Ткань винил – что это такое?

Зачем покупать пластинки

Изображение:

В мегаполисах российских уже никого не удивишь специальными виниловыми магазинчиками: новые пластинки, старые пластинки, редкие и не очень. Почти каждый магазин физический имеет и интернет-версию — сетей для новых ценителей становится больше и больше. Но не было бы изначально людей, которые предпочитают винил остальным форматам и носителям — не было бы и магазинов. Что же так привлекает человека в виниловых пластинках?

Во-первых, материальность записи. Да, в случае с винилом это не пустое выражение — треки здесь записываются на металлическом шаблоне при помощи иглы, а потом запись отпрессовывается на куске пластика. Так звук приобретает форму в виде спирали из микроскопических дорожек, из-за варьирования неровностей которых и слышим при проигрывании музыку. И неправда, что такая запись точнее или детализированнее, чем цифровая копия — просто другая, аналоговая. А учитывая то, что новые альбомы на виниле в цифровую эпоху издаются на основе цифровых же первоисточников — непонятно, откуда идет мнение, что винил качественнее «цифры».

Во-вторых, оформление альбома. Это также причина, по которой растет востребованность пластинок. Красочный внешний конверт из плотного картона, внутренний конверт, иногда плакат со списком композиций, их текстами. И кто знает, как еще можно попробовать заинтересовать слушателя, завоевать его сердце. Даже цвет пластинки бывает далеко не черным — часто повторяет цвет внешнего конверта или окрашен в цвет, говорящий об уникальности, эксклюзивности. Золотой, к примеру.

Ну и в-третьих: виниловые пластинки являются одним из методов инвестирования средств. Есть издания, стоимость которых со временем стала баснословной. Пример — самая дорогая пластинка в мире — «White Album» от Битлз. Первая копия, которая досталась Ринго Старру, была продана на аукционе в 2015 году за 790 000 $. Это крайность. Но и рядовой альбом, который вы купите сегодня, через 10 лет сможете выгодно продать с минимальной потерей в цене. Если будете следить за пластинкой и конвертом, конечно же.

На чем слушать пластинки?

Допустим, прониклись религией винила и решили влиться в ряды поклонников аналогового звука. Не знаем, что вас надоумило. Может, у родителей с советских времен остались залежи черного музыкального золота или вы вдохновились брутальными движениями героя Джейсона Стэтхэма в двух частях «Механика», когда тот ставит пластинку на недешевую вертушку. Неважно. Важно другое — на чем будете слушать свое богатство.

Кому и за сколько можно продать советские пластинки

Продать обычные пластинки сегодня будет выгоднее, чем лет пять назад, когда избавиться от бабушкиного наследства можно было в нагрузку к винтажному усилителю или проигрывателю советского производства. Даже если имеющееся богатство выпущено на заводах «Мелодия» и там нет ничего, кроме вездесущей Пугачёвой и Талькова, за обычный, непоцарапанный диск с хорошо сохранившимся конвертом заветные 500 рублей получите.

Можете даже больше — итоговая цена зависит от исполнителя и качества винила, редкости издания, года выпуска и фирмы, на которой тот выпущен. Но это будет достижимо, если заморочитесь с фотографиями, сделаете себе отдельный аккаунт на Авито, где будут одни только пластинки и включите талант продавца. А как вы хотели? Никто не захочет разгребать запиленные залежи советского старья, покрытые вековой пылью, что-то выискивать и при этом платить адекватные деньги.

Если цель — избавиться от советских пластинок, но при этом выносить на помойку жалко, и хотелось бы получить деньги на сок — попробуйте сдать их в магазин, где продаются пластинки. В больших городах они точно есть. Некоторые из них сами все вывезут из квартиры, вымоют пластинки, оценят стоимость и дадут некое вознаграждение, как правило, небольшое. Виниловые пластинки 70-х и80-х годов выпускались огромными тиражами, из-за этого ихстоимость большой небудет. Напротив, патефонные пластинки апрелевского завода 1930-х годов ценятся нарынке, помните обэтом.

Борьба аналогового и цифрового звука

Но начнем мы, пожалуй, с того, зачем именно люди охотятся за винилом. С такой категорией как коллекционеры все понятно: кто-то собирает марки, кто-то значки и медали, а есть те, кто приобретает редкие экземпляры пластинок. Очень часто их даже не распаковывают, и они просто являются частью выставки.

Но есть и люди, предпочитающие слушать музыку именно на таком носителе. По сравнению со сжатым цифровым форматом, на виниловом носителе звук богаче, ярче, и в нем больше глубины. Кассеты также проигрывают в этом соревновании, так как у них значительно снижен диапазон воспроизводимых частот.

Цифровые форматы во многом удобнее: за счет сжатия файлов на одном носителе можно хранить большой объем музыки. Они компактные, удобные и не повреждаются при проигрывании. Именно поэтому они лидируют сегодня на рынке.

Но меньшая часть населения – ценители сочного и глубокого звучания – остались верны винилу. Их армия пополняется за счет отдельных представителей молодого поколения. Сегодня можно смело говорить о том, что цифровые носители не до конца одержали победу, как киноиндустрия не смогла полностью заменить театр.

Теперь вернемся к вопросу о том, где и как выгодно продать грампластинки. Тем более что мест сбыта довольно много, и все они заслуживают внимания.

Space oddity – David Bowie

Коллекционеры оценили уникальность этой пластинки в 1996 году – для 1969 года, в котором был выпущен альбом, такой стиль оформления было чем-то необычным. Большинство пластинок печатали серыми и простыми, а этот винил был полноценной в привычном понимании пластинкой, упакованной в красивый конверт.

Оказалось, Space oddity – это пробный тираж, выпущенный в небольшом количестве. Стереозапись на нем стала не меньшим трендом, чем наличие яркой обложки. В широкую продажу пластинки не поступили, но отдельные экземпляры найти можно.

Виниловую пластинку Дэвида Боуи Space oddity можно купить примерно за 5000$.

Bohemian rhapsody – Queen

Памятный подарочный альбом, записанный группой Queen в 1978 году. Тираж был ограниченным – всего 200 штук. По сути пластинка являлась королевским сувениром, а записали ее в честь феноменального успеха группы. Альбом отлично продавался во всем мире, и звукозаписывающая студия «ЭМИ» решила отдельно сделать подарочный сингл своего наиболее продаваемого исполнителя. Пластинки были розданы на закрытой вечеринке в комплекте с бокалами и шарфиками.

Сначала цвет винила должен был быть пурпурным – традиционный оттенок группы, но в итоге выбор пал на голубой (причина этого не известна). Пластинки изначально были дорогими из-за малотиражности – печатать большие партии из расчета цены одного изделия получается выгоднее. Себестоимость пластинки в 1978 году составила около 5 фунтов при стандартной сумме в 50 пенсов.

Продается подарочный альбом Bohemian rhapsody по цене около 6300$. Встречаются ненумерованные пластинки – не такие топовые, но тоже продаваемые, по цене около 750$ за штуку.

God save the Queen – Sex Pistols

Скандальная группа Sex Pistols успела прославиться в свое время. Начала она с того, что в честь именин Королевы не вполне удачно дала концерт прямо под дворцовыми окнами. Участников арестовали, был скандал, но усилия окупились – триумфальный хит быстро занял верхние позиции чартов Англии. Позже песню запретили вообще, но это только подогрело интерес к ней и сделало неофициальным панк-гимном.

Тираж альбома изначально был маленьким – группа записала ограниченное количество пластинок, а потом звукозаписывающая студия разорвала с ней контракт.

Средняя цена пластинки God save the Queen сегодня составляет 6300$, копии обойдутся коллекционерам значительно дешевле.

The Caine mutiny

9 место в рейтинге досталось коллекционной пластинке с саундтреками. Записи золотой эпохи Голливуда признаны наиболее дорогими, цена дополнительно увеличивалась в случае наличия фото актеров на обложке, значимость и редкость саундтрека тоже имеют значение. Самым дорогим в данной категории на сегодняшний день является альбом «Восстание Кейна», записанный в 1954 году. На нем записаны и музыка, и диалоги из кинофильма.

В свое время вокруг пластинки даже разгорелся скандал – писатель Х. Вук, по роману которого был снят фильм, потребовал убрать ее из продажи. Мотивировал он это тем, что в фильме и на виниле слишком много пространных цитат его авторства, что подрывает ценность произведения. Также Вук говорил, что винил похож не на сборник саундтреков, а на аудиокнигу, что странно и недопустимо.

Экземпляров пластинки The Caine mutiny осталось мало, каждый из них стоит около 7000$. Эксперты утверждают, что если найдется пластинка в идеальном состоянии, ее можно будет продать и за 40000$.

White album – The Beatles

Это девятый альбом группы, который музыканты выпустили в 1968 году. Обложка оформлена Ричардом Гамильтоном – известным ретроспективистом того времени. Никакой барочной роскоши, зато проставлены серийные номера.

В свое время тираж альбома был большой – почти 5 миллионов экземпляров. Сегодня пластинки продаются и покупаются коллекционерами активно, изделие ценится тем выше, чем меньше у него на конверте число. Речь идет только о первоиздании – повторные перезаписи стоят куда дешевле.

Разброс цен по «Белому альбому» тоже значительный – от 150$ до 12000$.

Long Cleve Reed & Little Harvey Hill «Original Stack O’Lee Blues» 78 rpm в простом конверте — 50 000 долларов США

Однажды, по заверениям источников, известный коллекционер Джо Бруссар предложил 70 000 долларов США за этот поистине редкий сингл Long Cleve Reed & Little Harvey Hill — классический блюзовый релиз с красивыми вокальными гармониками, который существует, как известно, в единственном экземпляре.

Альбомы на 78 оборотах часто привлекают коллекционеров своей редкостью и тем, что они были первыми альбомами, продемонстрировавшими возможности электронной технологии записи: звук писался с помощью микрофона, усиливался лампами и нарезался на пластинку.

Frank Wilson «Do I Love You (Indeed I Do)» 45 rpm в простом конверте — 37 000 долларов США

Известно лишь о двух копиях сорокапятки с северным соулом Фрэнка Уилсона, одну из которых приобрели за 37 000 долларов США в 2009 году.

Из-за нишевого статуса в Северной Англии, а также из-за того, что большинство артистов работали с американскими лейблами вроде Motown, многие пластинки с северным соулом оказались настолько редкими, что существуют буквально в паре экземпляров и становятся особенно интересной целью для коллекционеров.

Aphex Twin «Caustic Window» тестовый диск — 46 000 долларов США

Один из пяти очень редких дисков из тестовой партии отмененного в начале 90-х альбома «Caustic Window» от британского музыканта Ричарда Д. Джеймса (известного как Aphex Twin).

Эту пластинку купили с помощью Discogs в 2014 году, а ее оцифрованную версию раздавали на Kickstarter. Несмотря на то, что поначалу релиз отменили, после перевыпуска его приняли очень тепло, а многие фанаты отметили, что Джеймс предвидел будущее танцевальной музыки. В итоге диск был продан создателю Minecraft и крупному игроку Маркусу Перссону.

Bob Dylan «The Freewheelin’ Bob Dylan» (изъятая версия) — 35 000 долларов США

Каждый фанат Боба Дилана знает альбом «The Freewheelin’ Bob Dylan», но не каждому известно о существовании версии для США с четырьмя другими треками. Это была ошибка, дошедшая до стадии печати пластинки.

Оригинальный релиз не дошел до магазинов, однако несколько копий все-таки покинули завод. В нем с известными песнями с широкодоступного релиза соседствовали редкие версии треков «Rocks and Gravel», «Let Me Die in My Footsteps», «Gamblin’ Willie’s Dead Man’s Head» и «Talkin’ John Birch Blues». Из-за расширенного треклиста пластинка становится не просто раритетом, который можно повесить на стенку.

Ограниченный тираж

Знакомьтесь, это Джон Пил. Он известный британский ведущий и по совместительству знатный коллекционер винила: 25 000 альбомов и 40 000 синглов!

Лимитированность тиража привлекает ценителей и коллекционеров не только уникальностью каждой «выжившей» копии, но и такими приятными бонусами, как вручную пронумерованные экземпляры, единичный выпуск серии специального picture-винила, оригинальный, неповторимый дизайн конверта или обложки в отличие от оформления традиционного тиража релиза, а также всяческие аксессуары.

Пример:

Группа Queen

Bohemian rhapsody/I’m in love with my car

Выпуск: 78 год

Стоимость: 5 000 ФУНТОВ

Жарким летом 78 года состоялось торжество в честь получения звукозаписывающим британским лейблом EMI почетной награды Queen’s Award to Industry for Export Achievement. На празднике вручались прелестные памятные сувениры – авторучки, наборы бокалов с логотипом фирмы, шарфики. Но самым ценным подарком был специально выпущенный, лимитированный ярко-синий винил легендарного сингла Queen. Таких ценных сувениров было ровно две сотни и ни экземпляром больше! Попав в руки людям, заинтересованным в коммерческой привлекательности этого издания, пластинка стала безумно редкой и сумасшедше дорогой. Еще бы 5000 фунтов (ее актуальная цена на сегодняшний день) – огромные деньги.

Бутлег

Господин Клинтон тоже меломан: он обожает виниловые диски

Бутлеги в некоторых ситуациях и временных промежутках становились единственно возможным вариантом приобрести альбом любимого исполнителя или группы.

Такие виниловые издания создавались порой чуть ли не «на коленках» в атмосфере повышенной секретности. Знали о них лишь «избранные», а купить их можно было только, так сказать, по блату. И, несмотря на конспирацию и противозаконность сего деяния, шли они нарасхват! К примеру, концерт Джими Хендрикса в Лос-Анджелесе (70-го года) – именно такой вариант.

С течением времени и с развитием индустрии, легальные издательства стали доминировать над бутлегами, поэтому вся на тот момент еще создаваемая контрабанда стала являться лишь примитивным размещением неофициальных композиций, синглов, альбомов и ремиксов в глобальной паутине. А романтики бутлега и след простыл…

Пример:

Donna Summer

I Feel Love (remix by Patrick Cowley)

Выпуск: 78 год

Стоимость: 650 долларов

Речь идет о ремиксе (конечно же, о неофициальном) исполнителя Patrick Cowley на Donna Summer. Несмотря на то, что винил, мягко говоря, не вызвал бурных аплодисментов продюсера Donna Summer, пластинка стала считаться редкой и востребованной в андеграундной тематике. Patrick Cowley лично нарезал свою композицию на виниловый диск, и сам (даже без посредников) вручал ее представителям различных радиостанций для распространения.

Меломаны и поклонники смогли купить издание лишь в 82 году (ранее в открытую продажу он так и не поступил) уже в несколько сокращенной версии, а на компакт-диске издание появилось только 10 лет назад. Сейчас одну из первых сохранившихся виниловых пластинок 78 года можно купить за 650 долларов.

Личный автограф музыканта

Это один из самых естественных, почти «природных» способов сделать пластинку легендой и в разы увеличить ее цену. Ведь, спустя некоторое время, экземпляр с подписью автора релиза станет уже частью истории.

На данный момент продажа таких редких виниловых дисков весьма распространена. Главное при их покупке – это всегда проверять подлинность росписи знаменитости и требовать специальный сертификат, подтверждающий это на юридически согласованных основаниях.

Пример:

John Lennon & Yoko Ono

Double Fantasy

Выпуск: 80 год

Стоимость: 850 000 долларов

Самая, пожалуй, дорогая из всех существующих в мире пластинок с автографом музыканта – это одна из немногочисленных копий релиза Йоко Оно и Джона Леннона под названием Double Fantasy. Цена бьет все рекорды, господа – 850 000 долларов!

Она стала настоящим артефактом, несущим на себе часть истории трагического дня. Дело в том, что на ней есть подлинные отпечатки пальцев убийцы Леннона – Марка Чепмена. Ведь, как известно, за пять часов до собственноручного уничтожения легенды, Чепмен получил от музыканта автограф на новом альбоме. Это и была пластинка Double Fantasy.

В 99 году она ушла «с молотка» за 150 000 долларов, но спустя 11 лет ее снова выставили на аукцион, где начальная цена торгов представляла собой сумму, уже превышающую первоначальную стоимость в разы.

Рекомендации для тех, кто решил стать коллекционером:

Во-первых, начинайте формировать свою персональную коллекцию с нового оригинального (не переизданного!) винила, востребованного на мировом рынке. А если вы располагаете достаточными финансами, то можно начать и с покупки старых оригинальных изданий. Такие пластинки есть как в специализированных магазинах, так и на интернет-аукционах.

Во-вторых, если вы любите (хотя бы изредка) путешествовать, то не ленитесь посетить несколько лавок или даже тематических барахолок с интересными вещами. Там часто можно найти ценный клад для своей виниловой коллекции по смешным ценам.

В-третьих, не забывайте, что с каждым годом инвестиционная значимость пластинки растет, поэтому обращайтесь с ней максимально аккуратно (в первую очередь – правильно храните и ухаживайте за ней). Многие коллекционеры никогда не прослушивают свои «сокровища», а лишь бережно хранят их на полочках в ожидании уместного момента для продажи, или просто для наслаждения чувством обладания редким экземпляром.

Винил пытались убить магнитные ленты, CD-диски и стриминговые сервисы — но не смогли.

Разумеется, со временем появились более современные, простые и дешевые звуконосители: бобины, компактные кассеты, CD-диски. На их фоне продажи виниловых пластинок значительно снизились — примерно с 90-х годов положение винила становилось все хуже. Пластинки хоть как-то выживали благодаря аудиофилам и недостаткам новых форматов. Пластинки — штука довольно хрупкая и не слишком долговечная. Однако качество звука они способны обеспечить все-таки превосходное. А еще винил не подвержен влиянию электрических и магнитных полей.

Про цифровую эпоху, стартовавшую еще в начале нулевых и говорить нечего. Да, mp3-файлы, скачанные из интернета с качеством записи на виниле и рядом не стоят, зато как удобно! И долговечность непревзойденная: с файлом-то ничего не случится, а копировать его можно хоть миллион раз, нажав всего пару кнопок. А потом пришел стриминг, даже скачивать и копировать больше ничего не нужно. Кому какое дело до качества, когда музыка употребляется в основном на бегу. Тут бы старомодному винилу окончательно помереть, но он внезапно поднял голову.

Так почему же винил все еще покупают?

Начиная с середины нулевых продажи виниловых пластинок стремительно растут. В 2005-м было продано около 900 тысяч пластинок, а в 2018 уже почти 17 миллионов — и темпы роста не снижаются. Сейчас все идет к тому, что в ближайшие пару лет продажи винила могут обогнать CD-диски, последний раз такое было в 1986 году.

Если разбираться в причинах подробнее, то выйдет отдельное огромное эссе. Определенную долю продаж все еще делают аудиофилы, убежденные, что самый качественный звук возможен только на виниле. Хотя цифровые lossless-форматы, конечно, обеспечивают более качественный звук, если смотреть на него с математической точки зрения. А если «с живой» — то у винила свои особенности и его «ламповость» никто под сомнение не ставит.

Но это капля в море. Хардкорные фанаты аналогового звука чаще охотятся за старыми пластинками. В этом есть смысл, ведь до наступления цифровой эры, музыку иначе записывали и сводили, оглядываясь на ограничения винила. Так, на пластинку нельзя было бы напрямую записать большинство современных рэп-композиций из-за слишком глубокого баса и перепадов между высокими и низкими частотами. Игла с таким мастерингом будет просто «соскакивать» с бороздок на пластине, создавая эффект клипирования и портя сам носитель. Сегодня песни мастерят иначе, музыка стала более громкой и «непредсказуемой».

При этом статистика показывает, что значительная доля продаж винила приходится именно на современные релизы. А их редко мастерят отдельно под винил-релиз — обычно все ограничивается только компрессией, чтобы убрать неприемлемые для формата пики. Так что дело вовсе не в аудиофильстве и погоне за качеством. Просто в эру фастфуд-музыки к самым любимым альбомам хочется приобщиться сильнее, сделать что-то большее, нежели просто нажать кнопку «добавить» в Apple Music. Виниловая пластинка увековечивает любимый релиз, она солидно выглядит, упакована в приятную полиграфию и требует сосредоточения, чтобы ее послушать.

На виниле все чаще выпускают игровые и киношные саундтреки и как коллекционный предмет продаются они отлично. Частенько их покупают люди, которым этот винил даже не на чем крутить. Просто потому что солидно и красиво, на полку поставить очень приятно.

Программное обеспечение для копирования

Затем необходимо обзавестись нужными приложениями для вашего компьютера. На рынке их довольно много, некоторые специально разработаны для записи с винила. Pure Vinyl компании Channel D (на фото выше) – один из лучших программных пакетов с гибкими возможностями работы.

К примеру, он оснащен встроенным RIAA-эквалайзером, так что можно напрямую подключить проигрыватель к компьютеру и обойтись без фонокорректора. Мощные функции редактирования позволяют повысить качество записи. Все бы хорошо, но стоит он аж £250 – правда, предлагается 15-дневный тестовый период.

Более доступная альтернатива – VinylStudio, включающая многие функции Pure Vinyl, в том числе встроенный RIAA-эквалайзер, ценой всего $30.

Но для многих и такой вариант будет слишком неподъемным. В таком случае мы рекомендуем ПО Audacity – оно бесплатно и работает вполне качественно. Интерфейс поначалу кажется сложным, на изучение некоторых функций редактирования потребуется время, зато после освоения программы вы будете легко управляться с ней.

Терпение будет вознаграждено

До начала записи обеспечьте оптимальное функционирование проигрывателя. Если вы давно не проверяли его настройки, самое время это сделать. Любые мелочи – от уровня посадки диска до количества смазки в подшипнике – могут повлиять на результат.

Не забудьте осмотреть картридж: не забилась ли иголка пылью? Точно ли выставлены прижимная сила и смещение? Все эти факторы позволят улучшить качество записи.

В отличие от CD, копирование песни с которого занимает несколько секунд, информация с винила снимается в реальном времени. Если композиция длится пять минут, писать ее вы будете все пять минут.

Поэтому запаситесь терпением. Убедитесь, что к проигрывателю во время записи никто не прикоснется, и уменьшите уровень громкости, чтобы избежать деградации звука из-за обратной связи с колонками.

Также стоит очистить диски от пыли и пятен. В идеале они должны быть совершенно новыми, но на практике такое будет встречаться редко. Помните, что все щелчки, шипы и скачки будут зафиксированы вместе с музыкой.

Подобные звуки, если их не слишком много, добавляют воспроизведению винила характерное очарование, однако они менее простительны при прослушивании аудиофайла. Можно купить программу для редактирования, однако это очень долгий процесс; кроме того, чрезмерная обработка может испортить запись.

Особенности

Самые первые пластинки имели диаметром 6,89 дюймов, для простоты изложения названными 7 дюймов или 175 мм. Этот старейший стандарт появился ещё в начале 1890-х годов. Обозначаются такие грампластинки 7″, где ” – это обозначение диаметра в дюймах. В начале своей эволюции, грампластинки имели высокую скорость вращения и большую толщину дорожки, что значительно снижало длительность звучания – всего 2 минуты на одной стороне. Двусторонними грампластинки стали в 1903 году, благодаря разработкам фирмы “Одеон”. В этом же году появились первые 11,89″ или 12 дюймовые (12″) грампластинки диаметром 300 мм. До начала 10-х годов XX века на них выпускали в основном отрывки из произведений музыкальных классиков, так как на них помещалось в общей сложности только до пяти минут звучания.

Третьим, наиболее популярным стал размер 10 дюймов (10″) или 250 мм, на которых помещалось в полтора раза больше материала, чем на стандартную в 7 дюймов. “Жизнь” подобных пластинок была кратковременна – звукосниматель весил более 100 граммов, а стальные иглы приходилось менять после каждого проигрывания стороны. Иногда, чтобы продлить жизнь любимых произведений, на некоторые пластинки записывали с обеих сторон одну и ту же дорожку.[6]

В конце 20-х годов XX века произошла первая революция в мире грамзаписи, когда вместо способа записи через рупор, стали пользоваться электроакустическим – через микрофон. За счет уменьшения искажений частотный диапазон повысился с 150-4000 до 50-10000 Гц. В 30-х годах XX века пластинки выпускались по одной композиции на одной стороне, и часто один концерт одного исполнителя продавался комплектом пластинок по несколько штук, часто в картонных, реже в кожаных коробках. Из-за внешнего сходства таких коробок с фотоальбомами, их стали называть record albums или альбом с записями.

Вторая революция

Сингл, записанный на пластинке с частотой вращения 45 об/мин

В 1948 году крупнейшая по тем временам и одна из старейших фирм грамзаписи «Columbia» США впервые выпустила, так называемую, долгоиграющую пластинку или Long Play (LP). Выпуск лонгплея был продиктован в основном конкурентной борьбой с магнитными аудионосителями, которыми на то время стали магнитофонные ленты в катушках или бобины. Для того, чтобы конкурировать по цене с лентами или не потерять в качестве звучания, был изобретён новый материал – винилат. Долгоиграющие пластинки или лонгплеи предназначались для электроакустического воспроизведения с помощью электропроигрывателей, электрофонов, а впоследствии и более компактных радиол. Это изобретение дало возможность значительно расширить полосу записываемых частот от 50 до 16000 Гц, полностью сохранить тембр звука, а также увеличить динамический диапазон записи до 50-57 дб, снизить уровень шумов, намного продлить качественное звучание. Появление электрических звукоснимателей, работавших с усилителем, позволило разгрузить иглу и дало возможность сделать её более тонкой, в результате чего уменьшилась ширина канавки и увеличилась частота вращения диска. С появлением долгоиграющих грампластинок с частотой вращения 45 и 33 об./мин. стали сокращаться тиражи быстрых (78 об./мин.), и в конце 60-х гг. их производство свернули окончательно. В СССР долгоиграющие пластинки стали выпускаться с 1950 г. В том же году в мире появились долгоиграющие пластинки с переменным шагом записи, позволившие увеличить длительность записи ещё на 30%. В СССР такие пластинки стали выпускаться только с 1956 г. В зависимости от содержимого грампластинки на 45 об./мин. использовались названия Single, Maxi-Single или Extended Play (EP). В 1949 году фирма RCA разработала собственный альтернативный стандарт грампластинки диаметром 175 мм с большим центральным отверстием и скоростью вращения 45 об/мин. Наибольшее применение они нашли на музыкальных автоматах и были распространены в основном в США.

Изготовление

Звук с магнитной фонограммы, с помощью специальной аппаратуры преобразуется в механические колебания резца, благодаря которым на тончайшем слое меди, покрывающем идеально ровную стальную подложку, наносятся концентрические звуковые канавки. Такая технология применяется до сих пор и известна она под названием DMM (Direct Metal Mastering). Этот медный диск предназначен для того, чтобы получать с него методом гальванопластики в несколько последовательных этапов необходимого количества никелевых копий как с позитивным, так и с негативным отображением механической фонограммы. Изготовленные на последнем этапе негативные копии называют матрицами. Они то и служат основой в процессе прессования грампластинок, все промежуточные никелевые копии принято называть оригиналами. В гальваническом цехе осуществляется изготовление оригиналов и матриц. Электрохимические процессы ведутся в многокамерных гальванических установках с автоматическим ступенчатым регулированием электрического тока и времени наращивания никеля со специальным составом электролита. Материал для изготовления грампластинки — это особая смесь на основе сополимера винил-хлорида с винилацетатом и различными добавками, для придания пластмассе необходимых механико-температурных свойств и электроакустических параметров. Высокое качество смешения порошкообразных компонентов достигается использованием двухстадийных смесителей с горячим и холодным смешением. Детали пресс-форм, изготовливаются на станках с числовым программным управлением, проходят высокотемпературную пайку в вакуум-печах по специальной технологии. Сами пресс-формы обеспечивают высокую равномерность температурного поля на формующих поверхностях, малую инерционность температурного режима, а значит, и высокую производительность. С одной пресс-формы может выходить десятки тысяч грампластинок. В пресс-цехе горячая смесь пластмассы растекается между двумя половинками пресс-формы, как бы впитывая в себя невидимые звуковые канавки. Первая грампластинка, изготовленная после установки на пресс никелевых матриц, и затем каждая специально отобранная из тиража, тщательно проверяются по размерным характеристикам и прослушиваются в специально оборудованных звуковых кабинах. Во избежание коробления все отпрессованные грампластинки проходят необходимую температурную выдержку, а перед упаковкой в конверт проверяется внешний вид каждой грампластинки.

Записи «на костях»

Копия записи, сделанная на рентгеновской плёнке

В СССР в 50-х и 60-х годах XX века отдельные студии звукозаписи записывали музыкальные произведения, которые по идеологическим соображениям не тиражировала фирма «Мелодия», на крупноформатных рентгеновских плёнках. Отсюда пошло выражение «Джаз на костях» (также такие «самодельные» грамзаписи в обиходе назывались «рёбрами» или «записями на рёбрах»).

Источники

  • https://1000sovetov.ru/article_pugacheva-i-ne-tolko-skolko-seichas-stoyat-vinilovye-plastinki
  • https://FB.ru/article/356851/gde-prodat-vinilovyie-plastinki-b-u-kak-vyigodno-prodat-gramplastinki
  • https://homebrewheaven.com/samye-dorogie-vinilovye-plastinki/
  • https://stereo.ru/to/w0xhu-samye-redkie-i-dorogie-plastinki-v-mire-perevod
  • https://www.soulsound.ru/articles/kak-plastinki-stanovyatsya-kollektsionnym-vinilom.html
  • https://disgustingmen.com/music/why-vinyl-is-still-rolling/
  • https://www.audiomania.ru/content/art-7029.html
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/843444

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лайфхаки на каждый день, полезные советы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: