Туалет в самолете: как устроен, как пользоваться, принцип работы

Содержание
  1. Немного истории
  2. Где находится?
  3. Устройство туалета на борту
  4. Как устроен современный туалет в самолете?
  5. Расположение санузла
  6. В импортных авиалайнерах
  7. В отечественных самолетах
  8. Какие проблемы с туалетом возникают в самолете
  9. Принцип работы
  10. Чего нельзя делать в туалете
  11. Правила пользования
  12. Платно или бесплатно
  13. Техника безопасности в туалете самолета
  14. Как найти
  15. Сколько туалетов в салоне самолета и где они находятся?
  16. Количество туалетных помещений в новых самолетах
  17. Куда исчезают отходы?
  18. Способы очистки туалета в самолетах
  19. Виды туалетов
  20. Способ слива
  21. Может ли присосать к сливному отверстию
  22. Сколько воды для гигиенических целей заправляется в самолет
  23. Обслуживание после завершения рейса
  24. Как правильно пользоваться туалетом в самолете?
  25. Может ли туалет очиститься в воздухе
  26. Какие средства гигиены есть в туалете самолета

Немного истории

Наверное, эти вопросы задавал хоть раз в жизни себе каждый: как работает туалет в самолете? Ведь самолет – это не поезд старого образца, где отходы нашей жизнедеятельности попадали из состава прямо на рельсы.

Можно ли пользоваться туалетом в самолете сразу после посадки, «в санитарной зоне города», как сказал бы нам проводник поезда? Можно, хотя и не рекомендуется в целях безопасности именно в момент взлета. А вообще в самолете, как и поездах современного типа, сегодня чаще всего постоянно действует вакуумная система сбора канализационных отходов.

Факт! Доподлинно известна история некоего немецкого рыбака, случившаяся с ним летом 1998 года близ Штраубинг-Уоллмюле, аэропорта на северо-востоке от Мюнхена. Так вот его из пролетавшего аэробуса 320 облили фекалиями, о чем пострадавший заявил в полицию. Спустя два года, в Испании подарочек из летящего в небе самолета в виде 4-килограммового ледяного шара из человеческих экскрементов упал на капот машины неподалеку от Севильи. Бедный испанец, владелец авто, как раз думал сесть в машину и чудом избежал травм. Есть еще немало таких случаев, которые в принципе не должны были произойти, ведь в самолете не открывают люков.

На самом деле такое было все же возможно, правда, лет за двадцать до описываемых событий. Дело в том, что когда и люков на борту просто не было, вместо туалета ставили обычные ведра, а самолеты не были герметичными в полете. Потом со временем появились первые смывочные системы. Старые модели воздушных судов имели особую емкость для сбора сливов. Однако в некоторых самолетах, разработанных до первой половины 60-х годов, использовалась и открытая система вывода сбросов: за борт просто выводилась фановая труба унитаза с клапаном на конце – именно так работает система туалета в пассажирском вагоне старого типа. К примеру, самолет Ил-14 был оборудован именно таким образом. Если же самолет был высотным, то разгерметизацию предотвращал двухклапанный шлюз, его ставили на фановую трубу. Так работали канализационные системы на первых Ил-18 и Ту-104.

Сегодня используются иные системы сбора и удаления отходов на борту, более современные.

Где находится?

В зависимости от типа самолета, его модели и комплектации количество таких комнат существенно отличается. Но даже в самых маленьких из них есть хотя бы один или два туалета. В любом случае он непохож на привычные нам кабинки, установленные где-либо в общественных местах. Он гораздо меньше, компактнее и имеет ограниченное число дополнительных приспособлений.

Здесь обычно есть только непосредственно унитаз с крышкой и специальной системой слива, небольшая раковина с минимальным набором моющих средств, урна. В некоторых комплектациях также предусмотрен столик для пеленания младенцев. Он прикреплен к стенке и является откидывающимся. Но такие есть не в каждом самолете, поэтому, если для вас важно его наличие, поинтересуйтесь заранее, в каких авиалайнерах они предусмотрены.

Чтобы не создавать больших очередей и максимально улучшить комфорт перелета для пассажиров, на многих самолетах установлено сразу несколько туалетов. Таким образом, вы подходите к тому, который расположен ближе к вашему креслу, не стоите в длинной очереди и справляете нужду в нужное время.

