большее количество учеников: «Знаете игру «Арканоид? В ней шарик летает по полю и разбивает всё на пути. Кажется, что такое легко сделать на компьютере, но есть проблема: компьютер не умеет перемещать предметы по диагонали. Такой команды нет. Чтобы шарик знал, как лететь по диагонали, компьютер должен знать угол падения и посчитать из этого угла синус и косинус. Сегодня мы как раз и узнаем, что это такое…».

Ученики 9-ых классов моей школы говорят, что учились бы с большим удовольствием, если:

  • уроки в школе были интересней;
  • постоянно чувствовалась психологическая поддержка со стороны учителей, одноклассников и родителей;
  • в школе было больше конкурсов с ценными призами: технические устройства, денежное вознаграждение;
  • была возможность чувствовать себя защищённо в школе;
  • предоставлялась возможность в любое время поговорить со школьным психологом;
  • в школе было бы лучше развито самоуправление;
  • были доверительные отношения с родителями;
  • правильно были организованы деятельность и время;
  • дома была отдельная от других членов семьи зона отдыха.

Зачастую родители мотивируют подростков деньгами или подарками: «Закончишь год на 4 и 5 – купим тебе новый телефон». Ученик списывает решение с ГДЗ и получает «отлично». Решает ли это проблемы в учёбе? Так он получает оценки не за знания, а за работу, т.е. зарабатывает их. Здесь встаёт вопрос перед родителями: «Я хочу, чтобы мой ребёнок получал хорошие оценки или качественные знания?»

Выбирать вам: «заставлять» учиться или «мотивировать».

Если выбрали второй вариант и не знаете, с чего начать, то следующий раздел — для вас.

Методы мотивации к учёбе

Если подросток не хочет учиться и вы желаете мотивировать его на учёбу, советуем применить следующие способы:

1. Попытайтесь узнать причину нежелания учиться. Если у вас доверительные отношения с ребёнком, то он, вероятно, поделится своими переживаниями.

2. Родителям и учителям помочь подростку осознать ценность обучения. Понять, как школьные знания пригодятся в жизни. Начните разговор об этом, только когда ребёнок готов вас услышать. Если он не в настроении или занят своими проблемами, то он не сможет вас полноценно воспринять.

3. Покажите наглядные примеры людей, которые добились своих целей в жизни и тех, кто смирился со своим невысоким положением. В этом помогут фильмы, видеоролики, презентации, картинки. Пусть подросток ответит себе: «Каким я буду в будущем?».

4. Ваш ребёнок увлекается чем-то – покажите, как его увлечение связано со школьными предметами. Любит фотографировать — спросите о строении фотоаппарата. Пусть расскажет о самом процессе съёмки, об основах композиции. Научит вас редактировать фотографии. Здесь помогут знание физики и черчения. Если ребёнок пока не владеет редактированием, то ему понадобятся знания графических редакторов. В этом поможет предмет информатика. Хочет в будущем путешествовать за границу – не обойдётся без знания языков.

5. Поддерживайте увлечение ребенка в любой области. Увлекается компьютерами – расскажите об этом поподробнее, поделитесь собственным опытом. Расскажите о своих знакомых, которые работают в этой сфере. Посетите дни открытых дверей в университетах, которые готовят компьютерных специалистов. Сходите вместе с ребёнком на мероприятия, лекции, мастер-классы от успешных людей, посмотрите обучающие видеоролики в Интернете и др.

6. Если подросток ничем не увлекается и отказывается учиться, то попробуйте применить труд. О нём говорил российский воспитатель, педагог и писатель А.С.Макаренко: «Трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем». Дайте возможность ребёнку поработать несколько полных смен по специальности (с соответствующей зарплатой), не требующей квалификации: продавец, телефонный оператор, официант, курьер. Или дайте работу сами. Например, посидеть денёк с ребёнком подруги или приготовить ужин на 20 человек.

Так подросток поймёт, что любая работа – это тяжело. Для работы мечты нужны знания. Если хочешь зарабатывать много денег и иметь работу, которая доставляет радость, придётся учиться. Один мой знакомый, когда учился в 9-ом классе, не знал, чего хочет и ничем не интересовался. После окончания средней школы он пошёл работать на автомойку. После двух лет понял, что всю жизнь так работать не хочет. Сейчас учится на последнем курсе авиационного училища и планирует стать пилотом.

7. Дайте понять ребёнку, что вы хотите ему помочь: нанять репетитора, поговорить с учителями, записать на интересующие курсы и т.д.

8. Уважайте мнение и выбор подростка. Касается всего: увлечений, выбора одежды, предпочтений в еде, свободного времени. Он же считает себя уже взрослым человеком, способным принимать решения. Пусть учится нести за них ответственность.

9. Хвалите ребёнка и вместе радуйтесь его успехам. Подростки – уже не маленькие дети, но в этом возрасте они нуждаются в одобрении взрослых, особенно родителей.

Родителям советую не давить на подростка, а поддерживать. Не хочет сейчас учиться – позже определится с профессией и поймёт, что ему нужно в жизни. Главное – чтобы выбранное дело приносило счастье.

Большинство из вышеперечисленных методов применяются сейчас педагогами моей школы и дают положительные результаты.

Помните о том, что мотивация – долгий процесс. Он может продлиться от 2-3 дней до 1 года. Наберитесь терпения.

Как же это сделать? Переходим от слов к практике

Очень хорошо помогают разобраться в вопросе “как мотивировать подростка на учебу” советы психолога. Для начала, всем родителям необходимо уяснить, что принуждения и шантаж оказывают противоположный эффект. Хотя, эти инструменты воспитания используются в семье чаще всего: “закончишь четверть с тройками, не куплю телефон”. Только вот учеба «из-под палки» всегда не интересна и вызывает бурный внутренний протест. Прежде, чем приступить к мотивации, вспомните, как часто вы давили на подростка и не воспринимает ли он вас как угрозу. Если это уже произошло, в первую очередь, надо снова вернуть доверие, иначе все старания будут напрасны.

Итак, действуем по шагам:

  1. Завоевываем доверие собственного ребенка. Добиться этого непросто, особенно, если ребенок привык к постоянным угрозам и нотациям. Попробуйте ненавязчиво побеседовать и расспросить о предметах, которые его интересуют и почему. Ни в коем случае не навязывайте свое мнение. Просто слушайте. Ребенок должен увидеть, что вы на его стороне и не станете переубеждать.
  2. Узнаем хобби и интересы, даже если совершенно нет на это времени. Не зря обращаем ваше внимание на нехватку времени. Мы привыкли, что дети растут и учатся сами по себе. Время, когда вы с удовольствием болтали обо всем на свете со своим розовощеким малышом, прошло. Но вам придется его снова найти для своего ребенка. Увлечения подростка легко привязать к школьным предметам – информатике, английскому, литературе и т.д. Необходимо небрежно подкидывать информацию о вещах, которые его интересуют. Ребенок проводит много времени за компьютером? Так и расскажите ему, кто и как создает эти игры, сколько на этом зарабатывает и что для этого необходимо знать, если ваше чадо вдруг захочет стать великим программистом. Подобную логическую цепочку можно выстроить на основе любого хобби подростка.
  3. Показать на собственном примере. Дети – это отражение родителей. Если мать с отцом постоянно обучаются и совершенствуются, сын или дочь подсознательно будут тянуться за ними. Ребенок полюбит сам процесс обучения, а не бессмысленную зубрежку и «потому что надо учиться». Расскажите ему, что вы видели и где были, покажите ваш восторг от познания и упомяните, благодаря чему вы этого достигли. Все это в скором времени даст свои плоды.
  4. Знания получают не только в стенах школы. Наша образовательная система не совершенна. Учеба представляет собой постоянный контроль и нагрузку различными знаниями с бесчисленными требованиями. Невозможно знать в идеале все предметы. Ищите вместе с ребенком способы факультативного образования: без выставления оценок и домашних заданий. Запишите подростка в кружки по его интересам. К примеру, в школу робототехники и моделизма, заодно появится любовь к физике и математике.
  5. Прививайте самостоятельность. Это способность нести ответственность за свои поступки. Донесите до ребенка, что ответственность будет нести только он, а не вы. В ситуации, когда есть прямая угроза его здоровью и жизни, то родителям необходимо вмешаться. Однако такой угрозой не являются плохие оценки в аттестате. Подросток должен осознать, что нежелание учиться может привести к тому, что он не поступит в институт, а то и вовсе останется на второй год. И в этом случае лишь он будет виноват.
  6. Примените трудотерапию. К этому можно прибегнуть только в сложных ситуациях. Если подросток абсолютно ничем не интересуется и ленится, лишите его карманных денег и на время каникул устройте на работу с небольшой зарплатой. Например, продавцом в ларьке мороженого, курьером, расклейщиком объявлений. Пусть ощутит всю «прелесть» восьмичасового рабочего дня и маленькой зарплаты. Объясните, что из-за того, что он не хочет учиться, рискует всю жизнь заниматься низкоквалифицированным трудом и считать копейки.

Подобные советы психолога помогут вам правильно мотивировать подростка на учебу. Главное, запаситесь терпением, так как результат сразу себя не покажет. Не давите и не ругайте ребенка. А как разговаривать, если нервов не хватает?!

Итак, действуем по шагам:

  1. Завоевываем доверие собственного ребенка. Добиться этого непросто, особенно, если ребенок привык к постоянным угрозам и нотациям. Попробуйте ненавязчиво побеседовать и расспросить о предметах, которые его интересуют и почему. Ни в коем случае не навязывайте свое мнение. Просто слушайте. Ребенок должен увидеть, что вы на его стороне и не станете переубеждать.

  2. Узнаем хобби и интересы, даже если совершенно нет на это времени. Не зря обращаем ваше внимание на нехватку времени. Мы привыкли, что дети растут и учатся сами по себе. Время, когда вы с удовольствием болтали обо всем на свете со своим розовощеким малышом, прошло. Но вам придется его снова найти для своего ребенка. Увлечения подростка легко привязать к школьным предметам – информатике, английскому, литературе и т.д. Необходимо небрежно подкидывать информацию о вещах, которые его интересуют. Ребенок проводит много времени за компьютером? Так и расскажите ему, кто и как создает эти игры, сколько на этом зарабатывает и что для этого необходимо знать, если ваше чадо вдруг захочет стать великим программистом. Подобную логическую цепочку можно выстроить на основе любого хобби подростка.

  3. Показать на собственном примере. Дети – это отражение родителей. Если мать с отцом постоянно обучаются и совершенствуются, сын или дочь подсознательно будут тянуться за ними. Ребенок полюбит сам процесс обучения, а не бессмысленную зубрежку и «потому что надо учиться». Расскажите ему, что вы видели и где были, покажите ваш восторг от познания и упомяните, благодаря чему вы этого достигли. Все это в скором времени даст свои плоды.

  4. Знания получают не только в стенах школы. Наша образовательная система не совершенна. Учеба представляет собой постоянный контроль и нагрузку различными знаниями с бесчисленными требованиями. Невозможно знать в идеале все предметы. Ищите вместе с ребенком способы факультативного образования: без выставления оценок и домашних заданий. Запишите подростка в кружки по его интересам. К примеру, в школу робототехники и моделизма, заодно появится любовь к физике и математике.

  5. Прививайте самостоятельность. Это способность нести ответственность за свои поступки. Донесите до ребенка, что ответственность будет нести только он, а не вы. В ситуации, когда есть прямая угроза его здоровью и жизни, то родителям необходимо вмешаться. Однако такой угрозой не являются плохие оценки в аттестате. Подросток должен осознать, что нежелание учиться может привести к тому, что он не поступит в институт, а то и вовсе останется на второй год. И в этом случае лишь он будет виноват.

  6. Примените трудотерапию. К этому можно прибегнуть только в сложных ситуациях. Если подросток абсолютно ничем не интересуется и ленится, лишите его карманных денег и на время каникул устройте на работу с небольшой зарплатой. Например, продавцом в ларьке мороженого, курьером, расклейщиком объявлений. Пусть ощутит всю «прелесть» восьмичасового рабочего дня и маленькой зарплаты. Объясните, что из-за того, что он не хочет учиться, рискует всю жизнь заниматься низкоквалифицированным трудом и считать копейки.

Подобные советы психолога помогут вам правильно мотивировать подростка на учебу. Главное, запаситесь терпением, так как результат сразу себя не покажет. Не давите и не ругайте ребенка. А как разговаривать, если нервов не хватает?!

Правила по общению с подростком на нелюбимую тему учебы


Пубертатный период – довольно сложное время. В этот момент ребенок переосмысливает многие ценности, начинает познавать себя, родители перестают быть идеальными, а учеба отодвигается на второй план.


Очень часто подростки начинают прогуливать уроки и не учатся назло своим родителям. Что они хотят доказать, известно только им! В таких ситуациях надо придерживаться некоторых правил:

  • уважительно относитесь к своему ребенку и разговаривайте с ним на равных;

  • договоритесь, что ему можно делать, а что категорически запрещено;

  • выслушивайте критику ребенка, попросите его аргументировать свое мнение;

  • обсудите какое значение имеет образование и школа;

  • ежедневно интересуйтесь, как у него дела в школе;

  • поговорите о прогрессе и достижениях ребенка, хвалите его за это;

  • узнайте, какое задание дали сегодня, при необходимости – помогите;
    не зацикливайтесь на плохих оценках;

  • поддержите подростка, если он провалил тест или экзамен;

  • при серьезных учебных проблемах наймите репетитора;

  • обозначьте четкие цели перед ним: чего он хочет добиться и какими знаниями для этого надо овладеть;

  • установите сроки для осуществления этой цели (к какой дате надо выучить, либо исправить);

  • по мере возможности расскажите про значимость обучения (для чего это нужно, как это пригодится в жизни);

  • отслеживайте результаты учебы;

  • установите приемы поощрения, хвалите только за дело, это стимулирует мотивацию;

  • не предъявляйте чрезмерных требований;

  • не сравнивайте достижения по учебе с одноклассниками подростка;
    просто любите своего ребенка.

Дети становятся целеустремленными и ответственными людьми, если мотивированы к постоянному развитию и обучению. Каждый добросовестный родитель, применив приведеннуювыше информацию, в силах сформировать у подростка желание учиться.

Сколько бы вы разговоров не разговаривали про учебу, но похвала важнее

Ради чего учатся наши дети? Чтобы узнать закон Ома или отличать причастие от деепричастия? Нет! Сто лет им не нужны эти законы. Они учатся ради родительской признательности и похвалы. Они хотят твердо знать: папа и мама гордятся мной, я их не подведу.

Не читайте нотации, опирайтесь на любознательность. Это сделает учебу притягательной и круг интересов все время будет расширяться. И крайне важно не делать из учебы своеобразный культ. В жизни подростка кроме уроков должны быть друзья, хобби, спорт, общение. Только искренним участием можно мотивировать подростка на учебу. Советы психолога, которые вы узнали, и ваше горячее желание превратить своего ребенка в отличника помогут разобраться непростом деле.

Правила по общению с подростком на нелюбимую тему учебы

Пубертатный период – довольно сложное время. В этот момент ребенок переосмысливает многие ценности, начинает познавать себя, родители перестают быть идеальными, а учеба отодвигается на второй план.

Очень часто подростки начинают прогуливать уроки и не учатся назло своим родителям. Что они хотят доказать, известно только им! В таких ситуациях надо придерживаться некоторых правил:

  • уважительно относитесь к своему ребенку и разговаривайте с ним на равных;
  • договоритесь, что ему можно делать, а что категорически запрещено;
  • выслушивайте критику ребенка, попросите его аргументировать свое мнение;
  • обсудите какое значение имеет образование и школа;
  • ежедневно интересуйтесь, как у него дела в школе;
  • поговорите о прогрессе и достижениях ребенка, хвалите его за это;
  • узнайте, какое задание дали сегодня, при необходимости – помогите;
    не зацикливайтесь на плохих оценках;
  • поддержите подростка, если он провалил тест или экзамен;
  • при серьезных учебных проблемах наймите репетитора;
  • обозначьте четкие цели перед ним: чего он хочет добиться и какими знаниями для этого надо овладеть;
  • установите сроки для осуществления этой цели (к какой дате надо выучить, либо исправить);
  • по мере возможности расскажите про значимость обучения (для чего это нужно, как это пригодится в жизни);
  • отслеживайте результаты учебы;
  • установите приемы поощрения, хвалите только за дело, это стимулирует мотивацию;
  • не предъявляйте чрезмерных требований;
  • не сравнивайте достижения по учебе с одноклассниками подростка;
    просто любите своего ребенка.

Дети становятся целеустремленными и ответственными людьми, если мотивированы к постоянному развитию и обучению. Каждый добросовестный родитель, применив приведеннуювыше информацию, в силах сформировать у подростка желание учиться.

Как заинтересовать учебой младшего школьника

Стимулировать интерес к учебе у младших школьников нужно, учитывая их возрастные особенности. Очень часто родители, дети которых стали хуже обучаться, пытаются нарисовать перед ними перспективу будущей жизни: если учащийся будет получать хорошие оценки, то вырастет обеспеченным, уважаемым человеком. И наоборот – если начнет получать плохие, пойдет улицы подметать.

Стоит сразу сказать: с детьми 7–12 лет этот метод не работает. Перспектива взрослой жизни для них еще слишком отдаленная, они не могут до конца осознавать слова родителей. С детьми нужно использовать другой способ – постепенно создавать и повышать учебную мотивацию. Психологи предлагают учитывать при этом несколько правил:

  • не заставляйте. Принуждать всеми возможными способами к выполнению домашних заданий, сопровождая это маленькими скандалами – значит вызвать у учащегося младших классов устойчивое отвращение к учебе. Гораздо правильнее будет доверительно поговорить о том, что существуют школьные правила, которые не такие уж и сложные. Можно попытаться представить вместе с ним, как будет рада его учительница от того, что он сделал домашнее задание и т.п.;
  • старайтесь показать малышу, что учеба – это не скучно, а наоборот – весело и увлекательно. Не стоит просто заставлять его бездумно выучить заданный материал – задавайте ему интересные вопросы и учите искать ответы на них самостоятельно. Подскажите, как и где это лучше сделать (книги, интернет). Это будет способствовать тому, что «домашка» обретет для него определенный смысл;
  • хвалите за любые успехи. Не скупитесь на похвалу, если хотите вызвать желание учиться. В этом возрасте маленькому человечку нужно, чтобы родители, учителя, другие взрослые замечали все его успехи и радовались вместе с ним;
  • если видите, что учащийся не берется за выполнение домашнего задания потому, что боится не справиться, немного помогите ему. Вы можете слегка переформулировать задание (с сохранением смысла), или же разбить его на части. И тогда вашему малышу легче будет справляться с поставленной задачей поэтапно, он будет получать удовольствие от того, что смог это сделать. Ну а вы, конечно, не забывайте его за это похвалить;
  • воспользуйтесь «эффектом прерванного действия». Он состоит в том, что, чаще всего, незаконченное действие человека притягивает, и он стремится его завершить. Поэтому, когда видите, что сын или дочь потеряли интерес к выполнению задания, предложите прерваться и заняться чем–то более интересным. По утверждению психологов, любой человек все равно будет стремиться завершить начатое;
  • попробуйте «метод зеленой ручки», изобретенный прогрессивной мамой одной первоклассницы. Он заключен в следующем: нужно подчеркивать зеленой пастой лучшие места в работе малыша, чтобы он концентрировался на своих успехах, а не на ошибках;
  • заканчивайте выполнение заданий на приятной ноте. Старайтесь, чтобы ребенок не выдохся окончательно, делая «домашку», иначе в следующий раз он возьмется за ее выполнение с меньшим энтузиазмом. Изменить школьную программу не в ваших силах, а вот правильно организовать время ученика, которое он проводит дома – вполне возможно. Учите его отводить для выполнения задания определенный срок, и придерживаться этого срока.

1. Ставьте реальные цели и конкретные задачи

Ребенок должен четко понимать, что от него требуется. Согласитесь, цель «выучить английский за лето» выглядит расплывчатой и несколько пугающей. Ребенок начнет искать предлоги увильнуть, а от конкретики отказаться уже сложнее. Например, если вы предложите в каждый день летних каникул выполнять несколько упражнений и учить по 5-10 новых слов, эта задача воспринимается ребенком как посильная и необременительная. Он сядет за книги, куда с большим желанием, чем если бы вы его заставили угрозой: «Пока не выучишь двадцать страниц из Бонка, гулять не пойдешь». Разбивайте сложные задачи на много маленьких, и двигайтесь от простого к сложному, вознаграждая ребенка за успешное выполнение каждого этапа.

2. Правильно относитесь к оценкам

Двойка, тройка, четверка и пятерка показывают лишь то, как ребенок справился с конкретным заданием, усвоил или не усвоил тему, но ни в коем случае не характеризуют его как личность. Ориентируйте малыша на индивидуальные достижения, чтобы завтрашняя работа стала лучше, чем та, которую он выполнил вчера. Акцентируйте внимание ребенка на его успехах, на том, чему он успел научиться, помогайте применять новые умения в повседневной жизни, создавайте ситуации, где ребенок снова ощутит себя успешным и знающим.

3. Вспомните, зачем нужно учиться

Вопрос «А зачем нам это нужно?» можно часто услышать от школьников любого возраста. Но если старшеклассники нацелены на поступление, то ребята помладше иногда искренне не понимают, зачем им эта литература или биология. Составьте вместе с ребенком максимально длинный список причин, почему нужно ходить в школу и внимательно слушать учителя.

4. Дайте ощутить ответственность за свою учебу

Постепенно внушите ребенку, что он должен сам отвечать за полученные отметки и качество своих знаний. Не берите под свой тотальный контроль выполнение домашнего задания, не паникуйте из-за внезапных провалов и не спешите выяснять отношения со «злым» учителем. Дайте ребенку понять, что вы всегда рядом и готовы прийти на помощь, но рассчитывать он должен, прежде всего, только на свои силы. Гордость за свою самостоятельность и успех помогут ему двигаться дальше.

5. Идите за интересами ребенка

Распространенная ошибка – заставлять малыша ходить во все кружки подряд, даже если к некоторым из них у него не лежит душа. Не ругайте его, если вчера он еще ходил в художественную школу, а сегодня решил заняться музыкой. Ребенку нравится пробовать новые занятия и искать себя. Наоборот, покажите ему разные интересные занятия, ходите вместе на мастер-классы, научные квесты, фильмы, подкладывайте книги, которые могут его увлечь. Недовольство частой сменой интересов иногда обусловлено довольно высокой ценой необходимого инвентаря: но опять же никто не заставляет вас сразу покупать бас-гитару, когда можно одолжить обычную акустическую у друзей.

6. Отложите кнут, достаньте пряник

Дети довольно вяло реагируют на наказания, ведь они ожидают подобную реакцию родителей на очередную двойку. Конечно, вы должны показать, что плохое поведение или неудовлетворительная оценка вас огорчают, но перегибать палку тоже не нужно. Старайтесь больше хвалить ребенка за любые хорошие результаты. Что это такое? Разносторонние интересы, отсутствие опозданий, примерное поведение, участие в школьных мероприятиях, посещение факультативов. В этом случае учебные обязанности станут ассоциироваться у ребенка с положительными эмоциями: радостью, успешностью, комфортом. Он начнет с удовольствием ходить в школу, ведь его мозг уже сам научится радоваться новым достижениям.

7. Научите видеть позитив в заданных уроках

Покажите наглядно, как сделать скучный предмет захватывающим. Например, необходимо составить доклад по литературе или музыке – помогите найти ребенку, интересную тему, например, история Гарри Поттера или рок-музыки. Не дается геометрия? Зато она изучает красивые фигуры. Плохо запоминаются даты важных сражений? Зато учебник истории похож на захватывающий роман или давай представим, что мы участники этих событий. Ищете больше позитивных моментов, а там подключатся и память, и мышление, и воображение.

8. Научите ребенка любить себя

Введите систему поощрений, приучите ребенка хвалить себя за победы любого масштаба и каждое выполненное дело. Причем награда может выражаться и в обычной словесной похвале, друзей, одноклассников, уважении учителя. Наш мозг устроен так, что если за какие-то действия мы получили поощрение, потом для выполнения этих же или подобных действий автоматически выделяется больше энергии и гормонов счастья, даже если это дело только предстоит сделать!

Как простимулировать ребенка к изучению английского

Чтобы развить интерес к изучению иностранного, можно воспользоваться следующими наставлениями психологов:

  • у него наверняка есть любимые фильмы, мультфильмы, которые он с удовольствием смотрит. Можно найти их на английском языке, и предложить ему посмотреть их в оригинале. Такой же прием возможно применить и по отношению к книгам;
  • стараться не высказываться при школьнике в таком ключе, что «я всю жизнь прожил, не зная английского – и ничего…». Наоборот, можно сказать, что вы не знаете иностранный язык, но сожалеете об этом, так как не можете попробовать себя в новой, современной профессии, в которой без английского делать нечего;
  • ставьте перед учащимся цели, соответствующие его возрасту. Ученику младших классов понятнее будет осознать пользу от знания иностранного языка, если вы скажете, что это поможет ему читать самые новые сказки и смотреть интересные мультики, которые еще не успели перевести на русский. Подростка заинтересует возможность поездки в языковой лагерь за рубеж, а также то, что, зная английский, он сможет понимать, о чем поют любимые исполнители, что рассказывают о себе известные личности в интервью и т.п.
Источники

  • https://zen.yandex.ru/media/cognifit/podrostok-ne-hochet-uchitsia-chto-delat-kak-motivirovat-k-uchebe-5d35bb88bc228f00ad2f5df8
  • https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-motivirovat-rebyonka-uchitsya
  • https://Lifehacker.ru/child-motivation/
  • https://mamsila.ru/post/kak-motivirovat-rebenka-na-uchebu-sovety-psihologov-dlya-roditeley-shkolnikov-mladshih-klassov-i-podrostkov
  • https://blog.wikium.ru/kak-pravilno-motivirovat-rebenka-horosho-uchitsya-v-shkole.html
  • https://svoipravila.ru/nashi-deti/podrostki/kak-motivirovat-podrostka-deistvennie-sposobi.html
  • https://www.dowlatow.ru/lichnostnyy-rost/motivatsiya/kak-motivirovat-podrostka-na-uchebu-sovety-psihologa/
  • https://Dovlatov.guru/kak-motivirovat-podrostka-na-uchebu-sovety-psihologa/
  • http://karkusha.su/sovetyi-neyropsihologa-kak-stimulirovat-rebenka-k-uchebe/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лайфхаки на каждый день, полезные советы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: