- Что такое дикция речи?
- Для чего нужна хорошая дикция
- Основные причины проблем с речью
- Надо ли для развития дикции читать вслух?
- Чтение книг
- Пользуйтесь словарями
- Текст для развития дикции
- Разминка
- Самая длинная скороговорка
- Прослушайте запись своего голоса
- Избавление от слов-паразитов
- Как поставить голос
- Удерживание внимания слушателей
- Публичные выступления и точность, как качество грамотной речи
- Стоит ли посещать курсы по развитию речи
- Советы и упражнения
- Сочетание разных звуков
- Обязательное условие – тренировка диафрагмы
- Как обогатить и прокачать свою речь
- Собственное эпистолярное творчество
- Образность
- Темп речи
- Как улучшить речь ребенка
- Как генерировать правдоподобную речь с помощью нейросетей
- Архитектура модели
- Генератор
- Дискриминатор
- Где взять данные?
- Использование предобученных моделей
Что такое дикция речи?
Дикция — это четкое произношение звуков и слов. Понятная и красивая речь положительно сказывается на восприятии человека, который ее имеет. Поэтому обладать четкой и внятной дикцией должен не только диктор центрального телевидения, но и каждый из нас.
Если вы хотите не просто говорить, а сделать так, чтобы ваши собеседники вас поняли, необходимо работать над своей дикцией. Особенно, если она нуждается в этом.
Из чего состоит дикция:
Отчетливая артикуляция (Правильное и четкое произношение звуков). Именно благодаря четкой артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести. Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека. Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.
Правильная артикуляция (Согласованное движение мышц артикуляционного аппарата). Негативно влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки и т.п. При таких физиологических отклонениях может появится картавость, гнусавость.
Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией. Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.
Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.
Для чего нужна хорошая дикция
Поставленная дикция подразумевает отчетливое произношение слов и правильное расположение органов речи. Причина плохой дикции – врожденные дефекты речевого аппарата. Но причиной может являться и подражание речи других людей в детском возрасте. Но даже при плохом произношении улучшение возможно, если используются специальные упражнения для дикции.
Поставленная дикция помогает:
- Достигнуть понимания. Если человек не занимался развитием речи, высказываемая им информация будет сложно восприниматься людьми, которые видят его впервые и не привыкли к особенностям произношения.
- Произвести впечатление. Улучшение дикции помогает, когда необходимо показать себя с лучшей стороны. Пример – разговор с работодателем, который охотнее отдаст должность человеку с четким произношением.
- Привлечь внимание. Если человек постоянно развивает свое произношение и голос, любая рассказываемая история будет восприниматься более охотно, чем при дефектах речи.
Основные причины проблем с речью
Невозможно добиться положительных результатов в развитии дикции, если не разобраться в причинах нарушений речи. Лишь изредка они связаны с проблемами со здоровьем и развиваются, к примеру, из-за аномального строения челюсти или короткой уздечки языка.
У многих людей проблемы с речью спровоцированы неправильным произношением свистящих и шипящих звуков, а также отсутствием звуков «Л» или «Р», либо нарушением их произношения. Может быть причиной и ослабленный артикуляционный аппарат.
Даже если человек умеет хорошо говорить, правильно произнося все звуки, в особо значимых ситуациях его речь может стать смазанной и нечеткой. Ведь при произношении слов артикуляционному аппарату необходимо очень быстро переключаться от одного движения к другому. Достигается же это только при активной и интенсивной работе мышц, которые необходимо тренировать, к примеру, регулярно проговаривая скороговорки для дикции.
Однако главной причиной невнятной, тихой речи является застенчивость человека и отсутствие уверенности в собственных силах. В такой ситуации развитие дикции – проблема второстепенная. Прежде всего, необходима работа над собственным характером и борьба с комплексами.
Надо ли для развития дикции читать вслух?
Чтение вслух
Каждый логопед вам скажет, что одним из лучших упражнений для дикции является чтение вслух. При этом, важно не количество прочитанных слов, а артикуляция и четкость произношения звуков.
При использовании этого приема не стоит забывать и о том, что чтение имеет и другие полезные качества. Приятным «бонусом» такого приема улучшения дикции станет увеличение словарного запаса, улучшение воображения, развитие памяти.
Многие люди любят читать, и при этом их дикция оставляет желать лучшего. Именно поэтому, читать нужно вслух. Стараться внятно и с выражением произносить написанные в книги буквы и слова, окрашивать своею речь в эмоциональные краски.
Регулярное чтение вслух поможет избавиться от косноязычия, оговорок, запинок и других вещей, которые негативно сказываются на дикции.
Так как текст книг, особенно в классической литературе, сильно отличается от того, как мы разговариваем в повседневной жизни, поможет вам не только красиво выражаться, но и формировать свою речь согласно литературному языку.
Читая вслух не стоит спешить. Сядьте в удобное кресло и возьмите книгу. Желательно, чтобы это была одна из ваших любимых книг. Конечно боевики или российские «детективы» для такой практики не подходят. Сложная научная литература тоже.
Очень хорошо для чтения вслух подойдет советская фантастика. Особенно произведения братьев Стругацких. К сожалению их современные последователи слишком упростили жанр и вряд ли подойдут для чтения вслух.
Читайте выбранное произведение выразительно, обозначая ударения и делая необходимые паузы. Если возвращаться к Стругацким, то послушайте аудиокниги этих авторов, записанные Владимиром Левашовым. Возьмите его дикцию за эталон и попробуйте повторить.
Можно пойти дальше и добавить в свое чтение вслух немного артистизма. Постарайтесь представить героев произведения, их внешность и характер. После чего внесите в их реплики индивидуальные нотки. Но, конечно не стоит забывать о самом главном – тренировки дикции. Перебарщивать с артистизмом не стоит.
Когда вы станете читать вслух уверенно, можно немного увеличить скорость чтения. Но, важно четко и внятно произносить звуки и слова. При увеличении скорости чтения нельзя сбиваться монотонность и излишнему ускорению. Даже если на следующей странице книги вы узнаете развязку события.
Для того, чтобы чтение вслух дало эффект, важно читать не менее 30 минут в день. И уже через месяц вы сможете добиться заметных успехов. А для того, чтобы быть точно уверенным в том, что ваша дикция прогрессирует, запишите на диктофон то, как вы начинали читать вслух и то, как читаете через некоторое время таких регулярных тренировок.
Чтение книг
Научиться грамотно излагать свои мысли поможет чтение книг. Они пополнят словарный запас новыми, а иногда даже диковинными словами.
Пользуйтесь словарями
Они помогут увидеть куда правильно ставить ударение, расскажут значение неизвестных слов.
Чтобы выступление перед публикой прошло успешно, нужно заранее проработать то, что хотите донести слушателям. Поможет в этом небольшой план. Его можно записать на бумаге, добавив несколько ключевые слова. Весь текст с листка читать не нужно, это сделает речь сухой, неживой и безэмоциональной. Слушателям будет тяжело воспринимать ее.
Текст для развития дикции
Для развития правильного произношения существуют тексты, которые составлены по тому же принципу, что и скороговорки. Обычно они объединяют несколько скороговорок для развития разных звуков. Это означает, что для коррекции дикции не нужно искать тексты. Для тренировки достаточно найти скороговорки для постановки всех звуков, и объединить их в единое целое.
Чтобы формирование правильного произношения происходило быстрее, в рот кладутся орехи разных размеров или зажимается между зубов карандаш. После удаления таких предметов можно ощутить, что произносить даже сложные словосочетания стало проще.
Развить дикцию помогает и выразительное чтение художественной литературы. Записав свое произношение на диктофон, легко определить, какие звуки произносятся неверно.
Разминка
Возьмите ручку или карандаш в зубы, говорите любое предложение или фразу из 10–15 слов. При этом карандаш нужно сжимать со всех сил. Затем выньте канцелярский предмет и произнесите фразу опять. Вы сразу же услышите разницу! Весь артикуляционный аппарат настроится на правильное говорение, точное и аккуратное.
Разминку с помощью карандаша достаточно проводить до 5 минут перед упражнениями, это упражнение нужно для “прокачки” мышц артикуляции.
Также вы можете разминаться с помощью орехов. Еще Демосфен в Древней Греции вывел уникальный метод тренировки речи камнями. Он на берегу моря набирал полный рот камней и кричал слова в бурю морскую, стараясь их четко произносить. Почти то же подразумевает тренировка с орехами. Вы набираете их в рот и стараетесь как можно лучше произнести слова, улучшающие речь.

Самая длинная скороговорка
«В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.»
Прослушайте запись своего голоса
Для развития четкой и грамотной речи слушать свой голос на записи – очень полезное занятие. Почти каждому человеку захочется его изменить, поработать над дикцией. Делать это нужно так: вы берете какой-то отрывок из текста, затем четко стараетесь его читать, записывая на диктофон. Не понравилась запись – повторяете чтение. И так до тех пор, пока идеально не отточите свое произношение.
То же самое можно делать, чтобы улучшить разговорную речь на английском. Можно еще и хорошего знакомого со знанием английского привлечь, чтобы “экспертное” мнение послушать.
Избавление от слов-паразитов
Слова-паразиты не случайно носят именно такое название. Паразит – это существо, живущее за чужой счет, не приносящее пользы, ненужное и даже вредное. Слова-паразиты съедают внимание вашего слушателя, отвлекают от главной мысли иногда настолько, что собеседник начинает их считать.
Представьте, как это глупо: вы вкладываете душу, чтобы поделиться чем-то интересным и важным, а ваш друг подсчитывает сказанные «короче» и «это самое».
Речь и мышление взаимосвязаны, паразиты речи живут у вас в голове и паразитируют на ваших мыслях.
Запомните: вы произносите слово-паразит не потому, что оно помогает вам лучше выражать мысли, а потому, что вам нечего сказать вместо него. Это как заплатка, закрывающая дыру в предложении, и выглядит она так же неряшливо, как заплатка на одежде.
Чтобы построить грамотную речь и избавиться от паразитов, обратите на них внимание. Лучше всего это сделать с помощью записи собственного голоса. Прослушав запись нескольких разговоров, вы поймете логику, по которой расставляете эти вредные слова. Разберитесь, чего именно не хватает вашей речи, чтобы избежать заплат, начните тренироваться и обязательно добьетесь результатов.
Как поставить голос
Существует 3 упражнения, которые помогают развить голос.
Чтобы появился слышимый эффект, необходимо выполнять упражнения на протяжении нескольких месяцев. К таким упражнениям относят:
- Произнесение гласных букв. Чтобы выполнить первое упражнение для формирования дикции, нужно поочередно произносить гласные звуки до тех пор, пока хватит дыхания. Произнося «и», «э», «а», «о» и «у», можно сделать голос более звучным. Работа над постановкой голоса происходит постоянно, так как во время перерывов даже на несколько дней эффект становится менее заметным.
- Активизация области живота и груди. Для активизации области живота и груди необходимо с закрытым ртом произносить «м». Первое произнесение звука должно быть тихим, второе более громким, а в третий раз нужно максимально напрячь голосовые связки. Если работа над произношением и голосом происходит без выполнения данных упражнений, эффект снижается.
- Произнесение слов с буквой «р». Также для постановки голоса произносится и звук «р», что также улучшает произношение. Для этого сначала стоит прорычать звук «рррр», а затем подряд произнести более десятка слов, содержащих букву р. Во время произношения буква должна выделяться. Такое упражнение поможет поставить голос и улучшить дикцию. Развить дикцию помогают и книги, если читать вслух.
Чтобы развить дикцию и добиться четкого произношения необходимо потрудиться. Только с помощью регулярных занятий и тренировок вы добьетесь ощутимых перемен.
Удерживание внимания слушателей
Главная функция красивой речи – это способность притягивать внимание собеседника. Красноречивого рассказчика всегда хочется слушать, такой человек без труда становится душой компании, у него много друзей и он редко бывает один.
Секрет притягательной речи прост: это вовлеченность в процесс рассказа. Чем ярче горят глаза у рассказчика, чем сильнее он хочет заинтриговать и удивить своего слушателя, тем ощутимее результат. Освоить это искусство и выработать красноречие можно, посещая курсы грамотной речи, и на занятиях по актерскому мастерству, а состоит оно из трех главных факторов:
- Яркие интонации. Через интонации слушателю передаются эмоции, он получает возможность наслаждаться рассказом не только на информативном, но и на чувственном уровне или уровне сопереживания.
- Событийность. Вопрос заинтересованного слушателя звучит так: «что произошло дальше?» Ответ на него – и есть событие, то есть то, ради чего затевался весь рассказ. В интересном рассказе событий много, рассказчик мастерски ведет слушателя от одного к другому, не давая расслабиться и заскучать.
- Структура и логика. Грамотно поставленная речь легче воспринимается. Без структуры она превращается в нагромождение информации, ориентироваться в которой трудно и утомительно. Логика же позволяет верно расставлять акценты, выделять важные моменты рассказа и оттенять второстепенные. Логика обнажает мысль.
Публичные выступления и точность, как качество грамотной речи
Независимо от типа и цели выступления, это всегда настоящий экзамен для ваших навыков говорить красиво и правильно. Выступать перед публикой морально труднее, т. к. это большая ответственность. Кроме того, здесь нельзя взять паузу, пока говорит собеседник. Выступление существенно повышает требования к качеству звучания речи и постановке голоса: здесь придется говорить громко и чеканить каждое слово, чтобы быть услышанным и понятым. С другой стороны, это лучшая практика.
Если у вас есть возможность (в дополнение к регулярному чтению и работой над чистотой речи) выступать перед любой публикой, обязательно делайте это. С каждым новым выступлением следующее будет даваться легче, достигнутые результаты будут закрепляться, а еще вы всегда сможете получить оценку со стороны. Все это поможет развить грамотную речь у взрослого человека.
Стоит ли посещать курсы по развитию речи
Существуют курсы развития речи, предназначенных для дикторов. Они включают в себя не только упражнения для правильного произношения, но еще и советы, помогающие справиться с проблемами, возникающими во время публичного выступления. Программы таких курсов состоят из нескольких уроков:
- правила артикуляции;
- изучение основ правильного дыхания;
- развитие диапазона и силы голоса;
- правила построения интонации;
- изучение орфоэпии;
- освоение основ жестикуляции.
Курсы помогают научиться правильной технике произношения и преодолеть страх выступления перед аудиторией. Работа над собой подразумевает длительные занятия, поэтому этим занимаются дикторы.
Дефекты речи возникают из-за неправильного строения речевого аппарата или вследствие неправильного формирования звуков в детском возрасте. Первый тип дефектов исправляется только при помощи логопедов или стоматологов, если речь идет о неправильном строении зубов.
Исправить свою речь можно при помощи нормального расположения органов артикуляции во время разговора. При отсутствии отклонений в развитии организма проявляются дефекты:
- сонорных звуков;
- шипящих;
- свистящих.
Возникновение таких дефектов происходит в результате даже небольшого отклонения органов речи от их естественного расположения. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижняя челюсть. Добиться этого можно только путем тренировок, ведь работа над исправлением речи подразумевает постоянное совершенствование.
Советы и упражнения
- Читайте классическую литературу вслух, с выражением и громко. Представьте, что вы актер – именно так занимаются студенты в актерских школах.
- Не пренебрегайте тренингами, ведь только педагог может правильно оценить вашу работу и задать оптимальное направление. Для речи пригодятся тренинги психологии общения и ораторского искусства, где вам привьют правильные манеры общения.
- Как можно больше говорите, общайтесь, рассказывайте. Речевой аппарат, голос и дикция нуждаются в разработке. Чем чаще вы ими пользуетесь, тем лучше владеете.
- Пойте. Пение развивает интонационную гибкость и хорошо сказывается на голосе.
- Окружите себя интересными людьми с поставленной речью. Будет с кем обсудить новую книгу. Кроме того, в такой компании вы точно не нахватаетесь слов-паразитов.
Сочетание разных звуков
Помимо скороговорок, поставить грамотную речь и дикцию можно с помощью специальных сочетаний звуков. В этих сочетаниях используются согласные и гласные. Повторяя их раз по 5, вы отрабатываете дикцию. Ну а грамотная речь добавляется опытом чтения разных книг (чуть ниже приведу список). Какие сочетания будут полезны:
- бги-пки, бга-пка, бгэ-пкэ;
- вздри-фстри, вздро-фстро, вздры-фстры;
- стри-зтри, стра-зтра, стро-зтро;
- гкру-хкру, гкро-хкро, гкра-хкра и т. д.
Обязательное условие – тренировка диафрагмы
Для вокалистов, заикающихся людей, диафрагма – условие успешности. Кто бы мог подумать, что какой-то мостик над желудком определяет кучу денег в шоу-бизнесе! Но для правильной речи и пения нужна обязательная тренировка этой самой диафрагмы. Натренированная диафрагма дает возможность договорить фразу до конца, допеть ее.
Тренировать ее можно таким способом: сделайте глубокий вдох, затем тяните гласный звук до момента, когда дыхания вообще не останется.
Когда вы достигнете 25–30 секунд такого “тяжения”, изменяйте высоту голоса, старайтесь тянуть звук более тонким голосом.
Когда и при таком условии вы тянете гласную до 25–30 секунд, переходите к надуванию воздушных шариков. И организму полезно, и окружающих порадуете! Ну а если без шуток, надувание шариков очень хорошо развивает диафрагму и увеличивает объем легких.
Как обогатить и прокачать свою речь
Речь каждого человека индивидуальна. Тембр голоса, лексика, устойчивые выражения и речевые обороты, которые мы привыкли и любим использовать, – все это создает и придает неповторимый колорит нашей манере говорить. А также культура речи тесно связана с мышлением. Поэтому по ней можно судить об интеллектуальном и даже духовном мире человека. Если вы хотите быть своим среди начитанных людей, нужно стремиться совершенствовать свою речь, которая зачастую бывает засорена бытовизмами. Каким образом можно это сделать, читайте ниже.
Собственное эпистолярное творчество
Даже если вы не планируете стать профессиональным писателем, письмо может стать полезным занятием в деле улучшения качества речи. Это может быть ведение дневника, блога, фиксирование на бумаге мыслей или художественное творчество. В чем эффективность письма? В том, что во время переноса слов и фраз на бумагу, они лучше сохраняются в памяти. А также по мере построения предложений активно задействуются мыслительные процессы.
Образность
Образная речь красива, поэтому старайтесь насыщать ее даже в бытовых беседах сравнениями, пословицами, метафорами, шутками. Все это сделает разговор более живым (особенно, если к этому стремятся оба собеседника), а вы произведете впечатление интересного партнера по общению. Можно попробовать упражнение: в течение одной двух минут красиво рассказывать о каком-либо предмете.
Темп речи
Ничто так не утомляет в рассказе человека о чем-либо, как ровный монотонный темп. Даже если речь правильная, она будет не очень хорошо восприниматься при отсутствии логических пауз и выделения голосом важных моментов. Также важно, чтобы речь была эмоционально (но не чрезмерно) насыщена. Это также не природный дар, а умение, которому все мы можем научиться. А это возможно только в том случае, если у нас есть мощная мотивация – научиться говорить красиво!
Как улучшить речь ребенка
Об улучшении речи ребенка в 4 года и старше я в свое время писала много статей. И сейчас это действительно проблема многих родителей. Мы не будем обсуждать причины, механизмы и разные нюансы этой темы, эта статья не об этом. Просто скажу, что нужно хорошо постараться, чтобы улучшить устную речь дошкольников и подростков. Для этого есть логопеды.
А в домашних условиях ваша задача состоит в том, чтобы научить малышей выговаривать все звуки, а школьников – формулировать свои мысли и общаться полными предложениями.
Правильное произношение звуков – задача для многих не из легких. Здесь на помощь придут артикуляционные упражнения, гимнастики, массажи, песенки и развитие мелкой моторики рук – это, кстати, еще и развивает память и внимание. Способов на самом деле очень много.
Уже к 5 годам малыши должны выговаривать все звуки. Старшим детям уже нужна помощь логопеда или психолога. Улучшить речь ребенка в 6 лет и старше в смысле запаса слов, высказываний своих мыслей вы сможете только книгами и общением. Ведь никакие гаджеты не заменят живое общение, внезапные вопросы и их разъяснения, представления героев из художественных книг и их описание вслух.
Как генерировать правдоподобную речь с помощью нейросетей
GAN-TTS — это генеративная модель для задачи преобразования текста в речь. Архитектура модели состоит из условного feed-forward генератора и ансамбля дискриминаторов. Дискриминаторы оценивают сгенерированную аудиозапись на случайных окнах разного размера. Дискриминаторы анализируют речь с точки зрения реалистичности и того, насколько верно произносится входной текст. Исследователи вводят две количественные метрики для оценки качества сгенерированной речи: Frechet DeepSpeech Distance и Kernel DeepSpeech Distance.
Прошлое применение генеративных состязательных моделей для задачи генерации аудио было ограничено. Авторегрессионные модели, как WaveNet, оставались state-of-the-art для моделирования человеческой речи. GAN-TTS демонстирует, как GAN справляется с задачей text-to-speech. Чтобы измерить работу модели, исследователи используют субъективную оценку добровольцев и собственные количественные метрики. Введенные количестве метрики кореллируют с человеческой оценкой.
Ключевые преимущества модели — генерация более правдоподобной речи по сравнению с state-of-the-art и способность к параллелизации благодаря структуре генератора. Авторегрессионные модели, которые часто используются для задач генерации речи, менее параллелизуемы.
Некоторые дискриминаторы принимают во внимание лингвистические характеристики сгенерированной речи, чтобы оценить, насколько речь соответствует входному тексту. Остальные дискриминаторы фокусируются на реалистичности генерируемой речи.
Архитектура модели
Модели обучаются на датасете, который состоит из аудиозаписей человеческой речи с соответствующими лингвистическими признаками и текстом речи.
Генератор
Генератор получает на вход лингвистические и звуковые характеристики. На выходе генератор отдает аудиосигнал на 24 килогерц. Генератор состоит из 7 блоков, каждый из которых — это два остаточных блока. Исследователи используют расширенные сверточные слои, чтобы модель могла выучивать долгосрочные зависимости.
Финальный сверточный слой с тангенсом в качестве функции активации производит одноканальный аудиосигнал.

Дискриминатор
Дискриминатор состоит из блоков, которые схожи с блоками в генераторе, но без батч-нормализации. Архитектура условного блока и стандартного блока показана выше на изображении (b и c). Единственное отличие условного блока от стандартного — дополнительный эмбеддинг лингвистических характеристик добавляется к первому сверточному слою. Дискриминатор применяется к случайным маленьким окнам сгенерированного аудио.

Где взять данные?
Объёмы информации, необходимой для качественного обучения системы клонирования, составляют десятки и сотни Гб. В рассматриваемой библиотеке для хранения датасетов служит одна общая директория. Все сценарии предварительной обработки данных выводят результаты в новый каталог SV2TTS
, создаваемый в корневом каталоге датасетов. Внутри этой директории появится каталог для каждой модели: кодера, синтезатора и вокодера.
Для обучения кодера речи можно обратиться к следующим библиотекам:
- LibriSpeech (зеркало): набор данных
train-other-500
(извлеките какLibriSpeech/train-other-500
). - VoxCeleb1: наборы данных
Dev A–D,
в том числе набор метаданных (извлеките какVoxCeleb1/wav
иVoxCeleb1/vox1_meta.csv
). - VoxCeleb2: наборы данных
Dev A–H
(извлеките какVoxCeleb2/dev
).
Для обучения синтезатор и вокодера:
- LibriSpeech: наборы данных train-clean-100 (зеркало) и train-clean-360 (зеркало) – извлеките как
LibriSpeech/train-clean-100
andLibriSpeech/train-clean-360
- LibriSpeech alignments (только если у вас уже есть LibriSpeech): объедините структуру каталогов с загруженными вами наборами данных LibriSpeech
Официальным хостингом наиболее популярных наборов данных LibriSpeech служит openslr.org, который из-за популярности темы постоянно находится под существенной нагрузкой. Поэтому выше мы приложили ссылки на «зеркала» архивов.
Если вы решили с головой погрузиться в данную тему, обратите внимание на библиотеку Python для работы с аудиодатасетами audiodatasets:
pip install audiodatasets
Будьте осторожны: при установке библиотека загружает более 100 Гб данных трех наборов:
- Librispeech (60 Гб)
- TEDLIUM_release2 (35 Гб)
- VCTK-Corpus (11 Гб)
Перечислим также другие датасеты, которые не проверялись в рассматриваемой библиотеке, но применимы для обучения, в том числе корпуса русскоязычной устной речи:
- Корпус речи англоговорящих людей CSTR VCTK
- Набор данных M-AILABS: имеются примеры речи на русском, украинском, немецком, английском, испанском, итальянском, французском и польском языках
- Корпуса звучащей русской речи
- Мультимедийный корпус русского языка: преимущественно фрагменты кинофильмов с распознанным текстом
- Подборка различных речевых датасетов
Использование предобученных моделей
Имеется инструкция по переносу проекта с помощью Docker, здесь мы рассмотрим установку на локальной машине. Учтите, что наличие GPU является обязательным. Клонируем репозиторий:
git clone https://github.com/CorentinJ/Real-Time-Voice-Cloning.git
В качестве языка программирования используется Python 3, автор рекомендует версию 3.7. В связи с тем, что репозиторий предполагает привлечение вполне конкретных версий библиотек, рекомендуем питонистам пускать в ход виртуальное окружение.
Переходим в папку и устанавливаем необходимые зависимости:
pip3 install -r requirements.txt
Также потребуется фреймворк глубокого обучения PyTorch (версия не ниже 1.0.1).
Далее необходимо загрузить предобученные модели (архив на Google drive, зеркало). Согласно с вышеописанной схеме загруженный архив содержит три директории для трех моделей. Их нужно слить вместе с соответствующими директориями корневого каталога библиотеки.
Проверить правильность конфигурации можно ещё до загрузки датасетов:
python3 demo_cli.py
Если все тесты пройдены (вы увидите строку All tests passed
), можно двигаться дальше. Скрипт предложит указать пути к файлам примеров, но для работы удобнее обратиться кграфическому интерфейсу:
python3 demo_toolbox.py
Если у вас уже загружены датасеты, то можно сразу указать путь к директории:
python3 demo_toolbox.py -d <путь_к_директории_датасетов>
Чтобы просто поиграть с программой, достаточно наименьшего по объёму датасета LibriSpeech/train-clean-100
(см. выше).
Пример результата вызова интерфейса:

Для первой пробы вы можете нажать под каждым разделом кнопки Random
, чтобы выбрать случайный аудиопример, затем Load
, чтобы загрузить голосовой ввод в систему. Выпадающий список Dataset
служит для выбора набора данных, Speaker
– для выбора персоны, Utterance
– для произносимой фразы. Чтобы услышать как звучит отрывок, просто нажмите Play
. Для запуска алгоритма нажмите Synthesize and vocode
. С помощью кнопки Record one
можно записать свой собственный сэмпл.
Пример работы с интерфейсом без обучения нейросетей представлен в следующем видеоролике:
- https://cosmeton.ru/deti/pravilnaya-rech-eto.html
- https://yourspeech.ru/training/articulation/uprazhneniya-dlya-dikcii.html
- https://levelself.ru/navyki/kak-uluchshit-dikciyu-i-chetkost-rechi.html
- https://www.Teatr-Benefis.ru/staty/scenicheskaya-rech/gramotnaya-rech-zalog-uspeshnogo-znako/
- https://flytothesky.ru/kultura-rechi/
- https://neurohive.io/ru/novosti/kak-generirovat-pravdopodobnuju-rech-s-pomoshhju-nejrosetej/
- https://proglib.io/p/golosovoy-deepfake-ili-kak-rabotaet-tehnologiya-klonirovaniya-golosa-2019-12-11