Так, в Боинге-737 или в авиалайнерах типа ТУ-154, А-320 и других похожих по размеру, установлено лишь три санитарные зоны. Одна из них находится у входа в самолет, а остальные в хвосте. На более крупном транспортном средстве, например, в Боинге-767 их уже пять штук. Один – в начале салона, где обустроен бизнес-класс, два – в конце и еще столько же в проходе между разными зонами комфорта.

Больше всего туалетов можно найти на огромных самолетах типа Боинг-747. Он сам по себе является двухпалубным и рассчитан на большое количество пассажирских мест. Поэтому и укомплектован достаточным числом санитарных комнат. Так, на верхней палубе, где размещен бизнес-класс, их три. В начале салона на нижнем ярусе есть еще два и в хвосте самолета также пара туалетов. Больше всего таких кабинок установлено посередине – в количестве четырех штук.

А вот, например, в советских старых авиалайнерах, особенно предназначенных для военных целей, нет специальной комнаты для летчиков. У них для таких случаев были индивидуальные писсуары, которые герметично закрывались. Более серьезную нужду приходилось терпеть до посадки. Но такие варианты уже устарели и обычно на военных самолетах установлены небольшие туалетные кабинки или санбачки, в зависимости от модели.

Устройство туалета на борту

Принцип работы туалета на борту авиалайнера совершенно не похож на традиционные привычные человеку уборные. По типу помещение для личной гигиены похоже на биотуалет. В нем устроена канализация индивидуального типа. В таких маленьких уборных все органические отходы в процессе перелета перерабатываются с помощью минеральных веществ.

Также встречаются циркуляционные виды канализационных систем. Вся жидкость, которая заправлена в баки, после смывания попадается в специальные очистные сооружения, в которых проходит многоступенчатую фильтрацию и поступает обратно в специальный резервуар.

Такая вода предназначена строго для санитарных целей. В водопроводную магистраль она не поступает, так как система канализации устроена замкнуто.

Уборная на борту авиалайнера предназначена и для других целей. Их характеризуют следующие принадлежности:

  • умывальник;
  • унитаз;
  • водопровод;
  • канализационный отвод;
  • пеленальный столик;
  • урна для мусора.

Новые самолеты оборудуют отдельными туалетными комнатами специально для лиц с ограниченными возможностями.

Водоснабжение также имеет специальную магистраль. Вода для умывания поступает в смеситель через отдельные баки. Компрессорные установки обеспечивают хороший напор подачи жидкости из крана.

Как устроен современный туалет в самолете?

Если посмотреть на фото туалета в современном самолете, можно увидеть полноценную уборную комнату с унитазом, раковиной, урной и пеленальным столиком. Вода для потребления на борту загружается перед каждым вылетом. На некоторых видах воздушных судов одна система водоснабжения, где вода из одного бака используется и для кипячения, питья, и для мытья рук и смыва унитазов. Такой механизм установлен у моделей А320. У Боинга 373 и Ту-154 имеется отдельный бак с водой, предназначенной только для слива.

Схема устройства туалета в самолете ТУ-154

На всех типах современных самолетов отходы во время полета сохраняются в специальных резервуарах. В некоторых из них каловые и мочевые массы смываются водой, в других — засасываются в специальных бак под вакуумом, затем остатки смывают небольшим количеством воды. Чтобы сохраняемые выбросы не издавали неприятного запаха, их обрабатывают химическим дезинфицирующим и дезодорирующим веществом, имеющим синюю окраску.

Имеются канализационные системы замкнутого типа. На воздушных судах с подобным механизмом удаления отходов испражнения фильтруются: твердые поступают в бак для хранения, жидкие дезинфицируются и используются для последующего смыва канализации на борту.

Зная, куда все девается, не стоит переживать, что произойдет разгерметизация или человека затянет в унитаз. Подобное никогда не происходит, так как засасывание фекалий происходит за счет перепада давления в унитазе и баке с отходами. Но и нажимать кнопку слива, сидя на унитазе, также не стоит.

Расположение санузла

Расположение туалета в самолете зависит от вида авиалайнера. В России перевозку пассажиров осуществляют транспортные средства импортного и отечественного производства. В первом случае это Боинг и Аэробус, во втором – Туполев и Ильюшин. В каждом из них санитарная комната расположена по-разному.

В импортных авиалайнерах

Иностранные авиалайнеры оборудованы туалетами, число которых составляет от 3 до 11. Больше всего санузлом размещено в двухпалубном Боинге марки 747. Здесь представлено 11 санитарно-гигиенических комнат.

Расположение такое:

  • на верхней палубе находится 3 санузла;
  • на нижней палубе – 4 туалета, расположенных в середине салона;
  • впереди и сзади салона – по 2 санитарно-гигиенические комнаты.

Боинг марки 767 оснащен пятью туалетами, располагающимися следующим образом:

  • в бизнес-классе – 1;
  • в середине салона – 2;
  • в переходе между бизнес и эконом-классом – 2.

Аэробус марки 330 на борту имеет 8 туалетов. Расположение:

  • в бизнес-классе – 2, по одному в начале и конце;
  • переход между двумя классами – 4 санузла;
  • в конце авиалайнера – 2.

Аэробус марки 320 оборудован тремя санитарно-гигиеническими комнатами. Расположение:

  • в конце авиалайнера – 2;
  • в начале самолета – 1.

В отечественных самолетах

Авиалайнер Туполев модификации 204-100 оснащен четырьмя санитарно-гигиеническими комнатами. Расположение:

  • впереди салона – 1;
  • посередине авиалайнера – 1;
  • в конце борта – 2.

Посмотрите на фото, как располагаются санузлы в авиалайнере Туполев 204-100.

Другие модели отечественных транспортных средств оборудованы тремя туалетами.

Какие проблемы с туалетом возникают в самолете

Человек находящийся на борту самолета может сильно навредить, например, отправить в слив что-то крупное, средства личной гигиены. Это вызовет засорение внутренней канализационной системы, что до конца полета остановит работу санузла.

 

Табличка в туалете самолета с просьбой выбрасывать отходы в мусор

Чтобы этого не случилось требуют соблюдать меры предосторожности. Это касается и работников, которые обслуживают туалет. Чтобы не стать жертвой неприятностей, необходимо максимально герметично прикреплять шланг для очистки канализации, чтобы под давлением он не сорвался.

К внутренним стенкам бака может что-то прилипнуть, и чтобы исключить эту проблему приходится длительно промывать систему, от этого может возникнуть задержка рейса.

Принцип работы

Очевидно, что содержимое не смывается в открытое пространство на высоте. Сама система сконструирована по типу биотуалетов и имеет сложную конструкцию. Чтобы понять, куда деваются отходы, нужно знать технические особенности устройства. 

Так, вся схема предполагает наличие баков разного объема. В зависимости от размеров самолета, его вместительности, дальности перелетов, на которые он рассчитан, отличается и общая емкость – от 115 литров до 280 л на самых крупных моделях. Постепенно по мере выполнения рейса они заполняются отходами.

В этих баках также находятся и дезинфицирующие средства для обезвреживания поверхностей и воздуха. В результате неприятный запах почти не чувствуется. Принцип слива отличается в разных моделях.

В одних он предполагает мощный поток воздуха, идущий снизу, от чего и появляется очень сильный пугающий шум. Таким образом, отходы засасываются внутрь бака без чрезмерного использования воды, что очень экономно. Но учтите, что в целях безопасности нужно помнить, как смывать туалет в самолете. Для этого сначала тщательно закройте крышку унитаза и только потом нажимайте на слив.

В других самолетах еще остался прежний тип туалетов, когда система очищается за счет напора воды. Ее в нужном объеме закачивают перед полетом в таком количестве, которого должно хватить на целый рейс. В отдельных авиалайнерах могут применяться и другие системы слива, но эти две самые распространенные на сегодня.

В конце пути в аэропорту к самолету подъезжает специальная машина, которая соединяется с баком на борту толстым гофрированным шлангом. В него сливают отходы, иногда дополнительно промывают потоком воды, чтобы со стенок системы также все поснимать. Уже потом данная машина едет к ямам, предназначенным для утилизации.

Чего нельзя делать в туалете

При посещении туалета на борту самолета пассажиры должны помнить, как себя в нем нужно вести. В помещении запрещается:

  • курить (это спровоцирует срабатывание противопожарной системы, соответственно люди, находящиеся в салоне, будут напуганы и начнется паника);
  • выбрасывать в унитаз твердые отходы, включая подгузники, салфетки, туалетную бумагу (для этих целей существуют специальные урны);
  • оставлять унитаз открытым – это не гигиенично;
  • смывать с поднятой крышкой (такое действие не позволит сработать вакууму, поэтому все отходы могут остаться в унитазе);
  • нельзя оставлять за собой лужи, мусор туалетную бумагу на полу. 

Запретные действия в туалетной комнате на борту самолета

При соблюдении всех перечисленных требований, пассажир никогда не окажется инициатором конфликта с персоналом или людьми, находящимися в салоне.

Правила пользования

Чтобы не возникло аварийной ситуации, рекомендуется ознакомиться с тем, как пользоваться туалетом:

  • нельзя посещать санузел, когда авиалайнер совершает взлет и посадку;
  • перед смыванием унитаза следует опустить крышку;
  • запрещено бросать мусор в унитаз, для этого предназначены урны;
  • нельзя курить в туалете во избежание срабатывания сигнализации.

Нарушение правил пользования санитарно-гигиенической комнатой приводит к штрафным санкциям.

Особенно сурово наказывается курение в туалете на борту самолета. На рейсах внутри страны деяние облагается штрафом в размере от 500 до 1500 рублей, на международных рейсах сумма взыскания составляет до 18000 рублей.

Платно или бесплатно

Кому-то вопрос покажется странным, ведь туалет на борту – дело житейское, а потому пользование им бесплатное. Хотя идея введения платы за туалет периодически возникает у отдельных перевозчиков. Пока она не поддержана, однако некоторые компании весьма нестандартно раздумывают об экономии топлива в полете и обращаются к туалетной теме.

Так, авиакомпания из Японии All Nippon Airways (ANA) просит своих пассажиров перед посадкой на рейс посетить туалет на земле. Пока это проделывается только на некоторых рейсах, следующих из Токио в Сингапур. Делается это в рамках экономии топлива, а также из соображений экологических: японцы считают, что такая малость в масштабах хотя бы половины всех рейсов может дать снижение выбросов углекислоты в атмосферу примерно в 4,2 тонны ежемесячно, а значит, и предотвратить глобальное потепление.

Техника безопасности в туалете самолета

Чтобы войти в туалет нужно придерживаться правил этикета и требований безопасности. Например, неприемлемо дергать ручку и пытаться протолкнуть во внутрь дверь туалета, если на ней изображена красная полоска. В таком случае уборная занята. Зеленая полоса на ручке туалета сообщает о том, что помещение свободно.

Замок туалета в самолете находится всегда в рабочем состоянии, бортпроводники следят за этим. 

Обращайте внимание на обозначения над туалетной комнатой, почти во всех самолетах они присутствуют

Запрещается бросать в биотуалеты (так называются туалеты) крупные предметы: игрушки, остатки еды и другие принадлежности. Во время полета — это может спровоцировать выход из строя канализационной системы.

Как найти

Правила провоза багажа в самолете

Найти в самолете туалет довольно просто – есть специальные знаки-таблицы в салоне, есть схема расположения посадочных мест, в которой имеются указания и расположения уборных. Наконец, всегда можно обратиться к стюардессе.

Этот значок понятен без слов

Сколько туалетов в салоне самолета и где они находятся?

Сколько туалетов на борту зависит от модели самолета, его возраста, авиакомпании и числа пассажиров. Зачастую туалет находится в начале и конце судна, на больших авиалайнерах они разбросаны по салону:

  • маленькие судна по типу Як-40, CRJ-200, ATR-72 имеют один санузел, который расположен в хвосте;
  • Боинги 737-й модели, А320, Ту-154, Як-42 оснащены тремя уборными: одной при входе и двумя в хвостовой части самолетов;
  • на Boeing 767 предусмотрено пять туалетных комнат: одна перед бизнес-классом, вторая между бизнес- и экономклассом, и две в экономклассе;
  • на А380 зачастую семь санитарно-гигиенических блоков: два в носовой части, один между первым и бизнес-классом и четыре в хвостовой части;
  • на Boening 747 имеется одиннадцать туалетов: два в носовой части и два в хвостовой, четыре в середине самолета и три на втором этаже лайнера.

В зависимости от модификации авиасудна и требований авиакомпании число и размещение уборных может быть изменено.

Найти туалет можно по светящемуся табло WC, где также показано, занят или свободен санузел.

Количество туалетных помещений в новых самолетах

Многие не знают, где находится туалет в самолете. Все воздушные судна предусматривают различную планировку, соответственно и местонахождения уборных может отличаться. В следующих марках авиалайнеров сортиры устроены так:

  1. В Боинге 747 11 туалетов. По два помещения приходится на начало и конец салона, четыре предусмотрены в середине. Еще три уборных обустроены на второй палубе.
  2. В Боинге 767 устроено 5 туалетов. По два помещения разместили в эконом-классе, два между эконом-классом и бизнес-классом, а также еще одна уборная находится в бизнес-классе.
  3. Ту 154, Як 42, 40, А-320 располагают тремя уборными. Они равномерно разнесены по салону отечественного аэробуса. 

Пример расположения туалетных комнат в Боинге 747-400

Все остальные варианты моделей самолетов имеют туалеты, расположенные в конце каждого салона.

Куда исчезают отходы?

Из выше сказанного понятно, что какашки (да простят нас наши читатели!) в самолете никуда не деваются, а остаются на борту в специальных баках на протяжении всего перелета. Количество и размер этих емкостей разный в зависимости от типа воздушного судна. Так, у Ту-154 два таких бака, а у А320 один.

По прилете все отходы через специальный клапан забираются из самолетных баков в ассенизационную технику — специальную машину, которая производит сбор туалетных испражнений из самолетов и заправляет по надобности баки новой дезинфицирующей жидкостью. Куда далее деваются фекалии из самолетов? После заполненная машина вывозит собранные из туалетов отходы в специальные места для утилизации.

Способы очистки туалета в самолетах

В некоторых самолетах Boeing 800 обустроена своя система очистки, она подразумевает переработку отходов химическими компонентами. Остатки нечистот удаляются из канализационного люка сразу на момент посадки.

Рассмотрим, как работает туалет в самолете. В некоторых моделях все отходы засасываются в бак сильным потоком воздуха. Это сопровождается шумом, который будет слышен на борту на протяжении нескольких минут. Другие самолеты подразумевают смыв в специальные баки вместе с водой из резервуара запаса.

После приземления туалет самолета обслуживается специальной ассенизаторской машиной, ходить в него теперь нельзя. Пока не будут вычищены остатки не переработанных фекалий. После этого все отходы вывозятся на полигон, машина промывается сильным напором с химическими реагентами. Использованная вода сливается и в резервуары заполняется новая, затем помещается в соответствующий отсек аэробуса.

Виды туалетов

Зачастую туалет в самолете — это тесное невысокое помещение с маленьким унитазом и узкой раковиной. Крупному человеку очень тяжело пользоваться таким санузлом. Исключением являются санитарные комнаты на самолетах с повышенным комфортом в бизнес-классе, а также на частных бортах. Там можно встретить не только просторную уборную с роскошным оформлением, шикарным унитазом и позолоченной раковиной, но и душевую или даже SPA.

Душевая комната в самолете Airbus A380 авиакомпании Emirates

В старых советских военных самолетах санузел вообще не был предусмотрен. Для испражнения могли быть использованы специальные писсуары или же плотно закрывающиеся обычные ведра. В более современных моделях уже имеются туалеты, подобные тем, которые используют на пассажирских судах, или же небольшие туалетные модули для членов экипажа.

Способ слива

Обычно в туалетах авиалайнеров используется вакуумный слив. Отходы в унитазе после нажатия соответствующей кнопки засасываются в бак с помощью сильного потока воздуха. Процесс сопровождается характерными звуками.

Некоторые унитазы в самолетах оснащены системой фильтрации. Это позволяет очистить воду, используемую для слива, и применять ее повторно для смывания унитаза. Однако в большинстве случаев вода переходит в специальный резервуар вместе с отходами.

Может ли присосать к сливному отверстию

В кругу неопытных пассажиров бытует мнение, что во время смывания унитаза есть риск присасывания к сливному отверстию после нажатия соответствующей кнопки.

Однако это всего лишь миф. К сливному отверстию не присасывало даже в авиалайнерах с открытой системой санузла. В современных самолетах это тем более невозможно.

Сколько воды для гигиенических целей заправляется в самолет

На жидкость, которую используют на борту самолетов у авиакомпании всегда должно быть разрешение и соответствие.

Незадолго до вылета емкости размером до 200 литров заполняются водой

Затем под воздействием воздушных компрессоров эта жидкость отправляется к месту назначения – санузлам.

Обслуживание после завершения рейса

Куда все девается из унитаза после рейса – спрашивают многие пассажиры. Многие путешественники полагают, что сброс нечистот осуществляется прямо во время полета. Это утверждение не лишено смысла.

Дело в том, что первые авиалайнеры были не оборудованы санузлами, а после того, как на борту поставили санитарно-гигиенические комнаты, они были оснащены системой открытого типа. Это означает, что отходы выбрасывались наружу прямо во время полета.

Современные самолеты оснащены системой закрытого типа. Это означает, что нечистоты скапливаются в резервуаре и хранятся до конца полета.

Туалет в самолете имеет специальное сливное отверстие, которое позволяет выкачать отходы из резервуаров.

Процедуру осуществляют с помощью ассенизаторской машины. После этого отходы транспортируются на полигон аэропорта или в другие, предназначенные для сброса нечистот, места.

После этого систему туалета промывают. Для процедуры используют воду с химическими компонентами, подаваемую под сильным напором. Перед следующим рейсом емкости санузла снова наполняют чистой водой.

Туалет в самолете – необходимая санитарно-гигиеническая комната, позволяющая нормально перенести полет, особенно, если он длится в течение нескольких часов. Важно правильно использовать санузел, чтобы избежать возникновения неприятных ситуаций.

Как правильно пользоваться туалетом в самолете?

Пользоваться туалетом можно, когда самолет набрал высоту и командир дал команду, разрешающую расстегнуть ремни безопасности. Над каждым санузлом висит табличка, которая показывает, занят он или свободен. Красный свет означает «занят», «зеленый» — свободен. Такие обозначения помещены и на ручке двери.

В самолете принцип работы туалета такой же, как в других транспортных средствах с биотуалетами. Для правильного его использования после испражнения следует закрыть крышку унитаза и нажать на «смыв». Для бумаги и прочих отходов необходимо пользоваться урной.

Дверь туалета можно открыть снаружи. Для этого имеется специальная кнопка, которая называется LAVATORY. Под ней находится рычажок, которым и можно открыть дверь. Зная, как работает туалет в самолете, а также значение этой ценной кнопки, вы можете, к примеру, открыть дверь, если в кабинке закрылся маленький ребенок или человек, которому стало плохо.

Может ли туалет очиститься в воздухе

На самом деле зарегистрированы случаи, когда с неба на землю попадали куски льда с фекалиями и другими биологическими отходами. Однако это было 30 лет назад. Сегодня туалетные кабинки полностью усовершенствованы, поэтому из современных лайнеров выпасть ничего не может.

Возможно лишь попадание воды из умывальников в атмосферу, но она не успевает долететь до земли в таком виде, так как превращается в кусочки льда.

Какие средства гигиены есть в туалете самолета

Любой общественный туалет должен быть полностью приспособлен к непосредственному использованию. В нем присутствует мыло, антибактериальное гелиевое средство, несколько рулонов туалетной бумаги. Обязательно наличие бумажных одноразовых полотенец или салфеток.

В некоторых авиалайнерах присутствуют сушки для рук, однако это не отменяет необходимость гигиенических полотенец.

Перед посадкой в самолет пассажиры должны обязательно изучить правила перелетов авиакомпании, а также существующие спецпредложения. Даже незнание их не освобождает от ответственности.

Источники

  • https://AviationToday.ru/poleznoe/tualet-v-samolete.html
  • https://turistigid.com/sovety/tualet-v-samolete-kak-ustroen.html
  • https://VisaSam.ru/samotur/aviaperelety/tualet-v-samolete.html
  • https://samoletos.ru/poleznoe/tualet-v-samolete
  • https://gruz0perevozki.ru/tualet-v-samolete.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лайфхаки на каждый день, полезные советы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: