- Лауреаты
- Иван Алексеевич Бунин
- Борис Леонидович Пастернак
- Михаил Александрович Шолохов
- Александр Исаевич Солженицын
- Иосиф Александрович Бродский
- Рене Француа Сюлли-Прюдом, Стихотворения
- Теодор Моммзен, «История Рима»
- Фредерик Мистраль, «Мирей»
- Генрик Сенкевич, «Камо грядеши»
- Редьярд Киплинг, «Свет погас»
- Сельма Лагерлёф, «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции»
- Присуждение премии и выдвижение кандидатов
- Известные писатели-кандидаты, не получившие премию
- Статистика
- Нобелевская премия по литературе в цифрах
- Что же имел в виду Альфред Нобель?
- От европейского идеализма к литературе всего мира
- Добровольно и по принуждению
- А важен ли язык?
- Английский лидирует с большим отрывом
- Премия и жанры
- Без судьбы. Имре Кертес
- Бесчестье. Дж. М. Кутзее
- Пианистка. Эльфрида Елинек
- Музей Невинности. Орхан Памук
- Марта Квест. Дорис Лессинг
- Сердце-зверь. Герта Мюллер
- Список лауреатов Нобелевской премии по физиологии и медицине
- Отбор кандидатов
- 1990-е годы
- 1900-е
- 1910-е
- 1920-е
- 1930-е
- 1940-е
- 1950-е
Лауреаты
За все время существования премии ее лауреатами стали 113 писателей, среди которых 14 женщин. Среди награжденных такие всемирно известные авторы, как Рабиндранат Тагор (1913), Анатоль Франс (1921), Бернард Шоу (1925), Томас Манн (1929), Герман Гессе (1946), Уильям Фолкнер (1949), Эрнест Хемингуэй (1954), Пабло Неруда (1971), Габриэль Гарсиа Маркес (1982).
В 1953 году этой наградой “за высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности” был отмечен премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Черчилль неоднократно номинировался на эту премию, кроме того, он дважды выдвигался на Нобелевскую премию мира, но так и не стал ее обладателем.
Как правило, писатели получают премию по совокупности достижений в области литературы. Однако девять человек были награждены за конкретное произведение. Например, Томас Манн был отмечен за роман “Будденброки”; Джон Голсуорси – за “Сагу о Форсайтах” (1932); Эрнест Хемингуэй – за повесть “Старик и море”; Михаил Шолохов – в 1965 году за роман “Тихий Дон” (“за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время”).
Помимо Шолохова, в числе лауреатов есть и другие наши соотечественники. Так, в 1933 году премию получил Иван Бунин “за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы”, а в 1958 году – Борис Пастернак “за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы”.
Однако Пастернак, которого в СССР критиковали за роман “Доктор Живаго”, опубликованный за границей, под давлением властей отказался от награды. Медаль и диплом были вручены его сыну в Стокгольме в декабре 1989 года. В 1970 году лауреатом премии стал Александр Солженицын (“за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы”). В 1987 году премией был отмечен Иосиф Бродский “за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии” (эмигрировал в США в 1972 году).
В 2015 году награды была удостоена белорусская писательница Светлана Алексиевич за “полифонические сочинения, памятник страданий и мужеству в наше время”.
В 2016 году лауреатом стал американский поэт, композитор и исполнитель Боб Дилан за “создание поэтических образов в великой американской песенной традиции”.
Иван Алексеевич Бунин
Эстетически тонкий и талантливый российский литератор, уроженец города Воронеж, начинал литературную деятельность с поэзии. В 1887 году опубликовал свое первое стихотворение, в 1902 году был удостоен Пушкинской премии за книгу «Листопад».
В 1909 снова стал лауреатом престижной российской премии. Не принял перемены, которые произошли в России после октября 1917 года, и эмигрировал во Францию. Тяжело переживал разлуку с родиной, и первые годы жизни в Париже практически не писал.
В 1923 году Ромен Роллан предложил Нобелевскому комитету кандидатуру эмигранта из России на получение Нобелевской премии, но награда досталась шотландскому поэту. Но через 10 лет, в 1933 году русский писатель-эмигрант вошел в список литературных деятелей, став первым российским писателем, получившим Нобелевскую премию.
Борис Леонидович Пастернак
Мальчик воспитывался в интеллигентной, творческой семье. Отец Бориса был талантливым художником, за что был удостоен звания академика Петербуржской академии художеств, а мать поэта была пианисткой.
В 23 года одаренный юноша уже опубликовал свои первые стихи, а в 1916 г вышел первый сборник его произведений. После революции семья поэта уехала в Берлин, а он остался жить и работать в СССР. В конце 20-х – начале 30-х годов его называли лучшим поэтом Советского государства, и он принимает активное участие в литературной жизни страны.
В 1955 году свет увидело одно из лучших произведений Пастернака «Доктор Живаго». В 1958 Нобелевский комитет присуждает ему Нобелевскую премию, но под давлением советского руководства Леонид Пастернак от нее отказывается. Началась настоящая травля, и в 1960 году, тяжело заболев, Леонид Пастернак умер в подмосковном Переделкино
Михаил Александрович Шолохов
Станица Вешенская знаменита тем, что здесь в 1905 г родился легендарный казачий писатель Михаил Шолохов, который и прославил ее на весь мир.
Будучи мальчиком, выучился грамоте, но война и революционные события прервали образование юноши. В 1922 году его чуть не расстреляли по приговору революционного трибунала за превышение полномочий. Но отец выкупил сына, и отправил в Москву. В 1923 г начинает печатать свои первые произведения, а в 1940 выходит его самое знаменитое и читаемое произведение «Тихий Дон».
В 1964 г Жан-Поль Сартр совершил высокий жест, и отказался от премии, заявив, что ее присуждают только западным литераторам, игнорируя великих мастеров слова из Советской России. На следующий год члены Королевского комитета единогласно проголосовали за Михаила Шолохова.
Александр Исаевич Солженицын
Уроженец Кисловодска прославился не только литературными произведениями, но и острыми публицистическими статьями по истории России.
Уже в школе проявился бунтарский характер, когда Александр, несмотря на насмешки сверстников, носил крестик и не желал вступать в пионеры. Под давлением советской школы принял марксистско-ленинскую идеологию, стал членом ВЛКСМ и вел активную общественную работу.
Еще до войны увлекся историей, и начал литературную деятельность. Героически воевал, и был награжден высшими орденами и боевыми медалями. После войны начал критиковать советский строй, а в 1970 стал лауреатом Нобелевской премии. После публикации резонансного произведения «Архипелаг ГУЛаг», Солженицын в 1974 году был лишен гражданства и принудительно выдворен из СССР. Лишь в 1990 писатель сможет восстановить своё гражданство.
Иосиф Александрович Бродский
Русский прозаик и поэт получал в 1987 г Нобелевскую премию уже как гражданин Соединенных Штатов Америки, ведь с формулировкой «за тунеядство» его выдворили из СССР.
Родился Иосиф в Ленинграде, и детство пришлось на военные годы. Вместе с матерью они пережили блокадную зиму 1941-1942 годов, а после были эвакуированы в Череповец. Мечтал стать подводником, врачом, работал в геологических экспедициях, а в начале 60-х годов прославился как поэт.
Начинающий поэт нигде не работал, и против него неоднократно заводились дела за тунеядство. Подрабатывая переводчиком, ему удавалось на время смирить прыть властей, но в итоге в 1972 году Бродский уезжает из СССР. Премию ему вручали в ноябре 1987 году как русскому литератору с паспортом США.
Рене Француа Сюлли-Прюдом, Стихотворения
Французский поэт был первым обладателем Нобелевской премии в 1901 году. За свою творческую жизнь он издал 8 сборников стихов, семь поэм, шесть литературно-критических и философских работ. На русском языке сложно найти его произведения, но стихи Сюлли-Прюдома есть в букинистических сборниках нобелевских лауреатов, а в 2007 году вышел сборник избранных стихотворений поэта.
Теодор Моммзен, «История Рима»
За свой монументальный труд (5 томов!) немецкий писатель получил Нобелевскую премию в 1902 году. «История Рима» – самый известный труд крупнейшего немецкого историка Теодора Моммзена. Книга, принесшая ее автору всемирную славу и Нобелевскую премию, написана на основании исторических источников, собранных Моммзеном во время многолетних поездок по Италии.
Фредерик Мистраль, «Мирей»
Книги первых Нобелевских лауреатов в России найти не легко. Тем не менее, томик сборника стихотворений французского поэта Фредерика Мистраля, получившего премию в 1904 году, вы можете отыскать в букинистических лавках и на популярных интернет-площадках. Так, нам удалось найти его поэму «Мирей». В книге рисуется трагическая любовь Мирей и Винсента. Действие разворачивается на фоне южно-французской природы, в окружении народного быта, легенд и верований.
Генрик Сенкевич, «Камо грядеши»
Редьярд Киплинг, «Свет погас»
Кто не знает Редьярда Киплинга и его величайшего произведения для детей — «Книга джунглей»? История о мальчике, воспитанном в индийских лесах волками неоднократно экранизировалась, но мало кто знает, что Киплинг, получивший Нобелевскую премию в 1907 году, был выдающимся писателем: в его копилке не один десяток рассказов и стихотворений и, конечно, вы можете прочитать его известный роман «Свет погас», рассказывающий о талантливом художнике Дике Хелдаре. Принимая непосредственное участие в боевых действиях в Африке, молодой человек получает рану, из-за которой через несколько лет теряет зрение, а вместе с ним и смысл всей жизни – живопись и любовь… Сумеет ли выстоять Дик под коварным ударом судьбы? Сможет ли принять единственно верное решение после того, как погас его свет?..
Сельма Лагерлёф, «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции»
Присуждение премии и выдвижение кандидатов
Премию присуждает Шведская академия в Стокгольме. В нее входят 18 академиков, занимающих этот пост пожизненно. Подготовительную работу ведет Нобелевский комитет, члены которого (четыре-пять человек) избираются Академией из своего состава на трехлетний период. Кандидатов могут выдвигать члены Академии и аналогичных учреждений других стран, профессора литературы и лингвистики, лауреаты премии и председатели писательских организаций, которые получили специальные приглашения от комитета.
Процесс выдвижения претендентов длится с сентября до 31 января следующего года. В апреле комитет составляет список из 20 наиболее достойных литераторов, затем его сокращает до пяти кандидатов. Лауреата определяют академики в начале октября большинством голосов. О присуждении награды писателю сообщают за полчаса до объявления его имени. В 2017 году было номинировано 195 человек.
Лауреаты пяти Нобелевских премий становятся известны в течение Нобелевской недели, которая начинается в первый понедельник октября. Их имена объявляют в следующем порядке: физиология и медицина; физика; химия; литература; премия мира. Обладателя премии Госбанка Швеции по экономике памяти Альфреда Нобеля называют в следующий понедельник. В 2016 году порядок был нарушен, имя награжденного литератора было обнародовано в последнюю очередь. По данным шведских СМИ, несмотря на задержку начала процедуры выборов лауреата, разногласий внутри Шведской академии не было.
Известные писатели-кандидаты, не получившие премию
Многие великие писатели, выдвигавшиеся на премию, так и не получили ее. В их числе Лев Толстой. Не были награждены и такие наши литераторы, как Дмитрий Мережковский, Максим Горький, Константин Бальмонт, Иван Шмелев, Евгений Евтушенко, Владимир Набоков. Не стали лауреатами и выдающиеся прозаики других стран – Хорхе Луис Борхес (Аргентина), Марк Твен (США), Генрик Ибсен (Норвегия).
Статистика
На нобелевском сайте отмечается, что из 113 лауреатов 12 писали под псевдонимами. В этот перечень входят французский писатель и литературный критик Анатоль Франс (настоящее имя Франсуа Анатоль Тибо) и чилийский поэт и политический деятель Пабло Неруда (Рикардо Элиэсер Нефтали Рейес Басоальто).
Относительное большинство наград (28) было присуждено литераторам, писавшим на английском языке. За книги на французском были награждены 14 писателей, на немецком – 13, на испанском – 11, на шведском – семь, на итальянском – шесть, на русском – шесть (включая Светлану Алексиевич), на польском – четыре, на норвежском и датском – по три человека, а на греческом, японском и китайском – по два. Авторы произведений на арабском, бенгальском, венгерском, исландском, португальском, сербо-хорватском, турецком, окситанском (провансальский диалект французского языка), финском, чешском, а также на иврите были отмечены Нобелевской премией по литературе по одному разу.
Чаще всего награждались писатели, работавшие в жанре прозы (77), на втором месте – поэзия (34), на третьем – драматургия (14). За труды в области истории премию получили три писателя, по философии – два. При этом один автор может быть награжден за работы в нескольких жанрах. Например, Борис Пастернак получил премию как прозаик и как поэт, а Морис Метерлинк (Бельгия; 1911 год) – как прозаик и драматург.
В 1901-2016 годах премия вручалась 109 раз (в 1914, 1918, 1935, 1940-1943 годах академики не смогли определить лучшего литератора). Всего четыре раза награда была разделена между двумя писателями.
Средний возраст лауреатов – 65 лет, самым молодым остается Редьярд Киплинг, получивший премию в 42 года (1907), а самым пожилым – 88-летняя Дорис Лессинг (2007).
Вторым писателем (после Бориса Пастернака), отказавшимся от премии, стал в 1964 году французский романист и философ Жан-Поль Сартр. Он заявил, что “не желает, чтобы его превращали в общественный институт”, и выразил недовольство тем, что при присуждении премии академики “игнорируют заслуги революционных писателей XX века”
Нобелевская премия по литературе в цифрах
В уставе Нобелевского комитета говорится, что “литературой является не только беллетристика, но также и другие произведения, которые по форме или же по стилю представляют литературную ценность”.
Требования к произведениям, представленным на Нобелевскую премию, были несколько ослаблены в последнее время. И теперь могут рассматриваться не только произведения, написанные за последний год, но и более ранние работы того же автора, если “их значимость не была оценена до недавнего времени”.
Что же имел в виду Альфред Нобель?
Если с физикой, химией и медициной более-менее понятно, то литература, во-первых, не является наукой, а во-вторых, ее трудно загнать в жёсткие рамки объективных критериев.
Шведская академия в своем выборе связана не только общими рамками устава Нобелевского фонда (работа, представленная на премию, должна принести максимальные блага всему человечеству), но и отдельным замечанием Нобеля о том, что литературное произведение должно предоставлять это благо в “идеалистическом направлении”.
Оба критерия являются достаточно туманными, особенно второй, который вызвал немало споров. Что именно имел в виду Нобель под идеализмом? Проследить историю того, как менялась интерпретация завещания Нобеля Шведской академией, очень сложно, потому что, согласно уставу фонда, вся документация и переписка должны храниться в секрете 50 лет.
Современная интерпретация завещания все-таки придерживается той точки зрения, что под идеализмом Нобель имел в виду не идеалистическое направление в литературе, а, скорее идеальное исполнение, язык и стиль произведения, которые делают его выдающимся.
От европейского идеализма к литературе всего мира
На первой стадии существования Нобелевской премии по литературе (1901-1914) главное внимание уделялось именно идеализму, как литературному течению. Поэтому Нобелевскими лауреатами стали британец Редъярд Киплинг и немец Пауль Хейзе, но не Лев Толстой.
В 20-х годах XX века Академия отошла от узкого определения идеализма, и перешла к произведениям и авторам, которых отличали идеи “широкого гуманизма”. На этой волне Нобелевскими лауреатами стали Анатоль Франс и Бернард Шоу.
В 30-е годы предпочтения стали отдаваться писателям, которые в соответствии с “благом для всего человечества” описывали жизнь современного общества со всеми плюсами и минусами. Так первым Нобелевским лауреатом по литературе стал Синклер Льюис.
После Второй мировой войны произошла очередная смена направлений, и особую популярность приобрели кандидаты, “проложившие новые пути” в литературе. Такими пионерами стали, например, Герман Гессе и Сэмюэл Беккет.
В последние годы Шведская академия стала уделять внимание малознакомым авторам из стран всего мира, чтобы сделать Нобелевскую премию по литературе как можно более универсальной.
Добровольно и по принуждению
За всю историю существования нобелевской премии по литературе от нее отказывались всего дважды.
Первым в 1958 году Борис Пастернак сначала согласился ее принять, но потом отказался из-за давления со стороны советских властей.
Вторым в 1964 году Нобелевскую премию отклонил Жан-Поль Сартр, который на протяжении всей жизни последовательно отвергал любые официальные знаки признания.
Нобелевская премия по литературе является единственной, в которой ни один кандидат не получал ее дважды.
А важен ли язык?
Правообладатель иллюстрации istock
Альфред Нобель обратил особое внимание на то, что кандидаты на литературную премию не должны выбираться исключительно из Скандинавских стран или Европы.
Представьте масштаб работы, который свалился на членов Шведской академии, которые как-то должны были ознакомиться с литературными произведениями по всему миру?
Нобелевскую премию по литературе неоднократно упрекали в том, что она слишком “европейская”. Но в 1984 году Шведская академия заявила, что сделает все возможное, чтобы премия действительно охватывала писателей во всем мире.
Английский лидирует с большим отрывом
Правообладатель иллюстрации istock
На первом месте среди лауреатов литературной премии идут англоязычные писатели (27), за ними следуют французы (14), немцы (13) и испанцы (11).
Россия находится на седьмом месте с пятью Нобелевскими лауреатами.
Премия и жанры
Среди литературных жанров абсолютным лидером является проза (77), затем идет поэзия (33), драматургия (14), литературные и философские эссе (3) и исторические труды (2).
Лауреатом Нобелевской премии по литературе как раз за историческое сочинение стал британский премьер Уинстон Черчилль в 1953 году. В обосновании присуждения премии говорилось буквально следующее: “за мастерство в исторических и биографических описаниях, также как и за блестящее ораторское искусство, защищающее благородные человеческие ценности”.
Без судьбы. Имре Кертес
Имре Кертес — единственный на сегодняшний день венгерский нобелиат. Это человек удивительной судьбы: узник Освенцима и Бухенвальда, диссидент, замечательный переводчик, но прежде всего мастер психологической и одновременно с этим философской прозы. Формулировка комитета в 2002 году была следующей: «За то, что в своем творчестве Кертес дает ответ на вопрос о том, как индивидуум может продолжать жить и мыслить в эпоху, когда общество все активнее подчиняет себе личность». «Без судьбы» — самый известный роман Кертеса, повествующий о молодом человеке, попавшем в нацистский концлагерь.
Бесчестье. Дж. М. Кутзее
Роман Кутзее стал прямо-таки пугающе актуальным в свете недавних сексуальных скандалов. Судьба главного героя, университетского профессора, уличенного в связи со студенткой и лишившегося всего, до боли напоминает то, что произошло с Вайнштейном и Спейси. Но писатель в своем творчестве затрагивает куда более серьезные проблемы: постколониализм, расизм, природу человеческой жестокости. Кстати, именно за «Бесчестье» Кутзее в 1999 году получил еще и Букеровскую премию.
Пианистка. Эльфрида Елинек
Эльфриду Елинек называют одним из самых «неудобных» немецкоязычных авторов наших дней. Сторонница марксизма и феминизма, в своих произведениях она критикует неспособность Австрии преодолеть нацистское прошлое и анализирует наиболее острые проблемы современного общества. Из-за смелых высказываний у писательницы неоднократно возникали проблемы с властями. Спектакли по ее пьесам даже запрещали в австрийских театрах.
Однако литературная общественность отдала должное таланту Елинек: в 2004 году ей была присуждена Нобелевская премия по литературе. «Пианистка» — самый известный ее роман. Именно он лег в основу культового фильма Михаэля Ханеке, завоевавшего Гран-при на Каннском кинофестивале в 2001 году.
Музей Невинности. Орхан Памук
Несколько турецких авторов вполне могли получить нобелевку еще в прошлом столетии. Например, Орхан Кемаль или Лейла Эрбиль. Но первый турецкий лауреат появился лишь в XXI веке. Им вполне заслуженно стал Орхан Памук, один из наиболее ярких современных романистов. В данную подборку мог бы войти любой из шедевров писателя. Но мы остановили свой выбор на, пожалуй, самом сентиментальном из них. Стамбул, неразделенная любовь и вещи, вещи… много вещей. Кстати, в турецкой столице с недавних пор работает вполне реальный Музей Невинности, который могут посетить поклонники творчества прозаика.
Марта Квест. Дорис Лессинг
Европейские и американские читатели знали Дорис Лессинг преимущественно как автора научно-фантастических романов цикла «Канопус в Аргосе». Именно поэтому присуждение ей в 2007 году Нобелевской премии по литературе стало настоящей неожиданностью. Формулировка Комитета была следующей: «Повествующей об опыте женщин, со скептицизмом, страстью и провидческой силой подвергшей рассмотрению разделенную цивилизацию». И «опытом женщин» в данном случае стал ее автобиографический роман «Марта Квест», впервые опубликованный в далеком 1952-м и все эти годы остававшийся в тени «Канопуса в Аргосе».
В книге рассказывается история молодой романтичной идеалистки, для которой жизнь потеряла свое очарование — все стало однообразным, обыденным и скучным. Марта находится в бесконечном поиске себя, постоянно меняет обстановку и окружение, ставит перед собой все новые и новые цели и задачи, но каждый раз приходит к осознанию того, что внутри ничего не меняется, а жизнь все так же неинтересна ей, как и раньше. Девушке хочется вырваться из этого — дать волю инстинктам, найти мужчину своей мечты и отправиться навстречу приключениям. Но получится ли у нее измениться, если ее желания сбудутся?
Сердце-зверь. Герта Мюллер
На сегодняшний день Герта Мюллер является одной из крупнейших писательниц Германии. Ее творчество неоднократно отмечалось различными литературными наградами, в том числе и Нобелевской премией в 2009 году.
«Сердце-зверь» — ее самый известный роман, в котором она подняла тему существования человека в тоталитарном государстве. В основе этой автобиографической книги лежит трагичная история четырех друзей — этнических немцев, проживавших в Румынии во времена правления Чаушеску.
Список лауреатов Нобелевской премии по физиологии и медицине
ГОД |
ИМЯ |
Нобелевская премия присуждалась |
1901 |
Сюлли-Прюдом |
«За выдающиеся литературные достоинства, высокий идеализм, художественное совершенство и необычное сочетание душевности и таланта» |
1902 |
Теодор Моммзен |
«За монументальный труд „Римская история“» |
1903 |
Бьёрнстьерне Бьёрнсон |
«За благородную высокую поэзию, которая отличалась свежестью вдохновения и редкой чистотой духа, а также за эпический и драматический талант» |
1904 |
Фредерик Мистраль |
«За свежесть и оригинальность поэтических произведений, правдиво отражающих дух народа» |
Хосе Эчегерай-и-Эйсагирре |
«За многочисленные заслуги в возрождении традиций испанской драмы» |
|
1905 |
Генрик Сенкевич |
«За выдающиеся заслуги в области эпоса» |
1906 |
Джозуэ Кардуччи |
«За творческую энергию, свежесть стиля и лирическую силу его поэтических шедевров» |
1907 |
Джозеф Редьярд Киплинг |
«За наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя» |
1908 |
Рудольф Кристоф Эйкен |
«За серьезные поиски истины, всепроницающую силу мысли, широкий кругозор, живость и убедительность, с которыми он отстаивал и развивал идеалистическую философию» |
1909 |
Сельма Отилиана Ловиза Лагерлёф |
«Как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения» |
1910 |
Пауль Йохан Людвиг фон Хейзе |
«За художественность, идеализм как лирический поэт, драматург, романист и автор известных всему миру новелл» |
1911 |
Морис Метерлинк |
«За драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией» |
1912 |
Герхарт Иоханн Роберт Гауптман |
«В знак признания плодотворной, разнообразной и выдающейся деятельности в области драматического искусства» |
1913 |
Рабиндранат Тагор |
«За глубоко прочувствованные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление» |
1914 |
Премия не присуждалась. |
|
1915 |
Ромен Роллан |
«За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине» |
1916 |
Карл Густав Вернер фон Хейденстам |
«Как виднейший представитель новой эпохи в мировой литературе» |
1917 |
Карл Адольф Гьеллеруп |
«За многообразное поэтическое творчество и возвышенные идеалы» |
Хенрик Понтоппидан |
«За правдивое описание современной жизни Дании» |
|
1918 |
Премия не присуждалась. |
|
1919 |
Карл Шпиттелер |
«За несравненный эпос „Олимпийская весна“» |
1920 |
Кнут Гамсун |
«За монументальное произведение „Соки земли“ о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям» |
1921 |
Анатоль Франс |
«За блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом» |
1922 |
Хасинто Бенавенте-и-Мартинес |
«За блестящее мастерство, с которым он продолжил славные традиции испанской драмы» |
1923 |
Уильям Батлер Йейтс |
«За вдохновенное поэтическое творчество, передающее в высокохудожественной форме национальный дух» |
1924 |
Владислав Станислав Реймонт |
«За выдающийся национальный эпос — роман „Мужики“» |
1925 |
Джордж Бернард Шоу |
«За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой» |
1926 |
Грация Деледда |
«Премии за поэтические сочинения, в которых с пластической ясностью описывается жизнь её родного острова, а также за глубину подхода к человеческим проблемам в целом» |
1927 |
Анри Бергсон |
«В знак признания его ярких и жизнеутверждающих идей, а также за то исключительное мастерство, с которым эти идеи были воплощены». |
1928 |
Сигрид Унсет |
«За запоминающееся описание скандинавского средневековья» |
1929 |
Томас Манн |
«За великий роман „Будденброки“, который стал классикой современной литературы» |
1930 |
Синклер Льюис |
«За мощное и выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры» |
1931 |
Эрик Аксель Карлфельдт |
«За его поэзию (посмертно)» |
1932 |
Джон Голсуорси |
«За высокое искусство повествования, вершиной которого является „Сага о Форсайтах“» |
1933 |
Иван Алексеевич Бунин |
«За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы» |
1934 |
Луиджи Пиранделло |
«За творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства» |
1935 |
Премия не присуждалась |
|
1936 |
Юджин О’Нил |
«За силу воздействия, правдивость и глубину драматических произведений, по-новому трактующих жанр трагедии» |
1937 |
Роже Мартен дю Гар |
«За художественную силу и правду в изображении человека и наиболее существенных сторон современной жизни» |
1938 |
Перл Бак |
«За многогранное, поистине эпическое описание жизни китайских крестьян и за биографические шедевры» |
1939 |
Франс Эмиль Силланпяя |
«За глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой» |
1940 |
Премия не присуждалась |
|
1941 |
Премия не присуждалась |
|
1942 |
Премия не присуждалась |
|
1943 |
Премия не присуждалась. |
|
1944 |
Йоханнес Вильхельм Йенсен |
«За редкую силу и богатство поэтического воображения в сочетании с интеллектуальной любознательностью и самобытностью творческого стиля» |
1945 |
Габриэла Мистраль |
«За поэзию истинного чувства, сделавшую её имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки» |
1946 |
Герман Гессе |
«За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль» |
1947 |
Андре Жид |
«За глубокие и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью» |
1948 |
Томас Стернз Элиот |
«За выдающийся новаторский вклад в современную поэзию» |
1949 |
Уильям Фолкнер |
«За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа» |
1950 |
Бертран Артур Уильям Рассел |
«Как один из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашный борец за свободу слова и свободу мысли на Западе» |
1951 |
Пер Лагерквист |
«За художественную силу и абсолютную независимость суждений писателя, который искал ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством» |
1952 |
Франсуа Мориак |
«За глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни» |
1953 |
Уинстон Леонард Спенсер Черчилль |
«За высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности» |
1954 |
Эрнест Миллер Хемингуэй |
«За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в „Старике и море“» |
1955 |
Халлдор Кильян Лакснесс |
«За яркую эпическую силу, которая возродила великое повествовательное искусство Исландии» |
1956 |
Хуан Рамон Хименес |
«За лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии» |
1957 |
Альбер Камю |
«За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести» |
1958 |
Борис Леонидович Пастернак |
«За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа» |
1959 |
Сальваторе Квазимодо |
«За лирическую поэзию, которая с классической живостью выражает трагический опыт нашего времени» |
1960 |
Сен-Жон Перс |
«За возвышенность и образность, которые средствами поэзии отражают обстоятельства нашего времени» |
1961 |
Иво Андрич |
«За силу эпического дарования, позволившую во всей полноте раскрыть человеческие судьбы и проблемы, связанные с историей его страны» |
1962 |
Джон Стейнбек |
«За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением» |
1963 |
Йоргос Сеферис |
«За выдающиеся лирические произведения, исполненные преклонения перед миром древних эллинов». |
1964 |
Жан-Поль Сартр |
«За богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время» |
1965 |
Михаил Александрович Шолохов |
«За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» |
1966 |
Шмуэль Йосеф Агнон |
«За глубоко оригинальное искусство повествования, навеянное еврейскими народными мотивами» |
Нелли Закс |
«За выдающиеся лирические и драматические произведения, исследующие судьбу еврейского народа» |
|
1967 |
Мигель Анхель Астуриас |
«За яркое творческое достижение, в основе которого лежит интерес к обычаям и традициям индейцев Латинской Америки» |
1968 |
Ясунари Кавабата |
«За писательское мастерство, которое передает сущность японского сознания» |
1969 |
Сэмюэль Беккет |
«За новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом» |
1970 |
Александр Исаевич Солженицын |
«За нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы» |
1971 |
Пабло Неруда |
«За поэзию, которая со сверхъестественной силой воплотила в себе судьбу целого континента» |
1972 |
Генрих Бёлль |
«За творчество, в котором сочетается широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров и которое стало весомым вкладом в возрождение немецкой литературы» |
1973 |
Патрик Уайт |
«За эпическое и психологическое мастерство, благодаря которому был открыт новый литературный материк» |
1974 |
Эйвинд Юнсон |
«За повествовательное искусство, прозревающее пространство и время и служащее свободе» |
Харри Мартинсон |
«За творчество, в котором есть всё — от капли росы до космоса» |
|
1975 |
Эудженио Монтале |
«За достижения в поэзии, которая отличается огромной проникновенностью и выражением взглядов на жизнь, напрочь лишенных иллюзий» |
1976 |
Сол Беллоу |
«За гуманизм и тонкий анализ современной культуры, сочетающиеся в его творчестве» |
1977 |
Висенте Алейксандре |
«За выдающееся поэтическое творчество, которое отражает положение человека в космосе и современном обществе и в то же время представляет собой величественное свидетельство возрождения традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами» |
1978 |
Исаак Башевис Зингер |
«За эмоциональное искусство повествования, которое, уходя своими корнями в польско-еврейские культурные традиции, поднимает вечные вопросы» |
1979 |
Одисеас Элитис |
«За поэтическое творчество, которое в русле греческой традиции, с чувственной силой и интеллектуальной проницательностью рисует борьбу современного человека за свободу и независимость» |
1980 |
Чеслав Милош |
«Который с бесстрашным ясновидением показал незащищенность человека в мире, раздираемом конфликтами» |
1981 |
Элиас Канетти |
«За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести» |
1982 |
Габриэль Гарсиа Маркес |
«За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента» |
1983 |
Уильям Голдинг |
«За романы, в которых обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла, все они объединены идеей борьбы за выживание» |
1984 |
Ярослав Сейферт |
«За поэзию, которая отличается свежестью, чувственностью и богатым воображением и свидетельствует о независимости духа и разносторонности человека» |
1985 |
Клод Симон |
«За сочетание в его творчестве поэтического и живописного начал» |
1986 |
Воле Шойинка |
«За создание театра огромной культурной перспективы и поэзии» |
1987 |
Иосиф Александрович Бродский |
«За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии» |
1988 |
Нагиб Махфуз |
«За реализм и богатство оттенков арабского рассказа, который имеет значение для всего человечества» |
1989 |
Камило Хосе Села |
«За выразительную и мощную прозу, которая сочувственно и трогательно описывает человеческие слабости» |
1990 |
Октавио Пас |
«За пристрастные всеобъемлющие произведения, отмеченные чувственным интеллектом и гуманистической целостностью» |
1991 |
Надин Гордимер |
«Которая своим великолепным эпосом принесла огромную пользу человечеству» |
1992 |
Дерек Уолкотт |
«За блестящий образец карибского эпоса в 64 разделах» |
1993 |
Тони Моррисон |
«Которая в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности» |
1994 |
Кэндзабуро Оэ |
«За то, что он с поэтической силой сотворил воображаемый мир, в котором реальность и миф, объединяясь, представляют тревожную картину сегодняшних человеческих невзгод» |
1995 |
Шеймас Хини |
«За лирическую красоту и этическую глубину поэзии, открывающую перед нами удивительные будни и оживающее прошлое» |
1996 |
Вислава Шимборска |
«За поэзию, которая с предельной точностью описывает исторические и биологические явления в контексте человеческой реальности» |
1997 |
Дарио Фо |
«За то, что он, наследуя средневековых шутов, порицает власть и авторитет и защищает достоинство угнетенных» |
1998 |
Жозе Сарамагу |
«За работы, которые, используя притчи, подкрепленные воображением, состраданием и иронией, дают возможность понять иллюзорную реальность» |
1999 |
Гюнтер Грасс |
«За то, что его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории» |
2000 |
Гао Синцянь |
«Произведения вселенского значения, отмеченные горечью за положение человека в современном мире» |
2001 |
Видиадхар Сурайпрасад Найпол |
«За непреклонную честность, что заставляет нас задуматься над фактами, которые обсуждать обычно не принято» |
2002 |
Имре Кертес |
«В своем творчестве Кертес дает ответ на вопрос о том, как индивидуум может продолжать жить и мыслить в эпоху, когда общество все активнее подчиняет себе личность» |
2003 |
Джон Максвелл Кутзее |
«Романам Кутзее присущи хорошо продуманная композиция, богатые диалоги и аналитическое мастерство. В то же самое время он подвергает всё сомнению, подвергает беспощадной критике жестокий рационализм и искусственную мораль западной цивилизации. Он интеллектуально честен и занимается проблемами различения правильного и неправильного, мук выбора, действия и бездействия» |
2004 |
Эльфрида Елинек |
«За музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы» |
2005 |
Гарольд Пинтер |
«В своих пьесах приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения» |
2006 |
Орхан Памук |
«В поисках меланхоличной души родного города нашёл новые символы для столкновения и переплетения культур» |
2007 |
Дорис Лессинг |
«За исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин» |
Отбор кандидатов
Согласно уставу Нобелевского фонда, выдвигать кандидатов на премию по литературе могут следующие лица[5]:
- члены Шведской академии, других академий, институтов и обществ с аналогичными задачами и целями;
- профессора литературы и лингвистики различных высших учебных заведений
- лауреаты Нобелевской премии в области литературы;
- председатели авторских союзов, представляющих литературное творчество в соответствующих странах.
Оценку заявок и отбор кандидатов производит Нобелевский комитет по литературе. Из их числа Шведская академия выбирает лауреатов
1990-е годы
Год | Портрет | Страна[6], лауреат | Обоснование награды | |
---|---|---|---|---|
1990 |
![]() |
Октавио Пас (1914—1998) ![]() |
|
|
1991 |
|
Надин Гордимер (1923—2014) ![]() |
|
|
1992 |
![]() |
Дерек Уолкотт (1930—2017) ![]() |
|
|
1993 |
![]() |
Тони Моррисон (1931) ![]() |
|
|
1994 |
![]() |
Кэндзабуро Оэ (1935) ![]() |
|
|
1995 | Шеймас Хини (1939—2013) ![]() |
|
||
1996 |
![]() |
Вислава Шимборская (1923—2012) ![]() |
|
|
1997 |
![]() |
Дарио Фо (1926—2016) ![]() |
|
|
1998 |
![]() |
Жозе Сарамаго (1922—2010) ![]() |
|
|
1999 |
![]() |
Гюнтер Грасс (1927—2015) ![]() |
|
1900-е
1910-е
1920-е
1930-е
1940-е
1950-е
- https://tass.ru/info/688174
- https://zen.yandex.ru/media/topcafe/russkie-nobelevskie-laureaty-po-literature-5d7c44723d87363e8924ef91
- https://u24.ru/news/47399/knigi-nobelevskih-laureatov-kotorye-dolzhen-prochest
- https://www.bbc.com/russian/international/2015/10/151008_nobel_literature_history_stats
- https://zen.yandex.ru/media/eksmo/10-luchshih-romanov-nobelevskih-laureatov-xxi-veka-5d30300095aa9f00ae81931d
- https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/nob_prem/liter.php
- https://wiki2.net/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BB%D0%B0%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%9D%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D0%BE_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1839433