В топку Рассела

Содержание
  1. История возникновения
  2. Описание профессии
  3. Где учиться
  4. Обязанности
  5. Кто такой философ?
  6. Зарождение философии и первый философ
  7. Особенности русской философии
  8. Нужны ли философы в наши дни
  9. Современные философские вопросы
  10. Что лежит за наблюдаемой Вселенной?
  11. Существует ли более чем три измерения?
  12. Ваше восприятие реальности сродни чужому опыту реальности?
  13. Какова природа реальности?
  14. Почему Солнце и Луна кажутся одинакового размера?
  15. Вы формируете свою собственную судьбу?
  16. Человеческая мораль изучена?
  17. Жизнь сейчас лучше, чем в прошлом?
  18. Человек никогда не сможет заселить другие планеты?
  19. Небольшие изменения могут значительно улучшить жизнь людей?
  20. Какой самый важный вопрос в мире?
  21. Вечные или основные философские вопросы
  22. 10 смешных философских вопросов
  23. 10 философских вопросов
  24. Есть ли какое-то Высшее Существо?
  25. Что определяет судьбу каждого человека?
  26. Что такое добро и зло?
  27. Почему наша жизнь такая, какая она есть?
  28. Что происходит после смерти?
  29. Методологическая
  30. Мыслительно-теоретическая функция
  31. Гносеологическая
  32. Роль критической функции
  33. Аксиологическая
  34. Платон Пир
  35. Государство Платон
  36. Иммануил Кант
  37. Конфуций
  38. Дэвид Хьюм
  39. Рене Декарт
  40. Сократ
  41. Никколо Макиавелли
  42. Джон Локк
  43. Диоген Синопы
  44. Фома Аквинский
  45. Фалес. (640-550 гг. до н. э.)
  46. Анаксимандр (610-547 гг. до н. э)
  47. Анаксимен (6 в. До н. э.).
  48. Парменид (6 в. До н. э.)
  49. Пифагор Самосский. (около 570-500 гг. до н. э).
  50. Ксенофан (570-478 гг. до н. э)
  51. Гераклит Эфесский. (544—483 гг. до н. э.)
  52. Левкипп (5 в до н. э.).
  53. Горгий (около 480- 380 гг. до н. э.)
  54. Демокрит (около 460 — 370 гг. до н. э.)
  55. Зенон (около 490-430 гг. до н. э.)
  56. Протагор (480-410 гг. до н.э.)
  57. Сократ (около 470/469-399 гг. до н. э)
  58. Зенон из Китиона (около 334-262 гг. до н. э.)
  59. Диоген (около 404- 323 гг. до н. э.)
  60. Аристотель (384-322 гг. до н. э.)
  61. Эпикур (341-270 гг. до н. э.)
  62. Эпиктет (около 50— 138 гг.)
  63. Марк Аврелий. (121- 180 гг.)
  64. Лао-Цзы
  65. Готфрид Вильгельм Лейбниц
  66. Барух Спиноза
  67. Вольтер
  68. Томас Гоббс
  69. Аврелий Августин
  70. Абу Хамид аль-Газали
  71. Сиддхартха Гаутама Будда
  72. Барон де Монтескьё
  73. Жан-Жак Руссо
  74. Вместо заключения

История возникновения

Ученые полагают, что философия как дисциплина возникла в Древней Греции примерно в 6–7 веках до нашей эры. Это время в истории ознаменовалось активным технологическим и экономическим подъемом. Результатом столь стремительного развития стало появление в обществе отдельного класса, который отстранился от изнурительного физического труда. Его представители получили возможность посвятить себя полностью культурной и духовной жизни.

Бурное развитие торговли связало экономическими отношениями разные народы. Но в то же время оно породило мировоззренческий конфликт. Духовность и религиозная принадлежность, специфика внутреннего уклада жизни людей начали вступать в противоречия с первыми открытиями в сферах астрономии, медицины и прочих отраслях. В этот момент философия получила мощный толчок к наращиванию своей значимости. В обществе возник запрос на ученых, которые могли бы рационально объяснять сущность бытия и прочие метафизические понятия.

Описание профессии

Кто такой философ и чем он занимается? Если объяснить в двух словах, это квалифицированный специалист-мыслитель. Его главная задача – изучать науку о наиболее общих законах развития природы, человеческого социума и мышления, ее объекты, методы и концепции. Философ – это, прежде всего, ученый-теоретик, который исследует мировоззренческие вопросы, принципы построения реальности, закономерности развития общества в целом, а также сложные процессы познания, восприятия и мышления.

Философом может стать не каждый. Для успешной работы по этой специальности нужны склонность к аналитике и научной деятельности, любовь к истории, социологии и психологии. Вместе с тем сегодня ученые склоняются к тому, что философ – не просто название профессии, а определение человека, который обладает особым складом ума, что позволяет ему мыслить свободно, выходя за рамки привычного и оценивая разные явления жизни комплексно.

Современные отечественные философы в своем большинстве являются философоведами. Что это значит? Они не работают над созданием собственных направлений в науке. Вместо этого они занимаются подробным изучением чужих.

Места трудоустройства и возможные должности профессиональных философов:

  • издательства (редактор, журналист, писатель, корреспондент, рецензент и т. д.);
  • радио и телевидение (ведущий, обозреватель, аналитик, сценарист, репортер плюс те же должности, что и в издательствах и т. д.);
  • агентства: коммуникационные, рекламные или PR (творческие работники разных специальностей, спичрайтер, например);
  • образовательные учреждения всех уровней (преподаватель);
  • архивы и библиотеки;
  • культурные организации;
  • исследовательские институты.

По большому счету философ – это универсальный солдат, который может работать где угодно и кем угодно, так как завидная эрудиция и аналитические способности позволяют ему найти себя в любой отрасли гуманитарной и общественно-социальной сферы.

Где учиться

Философский факультет стопроцентно есть практически в любом крупном гуманитарном высшем учебном заведении. Это направление подготовки относится к классическим.

Обучение специальности «философия» сегодня проводится по различным учебным программам, которые помогают студентам окунуться в разные аспекты профессиональной среды. Учеба предполагает обязательную практику и стажировки. Очно в бакалавриате учиться 4 года, очно-заочно – 5 лет. Следующая ступень – 2-летняя магистратура.

Выучиться на философа можно, поступив в один из крупных университетов России. Для примера приведем несколько из них:

  1. Московский госуниверситет им. М. Ломоносова (МГУ).
  2. Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН).
  3. Российский университет дружбы народов (РУДН).
  4. Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ).
  5. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ).
  6. Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Ельцина.

Для поступления в один из этих вузов или какой-либо другой абитуриент должен сдать ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию.

Обязанности

Философы вовсе необязательно работают только в высших учебных заведениях. Как уже упоминалось выше, диапазон возможностей трудоустройства таких специалистов достаточно широк. Поэтому сложно говорить о каком-то четко определенном наборе обязанностей. Ведь для каждой должности он будет своим.

Устроившись в индустрию издательской деятельности, философ обязан читать и рецензировать рукописи, следить за авторами и заниматься разработкой новых медиапродуктов. На радио, телевидении или в средствах массовой информации (как печатных, так и в цтфровых) он отвечает за создание качественного контента (репортажей, отчетов), а также редактирует уже готовый материал.

В сфере связей с общественностью основной обязанностью представителя этой профессии является подготовка пресс-релизов и пресс-конференций. Кроме этого, философ может вести тематические образовательные или информационные мероприятия.

В науке философы анализируют и интерпретируют труды своих предшественников – как классиков, так и современников. Самостоятельно вести исследовательскую деятельность можно лишь обладателям степени магистра или после окончания аспирантуры и успешной защиты диссертации (работу над ней можно совмещать с преподавательской деятельностью).

Кто такой философ?

Данный термин пришел к нам, как уже понятно, из Древней Греции и появился еще в 5-6 столетии до нашей эры. За долгие столетия его использования видоизменений его не было, и слово сохранило свое первоначальное значение в исходном виде.

Исходя из понятия «философия», философ – это человек, который занимается поиском истины, понимания мира и его устройства.

В толковом словаре можно встретить следующую трактовку термина: это человек-мыслитель, основным видом деятельности которого является изучение, разработка и изложение базовых концепций мировоззрения.

Еще одним толкованием термина можно назвать следующее: философ – это индивид, который по своему способу мышления относится к той или иной философской школе, разделяет её идеи или живет согласно им.

Зарождение философии и первый философ

Принято считать, что первым человеком, который стал употреблять термин «философ», стал древнегреческий мыслитель Пифагор еще в 6 столетии до нашей эры. Все потому, что необходимо было разделить людей со знаниями на две категории: мудрецы и “не мудрецы”. Первый философ тогда отстаивал точку зрения, что философ не может зваться мудрецом, поскольку первый только стремиться познать мудрость, а второй – это тот, кто уже её познал.

Труды Пифагора не сохранились, поэтому впервые на бумаге термин «философ» встречается в трудах Гераклита и Платона.

Из Древней Греции понятие распространилось на Запад и Восток, где изначально отдельной науки не существовало вовсе. Философия здесь была растворена в религии, культуре и политике.

Особенности русской философии

Особенности философского течения, школы, впрочем, как и воззрения отдельного философа, могут зависеть от разных условий. Это место проживания, национальные особенности, общественно-политическое устройство, история и развитие страны, традиции и прочее. Большие отличия между философией европейской и восточной (китайской, индийской) наблюдаются по отношению к религии.

В историко-философском процессе видное место занимают русские философы. Считается, что эта наука в России появилась намного позднее, чем в западных странах. На неё в большей мере оказали влияние византийская и античная философии, впоследствии западноевропейская, в частности, немецкий классический тип мышления. Но одним из важнейших факторов влияния на самобытность русской формы сознания стала именно национальная особенность, специфика, традиции и история страны.

Нужны ли философы в наши дни

Все вопросы, которые исследовали древние философы, давно уже стали отдельными науками. Нужны ли философы в наше время? Ведь окружающий нас мир, отношения человека, общества изучаются другими учёными.

Сегодняшний философ – это человек, исследующий вопросы, на которые современная наука ответа не даёт. Рассмотрим, к примеру, проблему сознания. Существует Институт мозга человека РАН, который занимается исследованием серого вещества, дает сведения о строении, составе, принципе работы. Но полученные результаты не могут даже приблизительно ответить, что такое сознание. Этот вопрос требует философского осмысления. Таких проблем масса. К примеру, проблема выживания.

Наш мир устроен по принципу силы, где выживает более сильный, ловкий, сообразительный. Природные катаклизмы, техногенные чрезвычайные ситуации, как выжить, какие качества являются главенствующими в мире – этими проблемами занимаются философы выживания.

Современные философские вопросы

Жизнь не стоит на месте. Развивается человек, его взгляды, общество и отношения. Философ может осмыслить и описать, как современное общество понимает вечные вопросы бытия, сущности человека, смысла и самой жизни в целом. Отношения человека и общества – какой философ избежал изучения этой проблемы?

На сегодня существует много сопредельных областей, где философия взаимодействует с другими науками, такими как экология, психология, лингвистика, нейрофизиология, биоэтика. Вопросы генной инженерии, клонирования актуальны как для современного общества, так и для науки, в частности, для медицины.

В политике сейчас актуальны для философов вопросы феминизма, урбанизма, миграции, прав беженцев, исследования повседневной жизни. Современная эстетика изучает даже аниме – японскую мультипликацию.

Несерьёзная, на первый взгляд, популярная тема, касающаяся детей и молодёжи, – предмет основательных исследований. Ключевая функция современной философии – изучить окружающий мир, определить проблемы человечества и предложить способы их решения.

Что лежит за наблюдаемой Вселенной?

Мы знаем, что наша Солнечная система является частью огромной галактики. Мы также знаем, что существует примерно от 100 до 200 миллиардов галактик в «непосредственной близости» к Земле. Это то, что ученые называют наблюдаемой Вселенной.

Но вот вопрос: что лежит за пределами того, что является наблюдаемым? Там еще больше галактик и эти галактики продолжаются бесконечно?

Эти галактики часть одной Вселенной, или они являются частью во множествах других вселенных?

В связи с этим возникает ещё один вопрос: наша Вселенная — это все что есть или мы живем в мультивселенной? Вселенная/мультивселенная просто невероятно большая или она бесконечна?

Существует ли более чем три измерения?

Вопрос, почему мы живем во Вселенной с тремя видимыми измерениями, сам по себе заставляет задуматься. Однако, он также заставляет задуматься о возможности того, что существует более трех измерений.

Ежедневная жизнь показывает нам, что мы явно живем в мире с тремя измерениями. Высота, глубина и ширина влияют на все, что мы делаем. Но есть ли что-то еще, кроме того, что мы видим?

Теория всего предполагают, что измерений может быть больше – гораздо больше. Достаточно интересно, когда теория струн применяется к девяти пространственных измерений, все начинает колебаться. Все математические теории предполагают, что ткань Вселенной распадется без этих девяти или более измерений.

Ваше восприятие реальности сродни чужому опыту реальности?

Конечно, все мы живем совершенно разными жизнями. Мы все выросли в совершенно разных условиях и имеем разные мнения практически обо всем.

Но что действительно интересно, так это вопрос: воспринимаем ли все мы реальность одинаково?

Например, из-за различных отличий в наших мозгах, каждый из нас воспринимает цвета по-разному. Конечно, мы все знаем, как выглядит красная или желтая футболка. Но все ли воспринимают этот конкретный цвет так же? Вряд ли.

В то же время, все, что мы испытываем в жизни — не интерпретируется объективно. Вместо этого, события мира всегда субъективно интерпретируется нашим мозгом. На основе наших взглядов, убеждений, и культуре, в которой мы выросли, мы можем воспринимать подобный опыт совсем по-другому.

Какова природа реальности?

Некоторые из величайших умов глубоко задумывались и задумываются о природе реальности. Это высший философский вопрос, на который нельзя так просто ответить. На протяжении веков мужчины и женщины пытались понять природу бытия, жизни, сознания и реальности. Но лишь немногие нашли убедительные ответы.

Действительно ли жизнь только физическое проявления материи и энергии? Или реальность полностью психическое проявление?

Если жизнь полностью физическая, это может быть исследовано только эмпирическим путем — научным методом. Однако, если есть и психические аспекты реальности, другим способом исследования может стать самоанализ.

Почему Солнце и Луна кажутся одинакового размера?

Мы знаем, что Солнце значительно больше Луны. Однако, если смотреть с Земли, Солнце и Луна кажутся примерно одинакового размера.

Причина этого заключается в том, что Солнце примерно в 400 раз больше Луны, но в то же время приблизительно в 400 раз дальше. Как следствие, Солнце, кажется, такого же размера, как Луна.

Но разве это не странное совпадение, что Солнце в 400 раз больше и в 400 раз дальше? Это просто совпадение или наводящий на размышления вопрос?

Вы формируете свою собственную судьбу?

Еще один интересный вопрос для размышлений — тема судьбы. Вы думаете, что вы контролируете свою судьбу или вы верите, что ваше будущее уже сформировано и вы просто движетесь по намеченному кем-то или чем-то пути?

Это наводящий на размышления вопрос о свободе воли и власти формировать свою судьбу.

Человеческая мораль изучена?

Откуда исходит мораль? Это то, что мы впитываем от наших семей, друзей и учителей? Или это что-то врожденное, что лежит внутри нас?

Если мы впитываем мораль от наших семей, то как она появилась однажды, у наших самых далеких предков?

Жизнь сейчас лучше, чем в прошлом?

Когда мы поверхностно смотрим на этот вопрос, мы можем прийти к выводу, что жизнь сейчас намного лучше, чем, например, 50, 200 или даже тысячу лет назад. Однако данное суждение базируется в основном на достижениях в различных областях, таких как технологии, здравоохранение, права человека и легкость жизни.

Но если мы вычтем эти достижения из нашего рассмотрения, является ли современная жизнь намного лучше, чем в прошлом? Мы счастливее сегодня, чем люди 50 лет назад? Мы ведем жизнь более полноценную и осмысленную?

Возможно ли, что наши предки были также довольны своей жизнью, несмотря на гораздо более жесткие условия?

Человек никогда не сможет заселить другие планеты?

С впечатляющими успехами в освоении космических технологий, кажется вполне реальным, что люди в конечном итоге начнут жить на других планетах. Мы готовимся отправить пилотируемую миссию на Марс. Эти планы только начало Великой колонизации других планет?

Такое развитие событий не обязательно должно быть ограничено только Марсом. Возможно, люди смогут определить землеподобные планеты в других солнечных системах и так же жить на этих планетах.

Небольшие изменения могут значительно улучшить жизнь людей?

Часто, даже небольшие изменения могут иметь огромное влияние на жизни людей, будь то экономические или политические изменения, или же открытие каких-либо новых лекарств. Как вы думаете, есть ли что-то, что можно изменить в этом мире, что может принести пользу сотням или даже тысячам других людей?

Какой самый важный вопрос в мире?

Есть много вопросов, которые человечеству необходимо решить. Но что думаете вы — какой самый важный вопрос, который сразу же должен быть решен? Какой вопрос настолько важен, что все остальные проблемы кажутся менее важными?

Вечные или основные философские вопросы

  1. Личность человека формируют природа или воспитание?
  2. Что такое свобода? Возможна ли настоящая свобода?
  3. Можем ли мы знать, что такое счастье без страданий?
  4. Что происходит с человеком после его смерти?
  5. Можно ли мы понять добро без зла?
  6. Что такое, правда и реальность?
  7. Есть ли у животных души? Чем отличается души людей от душ животных?
  8. Каков смысл и цель жизни?
  9. Что такое любовь?
  10. Есть ли такая вещи, как свобода воли и право выбора?
  11. Бог есть? Откуда вы знаете, что Бог существует?
  12. Как началась жизнь?
  13. Что такое счастье?
  14. Мы одни во Вселенной?
  15. Что делает нас людьми?
  16. Можем ли мы жить вечно?
  17. Возможно, ли путешествие во времени?
  18. В чем разница между справедливостью и местью?
  19. Как определить, что является злом, а что нет?
  20. Является ли бедность в обществе неизбежной?

10 смешных философских вопросов

  1. Когда вы идете в кинотеатр и на сиденьях есть подлокотники, какой из них ваш, а какой вашего соседа?
  2. Могут ли овощи чувствовать боль, когда вы их кусаете?
  3. Почему женщины открывают рот, когда наносят тушь для ресниц?
  4. Сколько раз человек должен использовать одноразовую бритву?
  5. Почему мы называем кофе без сливок и сахара «черным», если он в действительности темно-коричневый? 
  6. Если шерсть сжимается при намокании, почему тогда овцы не сжимаются под дождем?
  7. Почему мы считаем пухлых детей здоровыми, а пышных женщин толстыми?
  8. В каком возрасте человек становится «пожилым»?
  9. Почему собака ненавидит, когда ее бьешь по морде, но любит высовывать голову из окна машины?
  10. Какого цвета волосы должны быть указаны в водительских правах лысого мужчины?

10 философских вопросов

  1. Изучение философии дает ответы или порождает большее количество вопросов?
  2. Что важнее: помочь себе, своей семье, обществу или миру?
  3. Какова самая важная цель человечества?
  4. Имеет ли знание ценность без практического использования?
  5. Подчиняется ли Вселенная логическим законам или только физическим и математическим?
  6. Может ли человек постичь истинные глубины реальности и существования?
  7. Каков наилучший путь для поиска правды: наука, математика, искусство, философия или что-то еще?
  8. Математика — это то, что создали люди, или то, что они обнаружили?
  9. Если мы учимся и совершенствуемся на своих ошибках, почему тогда так боимся совершать ошибки?
  10. Как это возможно, что весь мир в долгах?

Есть ли какое-то Высшее Существо?

Если да, то какова Его природа? Он создал Вселенную? Контролирует ли Он ее, и если да, то на каком уровне? Какова Его связь с человеком? Может ли Он вмешиваться в дела человека? Хороший ли Он? Если Он так хорош и всемогущ, то почему существует зло?

Что определяет судьбу каждого человека?

Является ли человек творцом и движущей силой своей жизни или он живет под действием силы, над которой не имеет контроля? Есть ли свобода воли или наша жизнь определяется внешними факторами, и если так, то каковы эти факторы? Существует ли некая высшая сила, которая может вмешиваться в нашу жизнь? Или все предопределено от начала времен? Или наша жизнь — это случайный набор событий, явлений и случаев? Есть ли какой-то другой механизм контроля жизни, о котором мы не знаем?

Что такое добро и зло?

Что такое мораль? Что такое этика? Кто принял границы хорошего и плохого, правильного и неправильного? По какому принципу? Есть ли абсолютный стандарт определения хорошего или плохого независимо от личного мнения? Что делать, если решения других людей (общества, власти), определяющие рамки хорошего и плохого, противоречат личным убеждениям? Должны ли мы подчиняться другим или следовать своей собственной совести? Если в качестве ответа на пятый вопрос предположить, что мы не имеем свободы воли, то какая разница, как мы будем поступать в жизни, хорошо или плохо? Если у нас нет выбора, то изменится ли что-то от того, какими мы будем, добрыми или злыми?

Почему наша жизнь такая, какая она есть?

Какой должна быть идеальная жизнь? Как бы выглядело утопическое общество или рай на земле? Возможно ли вообще создать утопию? Если да, то как? Обеспечит ли утопия личную свободу? Что нужно будет делать с теми, кто будет против утопической системы? Если начать контролировать или наказывать их, будет ли это оставаться утопией?

Что происходит после смерти?

Является ли смерть концом всего, или в человеке есть душа, которая продолжает существовать после смерти? Если есть душа, то бессмертна ли она, или в конечном итоге тоже когда-нибудь перестанет существовать? Если душа продолжает существовать после смерти, то как выглядит это существование? Если возможно существование после смерти, то будут ли вознаграждены те, кто вел себя «хорошо», и будут ли наказаны те, кто вел себя «плохо». Если так, то как можно совместить это с предопределенностью судьбы?

Методологическая

Лучше помогает узнать окружающую среду и дает эффективные инструменты для ее познания.

Мыслительно-теоретическая функция

Обобщает получаемые знания, предлагая новые формы мыслительной деятельности.

Гносеологическая

Одна из главных. Она делает процесс получения новых сведений более последовательным и правильным.

Роль критической функции

Заключается в том, чтобы подвергать сомнению все, что происходит вокруг. Она призвана рассматривать все новое, что появляется в мире, а также борется с устаревшими фактами.

Аксиологическая

Дает оценку существующим точкам зрения, а также словно проводит отбор, оставляет самое ценное, отбрасывая отжившее и не нужное.

Платон Пир

Все с детства знают имя Платона. Это один из 3 гигантов античной греческой философии, ученик Сократа и учитель Аристотеля. Почти все произведения Платона написаны как диалог, и это произведение – не исключение. Сюжет прост : Сократ, по приглашению друзей, пришел на пир, на котором зашел разговор про любовь. Свое мнение гости, среди которых, например Аристофан и Алкивиад, высказывали по очереди. Мнения о причинах и качествах любви у них очень отличны от современных, чем и интересен диалог. Это произведение Платона одно из самых известных, оно легко в прочтении, даже если вам , по каким-либо причинам, не удобно или не нравится читать в бумажном виде, его всегда можно найти в аудиоформате, где его продолжительность 2 с небольшим часа.

Смерть Сократа .Жак-Луи Давид

Государство Платон

Если вы прочли Диалог Пир, и ,более того, вам даже понравилось, то тогда скорее всего и это произведение придется вам по душе. Государство считается главным трудом Платона, и это произведение намного более серьезное и важное,чем Пир. В основе его лежит вопрос:” Что такое справедливость?”, плавно перетекающий во второй :” Какое государство было бы наилучшим? “. Оба эти вопроса обсуждаются все тем же Сократом и его друзьями. Произведение очень важно для мировой культуры. В нем излагается знаменитый миф о пещере, Содержится систематика видов государственного устройства. По мнению Платона, в любом государстве необходимо разделение труда, поэтому каждый должен заниматься своим ремеслом и не лезть в чужие дела . Идеальное государство является аристократией, а править в нем должны философы.

Иммануил Кант

Конфуций

Дэвид Хьюм

Рене Декарт

 

Сократ

 

Никколо Макиавелли

 

Джон Локк

 

Диоген Синопы

 

Фома Аквинский

 Объединив греческую мысль с христианским богословием, итальянский философ и теолог Аквинат известен как самый известный философ Средневековой Европы.

Фалес. (640-550 гг. до н. э.)

Древнегреческий мыслитель, один из родоначальников античной философии. Основатель Милетской школы.

Анаксимандр (610-547 гг. до н. э)

Древнегреческий философ, представитель Милетской школы. Автор первого философского сочинения на греческом языке «О природе». Ученик Фалеса. Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту.

Анаксимен (6 в. До н. э.).

Ученик Анаксимандра. Первоначалом всего считал воздух, из разряжения которого возникают все вещи.

Парменид (6 в. До н. э.)

Древнегреческий философ и политический деятель. Свои взгляды выразил в поэме «О природе».

Пифагор Самосский. (около 570-500 гг. до н. э).

Древнегреческий философ из города Регия, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма. В г. Кротоне основал школу своих последователей (около 2 тысяч человек), представляющее собой одновременно и философско – научную школу и религиозно – магический союз. Из записанных произведений Пифагора известны: «О природе», «О воспитании», «О государстве», «О мире», «О душе». Пифагор впервые назвал Вселенную «космосом». В качестве основного принципа всего существования он выделял число.

Ксенофан (570-478 гг. до н. э)

Древнегреческий странствующий поэт и философ. Сатирик, отрицатель авторитетов эллинской культуры. Основное произведение – Силлы (сатиры) в 5 книгах, направленное «против всех поэтов и философов».

Гераклит Эфесский. (544—483 гг. до н. э.)

Древнегреческий философ, основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Основное сочинение — книга «О природе», состоявшая из трёх частей («О природе», «О государстве», «О Боге»).

Левкипп (5 в до н. э.).

Один из основателей древнегреческой атомистики, учитель Демокрита. Допускал существования небытия т.е пустоты.

Горгий (около 480- 380 гг. до н. э.)

Древнегреческий софист, крупнейший теоретик и учитель красноречия V века до н. э.. Автор сочинения « О природе, или о несуществующем»

Демокрит (около 460 — 370 гг. до н. э.)

Демокрит Абдерский – знаменитый древнегреческий философ, один из основателей атомистики и материалистической философии

Зенон (около 490-430 гг. до н. э.)

Зенон Элейский – древнегреческий философ, ученик Парменида, представитель Элейской школы. Знаменит своими апори́ями, которыми он пытался доказать противоречивость концепций движения, пространства и множества. Аристотель считал его основателем диалектики как искусства постижения истины посредством спора или истолкования противоположных мнений.

Протагор (480-410 гг. до н.э.)

Виднейший из софистов. Выдвинул тезис «человек есть мера всех вещей – сущих в их бытии и несущих в их небытии». Приобрёл известность благодаря преподавательской деятельности в ходе своих многолетних странствий.

Сократ (около 470/469-399 гг. до н. э)

Античный мыслитель, первый афинский философ. Учение Сократа знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Отдавал предпочтение устному рассуждению в ходе диалогов на площадях и в палестрах. Один из родоначальников диалектики как метода познания истины путем наводящих вопросов. Стал воплощением идеала мудреца.

Зенон из Китиона (около 334-262 гг. до н. э.)

Зенон Китийский, Зенон-сто́ик – древнегреческий философ, основал в Афинах школу стоиков.

Диоген (около 404- 323 гг. до н. э.)

Философ – киник. Практиковал крайний аскетизм. Считал себя гражданином мира. По преданию жил в бочке.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.)

Наиболее влиятельный из философов древности, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Основоположник формальной логики. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. «Первая философия Аристотеля» (позже была названа метафизикой) содержит учения об основных принципах бытия. Основные сочинения – «Метафизика», «Органон», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Поэтика».

Эпикур (341-270 гг. до н. э.)

Древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»). В молодости считал истинным наслаждением – наслаждение тела. А в старости признавал высшим наслаждением – развитие себя, познание разума.

Эпиктет (около 50— 138 гг.)

Древнегреческий философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу. Проповедовал идеи стоицизма: основная задача философии — научить различать то, что сделать в наших силах и что нет. Выдержки из его учения, известные под названиями «Беседы» и «Руководство» сохранились в записи его ученика Арриана.

Марк Аврелий. (121- 180 гг.)

Марк Аврелий Антони́н – римский император, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. Оставил философские записи – 12 книг, написанных на греческом языке, с общим названием «Рассуждения о самом себе».

Лао-Цзы

Этот загадочный философ жил примерно в VI веке до н.э. в Китае. Ему приписывается создание такого течения как «даосизм» (или «таосизм»). Основная идея этого учения — Дао, то есть особый Путь к Гармонии. Эти мысли стали очень важными для буддизма, конфуцианства и других философий Азии.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Литография портрета Лейбница

Лейбниц стоит в одном ряду с Декартом среди мыслителей-идеалистов. Из-за технического образования и склонности к аналитике, Лейбниц изначально считал, что мозг является сложнейшим механизмом. Однако позже он отказался от этих идей именно по причине совершенства мозга. По его идее, мозг состоял из Монад — тонких духовных субстанций.

Барух Спиноза

Легендарный «разрушитель мифов»

Спиноза был голландским иудеем, родившимся в начале XV века в Амстердаме. Он известен благодаря своим исследованиям в области рационализма и прагматизма в авраамических религиях. Например, он пытался доказать невозможность многих христианских чудес того времени. За что, как и положено, был не раз подвергнут гонениям со стороны властей.

Вольтер

Автор известных комедий и гуманист на портрете маслом

Французский философ эпохи Просвещения, Вольтер выступал за гуманизм, заботу о природе и ответственность за поступки человечества. Он резко критиковал религию и унижение человеческого достоинства.

Томас Гоббс

Автор идеи подчинения государству

Этот английский философ жил в неспокойные времена. Глядя на братоубийственные войны он сделал вывод, что гражданин должен подчиняться власти государства любой ценой, пока эта власть обеспечивает внутренний и внешний мир, так как нет ничего хуже войн.

Аврелий Августин

Портрет Августина, хранящийся в Ватикане

Аврелий родился на территории современного Алжира. Особо известен своим трудом «Исповедь», в котором описывает свой путь к христианству. В этом труде он часто рассуждал о свободе воли и предопределённости. Был канонизирован вскоре после смерти и считается одним из важнейших христианских авторов раннего периода.

Абу Хамид аль-Газали

Гравюра с изображением философа

Персидский философ, известный своей критикой трудов Аристотеля. Например, он указывал на ошибку утверждений в вечности мира и его бесконечности. Также он прямо поддерживал суфизм, мистическое направление ислама.

Сиддхартха Гаутама Будда

Гаутама Будда и его последователи

Пожалуй, самый известный индийский философ. Он пришёл к выводу, что все страдания человека являются следствием конфликта между стремлением к постоянству и отсутствием постоянства в мире.

Барон де Монтескьё

Профиль философа на полотне

Можно сказать, что Монтескьё является прадедушкой почти всех Конституций (В том числе и американской). Этот французский философ внёс в политическую науку неоценимый вклад.

Жан-Жак Руссо

Портрет кисти неизвестного художника

Известен не только своими работами в области гуманизма, но и весьма спорными для нас высказываниями (хоть и не лишёнными смысла). Он утверждал, что человек свободнее в анархии, нежели обществе. По его мнению, наука и прогресс не развивают человечества, а дают больше власти правительству.

Вместо заключения

Почему философские вопросы называют вечными?

Задавать вопросы — это суть человеческой природы. А любопытство заставляет людей открывать и узнавать обо всем, что их окружает. На протяжении всей истории человечества люди задали много вопросов, но которые они нашли исчерпывающие ответы.

Но есть вопросы, которые до сих пор остаются без ответов, их и называют вечными.

Что значит философский вопрос?

Это вопрос, на который нет однозначного и точного ответа. Каждый человек, отвечая на такой вопрос, пытается проанализировать и интерпретировать собственную точку зрения. Этот вопрос заставляет нас задуматься и по-другому мыслить, ведя к позитивной дискуссии.

Источники

  • https://edunews.ru/professii/obzor/nauka/filosof.html
  • https://FB.ru/article/213811/filosof—eto-professiya-ili-sostoyanie-dushi
  • https://www.syl.ru/article/327604/kto-takoy-filosof-i-chem-on-zanimaetsya-drevnie-filosofyi
  • https://qil.ru/40-glubokih-i-navodyashhih-voprosov-kotorye-zastavlyayut-zadumatsya/
  • https://saytpozitiva.ru/filosofskiye-voprosy.html
  • https://vidabonito.ru/filosofiya/10-glavnykh-filosofskikh-voprosov/
  • https://avisi.ru/filosofiya-chto-eto-takoe-opredelenie-i-funkcii-filosofii.html
  • https://zen.yandex.ua/media/id/5da139db92414d00b02d035d/s-chego-nachat-izuchat-filosofiiu-5-knig-kotorye-sdelaiut-vas-umnee-5da4db79fe289100b04b064c
  • https://fishki.net/3063153-25-velichajshih-filosofov-v-mire.html
  • https://infoselection.ru/infokatalog/religii-i-ucheniya/filosofiya/item/616-100-velikikh-filosofov
  • https://www.publy.ru/post/25225

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лайфхаки на каждый день, полезные советы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: